конспект занятия по развитию речи "Вежливые слова"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Масленникова Любовь Анатольевна

Развивать  cвязную, интонационно выразительную речь; обогащать словарный запас; способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам; систематизировать представления о нормах поведения, учить вежливо здороваться, прощаться со взрослыми и детьми, обращаться с просьбой, благодарить за услуги, не перебивать говорящего выслушивать собеседника, говорить спокойно, доброжелательно; воспитывать вежливость, доброжелательность, уважение к окружающим.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_vezhlivye_slova.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  С. ЯБЛОНОВЫЙ ГАЙ

ИВАНТЕЕВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Конспект открытого занятия

по развитию речи

Тема:  «Вежливые слова»

Занятие для детей старшей  группы

Подготовила

Масленникова Л. А.

воспитатель старшей группы 

- 2014-

Развивающая задача:

развивать  cвязную, интонационно выразительную речь; обогащать словарный запас; способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам;    

Обучающая задача:

систематизировать представления о нормах поведения: учить  вежливо здороваться, прощаться со  взрослыми и детьми, обращаться с просьбой, благодарить за услуги, не перебивать говорящего  выслушивать собеседника, говорить спокойно, доброжелательно.

Воспитательная задача:

    воспитывать вежливость, доброжелательность, уважение к окружающим.

Здоровьесберегающая задача:

   осуществлять оздоровительно - профилактические действия.

Предварительная работа:

   чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», В. Драгунского «Шиворот-навыворот», стихотворения  С. Маршака «Ежели вы вежливы», мексиканской сказки «Вежливый кролик», инсценировка сказки «Петушок и птичка», решение проблемных и игровых ситуаций: «Кто поступил правильно?», «Как поступил бы ты?», игры: «Эхо», «Покупаю игрушку», «Это я, это я, это все мои друзья», пословицы и поговорки.

Материалы:    

  сюжетные картинки, цветные карандаши, лист белой бумаги, картинки человечков с разным настроением, волшебный цветок.  

Виды детской деятельности:

  игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Часть занятия

Методы и приемы работы                                                                  

Содержание работы

Вводная часть

Организационный момент (словесный)

 -Какие слова называют вежливыми? Назовите вежливые слова.

 

 Слово это словно ключик,

Золотой сказочный,

Словно самый светлый лучик,

Звать его «Пожалуйста».

Во дворе, в семье, в саду

Слово это трудится,

У того, кто с ним в ладу,

Все на свете сбудется.

Основная часть

Дети садятся  на свои места , выполняют задание.

Вопросы

Игра «Вежливый шарик»

Беседа на тему «Вежливые обращения»

Физкульт

минутка «Мы  с друзьями»

Речевка

-Нарисуйте слово «пожалуйста» в виде золотого ключика.

-Как трудится слово «пожалуйста» во дворе, в семье, в детском саду?

-Почему это слово очень важное?

-Вспомните случай из своей жизни, когда слово «пожалуйста» вам помогло.

-Как нужно произносить это слово, чтобы оно согрело даже самого хмурого человека? Произнесите это слово.

Спасибо маме за заботу и папе за его работу,

Сестре и брату за компанию и бабушке за понимание.

Спасибо всем учителям, и воспитателям и няням,

Спасибо, что гордятся нами и добрым учат нас делам.

 

-За что вы говорите «спасибо» своим родным?

-Какое слово дружит со словом «спасибо»?

Воспитатель просит детей встать в круг и дает одному из детей красивый шарик.   Ребенок, получивший шарик, должен сказать  своему соседу по кругу спасибо за что-либо доброе, а затем передать ему шарик. Игра заканчивается, когда все в круге поблагодарят друг друга.

- Как можно поздороваться с другим человеком? Существует много волшебных слов, которые помогают нам общаться, поднимают настроение. Сегодня мы будем учиться правильно и вежливо обращаться друг к другу с просьбой.

 -Давайте представим, что вы обращаетесь с просьбой к знакомому человеку. Как это лучше сделать? Как вы думаете?

 -Обязательно нужно назвать по имени, посмотреть в глаза, не забыть сказать слово «Пожалуйста». Давайте попробуем.

   -Дима, дай мне, пожалуйста, игрушку.

   -Лена, если тебе нетрудно, помоги мне сложить книги.

   -Наташа, будь так добра, поправь мне, пожалуйста, воротник.

  -А теперь представим, что вам нужно обратиться к незнакомому человеку на улице, чтобы узнать, как найти магазин. Как вы думаете, можно сказать так?

   -Будьте добры …

   -Будьте любезны …

   -Если Вас не затруднит …

   -Помогите мне, пожалуйста.

   -Представьте, что вам нужно обратиться  к воспитателю, маме или другому взрослому, а он в это время разговаривает с кем  нибудь. Как это лучше сделать? Как вы думаете?

   -Извините, пожалуйста, что перебиваю вас, можно к вам обратиться?

   - Извините, я вам не помешаю, можно задать вопрос?

 -Думаю, что вы не забудете о нашем уроке вежливости и доставите окружающим радость от общения с вами.

Солнечным погожим днем

Мы с друзьями в лес идем.

Мы с собой несем корзинки.

Вот хорошая тропинка!

(ходьба на месте.)

Собираем землянику,

Ищем вкусную чернику,

Голубику, костянику,

Кисловатую бруснику.

(наклоны вперед.)

А вокруг полно малины.

Пройти мимо не могли мы.

Собираем по кустам.

Здесь  отличные места!

(повороты влево-вправо.)

Снова мы идем по лесу.

(ходьба на месте.)

А вокруг - так интересно!

(потягивания - руки в стороны.)

Отдохнуть пора, дружок.

Мы присядем на пенек.

   - Как можно узнать настроение человека?

   - Всегда ли у вас бывает хорошее настроение?

   - Почему бывает грустно?

   - Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь?

   - А если у твоего друга, мамы плохое настроение, как это заметишь?

   - Каким бывает лицо у такого человека?

   - Как вы можете поднять настроение?

   - Как можно вежливо спросить о причине плохого настроения?

   - Как вы узнаёте, что у человека хорошее настроение? Отчего оно бывает?

   - Как погода действует на настроение человека?

   - Если в доме гости, все веселые, праздник, а у тебя плохое настроение, будешь ли ты показывать его остальным?

Как ты думаешь, их это огорчит?

 - Давайте возьмём друг друга за руки и заглянем друг другу в глаза, скажем друг другу ласковые слова. Пусть у всех будет хорошее настроение.

 - Очень важно уметь определять настроение человека, быть внимательным и предусмотрительным, добрым, наблюдательным. Рассмотрите схематическое изображение лиц, изображающих  разное настроение. Определите настроение на каждом рисунке.

                                                                                

   

 -Каждый день, когда здороваетесь, улыбнитесь своему собеседнику, чтобы у всех было хорошее настроение.

          Все мы дружные ребята.

Мы ребята - дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.

  Мне сегодня было очень приятно с вами беседовать. Я хочу показать вам этот волшебный цветок - «цветок добрых слов». На каждом его лепестке живет какое-нибудь доброе слово.  Мы с вами прочитаем эти слова и послушаем о них стихи.

Это доброе слово «пожалуйста»

Повторяем мы поминутно,

Потому что нам без «пожалуйста»

Очень было бы неуютно.

-Добрый день! - тебе сказали.

-Добрый день!  - ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

-Здравствуйте! - ты скажешь человеку.

-Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

И наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

За что мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказать и сколько раз…

Нам желают доброго пути –

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Только к добру чему - нибудь.

Эти слова всем известны давно.

Видишь, они и просты, и не новы,

Но я опять повторяю все равно:

- Добрые люди, будьте здоровы!

Заключи- тельная часть

Рефлексия.

 -О каких особенных словах мы сегодня говорили?

- Почему эти слова называют «волшебными»?

-Почему эти слова очень важные?

Используемая литература:

  1. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи» «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» 2010
  2. Н.В. Лободина  «Комплексные занятия» «Учитель» 2011
  3. Журнал «Дошкольное воспитание» 5/06,3/08
  4. Журнал «Ребенок в детском саду» 1/02
  5. В.И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников» МОСКВА «ВАКО»2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

Конспект занятия по развитию речи "Зимние слова" подготовительная группа

На занятии уточняется артикуляция гласных и согласных звуков, соотношение звук - буква, дифференциация звуков "с-с\' "....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Прекрасная страна слов"

Задачи: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх.Упражнять в д...

Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Предложения состоят из слов, а слова из слогов"

Цель: Формировать у детей представление о том, что слова состоят из слогов, упражнять в деление слов на слоги, развивать психические процессы (мышление, память, внимание), развивать мелкую моторику....

Конспект занятия по развитию слоговой структуры слова. Тема: "Закрепление чёткого произнесения слов первого типа в предложениях с предлогом У"

Цель: учить употреблять предлог "У" в предложении.Задачи:- формировать умение соблюдать ритмический рисунок слов 1-го типа в предложении;- продолжать развитие произносительных умений;- продо...

Конспект занятия:Речевое развитие: "Волшебные слова"(дети 5-7лет)

Самоанализ игры - занятия Игра-занятие проведена с детьми старшей группы , возраст детей 5-7 лет. Конспект составлен с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей соответствующих...