конспект НОД "Путешествие в зимнюю сказку"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Васильева Ирина Александровна

конспект НОД "Путешествие в зимнюю сказку". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
      «Детский сад №2 комбинированного вида» города Пикалёво

Конспект  НОД «Путешествие в зимнюю сказку»

в старшей группе.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ», ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ».

                                                               Разработан  воспитателем

Васильевой Ириной Александровной

Пикалево

2015 года.

Актуальность.
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» .

Программное содержание:

Цель: Систематизация представлений детей о природе в зимнее время года.

Дальнейшее речевое развитие: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Познавательные.

 Ознакомление с миром природы в зимнее время года. Учить наблюдать, развивать любознательность.

Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней

природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры, метели, вьюги, стужи, морозы).

Коррекционно-развивающие.

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Использовать в процессе ознакомления с природой произведения

художественной литературы, музыки.

Формировать представления о том, что человек — часть природы и

что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Обучающие.

Обогащать речь детей существительными, прилагательными, глаголами. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному, глаголу. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Развивать речедвигательный (артикуляционный) аппарат детей.

Учить различать на слух и отчетливо произносить согласные звуки: с – ш. Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: прилагательные с существительными, с глаголами. Дать понятие слова - родственники, однокоренные слова (снег, снеговик, снежинка….)

Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.

Развивать умение поддерживать беседу.

Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вы-

сказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Учить составлять рассказ по картинкам с  последовательно

развивающимся действием.

Развивать у детей умение сотрудничать с друзьями, развивать коллективное творчество.

Формировать умение составлять небольшие стихотворения синквейн творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ

РАЗВИТИЕ»

Воспитательные.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку

сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия.

Оборудование: аудиозапись со спокойной музыкой,  мультимедийная презентация, картинки-символы с изображение солнца, зимнего неба, ветра, деревьев, снегопада, одежды людей; елочка, вырезанные из салфеток снежинки.

Используемые технологии: синквейн, смехотерапия, здоровьесберегающие, логоритмика, ИКТ

Ход ОД:

Мотивационная часть.

Воспитатель читает стихотворение.

«Зима»

Снег да снежные узоры.

В поле вьюги разговоры.

В пять часов уже темно.

 День – коньки, снежки, салазки.

Вечер – бабушкины сказки.

 Вот она, зима.

                                     А.Блок

- Ребята, сейчас мы отправимся в путешествие, в зимнюю сказку.

А проводником нашим будет снеговик. На чем удобнее всего по лесу путешествовать? (На лыжах) Что ж, друзья, тогда вперед, сказка всех нас в гости ждет…Имитация «едем на лыжах»

Идет демонстрация слайдов, включена аудиозапись. Воспитатель рассказывает. 

Основная часть.

На дворе зима. Стоит хорошая погода. Кругом светло от снега. Пришла зимушка и в лесную чащу. Красивый наряд лежит на деревьях. Посыпались с неба пушистые снежинки. Белым ковром легли они на поля. Засверкал на солнце снег. Хорошо зимой!

- Вы сумели увидеть зимнюю сказку?

- Какую зиму вы представили? (снежную, холодную, суровую, студеную, ветреную, морозную)

- Про что говорят:

  • Ударил? (мороз)
  • Бушует? (вьюга)
  • Метет? (метель)
  • Хрустит? (снег)
  • Блестит? (лед)
  • Морозный? (День)
  • Холодный? (снег, лед)
  • Ледяная? (стужа)

- Какую холодную зиму вы описали, «мороз невелик, да стоять не велит», давайте погреемся.

Проводится физминутка

Руки в кулаки сожмем

И немножко подождем.

 На ладошки мы подуем,

Все снежинки мы с них сдуем.

Каждый пальчик мы возьмем,

Сильно на него нажмем.

Мы ладоши растираем

И лицо обогреваем.

Растираем лобик тоже,

Теплым стать ему поможем.

Щечки надуваются,

Губки улыбаются.

Язычок наш тоже хочет погреться: сделаем гимнастику для языка…

Научим и Снеговика. Язычок решил угостить нас блинами, с вкусным вареньем и горячим чаем…

Размялись, разогрелись, самое время поиграть в игру «Поймай звук»

Я буду называть слова, а вы, если услышите в слове звук «с» , то выполните движение имитирующее умывание, если звук «ш», то движение ладонями от себя. (Снег, шапка, снеговик, снегирь, шарф, шуба, снежинка…

Молодцы.

А сейчас составим рассказ по картинкам о зиме…

Рассказывать будем с помощью картинок-символов на экране мультимедиа. Вам надо составить предложения. Начинаться они будут со слова «Зимой…

Воспитатель показывает картинку-символ на слайдах, дети рассказывают о признаках зимы.

Зимой солнце светит, но не греет.

Зимой небо может быть ясным и пасмурным.

Зимой ветер холодный, сильный, ледяной.

Зимой деревья голые, их ветки покрыты снегом.

Зимой день короче, ночь длиннее.

Зимой звери (дикие животные: медведь, волк, заяц, лиса…)

Зимой люди…

Вы много знаете о зиме молодцы.

И я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо – Плохо». Кто-то будет говорить «зима – это хорошо, потому что… », а другой ему будет отвечать «зима – это плохо, потому что…  Ребята, а чего больше зимой хорошего или плохого? Конечно хорошего.

Отгадайте загадку:

Белые звездочки с неба упали,

Мне на ладошку сели и пропали

(снежинки)

После отгадывания появляется слайд

- Мы тоже превратимся в снежинки, сказав слова:

Вокруг себя ты повернись

И в снежинку превратись!

Проводится физминутка

Закружились, завертелись

(покружиться на месте)

Белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей

(поднять руки)

Легкие пушинки.

(покружиться на носочках)

Чуть затихла злая вьюга –

(опустить руки, встать прямо)

Улеглись повсюду.

(присесть, руки к полу)

Заблистали, словно жемчуг –

(встать, руки вперед)

Все дивятся чуду.

(развести руки в сторону)

Заискрили, засверкали

(руками выполнить движение «Ножницы»)

Белые подружки.

Заспешили на прогулку

Дети и старушки.

(шаги на месте)

- Посмотрите, кругом деревья, украшенные снегом, и лес выглядит сказочно, красиво.

- Что зима сделала с лесом? (запорошила, заколдовала, замела, заморозила)

- Какой лес зимой? (заколдованный, задумчивый, сказочный, заснеженный)

- Какой снег в лесу? (блестящий, искристый, холодный)

- Как выглядят деревья зимой? (тихие, задумчивые, замерзшие, продрогшие; дремлют под снежным одеялом; у елки иголки как ледяные палочки)

-  Ребята, был сильный ветер, и он раздул весь снег с деревьев. Что может случиться с деревьями? (они могут замерзнуть)

- Нужно помочь, ведь мы в сказке, и здесь возможно все.

 Я буду читать стихи, а вы добавляйте слова, связанные со словом снег. Каждым снежным словом будем укрывать елочку.

На доске изображена елочка, вырезанная из картона, на столе у воспитателя снежинки, которыми дети будут ее укрывать. После каждого угаданного слова демонстрируется слайд

Тихо-тихо, как во сне

Падает на землю…(снег)

С неба все скользят пушинки,

Серебристые…(снежинки)

На дорожку, на лужок

Выпал беленький…(снежок)

Вот веселье для ребят,

Все сильнее…(снегопад)

Словно в белый пуховик

Нарядился…(снеговик)

На снегу-то, посмотри,

В красных грудках…(снегири)

- Какие слова встретились в отгадках? (снег, снегопад, снеговик, снегири, снежок, снежинки)

- Слова, которые похожи по звучанию, называют словами-родственниками.

- Смотрите, какая елочка принарядилась, укуталась снежинками. Спасибо вам, ребята за помощь. Я вижу, что вы чуткие, добрые и заботливые. Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Произнесем волшебные слова:

Вокруг себя ты повернись

И в ребенка превратись!

Заключительная часть

Давайте вместе сочиним стихотворение (синквейн) о зиме. Мы с Вами уже учились писать стихи (синквейны).

Предмет (тема) – одно слово-существительное.

Два прилагательных по теме.

Три глагола по теме.

Предложение по теме.

Ассоциация по теме: одно слово-предмет.

Зима.

Белоснежная, морозная, сказочная.

Радует, бодрит, зачаровывает

В лесу снегопад.

Счастье!

Лес.

Снежинка.

Молодцы, прекрасное стихотворение сочинили. Она заканчивается словом «счастье».

-Ребята, когда люди счастливы, радуются, они что делают? (Улыбаются, смеются, хохочут…) Давайте мы с вами посмеемся, похохочем. Далее смехотерапия. ---Ребята, давайте впускать радость в наши дома, в наши сердца, в наши души…

Вот вам от зимы в подарок картинки «Собери целое из частей», снежный ком, не простой, там конфеты, угощение, снежинки в подарок

Понравилось Вам наше путешествие? Что больше понравилось?

Проводится анализ НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия "Зимняя сказка"

Конспект логоритмического занятия "Зимняя сказка"...

Конспект интегрированного занятия "Зимняя сказка"

Конспект интегрированного занятия "Зимняя сказка"...

Конспект интегрированного занятия "Зимняя сказка" в средней группе

Конспект интегрированного занятия "Зимушка-зима" в средней группе. Интеграция: Художественно-эстетическое, познавательное развитие...

Конспект занимательного дела «Зимняя сказка»

Конспект занимательного дела «Зимняя сказка». Цель: показать, в каком виде существует вода - эксперименты с водой, паром, льдом; уточнить признаки зимы; воспитывать отзывчивость ...

Конспект открытого занятия «Зимняя сказка». Нетрадиционная техника рисования солью.

На данном занятии продолжаем  знакомить детей с зимним пейзажем, показываем, что природа прекрасна в любое время года. Учим детей передавать очертание стволов, веток деревьев используя шаблоны. З...

Конспект музыкального занятия "Зимняя сказка" для старших дошкольников.

Занятие построено на разнообразных видах деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-ритмическая, музыкально-игровое и танцевальное творчество, импровизация и и...

Конспект коррекционного занятия "Зимняя сказка"

Занятие направлено на коррекцию нарушений зрительного восприятия  и вторичных отклонений в развитии....