Разитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии моделирования при ознакомлении с художественной литературой.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Брюханова Наталья Александровна

Представлено эссе из опыта работы и конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_bryuhanovoy_n.a.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проведенное анкетирование на тему взаимодействия детей и родителей (на вопрос «С какого возраста вы начали читать детям») привело меня к теме моего опыта, многие родители отвечали с 3-3,5 лет. Почему же потом они удивлялись, что дети не проявляли интереса к слушанию сказок и рассматриванию иллюстраций. Основным их увлечением становился телевизор, а книга была своего рода «бесполезной игрушкой».

        Сущность моего опыта в этих условиях была в создании творческо-деятельностной среды при ознакомлении дошкольников с художественной литературой, которая будет способствовать развитию художественного восприятия и эстетического вкуса, воспитанию любви к книге как произведению искусства и приобщению детей к чтению.

       Новизна опыта в гибком сочетании игровой  технологии на занятиях по ознакомлению с художественной литературой с современными образовательными и здоровьесберегающими технологиями.

         В чем я вижу актуальность своего опыта:

    Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования фундамента будущего талантливого читателя, дети приходят в школу, владеющие техникой чтения, но совершенно не любят читать, оценивать прочитанное и выделять главное.

  Книга в мире технического прогресса  сейчас ушла на второй план.  Опрос родителей показал, что  чаще чтение книг они заменяют просмотром мультфильма или слушанием аудиодиска, но только книга развивает сразу три канала восприятия: зрительный, аудиальный и кинестетический, тогда как телевизор или аудиодиск только один (либо визульный или аудиоальный).

  Чем выше развито художественное восприятие  ребенка, тем шире он смотрит на мир и переносит свои чувства и переживания в собственное мироощущение.

       Как же разбудить интерес к книге у детей? Кому отводится ведущая роль?  Во взаимодействии родителей, воспитателей и детей велика роль взрослого, любящего и знающего литературу, имеющий вкус в отборе произведений, живущий под впечатлением собственных встреч с книгой. Чтобы привлечь детей, я рассказала им о своем любимом авторе Андерсене, принесла свою любимую книгу сказок. Она была красивая,  с интересными иллюстрациями. Показывала на непродолжительное время. Говорила о том,  как надо обращаться с книгой, рассматривая ее сидя за столом.  Рассказала  сказку, прервав на самом интересном месте,  и наблюдала за детьми.  В течение дня они подходили, задавали вопросы о том,  чем же закончилась сказка,  рассматривали книгу и по иллюстрациям пытались догадаться. В следующий раз,  выслушав все мнения детей, я усадила их рядом, взяла книгу в руки и прочитала окончание сказки. А потом мы нарисовали рисунки к этой сказке и устроили выставку. Позже дети стали приносить свои домашние книги, и мы зачитывали из них любимые произведения детей. Родители отметили возникший интерес детей к книгам и поддержали его.

В работе совместно с родителями мы организуем тематические выставки, конкурсы чтения стихов, литературные гостиные, поездки в кукольный театр. Родителей привлекаю к семейным домашним чтениям, созданию собственной библиотеки, подготовке художественных  атрибутов. Помогают и узкие специалисты. Вместе с социальным педагогом ходим на экскурсии в библиотеки и книжные магазины города. Ребята с преподавателем по ИЗО расписали деревянные ложки по сказке «Колобок». Дети принимают самое активное участие в конкурсах чтения стихов, литературных викторинах, инсценированиях сказок и басен.

Дети  играют в русские народные игры с использованием считалок, рисуют рисунки к знакомым произведениям, играют в сюжетно-ролевые игры «Телестудия», «Книжкина больница», «Семья»  и др., где с удовольствием читают любимые стихотворения наизусть и поют колыбельные песни. Когда герои произведений становятся эмоционально близки детскому восприятию, они легче и свободнее входят в образ при инсценировании сказок и басен.

Очень важно правильно выстроить работу по всем основным жанрам литературных произведений. Поэтому для развития художественного восприятия особое значение во второй младшей группе я уделила знакомству со сказкой. Детям они очень понятны и они постепенно учатся воспринимать художественный текст на слух.

Сказки есть в каждом доме, их читают всем детям дошкольного возраста. Сказки – это первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром. Они дают возможность ребенку впервые испытать храбрость и стойкость, различить добро и зло. Но сегодня родители заменяют рассказывание сказки просмотром мультфильма по мотивам какой-либо сказки. Исчезает традиционное общение с книгой – семейное чтение с рассматриванием и обсуждением иллюстраций, беседой о содержании сказки, желанием найти в ней мораль, нравственный урок. Поэтому на данном этапе очень важно вызвать интерес у родителей к сказке как первому художественному жанру, с которым необходимо знакомить своих детей как можно раньше.  Приглашая детей в мир сказки, полной волшебства, неожиданностей, переживаний, чудесных превращений я развивала детское восприятие. Именно сказка помогает детям стать умными, любознательными, сообразительными и чувственными к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей. Рассказывая, сочиняя сказку, ребенок развивает свою речь и обогащает ее своей фантазией. «Проживая» сказку, перевоплощаясь в сказочных героев то  в хитрую лису и добродушного зайца, то в злого волка и доброго медведя дети на основе чувственного восприятия учатся понимать все грани своей личности, нормы нравственного поведения. Сказки помогут предупредить у ребенка проявления черствости, жестокости, недоброжелательности.  

        Обязательно, учитываю региональный компонент при планировании и мы с удовольствием знакомимся с корякскими и ительменскими сказками.    

Знакомя детей со стихотворной  формой лирических произведений, потешек, басен, чистоговорок, использую наглядные схемы-иллюстрации.

Заучивая программные стихи, отметила, что дети с трудом их запоминают, а через некоторое  время забывают. Используя игровые приемы запоминания и опору на наглядные схемы-иллюстрации, которые сама рисую к строкам произведений, я отметила, что дети быстрее запоминают и воспроизводят стихотворения по схемам через довольно продолжительное время. Используемые приемы  помогают в работе над выразительностью, тембром  и четкостью при произношении и чтении стихотворений.

У художественной литературы на каждой ступени свои задачи, но в рамках новых образовательных стандартов в школе сокращается количество часов русского языка и литературы, объем художественных произведений, соответственно результатом будет то, что мы растеряем русское богатство нашего языка, станем нищие духом и потеряем духовность, поэтому важно сейчас приобщать детей к высокохудожественной литературе совместно с родителями, чтобы не утратить духовную связь поколений. Ведь еще »  В. Брюсов говорил:  «Привлечь ребенка к чтению – одна из первых задач воспитания. Кто полюбит читать, тот невольно, незаметно для себя приобретет множество знаний, и нужно будет  лишь внести в эти знания систему, чтобы создать человека образованного, и что самое главное, духовно богатого, сердечного, открытого людям, миру и добру».

Конспект непосредственно образовательной деятельности   в подготовительной группе

                         

       Тема: И.З. Суриков «Зима».

Направление: Познавательно-речевое развитие

Область: Коммуникация. Чтение художественной литературы»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».

Цель занятия:

Обучающие: приобщать детей к высокохудожественной литературе, расширять мир писательских имен, продолжать учить заучивать наизусть небольшие произведения с опорой на иллюстрации (мнемосхемы), ввести в  словарь слова: телестудия, телеведущий, телезрители, телепередача;

Развивающие: развивать речь детей, выразительность, эмоциональность при чтении стихотворения, логическое мышление;

Воспитательные:  воспитывать умение слушать друг друга при чтении стихотворения, доброжелательное отношение друг к другу;

Оздоровительные:  соблюдать гигиенические нормы к проведению занятия, способствовать смене двигательной активности детей, развивать общую моторику.

Словарная работа:

  • Телестудия -  специально оборудованное помещение, откуда ведутся телевизионные передачи.
  • Телеведущий - сотрудник телевизионного канала, который ведет программы (новостные, развлекательные, спортивные и др.).
  • Телезритель - тот, кто смотрит телевизионные передачи
  • Телепередача – видеоматериал программы, которая передается по телевидению, из телевизионного центра.

       Методы и приемы: наглядные (мнемосхемы), словесные (чтение наизусть_воспитателем,   беседа, вопросы, указания воспитателя, чтение наизусть по цепочке, слоговое чтение, чтение наизусть с разной интонацией),  практические (инсценирование движениями тела, игра в телестудию)

Оборудование: макет телевизора, пульт  от телевизора, мнемосхемы к стихотворению И.З. Сурикова «Зима», конверты  с разрезными картинками-иллюстрациями  к стихотворению И.З. Сурикова для каждого ребенка,  волшебная палочка, портрет И.З. Сурикова, книга стихотворений И.З. Сурикова.

Ход:

  1.  Воспитатель: - Что вы больше любите слушать (сказки, рассказы, стихи или что то из народного творчества?  

- Каких поэтов, писателей вы знаете?

Я тоже люблю сказки, но сегодня я приглашаю вас в телестудию.

- Как вы думаете, что такое телестудия? (помещение, место, где снимают  и проходят телепередачи).

- Что такое телепередача? Назовите ваши любимые телепередачи?

     - Как называют людей, которые участвуют в телепередаче?

      -  А мы с вами кем являемся,  когда смотрим телевизор?

- Сегодня наши гости будут телезрителями, а мы участниками .

     - Как вы думаете какую роль буду исполнять я в телестудии? Что делает телеведущая?

Воспитатель: Сегодня я вам принесла книгу стихотворений Ивана Сурикова и подарю одно красивое стихотворение. Обратите внимание на его портрет. Иван Суриков любил писать о природе, временах года. И одно из его стихотворений называется «Зима». Сегодня мы выучим это стихотворение и сможем прочесть в нашей телестудии.

Сейчас я вам его прочту, а вы послушаете, и скажите, какие приметы  зимы отмечает автор в этом стихотворении.

Чтение 1-е воспитателем.

  1. Беседа после чтения стихотворения:

- понравилось ли вам стихотворение ?

- о чем рассказывается в стихотворении?

-о каком снеге ?

-как автор описывает лес?

- с чем сравнивается лес?

- что такое пелена? Более точный ответ вы сможете найти в словаре

- Назовите признаки зимы, которые отмечает автор совами из этого стихотворения? (снег кружится, падает, ложится, поле снегом забелело, лес заснул крепко, непробудно, стали дни коротки, солнце светит мало, пришли морозцы).

 - Как вы понимаете «И под утро снегом поле забелело. Что значит забелело?

Игра 1. Давайте попробуем выразить  поэтический образ стихотворения через движения. Я буду медленно читать строчки стихотворения, а вы показывать движения. Встаем, Готовы?

Молодцы, каждый из вас смог передать свой образ зимы.

Игра 2. Теперь поиграем в игру «Спрашиваю-отвечаем», я спрашиваю вас строчкой из стихотворения, а вы мне этой же строчкой отвечаете, но ударение делаете на то слово, которое я сильнее выделяю голосом.

- Белый снег пушистый в воздухе кружится?

- И на землю тихо падает ложится?

- И под утро снегом поле забелело?

- Точно пеленою все его одело?

- Темный лес,  что шапкой принакрылся чудной?

- И заснул под нею крепко, непробудно?

         - Стали дни коротки? Солнце светит мало?

- Вот пришли морозцы? И зима настала?

         Игра 3.  А теперь встанем и поиграем в игру « Роботы ». Будем произносить слова отрывно по слогам.

Игра 4. Посмотрите, что у меня в руках? И сейчас мы поиграем в игру «Продолжи». Я начинаю строчку, а продолжает тот на кого укажет волшебная палочка, но строчку необходимо проговаривать целиком с самого начала четко и громко.

Воспитатель:  -Ребята, я нарисовала картинки к нашему стихотворению. Они лежат у вас в конвертах на столах, сейчас вы пройдете к своим местам, достаните картинки и разложите их перед собой. Давайте определим какая картинка подойдет к первой строчке стихотворения? Выкладывать будем слева направо. Кто желает поработать у доски? (работа у доски и за столами).

- Молодцы, а теперь давайте хором  прочитаем стихотворение по картинкам, четко проговаривая каждое слово. Поставьте указательный пальчик под первой картинкой и следите. Молодцы!

Воспитатель: А теперь мы готовы оказаться в телестудии. (Ставлю телевизор).  

 - Здравствуйте, дорогие телезрители, я приветствую вас, в нашей телепередаче « Литературная гостиная», в которой мы сможем принять участие и прочесть стихотворение Сурикова «Зима». На правах телеведущей я открою литературную гостиную и прочту стихотворение.

 Чтение 2-е воспитателем.

- Кто из вас желает прочесть стихотворение Сурикова?

Чтение детей (3-4 чел).

- Я знаю, что вы приготовили для нашей телепередачи свои любимые стихи и сейчас я предлагаю вам их прочитать. Кто желает?

Чтение стихов.

Воспитатель:

- Легко ли вам было быть участниками телепередачи и почему?

- Заинтересовано ли вы слушали друг друга и почему?

- Назовите тех авторов, стихотворения которых сегодня вы услышали в телепередаче?

- Кто, по вашему мнению, более выразительно и эмоционально прочитал стихотворение?

- Кого из чтецов вы бы отправили на конкурс чтения стихов и почему?

Воспитатель:

Уважаемые телезрители наша телепередача подошла к концу, спасибо вам за внимание. Благодарю участников, телезрителей и гостей телестудии.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Развитие художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста через использование пластилинографии

Обновление содержания дошкольного образования в связи с введением ФГОС ДО требует от педагогов профессионализма, позволяющего определить новые подходы к организации детской деятельности.Поощрение твор...

Опыт работы «Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование изобразительных средств пластилинографии»

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие детского творчества.Намечаются новые пут...

конспект интегрированной совместной образовательно-художественной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий: "День города"

Используемые технологии:Ø     Технология интегрированного занятия;Ø     Проблемная ситуация, стимулирующая детей к поиску ее решения;Ø     Т...

«Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий».

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Важная задача - создание в группе оптимальных условий для развития фонематическо...

Дополнительная программа дошкольного образования по художественно- эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста по конструированию и моделированию «Юный инженер»

Перспективно- тематическое планированиеНаправления: «Конструктивно-модельная деятельность»Старший дошкольный возрастДетское конструирование – это один из видов художественно-изо...

«Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии М.В. Крулехта «Лесенка трудового процесса»

Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности маленького человека. В дошкольном возрасте у ребенка насыщенный эмоциональный фон, он особенно чувствителен к разли...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием технологий моделирования

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как ...