Театральная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Влияние театральной деятельности на развитие коммуникативных умений детей и повышение эффективности коррекционной работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_teatralizovannaya_deyatelnost.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербург

Академия постдипломного педагогического образования

Зачетная работа

Статья

« Театральная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

                                              Работу выполнила:

                                                               Коротнева Марина Андреевна

                                                             учитель-логопед ГБДОУ №23

                                                   компенсирующего вида

                                                                        Невского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2015

Театральная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Овладение родным языком  – является одним из самых важных приобретений ребенком в дошкольном возрасте.

Согласно новым требованиям федерального государственного образовательного стандарта в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее интегративное качество.

Еще Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Современные исследования Р. Е. Левиной, А. П. Усовой, М. И. Лисиной и многих других специалистов подчеркивали важность развития речи с использованием разных методических средств. Одним из эффективных средств  является театрализованная деятельность.

В логопедические группы коррекционного дошкольного учреждения поступают дети с различной речевой недостаточностью. Когда «страдает» не просто звукопроизношение, а механизмы восприятия, понимания речи, осмысление действительности окружающего мира.

Произвольное поведение в дошкольном возрасте только начинает развиваться, и дошкольник не может постоянно подчиняться правилам, требованиям взрослого. Мы часто сталкиваемся с проблемой нежелания ребенком, выполнять задания, действия нужные для нас. И в этом плане обучение по жестким правилам - малоэффективно. Необходимо, чтобы наше «я хочу научить» совпадало с желанием ребенка «я хочу уметь».

Таким образом, нужна действенная мотивация, для получения новых знаний.

Поэтому для повышения качества общеразвивающей и коррекционной работы необходимо применять более разнообразные методы подачи материала и  закрепления его.

Как нам всем хорошо известно, что игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. А театрализованная игра, является одним из ее видов. Необходимо более полно использовать потенциал театрализованной игры. Чаще всего театрализованная деятельность применяется главным образом  в качестве некоего«зрелища» на праздниках.

А ведь любая театрализованная деятельностьс различными видами театра (театр бибабо, пальчиковый театр, теневой театр, театр на палочке, плоскостной, настольный, театр на перчатке и др.) помогают педагогам решать общеобразовательные и коррекционные задачи.

Выделим приоритетные направления, которые мы решаем посредством театрализованной деятельности:

  • автоматизация звуков речи;
  • развитие фонематического слуха;
  • формирование и совершенствование грамматического строя речи;
  • обогащение словарного запаса.
  • развитие просодической стороны речи (достаточное выдох, нормальный тембр и умение варьировать интонациями);
  • развитие речевого дыхания (умение проговаривать длинные фразы и правильно брать вдох);
  • развитие связной речи (монологической, диалогической, умение сочинять небольшие рассказы и сказки);

Так же театральная деятельность способствует развитию:

  • психофизических способностей (мимики, пантомимики);
  • психических процессов (воображению, вниманию, мышлению, памяти);
  • творческих способностей (перевоплощению, импровизации).

Ребенок с удовольствием берет в руки персонажи кукольного театра, маски, элементы костюмов. Все это провоцирует ребенка на высказывание своих мыслей – монологов, ведение диалогов. Дети имеют возможность самим вносить в текст поправки или дополнения.А педагог обучает, корректирует, исправляет, дополняет высказывание ребенка в соответствии со своей целью.

Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.У нерешительных  детей воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки.

Тексты сказок, расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, а следовательно влияют на развитие связной речи.    

 Работу необходимо строить по принципу от простого к сложному.

На 1 этапе детей  имеющих более сложные речевые нарушения,обучаем разыгрывать знакомые, короткие сказки, с простым сюжетом т.к. «Колобок», «Рукавичка», «Соломенный бычок» и т.п.

На этом этапе необходимо обучать некоторым способам игровых действий по образцу. Рекомендуют разыгрывать сценки по литературным произведениям, например, А. Барто «Игрушки».

Затем задача усложняется, переходим к менее известным произведениям (например, Сутеева «Грибок»), более сложным, к адаптированнным рассказам.

В дальнейшем, педагог учит самостоятельно находить способы образной выразительности ( интонацию, мимику, жесты, подбирать атрибуты). Детей необходимо подводить к идеи о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Например: зайца можно показать беззащитным, несчастным, бедным. А можно показать умным, смелым, находчивым и т.д. Тем самым, мы учим детей импровизировать.

Для развития воображения детям предлагаются задания типа: «Представьте море, песчаный берег. Мы все лежим на теплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их. Разгребли теплый песок руками и т. д.

Используются мимические этюды (показ доброго героя, злого, хитрого и т. д.).

 Этюды на память физических действий (покажите, как порхает бабочка, ходит медведь и т.д.).

И ребенок постепенно овладевает умением импровизации, умением придумывать свои новые действия, мимику, интонацию, дает новый характер своим героям и придумывать свое окончание сказки.

Педагоги помогают распределять роли, учитывая возможности речевой нагрузки для каждого ребенка, в определенный период логопедической работы. Иногда очень важно предоставить возможность выступить ребенку наравне с другими  хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать почувствовать свою состоятельность, поверить в свои силы.

Педагоги ни просто вносят в театрализованный уголок новые виды театра, а знакомят с ними детей, тем самым формируют иподдерживают интерес к театрализованной деятельности.

  • Для того, чтобы дети не допускали смысловых пропусков в сюжетной линии сказки, рассказа, им предлагают мнемотаблицы, пиктограммы.
  •  Чтобы дети лучше понимали характер персонажа, содержание, эффективно использовать прием, «эмоции на картинке» (это изображение лиц с разными эмоциями).
  • Прием «нравственная лесенка» - более точно показывает эмоциональное отношение ребенка к персонажам, при обсуждении (на какую ступеньку ты поставишь злого волка, храброго петушка и т. д.).

У детей с нарушением речи часто наблюдается перенапряжение «зажим» всех или отдельных групп мышц или расслабленность «развязность» движений. Для этого используем пластические игры, этюды «Мороженое», «Деревянный человек».

Хотелось бы вспомнить и отметить «пальчиковый театр», «театр бибабо», которые развивают мелкую моторику, тем самым стимулируют речевые отделы мозга, отвечающие за функцию речи.

 В любой режимный момент очень удобно проводить « театрализованные логоминутки» с различными играми и упражнениями:

  • упражнения на формирование и совершенствование грамматического строя речи;
  • упражнение наразвитие физиологического и речевого дыхания;
  • артикуляторные упражнения (гимнастика);
  • дикционные и интонационные упражнения;
  • упражнения навыработка мягкой атаки голоса (слаженная работа голосовых связок и выдоха).

Например:  игра «Сказочный язык героев» (слоговые упражнения), «Отхлопай слово», проговаривания скороговорок. В игровой форме выполнять артикуляционные упражнения (покажи обезьянку, покажи бульдога, как обезьянка прячет банан за щекой, подуем на снежинку, как цокает лошадка, и т.д.).

Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение театральной деятельности позволяет развивать коммуникативные умения детей и повышает эффективность коррекционной работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Используемая литература:

  1. Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников /под. ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной – М., «Педагогика», 1974
  2. Виноградова М. А. Формирование навыков речевого общения.- СПб: КАРО, 2006
  3. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. просвещение, 1990
  4. Статья Акуловой О.В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспитание, 2006 г. № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказки в изобразительной деятельности, как средства активизации речи детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен. Рисовать сказку одновременно интересно и сложно. Поэтому  мы с родит...

Театральная деятельность как средство развития речи де-тей дошкольного возраста

Расширить знаний педагогов о театральной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков необходимых в работе, по развитию речи детей...

Программа по самообразованию воспитателя старшей логопедической группы «Проектная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС ДО"

Программа по самообразованию направлена на изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности....

План по самообразованию "ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие  задачи, касающиеся  интеллектуального и художественно-эстетического развития,  а так же формирования выразительной речи дош...

Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...

Проект по развитию речи "Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

В материалах представлен опыт работы использования мнемотаблиц в речевом развитии детей при разучивании стихов, физминуток, пословиц, отгадывании загадок...