Воспитание культуры речи у дошкольников
методическая разработка по развитию речи на тему

Правильному произношению, выразительному интонированию, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей следует обучать детей как можно раньше. Э то одна из важнейших практических задач, котора стоит перед дошкольным учреждением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_kultury_rechi_u_doshkolnikov.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание культуры речи у дошкольников

 Подготовила

 старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад «Машенька»

Сорокина Н. С.

       Дети черпают свои знания о языке из окружающей речи. Они воспроизводят то, что слышали при общении со взрослыми. Поэтому воспитатель должен быть внимателен к собственной речи, со словарем в руках готовиться к чтению вслух детской художественной литературы, постоянно следить за речью детей не только на занятиях, но и в повседневной деятельности.

        Правильному произношению, выразительному интонированию, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей следует обучать детей как можно раньше. Это одна из важнейших практических задач, которая стоит перед дошкольным учреждением.

        Стихотворный материал поможет  воспитателям в работе с детьми по предупреждению наиболее часто встречающихся речевых ошибок. Ритмичные и рифмованные строки вызывают интерес у дошкольников, «врезаются» в память, тем самым закрепляя правильное произношение. Выразительное поэтическое слово — прекрасный образец высокохудожественной речи, который способствует обогащению лексики, развитию языкового чутья.

       Работу с поэтическими строчками, включающими слово, в котором дети часто допускают ошибку, следует считать дополнением к тем занятиям и дидактическим играм, которые проводятся в старших группах.

Задача педагога выработать у каждого ребенка произношение (проговаривание) всех звуков.

Помощником в этом деле становятся стихи, в частности отрывок из стихотворения С. Михалкова «Сашина каша»:

Живет на свете Саша.
Во рту у Саши каша,—
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка        

На сладком молоке.

С утра во рту у Саши

Слова простые наши —

Слова простые наши

На русском языке.

Но то, что можно внятно

Сказать для всех понятно,


Красиво, чисто, ясно,—

Как люди говорят,—

Наш Саша так корежит,

Что сам понять не может:

Произнесет словечко —

И сам тому не рад.

Он скажет: «До свидания»,

А слышится: «До здания».

Он спросит: «Где калоши?» .

А  слышно:   «Это  лошадь».

В речи дошкольников встречаются различные ошибки: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, лексические, синтаксические.

К орфоэпическим относятся ошибки, связанные с произношением, например коклета вместо котлета, колидор вместо коридор. Детям также нелегко выговаривать губной и губно-зубной звуки на стыке слогов, поэтому в слове трамвай некоторые дошкольники ме заменяют на не.

Для закрепления в речи детей правильного произношения этих слов предлагаем следующие стихи:

1.Рано утром в коридоре
Вдруг раздался топот ног.
Встал сосед Иван Петрович,
Ничего понять не мог.

Встала   бабушка   с   кровати —

 Все равно вставать пора!

Это Лида в коридоре

Прыгать учится с утра. (А. Б а р т о . Веревочка.)

2.Ешь конфетку,
Ешь
котлетку,
Молоко свое допей —

И пойдем    гулять скорей. (3.   Александрова.   Мой мишка.)

В практике часто встречается неправильное произношение согласных в словах скучно, скучный, конечно (чн вместо шн); что, чтобы', чтоб, потому что (ч'т вместо шт).


Тренировочные тексты:

1.Мне не скучно без огня —
Есть фонарик у меня.

(А. Барто.  Фонарик.)

2.У нее томится утка,
Не ныряет, не плывет,
У нее певунья-дудка
Скучным голосом поет.

(Е.    Серова.     Нехорошая история.)

3.        В это время по дорожке

Шел   зверек   страшнее   кошки,

 Был на щетку он похож.

Это был, конечно, еж. (С.   Маршак.    Сказка   об умном мышонке.)

4.        Водичка, водичка,
Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

5.Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.

(А. Барто. Мишка.)

В последнем примере следует обратить внимание на слова «все равно». Часто дети произносят их как «сирамно». Нередко на месте [о] появляется 1э] в таких словах, как оседланный (вместо нормативного осёдланный), щелка, щелочка (вместо щёлка, щёлочка), шерстка (вместо шёрстка).

Тренировочные тексты:

1.Горит на столе
Одинокий огонь,

И смотрит в кроватку

 Осёдланный конь.

(Л. Квитко. Лошадка.)

2.Но вот приближаются
Дом и забор.
Жучок через
щёлку
Пробрался во двор.

        (Л. Квитко. Жучок.)

3.Бродили по дороге

 Дремота и Зевота.

Дремота забегала в калитки и ворота, Заглядывала в окна И в щёлочки дверей И детям говорила:

—Ложитесь поскорей!

         (С.   Маршак.   Дремота   и   Зевота.)

4.Я люблю свою лошадку,
Причешу   ей  
шёрстку   гладко.

           (А. Барт о. Лошадка.)

Иногда неправильная замена [о] на [э] сопровождается смещением ударения в слове: шофер, шофера, шоферу и др. (вместо нормативных шофёр, шофёра, шофёру и др.), планер (вместо планёр), белесый (вместо белёсый).

5.Там, на улице заторы,
Там волнуются
шофёры.

(А. Б а р т о. Дом переехал.)

Хорошо, когда отрабатываемое слово повторяется неоднократно, как, например, слово шофёр в стихотворении Ю. Яковлева «Андрейка».

Приведенный выше пример отражает нарушение орфоэпических и акцентологических норм.

Вторая группа ошибок — акцентологические. Это речевые ошибки, состоящие в неверной Дошкольники произносят: запыхавшись (вместо запыхавшись), ракушка, ракушек, в ракушке и т. п. (вместо ракушка, ракушек, в ракушке и т. п.), красивей (вместо красивей), лебедей (вместо лебедей), маляры (вместо маляры), столяр, столяру, столяры (вместо столяр, столяру, столяры), квартал (вместо квартал) и т. п.

Закрепить нормативное ударение в данных словах помогут следующие стихи:

1.И вдруг, запыхавшись,

   Зайчишка Бежит, перепуган до слез:

—Скорее! Какой-то мальчишка
Ежинку в корзине унес.

                    (В. Осеева. Ежинка.)

2.        Я каждое утро
На берег хожу,
Заснувших медуз
На песке нахожу.
Есть все у меня,
Что выносит вода:
И маленький краб,

И морская звезда,

Большая ракушка

С подводного пня...

И только кораблика

Нет у меня. (В. Коржиков. Кораблик.)

3.        Дерево прячет
Корни в земле.
Искры таятся
В теплой золе,

В желуде зрелом

Спрятан дубок

В хрупкой скорлупке

Спрятан желток.

Жемчуг — в ракушке,

Рыба в пруду.

Только лишь глупость

Одна на виду. (О. Дриз. Что где спрятано.)

4.Над бухтой бродит ветерок,
Несет волну на мол...
Давно помятый катерок
Поставлен на прикол.

К бортам ракушек нанесло Зеленою водой, А днище густо обросло Травой, как бородой. (В. Коржиков. Старый катер.)

5.Нет на свете Родины красивей
Боевой страны богатырей.

Вот она, по имени Россия,

От морей простерлась до морей. (А. Прокофьев. Нет на свете Родины красивей.)

6.Маляры пришли втроем,
Обновили старый дом...

Все ребята со двора Малярам кричат: «Ура!»

(М. Пожаров а. Маляры.)

7.Он и слесарь, и монтер,
И
столяр, и полотер.

(А. Б а р т о. Про деда и его соседа.)

8.Нужные работники —
столяры и плотники.

(В. Маяковский. Кем быть.)

Слово лучше запоминается, если оно завершает строку или четверостишие:

9.Просветлели облака,
Улыбнулась им река,

И плывут они по ней,

 Словно стая лебедей.    '

(С. Сеньков. Рассвет.)

10. Пахнет маляр

Скипидаром и краской,

 Пахнет стекольщик

 Оконной замазкой.

(Д. Р о д а р и. Чем пахнут ремесла.)

У старших дошкольников наблюдается неверное произношение слова квартал в значении «часть города, отрезок пути». Заметим, что и в этом случае, и в значении «четвертая часть года» произносится квартал, а не квартал.

Но пожарные узнали,

Где горит, в каком квартале,

Командир сигнал дает,

И  сейчас  же — в   миг  единый —

Вырываются машины

Из распахнутых ворот.

(С. Маршак. Пожар.)

 Довольно часто дети допускают акцентологические ошибки в некоторых глагольных формах: раскидал (вместо раскидал), звонит, позвонит (вместо звонит, позвонит), баловался, балуется, балуюсь (вместо баловался, балуется, балуюсь) и др.

Воспитателей не затруднит подбор четверостиший с нужными глаголами, и все же мы приведем ряд поэтических иллюстраций:

1.В квартире над нами
Есть мальчик Андрюшка.

     По  комнате  всей раскидал  он  

     игрушки. (Я. Аким. Неумейка.)

2.Телефон у нас висит,
Телефон весь день
звонит.

(С. зБ а р у з д и н. Телефон.)

3.То тюлень позвонит,

то     олень... (К- Чуковский. Телефон.)

4.Мишка топал, баловался
Легкий мостик зашатался.
По воде идут круги...
Шарик, Шарик, помоги!

(3. Ал ександрова. Мой мишка.)


5. И пошли они смеяться, Лимпопо!

И плясать и баловаться, Лимпопо!

(К- Чуковский. Айболит.)

Третья группа — словообразовательные ошибки. Они состоят в неоправданном словосочинительстве и в неверном употреблении приставок и корней. Так, вместо поскользнулся можно слышать «под-скользнулся», вместо сшить платье — просторечное «пошить платье», вместо прививка — «приливка».

Приведем примеры тренировочных текстов:

1.Поскользнулся,
Задом пятясь,—
И к милиции

В объятья. (А. Барт о. Мальчик наоборот.)

2.В деревушке
Три Катюшки

Взяли в руки три катушки,

 Шуре сшили сарафан,

Сшили дедушке кафтан,

Сшили бабушке жакет,

Сшили дедушке жилет.

А   девчонкам   и   мальчишкам,

Всем Андрюшкам и Наташкам

Сшили яркие штанишки,

Сшили пестрые рубашки.

Отложили три катушки

И запели:

«Тритатушки». (А. Строило. Три Катюшки.)

Детям очень нравится концовка стихотворения «Тритатушки», и, ожидая ее, они с удовольствием повторяют предшествующие строки, закрепляя нормативное употребление глагола сшили.

Слово прививка закрепляется одноименным стихотворением С. Михалкова.    

Четвертая группа — морфологические ошибки, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи.

Значительная часть речевых ошибок на морфологическом уровне появляется в результате слишком прямолинейного следования законам языковой системы. Ребенок первоначально вырабатывает для себя упрощенный вариант нормативного языка и придерживается его логики, подгоняя исключения под общие правила. Так, в детской речи, вопреки нормам литературного языка, существительные пальто, кенгуру изменяются по падежам и числам, существительные ножницы, брюки, чернила приобретают единственное число и т. п. Чтобы предостеречь ребят от этих ошибок, нужно обучать их правильному формообразованию слов такого типа. И в этом опять же помощниками воспитателя могут стать стихотворные строки.

1.Побывал я на пиру
У хвостатых
кенгуру.

(С. Маршак. Где обедал воробей.)

2.За партой Павлик и Тарас,
Сидят два друга милых.

Вот видит Павлик как-то раз:

У друга нос в чернилах. (А. Барто. Позорное пятно.)

Порой слово фамилия воспринимается детьми как существительное среднего рода фамилие». Это происходит потому, что в конце слова — редуцированный гласный. Для исправления этой ошибки рекомендуется читать стихотворение А. Барто «Имя и фамилия» и стихотворение С. Михалкова о фамилии Финтифлюшкин, где нужное нам существительное согласуется с прилагательными и местоимениями, которые помогут детям осознать слово фамилия как существительное женского рода.

Можно отметить и такую морфологическую ошибку: исходя из того, что в ряде существительных основы единственного и множественного числа противопоставляются с помощью суффиксов -онок- (-енок-), -ат- (-ят-), например котенок котята, утенок утята и др., дети иногда произносят «опенок» —; «опята» (вместо опенок опенки). Почитайте детям стихи И. Василевского «Призадумалась река»:

Под вечер тише голоса,

Домой идем с добычей —

Полны лукошки, туеса

Опенков и лисичек!

В речи малышей встречаются просторечные местоименные образования «ейный», «ихний», , «егойный». Пр} исправлении ошибок необходимо трени ровать дошкольников в правильном | употреблении местоимений его, ее, их. |

Дети воинов, бойцов

 В этом детском доме.

Здесь портреты их отцов,

Карточки в альбоме. (А. Барто. Тридцать братьев и сестер.)

Глагол в нормативном языке имеет две формообразующие основы. Дети же образуют новые глагольные формы непродуктивного класса по модели продуктивного класса: «дремайте» (вместо дремлите), «дремают» (вместо дремлют), «шептают» (вместо шепчут).

Тренировочные упражнения:

1.А в коляске на постели
Дремлют белые метели.

(В. Орлов. Зимняя коляска.)

2.Шепчут ежику ежи:

— Ты не двигайся, лежи. (С. Маршак. Тихая сказка.)

В  речи дошкольников подвергаются деформации личные глаголы, имеющие в основе настоящего времени чередования согласных: зажгет, жгется, жгет (норма зажжет, жжется, жжет). Тренировочные упражнения:

Кто пришел?

Что принес?

Знаем мы: Дед Мороз.

Дед седой,

С бородой.

Он наш гость дорогой,

Он нам елку зажжет,

С нами песни споет.

(Е. Благинина. Елка.)

2. Мать на рынок уходила,

 Дочке Лене говорила: —

Печку,   Леночка,   не   тронь:

 Жжется, Леночка, огонь!

(С. Маршак. Пожар.)

3. Испеклась в  золе картошка —

Ароматна

Жжет ладошки.

(М. Кравчук. У костра.)

Велика частотность неправильного образования разноспрягаемых глаголов; хотеть и бежать. Дети произносят «хотит», «хочут», «хочим» (вместо хочет, хотят, хотим), «побегим» (вместо побежим).

Тренировочные упражнения:

1.        Далеко в другом углу
Мяч и мишка на полу.
Взять их Оля
хочет,
Ножками топочет.

(Е. Ильина. Топ-топ.)

2.Мы по узенькой дощечке
Побежим купаться в речке.

(З.Александрова. Мой мишка.)

Много глаголов с корнем -бег- -беж- в стихотворениях К- Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе».

Затрудняет детей и образование формы повелительного наклонения от глагола ехать. Постоянно приходится слышать просторечные формы «ехай», «едь» (норма езжай, поезжай). Последнее слово многократно повторяется в стихотворении М. Исаковского «Поезжай за моря-океаны...».

Некоторые языковые явления невозможно объяснить дошкольникам, не опираясь на громоздкие правила, на сложные лингвистические термины. И с этим связаны определенные методические трудности. В частности, так обстоит дело с разнокоренными видовыми парами глаголов класть положить. На многих примерах детям нужно показать, что корень -лож- появляется в глаголах лишь там, где есть приставка или постфикс -ся: заложить, положить, выложить, приложить, переложить, уложить, изложить, ложить, доложить, подложить или ложиться.

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить.

(3. Александрова. Мишка.)

2   Редиске вымыли бока,

В тарелку положили.

Она красна была, пока

Ее не раскусили.

         (В. Орлов. Редиска.)

3.Я раковину эту

В коробке берегу.

Она лежала раньше

 В песке на берегу.

Мой дедушка

с Кавказа

Привез ее с собой.

Ее приложишь к уху —

А в ней шумит прибой...

         (А. Барто. Раковина.)

4.Чтоб    скорей дождаться
Завтрашнего дня,

Дети спать ложатся

Рано, без огня.

(А. Барто. Твой праздник.)

Там,  где  нет   приставки  или   постфикса, произносится класть:

5.        На серой шинели,
На желтом ремне
Носил эту сумку
Отец на войне.

На ней на привалах

Он письма писал

И вместо подушки

    Под голову клал. (А. Тетивкин. Отцовская сумка.)

Пятая группа — лексические ошибки. Наиболее часто встречается такое типичное искажение нормы, как употребление слова обратно в значении «опять,  снова». Слово опять хорошо закрепляется с помощью стихотворения С. Михалкова «Тридцать шесть и пять»:

  У меня опять

  Тридцать шесть и пять.

 Шестая группа — синтаксические ошибки, заключающиеся в неверном построении словосочетаний и предложений. Низкая частотность этих ошибок объясняется тем, что дошкольники в своей речи обходятся без сложных синтаксических конструкций. На уровне словосочетания мы наблюдали нарушение норм согласования и управления, например: «день рождение» вместо день рождения, «смеется с   меня»   вместо   смеется   надо  мной.

Тренировочные упражнения:

Но, увы, совсем некстати

 Расхворалась тетя Катя.

Не придется развлекаться,

День рожденья отменен,

Нужно сбегать за лекарством,

Принести пирамидон. (А. Б а р т о. Где ты, Павел?)

2.Что за наваждение?
Чей же
день рождения?

(А. Барто. День рождения.)

3.        Смеется Маринка

Над маленьким братцем

Не может братишка

На стульчик взобраться!

(Е. Серова. Смешинка.)

 В детской памяти слово закрепляется, если воспитатель не только предлагает поэтические строки для прослушивания, но и проводит беседу по содержанию стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Воспитание культуры речи у дошкольников с использованием речевых игр"

Участники проекта дети старшей логопедической группы. Цель проекта: воспитание культуры речиу дошкольниковс помощью речевых игр. Ведение коррекционной работы, которая помогла бы преодолеть речевое нед...

«Воспитание культуры речи у дошкольников с использованием игровых технологий».

Проект – исследовательско-творческий, краткосрочный, подгрупповой«Развитие речи детей дошкольного возраста   средствами малых форм фольклора»....

Воспитание культуры речи у дошкольников

Говорим грамотно и учим детей....

"Воспитание культуры речи старших дошкольников"

Владение богатством русского литературного языка, умелое использование его изобразительно-выразительных средств в различных ситуациях общения определяют уровень речевой компетенции человека, являются ...

Воспитание культуры речи у дошкольников в современном обществе.

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольников. Большое значение придается проблеме  воспитания культуры общения детей, в решение которой огромную роль иг...