Конспект НОД по социально – коммуникативному развитию по теме: «Народные умельцы»  
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Палева Светлана Юрьевна

 

Образовательные задачи:

  • Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, о его быте, обычаях, гостеприимстве.
  • Познакомить детей с некоторыми видами ремесел (кузнечье, гончарство, литье).
  • Обогащать словарь детей (кочерга, кузнец, литейщики, сундук, узоры крученные).  

Развивающие задачи:

Развивать творчество детей, стремление подражать народным умельцам.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, доброту в детях по восстановлению утраченных ценностей.

Оборудование: макет славянской избы, домашняя утварь, костюмы, сундук.

Методическая литература: «Программа воспитания и обучения в детском саду», Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина», О.Л.Князева «Как жили люди на Руси», М.Семенова «Мы славяне», «Знакомство детей с русским народным творчеством» Куприна Л.С., Бударина Т.А. и др.

Предварительная работа:

1. Рассматривание картин с деревянными постройками (избы)

2. Знакомство с предметами быта, их назначением по картинкам.

3. Изготовление макета – славянская изба с предметами быта.

4. Разучивание пословиц и поговорок.

 

Ход занятия: Хозяйка встречает детей в избе. В руках  у нее шитье. Она исполняет песню:

                                             «Игла – барыня, княгиня.

                                              Весь мир нарядила,

                                              Нарядила, обшила,

                                              Сама нагая ходила.

                                              Она тонка да длинна,

                                              Одноуха, остра,

                                              Всему миру красна»

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим к себе в избу. Как я рада, что вы пожаловали ко мне в гости. Проходите. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Дети: А что ты хозяюшка делаешь?

Хозяйка: Занимаюсь шитьем да песню пою. Ведь русские песни разные: они и веселят, и грусть навевают, и работа с ними спорится. Долгими зимними вечерами под русскую песню люди занимались разными  ремеслами. В моей избе есть сундучок загадок. Кто отгадает загадку из сундучка, тот и расскажет нам об этом ремесле.

Хозяйка: А теперь внимательно слушайте:

«Черный конь прыгает в огонь»

Дети: (Кочерга.)

Хозяйка: А из чего сделана кочерга? (Ответы детей)

Хозяйка: А для чего она нужна? (Ответы детей)

Хозяйка: Правильно, дети, кочерга сделана из железа руками могучего кузнеца. А его ремесло называют кузнечество.

Хозяйка: Кто же хочет рассказать нам о работе кузнеца?

(Рассказ ребенка  о работе кузнеца. Очень давно люди подметили, что если сильно нагреть металл, он становится более мягким, из него можно делать разные вещи. С этого и началось кузнечное дело. Кузнецы ковали посуду – ножи, ложки; предметы быта – серпы, косы, топоры, подковы; оружие и доспехи – мечи, латы, сабли, шлемы.)

Хозяйка: Кого еще называли кузнецами? (Ответы детей)

Хозяйка: А что еще отливали литейщики из металла? (Ответы детей)

Хозяйка: Молодцы все рассказали о ремесле кузнеца.

Хозяйка: Ну, а теперь следующая загадка из моего сундучка:

                               «На топтале был,

                                На пожаре был, Домой пришел-

                                Семью кормил»

Дети: Горшок.

Хозяйка: Из чего сделан горшок? (Ответы детей)

Хозяйка: А как называется ремесло гончара? (Ответы детей)

Хозяйка: А что вы знаете об этом интересном ремесле? (Рассказ детей)

Хозяйка: Молодцы, хорошо рассказали о гончарном ремесле. А сейчас мы с вами поиграем в  народную игру «Горшки». Ведь все свои изделия мастера – гончары продавали, а для этого их везли на ярмарку. Вот и мы с вами встанем в круг и будем «продавать горшки». Вот видите, какие прочные, нужные в хозяйстве изделия изготавливали гончары.

Хозяйка:  А теперь еще одна загадка из моего сундучка:

                                «Всех кормлю с охотою, а сама безротая»

Дети: Ложка.

Хозяйка:  А кто скажет из какого материала сделана эта ложка? (Ответы детей)

Хозяйка: А для чего служила ложка? (Ответы детей)

Хозяйка: Правильно, ребята, в старину ложки вырезали из дерева.

Хозяйка: А теперь посмотрите чем отличаются эти две ложки? (Ответы детей)

Хозяйка: Каким узором расписывали ложки? Как называется эта роспись?

(Ответы детей)

Хозяйка: Дети, но ложки служили не только предметом быта, но еще были прекрасными музыкальными инструментами.

                              «Ложечки точенные, узоры крученные,

                              Хочешь щи ими хлебай, а хочешь музыку играй

                              Ложечки точенные, ручки золоченные

                               Вы стучите посильней, веселите всех детей.»

Под рус.народную песню дети играют на ложках.

Хозяйка: Вот и закончились загадки в моем сундучке. Скажите пожалуйста, а о каких ремеслах мы с вами сегодня беседовали? (Ответы детей)

Хозяйка: Правильно. Люди, занимающиеся этими ремеслами были очень трудолюбивые, умелые и умные. В свои изделия они вкладывали всю душу, всю любовь, все старание. Недаром о них русским народом сложено немало пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. «Дело мастера боится», «Без дела жить – только небо коптить», «Маленькое дело- лучше большого безделья, «Есть терпенье – будет и уменье», «Всякому молодцу – ремесло к лицу».

Хозяйка: Ну  а теперь, дорогие гости, мне с вами прощаться пора. Приходите еще ко мне в избу. А теперь вам пора в детский сад. А меня дальше работа ждет.

Дети выходят из избы. Хозяйка сидит и продолжает заниматься шитьем под русскую народную мелодию.

 

Образовательные задачи:

  • Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, о его быте, обычаях, гостеприимстве.
  • Познакомить детей с некоторыми видами ремесел (кузнечье, гончарство, литье).
  • Обогащать словарь детей (кочерга, кузнец, литейщики, сундук, узоры крученные).  

Развивающие задачи:

Развивать творчество детей, стремление подражать народным умельцам.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, доброту в детях по восстановлению утраченных ценностей.

Оборудование: макет славянской избы, домашняя утварь, костюмы, сундук.

Методическая литература: «Программа воспитания и обучения в детском саду», Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина», О.Л.Князева «Как жили люди на Руси», М.Семенова «Мы славяне», «Знакомство детей с русским народным творчеством» Куприна Л.С., Бударина Т.А. и др.

Предварительная работа:

1. Рассматривание картин с деревянными постройками (избы)

2. Знакомство с предметами быта, их назначением по картинкам.

3. Изготовление макета – славянская изба с предметами быта.

4. Разучивание пословиц и поговорок.

 

Ход занятия: Хозяйка встречает детей в избе. В руках  у нее шитье. Она исполняет песню:

                                              «Игла – барыня, княгиня.

                                              Весь мир нарядила,

                                              Нарядила, обшила,

                                              Сама нагая ходила.

                                              Она тонка да длинна,

                                              Одноуха, остра,

                                              Всему миру красна»

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим к себе в избу. Как я рада, что вы пожаловали ко мне в гости. Проходите. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Дети: А что ты хозяюшка делаешь?

Хозяйка: Занимаюсь шитьем да песню пою. Ведь русские песни разные: они и веселят, и грусть навевают, и работа с ними спорится. Долгими зимними вечерами под русскую песню люди занимались разными  ремеслами. В моей избе есть сундучок загадок. Кто отгадает загадку из сундучка, тот и расскажет нам об этом ремесле.

Хозяйка: А теперь внимательно слушайте:

«Черный конь прыгает в огонь»

Дети: (Кочерга.)

Хозяйка: А из чего сделана кочерга? (Ответы детей)

Хозяйка: А для чего она нужна? (Ответы детей)

Хозяйка: Правильно, дети, кочерга сделана из железа руками могучего кузнеца. А его ремесло называют кузнечество.

Хозяйка: Кто же хочет рассказать нам о работе кузнеца?

(Рассказ ребенка  о работе кузнеца. Очень давно люди подметили, что если сильно нагреть металл, он становится более мягким, из него можно делать разные вещи. С этого и началось кузнечное дело. Кузнецы ковали посуду – ножи, ложки; предметы быта – серпы, косы, топоры, подковы; оружие и доспехи – мечи, латы, сабли, шлемы.)

Хозяйка: Кого еще называли кузнецами? (Ответы детей)

Хозяйка: А что еще отливали литейщики из металла? (Ответы детей)

Хозяйка: Молодцы все рассказали о ремесле кузнеца.

Хозяйка: Ну, а теперь следующая загадка из моего сундучка:

                               «На топтале был,

                                На пожаре был, Домой пришел-

                                Семью кормил»

Дети: Горшок.

Хозяйка: Из чего сделан горшок? (Ответы детей)

Хозяйка: А как называется ремесло гончара? (Ответы детей)

Хозяйка: А что вы знаете об этом интересном ремесле? (Рассказ детей)

Хозяйка: Молодцы, хорошо рассказали о гончарном ремесле. А сейчас мы с вами поиграем в  народную игру «Горшки». Ведь все свои изделия мастера – гончары продавали, а для этого их везли на ярмарку. Вот и мы с вами встанем в круг и будем «продавать горшки». Вот видите, какие прочные, нужные в хозяйстве изделия изготавливали гончары.

Хозяйка:  А теперь еще одна загадка из моего сундучка:

                                «Всех кормлю с охотою, а сама безротая»

Дети: Ложка.

Хозяйка:  А кто скажет из какого материала сделана эта ложка? (Ответы детей)

Хозяйка: А для чего служила ложка? (Ответы детей)

Хозяйка: Правильно, ребята, в старину ложки вырезали из дерева.

Хозяйка: А теперь посмотрите чем отличаются эти две ложки? (Ответы детей)

Хозяйка: Каким узором расписывали ложки? Как называется эта роспись?

(Ответы детей)

Хозяйка: Дети, но ложки служили не только предметом быта, но еще были прекрасными музыкальными инструментами.

                              «Ложечки точенные, узоры крученные,

                              Хочешь щи ими хлебай, а хочешь музыку играй

                              Ложечки точенные, ручки золоченные

                               Вы стучите посильней, веселите всех детей.»

Под рус.народную песню дети играют на ложках.

Хозяйка: Вот и закончились загадки в моем сундучке. Скажите пожалуйста, а о каких ремеслах мы с вами сегодня беседовали? (Ответы детей)

Хозяйка: Правильно. Люди, занимающиеся этими ремеслами были очень трудолюбивые, умелые и умные. В свои изделия они вкладывали всю душу, всю любовь, все старание. Недаром о них русским народом сложено немало пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. «Дело мастера боится», «Без дела жить – только небо коптить», «Маленькое дело- лучше большого безделья, «Есть терпенье – будет и уменье», «Всякому молодцу – ремесло к лицу».

Хозяйка: Ну  а теперь, дорогие гости, мне с вами прощаться пора. Приходите еще ко мне в избу. А теперь вам пора в детский сад. А меня дальше работа ждет.

Дети выходят из избы. Хозяйка сидит и продолжает заниматься шитьем под русскую народную мелодию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hozyayka_vstrechaet_detey_v_izbe.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

НОД по социально – коммуникативному развитию

по теме:

«Народные умельцы»


Образовательные задачи:

  • Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, о его быте, обычаях, гостеприимстве.
  • Познакомить детей с некоторыми видами ремесел (кузнечье, гончарство, литье).
  • Обогащать словарь детей (кочерга, кузнец, литейщики, сундук, узоры крученные).  

Развивающие задачи: 

Развивать творчество детей, стремление подражать народным умельцам.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, доброту в детях по восстановлению утраченных ценностей.

Оборудование: макет славянской избы, домашняя утварь, костюмы, сундук.

Методическая литература: «Программа воспитания и обучения в детском саду», Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина», О.Л.Князева «Как жили люди на Руси», М.Семенова «Мы славяне», «Знакомство детей с русским народным творчеством» Куприна Л.С., Бударина Т.А. и др.

Предварительная работа:

1. Рассматривание картин с деревянными постройками (избы)

2. Знакомство с предметами быта, их назначением по картинкам.

3. Изготовление макета – славянская изба с предметами быта.

4. Разучивание пословиц и поговорок.

Ход занятия: Хозяйка встречает детей в избе. В руках  у нее шитье. Она исполняет песню:

«Игла – барыня, княгиня.

                                              Весь мир нарядила,

                                              Нарядила, обшила,

                                              Сама нагая ходила.

                                              Она тонка да длинна,

                                              Одноуха, остра,

                                              Всему миру красна»

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим к себе в избу. Как я рада, что вы пожаловали ко мне в гости. Проходите. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Дети: А что ты хозяюшка делаешь?

Хозяйка: Занимаюсь шитьем да песню пою. Ведь русские песни разные: они и веселят, и грусть навевают, и работа с ними спорится. Долгими зимними вечерами под русскую песню люди занимались разными  ремеслами. В моей избе есть сундучок загадок. Кто отгадает загадку из сундучка, тот и расскажет нам об этом ремесле.

Хозяйка: А теперь внимательно слушайте:

«Черный конь прыгает в огонь»

Дети: (Кочерга.)

Хозяйка: А из чего сделана кочерга? (Ответы детей)

Хозяйка: А для чего она нужна? (Ответы детей)

Хозяйка: Правильно, дети, кочерга сделана из железа руками могучего кузнеца. А его ремесло называют кузнечество.

Хозяйка: Кто же хочет рассказать нам о работе кузнеца?

(Рассказ ребенка  о работе кузнеца. Очень давно люди подметили, что если сильно нагреть металл, он становится более мягким, из него можно делать разные вещи. С этого и началось кузнечное дело. Кузнецы ковали посуду – ножи, ложки; предметы быта – серпы, косы, топоры, подковы; оружие и доспехи – мечи, латы, сабли, шлемы.)

Хозяйка: Кого еще называли кузнецами? (Ответы детей)

Хозяйка: А что еще отливали литейщики из металла? (Ответы детей)

Хозяйка: Молодцы все рассказали о ремесле кузнеца.

Хозяйка: Ну, а теперь следующая загадка из моего сундучка:

                               «На топтале был,

                                На пожаре был, Домой пришел-

                                Семью кормил»

Дети: Горшок.

Хозяйка: Из чего сделан горшок? (Ответы детей)

Хозяйка: А как называется ремесло гончара? (Ответы детей)

Хозяйка: А что вы знаете об этом интересном ремесле? (Рассказ детей)

Хозяйка: Молодцы, хорошо рассказали о гончарном ремесле. А сейчас мы с вами поиграем в  народную игру «Горшки». Ведь все свои изделия мастера – гончары продавали, а для этого их везли на ярмарку. Вот и мы с вами встанем в круг и будем «продавать горшки». Вот видите, какие прочные, нужные в хозяйстве изделия изготавливали гончары.

Хозяйка:  А теперь еще одна загадка из моего сундучка:

                                «Всех кормлю с охотою, а сама безротая»

Дети: Ложка.

Хозяйка:  А кто скажет из какого материала сделана эта ложка? (Ответы детей)

Хозяйка: А для чего служила ложка? (Ответы детей)

Хозяйка: Правильно, ребята, в старину ложки вырезали из дерева.

Хозяйка: А теперь посмотрите чем отличаются эти две ложки? (Ответы детей)

Хозяйка: Каким узором расписывали ложки? Как называется эта роспись?

(Ответы детей)

Хозяйка: Дети, но ложки служили не только предметом быта, но еще были прекрасными музыкальными инструментами.

                              «Ложечки точенные, узоры крученные,

                              Хочешь щи ими хлебай, а хочешь музыку играй

                              Ложечки точенные, ручки золоченные

                               Вы стучите посильней, веселите всех детей.»

Под рус.народную песню дети играют на ложках.

Хозяйка: Вот и закончились загадки в моем сундучке. Скажите пожалуйста, а о каких ремеслах мы с вами сегодня беседовали? (Ответы детей)

Хозяйка: Правильно. Люди, занимающиеся этими ремеслами были очень трудолюбивые, умелые и умные. В свои изделия они вкладывали всю душу, всю любовь, все старание. Недаром о них русским народом сложено немало пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. «Дело мастера боится», «Без дела жить – только небо коптить», «Маленькое дело- лучше большого безделья, «Есть терпенье – будет и уменье», «Всякому молодцу – ремесло к лицу».

Хозяйка: Ну  а теперь, дорогие гости, мне с вами прощаться пора. Приходите еще ко мне в избу. А теперь вам пора в детский сад. А меня дальше работа ждет.

Дети выходят из избы. Хозяйка сидит и продолжает заниматься шитьем под русскую народную мелодию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию на тему: «Огонь-друг, огонь-враг» .

Формировать умение детей действовать в случае возникновения пожара в соответствии с правилами поведения во время пожара....

Конспект НОД по социально – коммуникативному развитию на тему «Подарок для мамы»

Конспект НОД по социально – коммуникативному развитию детей  на тему «Подарок для мамы»...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию на тему: «Знакомство с грузовой машиной»

Тема: «Знакомство с грузовой машиной».Цель:1. Знакомство с грузовой машиной. Закреплять навыки безопасного поведения на дороге.2. Дать понятие о том, что машина-это транспорт, что транспорт бывает раз...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию на тему «Безопасность дома»для детей 3-4 лет

Формирование первичного представления об опасном для жизни и здоровья предмете (спички)....

Конспект ОД по социально - коммуникативному развитию на тему: "На чём люди ездят"

Как много удивительного разнообразного транспорта. Вот промчался быстрый автомобиль, вот медленно проехал автобус, вот резво и весело проехали мальчишки на велосипедах!.. И все на транспорте, который ...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию на тему: «Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Морозко».

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитиюна тему:«Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Морозко». Цель: социально-коммуникативное развитие дошкольн...