Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему:«Лето. Насекомые»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Наталья Анатольевна Рязанцева

На занятии активизируются понятия по темам: " Насекомые", "Полевые цветы",  "Дикие животные", "Лето, летние забавы". Проводится как итоговое. В занятии используются интерактивные технологии Mimio.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

компенсирующей направленности на тему: «В гостях у Пчёлки»

Цель: Формирование предпосылок речевой компетентности.

Коррекционно-образовательные задачи: расширение и углубление представлений о насекомых, полевых цветах; активизация и актуализация словаря по темам «Насекомые», «Полевые цветы», «Лето»; совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, правильное употребление окончаний существительных в косвенных падежах); автоматизация правильного произношения поставленных звуков в связной речи; совершенствование элементарных математических представлений (совершенствование навыков счета в пределах восьми).

Коррекционно-развивающне задачи: совершенствование длительного плавного выдоха, диалогической речи, фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, ловкости.

Коррекционно-воспитательные задачи: продолжать формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности; воспитание любви и бережного отношения к природе.

Технологии: интерактивные технологии Mimio,здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии, технологии развивающего обучения.

Оснащение педагогического процесса: комплект оборудования Mimio-studio, музыкальная игрушка Пчёлка, мяч.

Предварительная работа: рассматривание насекомых на картинках, в презентации и во время прогулки, беседа о них. Чтение сказки К. Чуковского «Тараканище», рассказов К. Ушинского «Пчелки на разведках», В. Зотова «Божья коровка», «Кузнечик». Разучивание упражнения «Гусеница». Разучивание загадок о насекомых, стихотворений о цветах, работа над общими речевыми навыками.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

1. Организационный момент. Логопед приглашает детей и организует приветствие гостей. Дети садятся на стульчики.

Слайд№1.Логопед. К нам прилетела Пчёлка. Она просит вас ей помочь. Пчёлка ещё не умеет считать и не знает, сколько бабочек  и сколько кузнечиков на полянке. Давайте поможем Пчёлке их посчитать. Девочки считают бабочек. Сколько всего бабочек?  (Шесть бабочек). Мальчики считают кузнечиков. Сколько всего кузнечиков? (Пять кузнечиков). Кого больше? (Больше бабочек). На сколько бабочек больше, чем кузнечиков? (На одну бабочку).  А на сколько кузнечиков меньше, чем бабочек? (На одного кузнечика). А что можно сделать, чтобы бабочек и кузнечиков стало поровну? (Убрать одну бабочку или добавить одного кузнечика).

2. Повторение Логопед. Молодцы Пчёлка благодарит вас за помощь, но у неё есть ещё одно задание. Знаете ли вы загадки о насекомых?

Слайд №2  1-й ребёнок   Звон весь день в ушах стоит.

                                           Надо мною кто звенит?

                                           Прилетел он со двора.

                                            Длинный нос у...

Дети. Комара.

Логопед. Правильно. А как назвать его ласково?

Дети. Комарик. (На слайде появляется комар.)

Слайд №3 Логопед.  Комарик хочет поиграть с вами. Как вы думаете, что любят больше всего на свете насекомые? Без чего они не смогут прожить?

Дети. Больше всего на свете насекомые любят цветы.

Логопед. Совершенно верно. Посмотрите у нас много цветов и их нужно рассадить правильно, чтобы они не погибли. Полевые цветы – на лужайку. Садовые (или декоративные – на клумбу), водяные цветы – в водоем, а лесные цветы – на лесную полянку. Нужно не просто передвинуть цветок, но и рассказать про него стихотворение

Дети по очереди выходят и передвигают цветы.

1-й ребёнок   Колокольчик

Зимний холод завершился,
Наступило лето.
Колокольчик распустился
Цвета фиолета.

Колокольчик полевой цветок, поэтому должен расти его на лугу

2-й ребенок. Незабудки

Их видимо-невидимо,

Не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал —

Веселых, голубых?

Незабудки полевые цветы, поэтому должны расти его на лугу

3-й ребенок. Кактус

На веранде, где цветочки,

Я сижу в своём горшочке.

Я, конечно, невелик,

Но смотри – ужалю вмиг.

Кактус – комнатное растение, поэтому перенесём его в цветочный горшок.    

4-й ребенок. Подснежник

Я родился!

Я родился!

Снег пробил,

На свет явился!

Подснежники растут в лесу.

5-й ребёнок  Васильки

Жаркие деньки.
В поле — васильки.
Заплету в венок
Синий василёк!

Васильки растут в поле.

6-й ребёнок   Тюльпан

Стройный стебелёк,
Алый лепесток.
В жёлтой серединке
Чёрные тычинки.

Тюльпаны садовые цветы, поэтому посадим их на клумбу.

7-й ребёнок  Фиалка

На солнечной опушке

Фиалка расцвела -

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

Фиалка растёт в лесу.

Логопед. Спасибо, вы очень хорошо справились с заданием. Может быть, вы ещё знаете загадки о насекомых.

Слайд №4   2-й ребенок. На вид, конечно, мелковаты,

                                                      Но всё, что можно, тащат в дом.

                                                      Неугомонные ребята

                                                      Вся жизнь их связана с трудом.

Дети. Муравьи.

Логопед. Правильно. А как назвать их ласково? (Муравьишки) На слайде появляется муравей. Муравей тоже приготовил вам задание. Он просит вас слушать внимательно и посчитать, сколько названий насекомых вы услышите?

Слайд №5 Насекомых мы считаем

Дружно пальцы загибаем.

Бабочка летит, порхает,

Нектар с цветочков собирает.

Гусеница тут неспешно

Грызёт листок капусты нежной.

Пчела-работница жужжит

И в улей весело летит.

Стрекоза-красавица

Всем нам очень нравится!

Муравей несёт иголку

В дом высокий свой под ёлку.

Кузнечик весело стрекочет,

А жук ползёт, и рог свой точит.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит.

Логопед. Сколько насекомых вы насчитали?

Дети. Восемь.

Логопед. Замечательно. Давайте назовём их всех по порядку. Бабочка, гусеница, пчела, стрекоза, муравей, кузнечик, жук, комар. (Дети называют насекомых из стихотворения, а на доске появляются их изображения).

Давайте вспомним ещё загадки про насекомых.
Слайд №6   3-й ребенок        Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

Дети. Пчела, а ласково пчёлка.

3. Физ. минутка  Логопед. Верно. Давайте поиграем. Вы помните как жужжит пчела? Носиком вдохнули. Губки округлили. Язычок подняли и зажужжали. Полетели на лужайку. Давайте споём вместе с пчёлкой её песенку.

Я порхаю на лугу.

Спать в цветочке я могу.

И росою умываться,

Хлопать, прыгать, кувыркаться

В травке солнышком согрета,

Неразлучны я и лето.

Слайд № 7 Логопед. Молодцы, полетели на место. Посмотрите, сколько друзей прилетело к пчёлке. Давайте всех их отыщем и назовём.

Дети. Пчёлка нашла бабочку. (Двигают бабочку к пчёлке). Пчёлка нашла кузнечика (двигают кузнечика к пчёлке) и т.д.

Логопед. Давайте вспомним ещё загадки про насекомых.
Слайд № 8   4-й ребенок       Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел

А он вспорхнул и улетел.

Дети. Это бабочка.

Логопед. Совершенно верно.

Слайд № 9  Найдите на доске двух одинаковых бабочек.

Выполняют задание девочки.

Логопед. А знаете ли вы потешки про божью коровку?

Слайд №10  Божья коровка полети на небо.

                       Там твои детки кушают конфетки.

                       Всем по одной, а тебе ни одной.

Вот и нам нужно отправить божью коровку на то облако, на котором написана цифра, соответствующая точкам на её спинке. Выполняют задание мальчики.

Логопед. А я знаю ещё одну загадку о насекомых, а вы?

Слайд №11  5-й ребенок         Шелестящий вертолёт

Вдруг отправился в полёт

Он над лугом полетал,

На цветочках отдыхал.

Дети. Это стрекоза, а ласково стрекозушка. (На слайде появляется стрекоза)

Слайд №12  Логопед. Стрекоза приготовила вам задание: подумайте и назовите кто здесь лишний.

Дети. Лишняя белка, потому что она животное, а все остальные насекомые.

Слайд №13  Логопед. Правильно белка не насекомое, но это не мешает ей дружить с ними. В лесу мирно и дружно живут и насекомые и звери. Посмотрите, как они играют с мишкой в прятки. Хотите и вы поиграть? Закрывайте глаза (логопед убирает картинку), открывайте глаза. Кого не стало?

Дети. Не стало муравья и т.д.

4. Итог занятия. Логопед. Молодцы, вы были такими внимательными, такими дружными, как настоящая команда. Наше занятие подходит к концу, и в заключении я хотела, чтобы вы помогли мне передать послание для всех жителей  Земли:

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса! 

Как вы думаете, чтобы наше послание осуществилось, что нужно делать?

Дети. Нужно беречь природу!

Логопед. Наше занятие закончилось, большое вам спасибо, мне было очень приятно с вами путешествовать. А наша Пчёлка приготовила для вас угощение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема: «Транспорт».

Конспект будет интересен логопедам работающим в группах компенсирующей направленности....

КОНСПЕКТ логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Что нам стоит дом построить»

Данное занятие было проведено в группе компенсирующей направленности. Большое внимание было уделено обогащению и активизации словарного запаса детей. Они узнали много новых слов, учились самостоятельн...

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по формированию грамматического строя речи. Тема: «Зимующие птицы»

Данный материал помогает расширить у детей представление о зимующих птицах, их строении, понятии «зимующие птицы»....

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Домашние птицы". Звук ПЬ. Буква П п

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Домашние птицы».Звук ПЬ. Буква П...

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности.

На занятии идет:Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных ягодах и грибах, местах их произрастания; активизация  «Ягоды и гриб...

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Идём в гости к гласным звукам»

В конспекте сформулированы цель и задачи занятия, описана предварителтная работа и  педагогические технологии....