Конспект НОД по речевому развитию на тему "Составление описательного рассказа "Зимующие птицы" для старшей группы компенсирующей направленности
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Понкратенко Елена Ивановна

Занятие направлено на упражнение детей в составлении описательного рассказа по мнемосхеме. Интеграция ОО: "Речевое развитие", "Социально- коммуникативное развитие", "Художественно- эстетическое развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rr_zimuyushchie_ptitsy_opisat_rasskaz.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

         МБДОУ детский сад комбинированного вида №114 «Чебурашка»

г. Брянска

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Конспект занятия по развитию речи в старшей группе                                                            компенсирующей направленности на тему

«Составление описательного рассказа
«Зимующие птицы»

Составила:

 воспитатель Понкратенко Елена Ивановна


Задачи:1.Формировать        умение рассказывать о зимующих птицах по схеме.

2.Упражнять        в отгадывании птиц по их описанию, упражнять в подборе синонимов, образовании форм существительных множественного числа родительного падежа, согласовании слов в предложении.

3.Развивать        монологическую форму речи; произвольное внимание, слуховую и зрительную память, мышление, мелкую моторику.
4. Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.


Оборудование: Письмо с загадками, иллюстрации с изображением птиц, мнемосхема, коврограф, силуэт дерева с кормушкой, силуэты птиц, птицы из оранжевого картона на каждого ребёнка.

Ход занятия: 

 Воспитатель: Ребята, наше занятие начнем с игры «Один — много». Я буду называть предметы в единственном числе, а вы должны ответить мне словом, называющим несколько таких предметов:

блюдце — блюдца

яйцо - …

платье - …

лист - …

гроздь - …

сук - ...

 Воспитатель: А теперь отгадайте, кто пришел к нам в гости на занятие

  1. Птичка – невеличка                                                         5.  Непоседа хитрая

Ножки имеет,                                                                       Птица длиннохвостая,

А ходить не умеет.                                                               Птица говорящая,

Хочет сделать шажок,                                                       Самая болтливая.

Получается прыжок.                                                                        (сорока)        

           (воробей)

  1. Все время стучит,                                                             6.  Кто там прыгает, шуршит,    

Деревья долбит,                                                                     Клювом шишки потрошит?  

Но их не калечит,                                                                  Голоском речистым, чистым -

А только лечит.                                                                     Клее, клее, клее, - поёт со свистом.

             (дятел)                                                                                     (клёст)

  1. Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют,                                                   7. Носит серенький жилет,

Не боится он простуды,                                                      Но у крыльев черный цвет.

С первым снегом тут как тут.                                          Видишь, кружат 20 пар

               ( снегирь)                                                               И кричат кар- кар – кар.

  1. Спинкою зеленовата,                                                                           ( ворона)

Животиком желтовата.

Черненькая шапочка

И полоска  шарфика. (синица)


Воспитатель. Молодцы! Правильно отгадали загадки. Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему?
Давайте устроим конкурс на лучший рассказ о зимующей птице. Составить рассказ нам поможет схема. (Воспитатель вывешивает на доску мнемотаблицу, по которой дети будут составлять описательный рассказ).
План описания:

1. Название птицы

2. Размер птицы.

3. Строение птицы.

4. Окраска.

5. Корм

Первый рассказ дети составляют вместе с воспитателем.

Пальчиковое упражнение «Дятел»

- Пришло время поиграть с пальчиками.

Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец

Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку

Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.

Все равно он будет мой.


Затем слушаем выступления нескольких детей.

 Например, о дятле:    Это птица дятел. Дятел крупная птица. У него большие крылья, длинный хвост, с помощью которого он крепко держится на дереве. Клюв длинный и крепкий, он стучит им по дереву, и достаёт из под коры вредителей. У дятла голова, шея, спина, крылья – чёрные, на голове, шее и крыльях есть белые пятна, ещё на голове красные пёрышки как – будто красная шапочка. Он питается насекомыми и семенами шишек.
Физминутка: «Снегири».
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири

(Опущенными руками, показывают грудку руками)
Распустили пёрышки
Греются на солнышке
(
Хлопают себя по бокам)
Улететь хотят

(Головой вертят,)
Улетели! Улетели!
(
Бегут по кругу, взмахивают руками)
За метелью, за метелью.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Назови ласково»

Птица – птичка; гнездо – гнездышко; крыло – крылышко; клюв – клювик; перо – перышко; лапа – лака; глаз – глазик; воробей – воробышек; голубь – голубка, голубок; сова – совушка.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Как вы знаете зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах и птицам очень тяжело найти корм под снегом. Поэтому люди подкармливают их. Что они для этого делают?
Ребёнок. Развешивают кормушки.

Упражнение «Каких птиц много на дереве?»

Воспитатель прикрепляет на ковролин макет дерева и прикрепляет к нему разных птиц.

Воспитатель: Вы составили очень хорошие рассказы про зимующих птиц, а теперь посмотрите — на наше дерево с кормушкой прилетело много птиц.

Давайте про них скажем так:

На дереве много… синиц.

На дереве много… дятлов.

На дереве много… ворон.

На дереве много… снегирей.


Воспитатель. Каких птичек вы видите у кормушки? Посмотрите внимательно и запомните, где находятся птички. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну из них. Открыв глаза, вы скажите, кого не стало.

Воспитатель по одному убирает изображения птиц, а дети называют, кого не стало на дереве.

Подведение итогов занятия. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну математики» с использованием ИКТ

Цель: закреплять знания о геометрических фигурах и счет до 10. Задачи:Образовательные:- совершенствовать навык счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке;- учить понимать отношения между чис...

Конспект ООД по речевому развитию на тему: "Весенняя капель" в старшей группе компенсирующей направленности

Конспект ООД по речевому развитию на тему: "Весенняя капель" в старшей группе компенсирующей направленности...

Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Транспорт»

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, с использованием методов моделирования....