Конспект комплексного занятия "Сказка - душа русского народа"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Бокша Галина Николаевна

Знакомство детей с истоками русской народной культуры и быта русского народа с помощью народного фольклора : сказки, потешки, пословицы и поговорки. Чтение пословиц, потешек и загадок, драматизация сказки, русские народные игры, рассматривание предметов быта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сказка-душа русского народа161.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия

Тема : «Сказка-душа русского народа»

Программное содержание:

 Учить детей понимать русские народные сказки, передавать свое отношение к содержанию сказок и поступкам героев. Учить выразительно читать потешки, полно отвечать на вопросы воспитателя. Приобщать детей к истокам русской культуры и быту русского народа, используя русский народный фольклор: сказки, потешки, пословицы, поговорки. Обогощать словарь детй, активизировать речь; развивать мелкую моторику, творческие способности детей.

Методические приемы:

 Вводная беседа, словесная игра, использование художественного слова: чтение пословиц, потешек, загадок, драматизация сказки, русская народная игра, рассматривание предметов быта.

Словарная работа: Караул, колода, девкин лен, Жихарка.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок; разучивание русских народных потешек, игр, драматизация, изготовление бусинок, оформление альбомов, подбор иллюстраций, книг о предметах русского народного быта, проведение экскурсий-развлечений в музее «Деревенская изба».

 Материал: русские народные костюмы, шапочки лисы, зайца, Жихарки; предметы быта: коромысло, ухват, ложки деревянные, сундук, лапти, кувшин, веретено, материал для бус.

        Ход занятия.

 Дети под мелодию русской народной песни входят в музей.

Воспитатель: Дети, мы с вами опять собрались в музее, в Русской избе, сколько раз мы уже здесь гостили! И сказки слушали, и в игры играли, и именины отмечали. И вновь собрались поиграть, да потешиться, но про дело не забывать, что-то новое узнать, вспомнить то, что уже знаем, как говориться в русской народной пословице : «Делу время- потехе час». ( Кто-то чихает на печке).

Воспитатель: Ой! Кто это там у нас? А! Это домовенок Кузя на печке греется.

Кузя выглядывает.

Дети кричат: Кузя!

Кузя: Аюшки!

Дети: Где ты был?

Кузя: У бабушки.

Дети: Что принес?

Кузя: Оладушки.

Дети: Где же они?

Кузя: Под лавкой.

Дети: Экий, Кузя, ты чудак!

Кузя: А вы , детки, как?

Дети: А мы оладушки на стол положили, да съели бы.

Кузя: Ладно, в другой раз так и сделаю. (прячется)

Дети: Кузя!

Кузя: Аюшки!

Дети: Где ты был?

Кузя: У бабушки!

Дети: Что принес?

Кузя: Сапожки!

Дети: Где они?

Кузя: А я сделал, как вы велели: на стол поставил и съел.

Дети смеются.

Воспитатель: Экий , Кузя, ты неловкий, да неумелый. Оставайся с нами, да поучись уму-разуму у детей. А мы , ребята, сегодня будем говорить о русских народных сказках.

 Не зря люди говорят : «Сказка- душа русского народа.» А я расскажу вам присказку про ловкого солдата . Царь проверял однажды караул, увидел, что один солдат _ то вроде спит.

Царь : Спишь??

Солдат: Никак нет!

Царь: А что же ты делаешь?

Солдат: Звезды считаю.

 Царь : Ну и много насчитал?

Солдат: Много, тьма-тьмущая, да я не успел сосчитать, вы помешали.

Вот как выкрутился солдат. А если бы он на самом деле стал считать, смог бы он звезды сосчитать?

Дети: Нет! Их видимо-невидимо!

Воспитатель: А сколько русские люди сложили сказок, их тоже невозможно сосчитать, как и звезды на небе. Но мы сегодня вспомним уже знакомые нам сказки, которые мы читали в этой избе, вспомним героев этих сказок.

А сейчас Илья прочтет нам присказку:

«Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор,

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Съехали с гор,

Развели костер,

Кушают кашку,

Слушают сказку.»

Воспитатель: А вот и загадка про героя первой сказки:

«Не барашек, и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета.

Для зимы – другого цвета».

Дети: Зайчик!

Воспитатель (доставая шапочку зайца): А эта шапочка достанется тому, кто вспомнит потешку про зайца.

Ребенок: Зайчишка-трусишка,

По полю бегал,

В огород забежал,

Морковку нашел,

Морковку жует.

Ой, кто идет?

Воспитатель: Дети, из какой сказки этот зайчик?

Дети: Из сказки «Заяц-хваста».

Воспитатель: Правильно! (Обращаясь к ребенку в шапочке зайца) Как ты думаешь – твой зайчишка храбрый или трусливый?

К детям: Почему сказка называется»Заяц-хваста»?

Дети отвечают.

Воспитатель: Тот человек , который болтает о своей храбрости, на деле трусом оказывается, всего боится7

И русские люди придумали пословицы и поговорки о трусости и храбрости. Какие?

Дети: «У страха глаза велики», «Страх силу отнимает», «У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки».

Воспитатель: К героям какой        сказки подходят эти пословицы?

Дети: К героям сказки «Бабушка, внучка, да курочка.»

Воспитатель: Кто померещился со страху бабушке, внучке и курочке? Кто это был на самом деле?

Дети отвечают.

Воспитатель: Ребята, а какой предмет из этой избы, которым раньше пользовались, да и сейчас пользуются русские люди, есть в этой сказке?

Послушайте загадку: «Ни свет, ни заря пошел , согнувшись со двора»

Воспитатель: Дети, вы были внимательны, хорошо и быстро узнали героев сказки. А теперь мы немного поиграем на полянке,

        Физминутка

Воспитатель: Дети, представьте, что мы с вами пришли в лес на полянку поиграть. Но день пасмурный. Грустно нам без солнышка. Давайте его покличем. (На полу по кругу лежит веревка, дети берут ее в правую руку и идут по часовой стрелке):

«Солнышко-ведерышко,

Выгляни-высвети,

Любят тебя детки,

Детки – малолетки»

Воспитатель: Но вот солнышко выглянуло и снова спряталось за тучку.

(Дети перекладывают веревку через голову и идут против часовой стрелки):

«Солнышко, солнышко,

Выгляни на бревнышко,

Дам тебе меду,

Целую колоду».

Воспитатель: Солнышко выглянуло и покатилось по лесам и лугам. (Дети, держась за веревку, бегут по кругу).

Воспитатель: Солнышко припекает, стало жарко. Давайте покличем дождик! (Дети кладут веревку в одну линию и встаю вдоль нее.) Выполняя наклоны с хлопками, говорят:

«Дождик, лей, дождик, лей,

На меня и на людей,

На девкин лен

Поливай ведром!»

Воспитатель: А вот и радуга появилась! (Веревка кладется полукольцом, дети перепрыгивают через нее вперед-назад)Приговаривают:

«Радуга-семицветка,

Принеси ты радость деткам.

Они будут по лужам скакать,

Песни звонкие распевать».

Воспитатель: Вот мы пели и плясали

Ножки прыгать так устали,

Мы немножко отдохнем,

Снова в избу к нам пойдем.

Воспитатель: А нас тут ждет сундучок. А что в нем, мы сейчас посмотрим. И пригласим для этого сюда лисичку (на девочку одевается шапочка лисички). Девочка-лисичка поочередно достает из сундучка предметы, дети называют их. (Хвост, лапоточки, кувшин, рыба ).

Воспитатель: Из какой сказки эти предметы?

Дети: Из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

Воспитатель: Дети, а сейчас обратите внимание на это предмет! Что это такое?

Дети: Прялка.

Воспитатель: Для чего нужна была прялка?

Дети: Чтобы с ее помощью прясть из шерсти нить, а затем вязать шерстяные вещи: варежки , носки и кофты.

Воспитатель: В какой сказке девочка управлялась с прялкой и все у нее получалось ладно и красиво?

Дети: Рукодельница из сказки «Морозко».

Воспитатель: А кто в этой сказке заметил, что девочка очень трудолюбивая и оценил ее труд/

Дети5 Морозко1

Воспитатель: А кто знает загадку про мороз?

Ребенок: Он вошел-никто не видел,

Он сказал_ никто не слышал,

Дунул в окна и исчез,

И на окнах вырос лес!

Воспитатель: Девочка из сказки «Морозко » умелица и рукодельница, все у нее ловко и красиво получается- и убираться, и готовить, и платье шить, и украшения делать! Вот и мы сегодня с вами сделаем украшения для девочек- бусы из соломинок и бусинок, которые мы сделали из теста на прошлом занятии. Такие красивые бусы носили раньше русские женщины, украшая свой костюм.

Дети делают бусы.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Красивые у вас получились бусы, девочки завтра оденут их на развлечение.

Дети, а сейчас послушайте загадку:

«Мать толста,

Дочь красна,

Сын-сокол,

Под небеса улетел»

Дети: Печка, огонь и дым!

Воспитатель: Дети, а кто знает загадку об этой посуде? (ложки с блюдцем)

Ребенок : «Все голубки возле одной прорубки».

Воспитатель:        Да, ложечки точеные, ручки золоченые. И в какой же сказке все эти вещи есть?

Дети: В сказке «Жихарка».

 Воспитатель: Дети, а кто знает, что означает слово Жихарка?

Дети: Удалец!

Воспитатель: Да, удалой, ловкий6, да смелый. Давайте вспомним пословицы о храбрости.

Дети: Храбрый побеждает, а трус погибает. Смелость города берет. Кто храбр-тот жив, кто смел-тот цел7

Воспитатель: А как ловко он избавился от лисы!

Инсценировка-драматизация отрывка из сказки.

Воспитатель: Избавился Жихарка от лисы, а сам довольный и счастливый домой вернулся, поджидать петуха и кота. Да еще и обед для них приготовил_ картошки полный чугунок. Да приговаривает:

Жихарка: Печка-барыня, не сварила нам кашу крутую, а сварила картошку рассыпчатую.

Да вот чугунок в печке очень горячий, чем же его Жихарке достать? Давайте вспомним загадку.

Дети: Не бык, а бодает,

Не ест , а еду хватает,

Что схватит-отдает,

Сам в угол идет. (Ухват)

Воспитатель: Угости, Жихарка, и детей и гостей своей картошкой рассыпчатой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русская песня - душа русского народа" - сценарий по воспитанию патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора

Разработано для воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, так как тема патриотизма наиболее актуальна в наше время....

Комплексное занятие по приобщению дошкольников к традициям русского народа

Комплексное занятиепо приобщению дошкольниковк традициям русского народаТема: « Русский народный костюм»2015 годЦель: познакомить с историей русского народа (бытом, обычаями, г...

Душа русского народа - баян.

Душа русского народа - баян....

Конспект открытого комплексного занятия в старшей группе «Семейные обычаи на Руси» в рамках проекта «Естественнонаучное лето-2019» (неделя археологии, день быта русского народа)

Конспект открытого комплексного занятияв старшей группе«Семейные обычаи на Руси»в рамках проекта «Моё естественнонаучное лето-2019»(неделя археологии, день быта русского народа...

Беседа-практикум "Балалайка-душа русского народа"

Беседа – практикум «Балалайка – душа русского народа» Цель:- Развитие музыкальных способностей через игру на шумовых инструментах.Задачи: развивать эмоциональную...

Ах, ярмарка, ярмарка как ты хороша, у русского народа широкая душа.

Ах, ярмарка, ярмарка как ты хороша, у русского народа широкая душа....

Консультация для родителей "Сказка-отражение души русского народа"

Консультация для родителей "Сказка-отражение души русского народа"...