Примерный перечень игр по обогащению словарного запаса
материал по развитию речи на тему

Ирина Анатольевна Полухина
Примерный перечень игр по обогащению словарного запаса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерный перечень игр по обогащению словарного запаса

  1. Игры, помогающие расширить объем словаря:

«Чудесный мешочек»,

« Почта»,

«Тематическое лото»,

«Чего не стало?»,

«Забытое слово»,

«Ассоциации»,

«Четвертый лишний».

  1. Игры, формирующие представления о конкретных признаках предметов:

«Цветное лото»,

«Геометрическое лото»,

«Слово напомнит картинку»,

«Что без чего?»,

«О картинке я вам расскажу».

  1. Игры, формирующие представления о существенных признаках предмета:

«Назови одним словом»,

«Аналогии»,

«Вспомни и назови»,

«Потому что»,

Игры с мячом «Я знаю пять…», «Съедобное – несъедобное»;

«Что из чего – какое?»,

«Бывает – не бывает».

  1. Игры, развивающие лексическую системность и семантические поля:

«Классификация»,

«Назови другим словом»,

«Два из трех»,

«Закончи предложение»,

Игра с мячом «Скажи наоборот»,

«Пантомима»,

«Пара к паре»,

«Свободные ассоциации».

  1. Игры, формирующие связи слов:

- подбор действий к названию предмета;

- подбор максимального количества слов к названию действия;

- добавление слова, обозначающего признак предмета;

- подбор слова, отвечающего на вопрос «Что?», «Кто?»;

- дополнение предложений словами;

- объяснение и исправление ошибочности суждений;

- составление предложений с парой слов;

- объяснение последствий жизненного явления;

- подбор максимального количества слов, отвечающих на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» и т.д

Алгоритм работы воспитателя по обогащению словарного запаса через дидактическую игру

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с воспитателями

 Сентябрь

1. Обследование речи детей. Изучение пассивного и активного запаса детей.

2. Формирование словаря  в рамках

лексико-грамматических тем «Грибы», «Ягоды»,

 Д/и «Скажи ласково»

Д/и «Что из чего – какое?»

Индивидуальные консультации по результатам обследования речи детей на начало учебного года.

Октябрь

Формирование словаря в рамках лексико-грамматических тем «Фрукты», «Овощи»,  «Деревья», «Откуда хлеб пришел».

Д/и « Что из чего – какое?»

Д/и «Закончи предложение» (приставочные глаголы).

Библиотека для родителей

«Как развивать словарь детей дома».  Закрепление навыка образования относительных прилагательных. 

Консультация  « Формирование  навыков словообразования у дошкольников».

Ноябрь

Формирование словаря в рамках лексико-грамматических тем «Осень», «Птицы», «Домашние животные и птицы», «Дикие животные».

Д/и «У кого – кто?»,

Д/и «Кто где живет?»

Д/и « Доскажи словечко»  (образование разноприставочных глаголов).

Закрепление навыка образования относительных прилагательных, разноприставочных глаголов.

 Открытое занятие «Осень в гости к нам пришла».

Декабрь

Формирование словаря в рамках лексико-грамматических тем  « Зима», «Зимующие птицы»,  «Семья», «Игрушки».

Д/и «Один – много».

Д/и «Найди общую часть слова».

Д/и «Скажи ласково».

Д/и «Летает – не летает»

Консультация

«Знакомство дошкольников с родственными словами»

Январь

Формирование словаря в рамках лексико-грамматических тем  «Сезонная одежда, обувь, головные уборы», «Зимние развлечения».

Д/и «Скажи ласково».

Д/и «Четвертый лишний»

Д/и « Что из чего – какое?»

Заучивание стихотворения Е.Измайлова «Как растут слова» (выделение родственных слов к слову сад).

Консультация «Использование пиктограмм для развития навыков словообразования и словоизменения».

Февраль

Формирование словаря в рамках лексико-грамматических тем «Инструменты». «Транспорт»,  «Профессии».

Д/и «Придумай слово вместо двух»

Д/и «Кому что нужно для работы»

Работа со стихотворением Е.Измайлова «Пар и ход».

Закрепление навыка образования названий детенышей птиц, животных.

Выучить с детьми стихотворение

Е.Измайлова «Пар и ход».

Март

Формирование словаря в рамках лексико-грамматических тем «Продукты питания», «Весна», «Насекомые».

Д/и « Назови одним словом»

Д/и « Почему так называется»

Д/и «Скажи ласково».

Чтение детям рассказа В.А.Сухомлинского «Самая красивая на свете мама».

Апрель

Формирование словаря в рамках  лексико-грамматических тем «Мебель»,  «Посуда». «Животные Севера», «Животные жарких стран».

Д/и «У кого – кто?»

Д/и « Четвертый лишний»

Д/и « Чей хвост, чья голова?»

Закрепление навыка образования названий предметов посуды

(сахарница, хлебница и т.д.)

Открытое занятие по теме  «Посуда»

Чтение сказки В.Волиной «Чужак»

(выделение родственных слов к слову вода).

Май

Формирование словаря в рамках  лексико-грамматических тем «Цветы», «Рыбы», «Лето».

Д/и «Что где растет?».

Д/и «Когда это бывает?»

Обследование речи детей.

Изучение уровня развития словаря  на конец учебного года.

Чтение рассказа Сутеева «Под грибом» (выделение родственных слов к слову дождь).

Индивидуальные консультации по результатам словарной работы за учебный год.

Анализ результатов развития речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные этапы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Обогащение словаря и представлений у детей с ОНР идет общими для дошкольников путями: наблюдение за окружающим, знакомство с художественной литературой, изобразительным искусством, подражание реч...

Помощь логопеду в обогащении словарного запаса через тему "Насекомые".

Цели:обогащение словаря по теме «Насекомые»развитие познавательных способностей детейформирование представлений о нравственно- этических нормах поведениявоспитание экологической культурыПрограммное со...

Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию словарного запаса у дошкольников....

Тема: «Роль сенсорного развития в обогащении словарного запаса детей»

Многолетний опыт работы показывает, что важное значение для повышения качества воспитательно – образовательной работы в детских дошкольных учреждениях, подготовки детей к успешному обучению в шк...

Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи.

Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи....

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами.       Речевое развитие является приоритетным основанием обеспечения п...

Примерное календарное планирование по обогащению словарного запаса старших дошкольников Тема «Деревья»

Примерное календарное планирование по обогащению словарного запаса старших дошкольников Тема «Деревья» ...