Тема выступления: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через составление творческих рассказов по сюжетной картине»
методическая разработка по развитию речи на тему

Николаева Юлия Александровна

Для успешной подготовки ребенка к школе всеми без исключения программами воспитания и обучения дошкольников, рекомендованными Министерством образования России, определено умение самостоятельно составлять  рассказ по сюжетным картинам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_konferentsiya.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

на XII Всероссийской конференции  и стажировки

«Современные подходы к реализации ФГТ в рамках основной общеобразовательной программы»

Тема выступления:

«Развитие связной речи детей

среднего дошкольного возраста

через составление творческих рассказов

по сюжетной картине»

Для успешной подготовки ребенка к школе всеми без исключения программами воспитания и обучения дошкольников, рекомендованными Министерством образования России, определено умение самостоятельно составлять  рассказ по сюжетным картинам.

Однако традиционная методика не ведет к развитию самостоятельности детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Невозможно решить задачи накопления словаря, формирования грамматического строя речи, а тем более составления собственного речевого продукта за короткое время, отведенное на занятии (15-30 минут).

Рассказы детей фактически являются вариантами образца воспитателя. У детей теряется  интерес к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны. Все дети группы не имеют возможности рассказать свой рассказ и находятся в пассивной роли слушателя.

Совсем не решается задача формирования у ребенка обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине, так как ребенок не понимает, по каким правилам он строится.    

Возникшее противоречие в ТРИЗ-технологии решается с помощью методов обучения рассказыванию по картине и методов составления загадок.

Основная дидактическая задача при этом -  не обучение составлению конкретного рассказа по конкретной картине, а усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине. Это происходит на фоне устойчивого интереса ребенка-дошкольника к данной речевой деятельности. При решении этой задачи ребенок успешен в составлении связного текста по картине, а значит, мотивирован и активен в своей познавательной позиции.

Исследования, проводимые более 10 лет в экспериментальных дошкольных учреждениях городов Ульяновск, Череповец, Челябинск, Югорск, Саров и  др., показывают, что у ребенка к концу дошкольного возраста формируются обобщенные правила организации умственной деятельности, и ребенок не только составляет свой собственный рассказ по сюжетной картине, но и может рассказать, как он это делал.

Подбор сюжетных картин осуществляется на основе общих дидактических требований в соответствии с возрастом детей.

Творческое рассказывание по сюжетной картине мы проводим один раз в  месяц.

Освоение обобщенных способов составления творческих рассказов по картине происходит во время подготовительной работы до планируемого занятия. Картина находится в группе на уровне глаз детей в специально отведенном месте. Подготовительная работа проводится по этапам и выглядит как система игровых тренингов (9 этапов) со всей группой или с подгруппами детей в течение двух недель. По окончании каждого этапа рядом с картиной вывешивается эмблема или значок, совершенного мыслительного действия.

На каждом этапе в течение всего дня проводится работа с подгруппами детей. К концу второй недели, проводится итогового занятия со всей группой детей.

 Итоговое занятие по составлению творческого рассказа по картине – создание речевых подарков картине. Приглашаются взрослые для фиксирования на бумаге рассказов детей. Количество взрослых должно соответствовать количеству детей. Каждый ребенок рассказывает свой рассказ взрослому. В дальнейшем рассказ каждого ребенка анализируется и строится индивидуальная работа по обогащению связной речи дошкольника.

Содержание этапов.

Этап 1. Определите объекты на картине

Цель:

  • Учить детей определять состав картины, выявлять объекты и их схематизировать.
  • Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Смотрю на картину и называю объекты».
  • Активизация словаря дошкольников по сюжету картины (название объектов и их частей).

Данный этап работы  важен для обозначения объектов на картине и проговаривания их названий.

Степень подробности выделения объектов зависит от возраста детей. С начала года мы использовали упрощенную (выделение только крупных объектов), с середины года начинаем использовать подробную (выделение основных и второстепенных объектов без частей).

Каждый выделенный объект моделируется с помощью схемы или картинки. Модели объектов, выделенных на картине, располагаем на листе бумаги так, чтобы общая композиция картины сохранялась.

 Для мотивации детей к выделению и называнию объектов на картине используем прием  «бинокль». Последовательность называния объектов на картине может быть любая.

Обязательное условие этого этапа -  обозначение «земли-неба», «пола-потолка» на листе бумаги.

Подведение итога первого этапа сводится к перечислению названных объектов, узнаванию эмблемы и озвучиванию правила: «Смотрю на картину и называю объекты».

Этап 2. Найдите на картине взаимосвязи между объектами

Цель:

  • Учить детей находить взаимосвязи объектов на картине.
  • Учить объяснять связи между объектами и обозначать их стрелками.
  • Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Один объект связан с другим».
  • Активизации словаря дошкольников по сюжету картины (называние действий и взаимодействий объектов).

Для составления осмысленного рассказа по картине нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предполагаем детям соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два объекта, и объясняется, почему их можно соединить. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне физических связей (касание) на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит), на уровне родственных связей (мама – дети).

Для обучения детей установлению взаимосвязей между объектами на картине предлагаем  следующие творческие задания:

  • пришел волшебник «Объединялка» и объединил два объекта (педагог указывает  на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал.

Работа по активизации речи сводится к обучению детей составлению не только простых предложений, но и предложений сложноподчиненных, с краткими рассказами-рассуждениями.

Модель таких рассказов:

  • сначала говорится утверждение, что с чем связано,
  • затем идет доказательное перечисление  с помощью слов «потому что»,

Последовательность объединения объектов может быть любая и зависит от выбора детей.

Этап 3. Представьте возможные ощущения с помощью разных органов чувств

Цель:

  • Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание).
  • Учить детей узнавать эмблемы  этапа и проговаривать правило: «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».
  • Активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.

Алгоритм мыслительных действий:

  1. Посмотри на картину, «войди в нее».
  2. Выбери орган чувств, который поможет «путешествовать» по картине.
  3. Сделай речевую зарисовку  возможных ощущений.
  4. Скажи правило этого этапа «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь». Узнай эмблемы четвертого этапа.

Примеры

4.1 Описание  возможных ощущений, полученных с помощью слуха. Волшебник «Я слышу»: 

«Я слышу, как щеночки дышат»

 «Я слышу, как шуршит одеяло»

«Я слышу, как в блюдце плещется водичка»

«Я слышу, как в корзине что-то шуршит»

 «Я слышу, как коготки у щеночков стучат по полу».

3.2. Описание возможных ощущений, полученных с помощью тактильного анализатора. Волшебник «Я ощущаю лицом и руками»:

 «Я чувствую, что щеночки мягкие, пушистые, тепленькие, маленькие».

«Я чувствую, какая корзинка жесткая, крепкая, прутики у нее гладкие, ребристые».

 «Я чувствую, какая на ощупь лавочка жесткая, крепкая, немного шершавая, теплая, потому что солнышком нагрелась».

«Я чувствую, какое блюдечко гладкое, холодное, внутри сырое от водички, снаружи сухое»

«Я чувствую, какой мячик упругий, гладкий»

«Я чувствую, какая стена у дома твердая, шершавая, немного теплая»

«Я чувствую, какой матрасик мягкий, гладкий, теплый, потому что его щеночки нагрели, когда лежали на нем»

3.3. Описание возможных ощущений полученных через органы обоняния. Волшебник «Я нюхаю»:

«Лавочка пахнет доской, деревом».

«Блюдце пахнет водичкой, молочком»

«Собачка пахнет шампунем, потому что ее  вымыли с шампунем»

«Щеночки пахнут щеночками, молочком»

«Корзина пахнет веточками и щеночками, потому что они в ней спали»

«Мячик пахнет резиной»

«Матрасик пахнет пылью и щеночками, потому что они на нем лежат»  

Этап 4.Составьте загадку по картине

 Цель:

  • Учить детей составлять загадки по моделям.
  • Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Я смотрю на объект и могу сравнить его признаки с признаками других объектов».
  • Активизация словаря дошкольников по сюжету картины (проговаривание прилагательных).

Для составления загадок на данном этапе мы используем модель «Какой? Что такое же у другого объекта?» 

У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «Какой?» и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. Например: «Собака, какая? Большая, как волк, лошадка. Умная, как сова, человек. Пушистая, как одеяло, коза, шуба».

Из предложенных объектов, выбираем наиболее удачный вариант сравнения.

          Большая, но не волк,

          Умная как человек,

          Пушистая, но не одеяло.

                                            (Собака)

Круглое, но не обруч,

Стеклянное, но не окно,

         Жесткое, но не стена.    

                                             (Блюдце)

Созданные  загадки мы записываем в книгу загадок.

Этап 5. Составьте рифмованные тексты по содержанию картины

Цель:

  • Учить детей подбирать рифмы к объектам на картине и составлять из них рифмованные тексты.
  • Активизировать речь за счет рифмующихся слов.
  • Учить детей узнавать эмблему  этапа и проговаривать правило: «Я называю объект и составляю про него рифмовку».

  Для составления рифмованных текстов по содержанию картины необходимо выбрать объект, определить его признаки, связи, место действия и сами действия.

Жил-был петух

И был он как пух.

Жила-была стрекоза,

Звали ее Коса,

Были у нее крылышки

Как мылышки.

Жил-был щеночек,

Он был как клубочек.

Ночью он спал,

А днем играл.

Вот какой веселый щеночек.

Этап 6. Определите  местонахождение объекта на картине

Цель:

  • Учить детей пространственной ориентировке  на картине.
  • Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки (наречия).
  • Учить детей узнавать эмблему  этапа и проговаривать правило: «У каждого объекта есть свое место на картине».

   

 Каждый объект на картине имеет свое местонахождение и может быть описан через ориентировки двухмерного и трехмерного пространства.

    Активизируем  словарный запас детей, определяющий двухмерное пространство: центральная часть, левая – правая, нижняя – верхняя части картины; правый – левый, верхний – нижний углы картины.

     Из понятий трехмерного пространства вводятся слова: ближе – дальше, впереди – сзади, около, между, за, перед, после, в глубине…

Примеры рассказов детей, описывающие местонахождения объекта на картине

Собака

«Я собака. Я стою на полу справа. Рядом со мной сидит щенок. С другой стороны стоит корзинка. За мной, подальше, сидит щеночек с клубком. Передо мной на матрасике другие щеночки».

Щенок с мячиком.

«Я щенок, сижу вдалеке, на веранде. Около меня мячик. Мне очень хочется поиграть с ним, я трогаю его лапкой. За мной ступеньки крылечки, но я еще не пойду по ним».

Щенок у скамейки.

«Я  щенок, я хочу забраться на лавочку. На лавочке передо мной одеяло и я с ним хочу играть».

Корзина.

«Я корзина, стою около большой собаки, вокруг меня много щенят, иногда они залезают в меня и спят».

Блюдечко.

«Я блюдечко. Я стою на полу, около меня два щенка».

     Для обучения детей пространственной ориентировке на картине используются игра «Ожившая картина».

     Игра  «Ожившая картина».

  Найденный объект «оживает» и находит себе место на ковре. Задача ребенка: описать объект по месту на картине, а затем указать его на ковре.

 Постепенно выстраивается композиционная модель картины на ковре. Смоделированная композиция картины наблюдается зрителями и поощряется аплодисментами.

Этап 7. Составьте речевые зарисовки, используя  разные точки зрения

Цель:

  • Упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять свое настроение во времени.
  • Учить составлять речевую зарисовку от  имени какого-либо объекта на картине.  
  • Учить узнавать эмблемы этапа и проговаривать правило: «Я превращаюсь в объект на картине и у меня какой-то характер».
  • Активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта.

      Ребенок сам выбирает объект перевоплощения. От имени выбранного героя идет описание окружения и событий, изображенных на картине. Эмоциональное состояние героя подчеркивается междометиями, мимикой, жестом и другими средствами интонационной выразительности речи.

Речевые зарисовки, составленные детьми совместно с педагогом от имени объекта

Грустный щенок.

Я маленький щенок, сижу около забора на веранде. Я о чем-то задумался, у меня грустное настроение, я скучаю. Я трогаю лапкой мячик. Я хочу с ним поиграть.

Собака - мама.

Я большая собака. Я умная, веселая, добрая. У меня много маленьких щенят. Я их всех люблю, забочусь о них. Впереди меня стоит миска. Сбоку от меня стоит корзина.

Этап 8. Опишите объект, изменяя его во времени

Цель:

  • Учить составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени.
  • Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом».
  • Активизация словаря с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки (было – будет, утро – вечер, весна – осень, раньше – позже, до того –  после того…).

  Картина рассматривается детьми, как остановившийся миг. Но возможно развитие сюжета во времени. При этом линия времени у всех объектов своя. Выбранный на картине объект преобразовывается в рамках прошлого и будущего с учетом изменений его признаков (в рамках суток). На этом этапе пользуемся приемом «Машина времени».

Пример:

Мама- собака.

Утром мама - собака играла со щенятами на веранде.

Потом собака  захочет покушать, ляжет спать. А вечером вместе с щенятами пойдет гулять.

Щенок, который сидит около забора

Раньше щенок играл с клубочком.

Потом он  будет еще играть; подойдет к другим щеночкам.  Когда щеночек поиграет, он захочет спать.

Щенок, который лезет на лавочку

Утром щеночек играл с другими  щенками, своими братишками.

Потом он полезет в корзину и посмотрит, есть ли там клубочек.

Блюдечко

Недавно в него было налито молоко, щеночки пили из него, вылизывали язычком.

Вечером  в блюдечко положат кашу и щеночки будут есть ее.

Этап 9.  Найдите смысловые характеристики картины

Цель:

  • Учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины.
  • Учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений.
  • Активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины.
  • Учить детей узнавать эмблему  этапа и проговаривать правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».

Для осмысления содержания картины используем пословицы и поговорки в виде «Ромашки мудрости». Правило при этом: возьми «лепесток», объясни, по каким причинам так назвали картину? (текст пословицы читает воспитатель, рассуждения происходят вместе с детьми). На основе этого строятся речевые зарисовки, типа рассуждений, которые зависят от жизненного опыта ребенка его позиции по отношению к ситуации на картине.

На данном этапе используем не более двух – трех  пословиц разной тематики, коллективно обсуждаем каждую.

Лепестки «Ромашки мудрости». Перечень пословиц и поговорок.

«Когда вся семья вместе, так и душа на месте»

«У всякого своя забава»

 «Жизнь дана на добрые дела».

 «Умел ошибаться, умей  исправляться».

 «Поспешишь, людей насмешишь».

 «Ум хорошо, а два лучше».

Рассуждение на тему: «У всякого своя забава»

Пословица подходит к нашей картине, потому что каждый занят своим делом. Мама собака смотрит на щеночков, один щеночек сидит рядом с ней, маленький играет клубочком, другой щеночек лезет на лавочку, а еще два лежат на матрасике.

Рассуждение на тему: «Когда вся семья вместе, так и душа на месте»

Когда вся семья вместе, так и душа на месте. Потому что здесь мама и щенята, они вместе и им хорошо.

Итоговое занятие по составлению детьми творческих рассказов по картине

Цель:

- Закрепить знание этапов составления рассказа по картине.

- Мотивировать детей на составление собственного творческого рассказа по картине.

Накануне занятия воспитатель сообщает детям, что завтра картина, которая «гостила» две недели в группе, будет прощаться с ними. В группу придут гости. На занятие приглашаются взрослые по количеству детей в группе. Это может быть обслуживающий персонал, родители, педагоги.

В начале занятия предлагается детям рассказать гостям, в какие игры с картиной они играли, и объяснить «секреты» эмблем.

Воспитатель в качестве подарка картине предлагает детям составить свои рассказы и рассказать их взрослым.

Работа идет в паре: взрослый – ребенок. Ребенок индивидуально создает свой собственный рассказ, и тихо рассказывает его взрослому, который записывает текст на бумаге.

После детских рассказов воспитатель предлагает присутствующим свой собственный рассказ по картине. Педагог читает его выразительно и не анализирует текст рассказа.

По окончанию занятия картина «уходит» в другую группу. Детские рассказы собираются в отдельную папку.

Воспитатель заранее составляет и записывает собственный рассказ по данной картине на пределе своих речевых возможностей. Это может быть стихотворная поэма или рассказ-рассуждение, размышление. По объему рассказ должен быть не более чем на 2-3 мин.

Проанализировав созданный ребенком текст, намечаются пути дальнейшего развития речи своего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ РАССМАТРИВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ РАССМАТРИВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН.    Рассматривание специально созданных для детских садов сюжетных картин – эффективное средство развития...

Отчёт по теме самообразования "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"

Отчёт по теме самообразования "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"...

Конспект НОД по развитию связной речи в средней группе. Составление описательного рассказа по картине «Дети пускают кораблики» из серии «Весна»

Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и к окружающей обстановке, умения работать в коллективе. Воспитывать интерес к рассматриванию картины и учить составлять по ней описательный р...

Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе "Составление сказки по серии картин с использованием ТРИЗ-технологии"

Конспект занятия по по развитию связной речи в средней группе «Составление сказки по серии картин  с использованием ТРИЗ-технологии»...