Проект «Развитие речи дошкольников средствами театральной деятельности»
проект по развитию речи на тему

Щенская Анна Егоровна

Цель: Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

·         Формировать грамматически правильную речь.

·         Развивать умение владеть связной диалогической, монологической речью.

·         Обогащать, активизировать словарный запас ребенка.

·         Формировать устойчивый интерес к художественному слову, театрализованной деятельности.

·         Воспитывать уверенность в своих силах, развивать творческую инициативу, фантазию.

·         Вооружить родителей знаниями по вопросам, применения разнообразных методов развития речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shchenskaya.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Развитие речи дошкольников средствами театральной деятельности»

Цель: Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

  • Формировать грамматически правильную речь.
  • Развивать умение владеть связной диалогической, монологической речью.
  • Обогащать, активизировать словарный запас ребенка.
  • Формировать устойчивый интерес к художественному слову, театрализованной деятельности.
  • Воспитывать уверенность в своих силах, развивать творческую инициативу, фантазию.
  • Вооружить родителей знаниями по вопросам, применения разнообразных методов развития речи ребенка.

Этапы проекта

Название этапа

Сроки проведения

Содержание деятельности


Подготовительный

2013 г.

Изучение новых методик и технологий по вопросам развития речи детей дошкольного возраста, воспитания интереса к художественному слову и театрализованной деятельности.

Подборка материала

Разработка творческого проекта.

Составление перспективного плана реализации проекта

 Составление подборки стихов, загадок, упражнений на развитие интонационной выразительности.

 Разработка серии игр для развития речи детей средствами театрализованной деятельности.

Разработка сборника сценариев праздников, развлечений.

Разработка анкет для родителей по вопросам развития речи ребенка, необходимости воспитания интереса к художественной литературе, театрализованной деятельности.

Диагностический

2013 г.

Беседы, наблюдения, опросы детей с целью выявления интереса детей к художественной литературе, театрализованной деятельности;

Анализ состояния работы по разделу «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи по программе «От рождения до школы».

Проведение диагностики детей с целью выявления уровня усвоения программы по разделу «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи».

 Беседы с родителями с целью выявления интереса к вопросам развития речи ребенка, необходимости воспитания интереса к художественной литературе, театрализованной деятельности;

Основной, практический

2014 – 2017г.г.

Подготовка теоретического материала и разработка занятий, игр-занятий, сценариев праздников, развлечений.

 Оформление фоторубрики «Мы театром заниматься начинаем по утрам»

Организация выставок детских работ.

Изготовление декораций к сказкам, для настольного театра

 Занятия по театрализованной деятельности.

Совместные досуги, вечера отдыха, посещение театра.

Проведение практикумов для родителей

Участие родителей в спектаклях по сказкам Отслеживание промежуточных результатов, проведение контрольных срезов по развитию речи, усвоению раздела программы «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи».

Итоговый

Апрель-май

    2017 г.

 Совместный показ сказки:

 презентация опыта работы.

Отчет о проделанной работе на педагогическом совете

Отчет на родительском совете

 Выпуск методических рекомендаций

   Актуальность проекта состоит в том, что театральная деятельность сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка.

Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность.

 «Волшебный край!» - так когда–то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. «Любите ли вы театр, как я люблю его?» - спрашивал В.Г.Белинский,  глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. Чувство великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства.

Почему так велика потребность в театре?

 Во-первых, это связано с тем, что посещение театра – всегда праздник. Ощущение праздничности, которое связано с посещением театра, способно доставить человеку ни с чем несравнимую радость, осветить повседневную жизнь яркими впечатлениями и наполнить ее новыми чувствами и мыслями.

 Во-вторых, потребность в театре связана с тем, что в нем, как ни в одном другом виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью люди видят отражение своей жизни.

 Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием связной речи у дошкольников. Речь – это величайшее богатство данное человеку. И как любое богатство можно либо преумножить, либо незаметно растерять. Говорить – значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих.

    Ведь наше современное общество нуждается в людях самостоятельных, коммуникабельных, развитых, творческих. Исследование, проведенное Г.А.Волковой, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др. Именно настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. В творческом разыгрывании ролей в театрализованной игре ребенок свободен в передаче изображении особенностей ролевого поведения. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, т.е. проникнуть в его внутренний мир. И сделать это следует в процессе слушания произведения. Надо сказать, что современный ребенок, в жизнь которого рано и прочно входят аудиовизуальные средства информации (TV, видео), привыкает к облегченному восприятию художественных произведений. Облегченному, потому что ему преподносят готовый образ в отличие от образа, который складывается на основе представлений, работы воображения в процессе театрализованной деятельности.

    Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников и в том числе воспитателям. Однако проблема еще в том, что родители мало времени уделяют своим детям в плане: не всегда поддерживают разговор, не рассматривают картинок и тем более не составляют рассказов.

     В 2013 году приняла группу детей младшего дошкольного возраста. Общаясь с детьми, беседуя с родителями,  наблюдая за ними в начале учебного года, проанализировав результаты диагностики по развитию речи я сделала вывод, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи. Поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка в системе школьного обучения.

    Наблюдения за детьми показали, что дети испытывали трудности при выполнении разных заданий:

  • в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова;
  • умении вслушиваться в текст;
  •  улавливать интонации;
  •  особенности речевых оборотов;
  • четко, последовательно излагать мысль;
  • самостоятельно пересказать текст;
  • в исполнении роли ребенок не владел разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.).

    На  учебный год определяла цель и задачи, опираясь на  полезные рекомендаций о приемах педагогического руководства театрализованными играми содержащихся в работах Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Л.С. Фурминой и на результаты диагностики и собственные наблюдения за детьми.

    Исходя из цели и задач составила перспективный план  работы с детьми – это разные виды театрализованной деятельности ( многоперсонажная игра-драматизация по текстам русской народной сказки «Лиса и волк», праздник игры и сказки «Учимся говорить правильно», теневой театр по басням Крылова, настольный театр игрушек и картинок на магнитах, игры-драматизации с пальчиками, перчаточное), которые можно использовать как в индивидуальной, подгрупповой формы работы. Учитывая разный речевой уровень детей, проводила большую индивидуальную работу (в основном это дети с низким уровнем развития речи, а так же малоактивные), с целью развития речевых способностей у каждого ребенка. Это пересказ небольшого произведения, составление рассказов по картине, по серии сюжетных картин,  описательных рассказов, сочинение сказок и не просто сказок, а познавательных. В этих театрализованных играх дети обязательно в одних представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли, пользуясь монологической, диалогической речью в стихотворном стиле. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными или плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры.

    Особое внимание в работе с детьми по театрализованной деятельности  уделяю взаимодействию с семьей. Исходя из этого, для родителей были предложены разработки  «Как играть с детьми в театр дома?», «Какие игрушки нужно приобрести ребенку?». В этих консультациях имеются рекомендации, как развивать познавательные способности и интеллект у детей дошкольного возраста; как поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности, по мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях; предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помочь разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения; рассказать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях; рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей.

    Для оформления предметно-развивающей среды вместе с детьми сделали картины на магнитах, персонажи по сказкам для теневого театра, а с помощью родителей приобрели настольный театр и куклы «би-ба-бо».

    Сравнивая результаты на начало и конец учебного года, можно отметить положительную динамику развития связной речи у детей дошкольного возраста. Надеюсь поставленные цель и задачи, а так же разработанный мною проект «Сказка своими руками» позволит повысить уровень развития речи у детей к школьному периоду.

В последующие учебные годы необходимо уделить серьезное внимание подбору литературных произведений, создать более благоприятные условия для развития и заботиться об оснащении театрализованных игр. Планирую приобрести театральные игрушки, мастерить игрушки-самоделки, создавать фонд костюмов, обновлять декорации, атрибуты. Вызвать интерес к театрализованной деятельности; учить согласовывать свои действия  с действиями партнера (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру); вызвать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”

Проект“Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”.Характеристика проекта.1.1 Цель:развитие и профилактика речевых нарушений, через театрально – игровую деятельность.Задачи:созда...

Методическая разработка на тему: «Развитие родной речи дошкольников средствами театральной деятельности»

Театр — один из видов искусства, помогающий решить в детском саду многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные: с художественным образованием и воспитанием детей; формированием э...

проект по развитию речи по средствам театральной деятельности в старшей группе

Проект по развитию речи в старшей группе: " В гостях у сказки"....

проект по развитию речи по средствам театральной деятельности в старшей группе

Проект по развитию речи в старшей группе: " В гостях у сказки"....

Материалы к семинару "Развитие речи дошкольников средствами театральной деятельности"

Представлен материал по актуальности темы, указаны задачи работы с дошкольниками по теме, представлен план работы, диагностика, классификация театрализованных игр...

Проект «Развитие речи дошкольников средствами театральной деятельности»

Проект «Развитие речи дошкольников средствами театральной деятельности»...

«Развитие речи дошкольников средствами театральной деятельности»

laquo;Развитие речи дошкольников средствами театральной деятельности»...