Сказкотерапия - эффективный метод развития речи дошкольников
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Смирнова Ирина Ивановна

СЛАЙД 1

 

Сказка — это сон, приснившийся нации ( философ Иван Ильин)

 

А знаете ли вы, давно ли появилось название- "сказка"?

Сказки на Руси известны с древних времен

Рассказывание сказок – старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие.

В словаре В.И. Даля сказка определяется как "вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание".

В русских сказках часто встречаются повторяющиеся имена: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

Труд выступает  в сказках не как повинность - надо сделать, даже если не хочется, а как праздник.  .

 

 

Сам термин сказкотерапия явился сравнительно недавно. Основателем метода сказкотерапии является ТД. Зинкевич- Евстигнеева, директор института сказкотерапии .

 

СЛАЙД 2

 

Что такое сказкотерапия?

Сказкотерапия –

метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, для поддержки инициативы ребенка, развития его речевой функции и совершенствования взаимодействия с окружающим м иром.

Основной принцип метода -

духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его Душе.

Забота о Душе (в переводе греческого) – и есть терапия.

Сказкотерапия является сильным коррекционным средством для любого ребёнка дошкольного возраста. Во время использования игрового сказочного сюжета происходит позитивное воздействие на личность в целом, он чувствует себя раскованно, свободно. В этот момент плавно запускается процесс компенсации речевых и психических функций.

 

 

Сказка имеет те таинственные ресурсы, позволяющии удивительным образом менять внутреннее состояние человека.

Как много хороших, добрых воспоминаний связано у каждого из нас с этим понятияем.Формируется любовь к сказке в раннем детстве.

Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. И это делает её эффективным и развивающим средством в работе с детьми.

 

 

Слайд 3

 

Целью сказкотерапии является использование эффективных приемов для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников.

У сказки есть счастливая возможность перелететь через пропасти, охватывать бесконечные пространства, сталкивать различные времена, сочетать самые крупные вещи с вещами самыми маленькими, преодолевать непреодолимые препятствия. Если сказка потеряет свой великий оптимизм, она сразу лишится всего: и мудрости, и чувства справедливости, и дара воображения, и предвидения. С.Я. МАРШАК

 

 

Цель сказкотерапии:

- активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

Задачи:

Создать условия для творческого воображения, оригинальности мышления.

Стимулировать творческое самовыражение.

Формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я».

 

 

Слайд 4

Сказка учит жить.

Сегодня педагоги все чаще обращаются к сказке, подробно разбирая все ее свойства, ее педагогические, психологические и медитативные возможности. Но суть всех этих рассуждений одна: без сказки нет у ребенка, ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания.

Что есть сказка?

Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время рассказать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15 – 20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Эта уникальная возможность «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Пользуясь зашифрованным в сказке опытом прошлых поколений, ребенок или взрослый может проникнуть в мир бессознательного и на ином, внутреннем, уровне разглядеть собственный мир чувств и переживаний.

Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами. Что, как не сказка, позволяет пофантазировать? Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Сказка позволяет «проиграть» такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире. Сказка способна перед каждым из нас открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца.

Отчего у ребенка, а то и у взрослого, текут слезы, если ему самому никто «не угрожает», никто его не обижает? Педагогическая коррекция, основанная на работе со сказками, позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также – иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких ему людей.

Черствость и невнимание ребенка к чувствам и переживаниям родителей, сверстников, воспитателей часто не связаны с особой черствостью в его характере. Причины такой его «отдаленности» исходят из отсутствия опыта сопереживания, из-за неумения вслушиваться в слова тех, кто его окружает.

Чтение сказок и обсуждение их содержания можно успешно использовать и родителям, неравнодушным к своим детям. Вопросы по содержанию сказок составлены таким образом, чтобы укрепить связи на эмоциональном и вербальном уровне родителей с детьми, дать возможность поговорить о важных и значимых проблемах в принужденной форме, соотнося свои чувства и мысли с чувствами и мыслями персонажей прочитанных сказок.

Сказка полезна для здоровья.

Где-то к четырем годам у ребенка начинается активный процесс образного мышления. Дети придумывают новые образы, а их внутренний мир становится интереснее, богаче. На занятиях по сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы – так они могут расширить свои фантазии об одном образе, а это, в свою очередь, научит мозг работать над мыслью, развивать ее.

Часто образы у ребят рождаются не только положительные, радостные, но и пугающие. Поэтому одна из основных целей занятий – научить детей преобразовывать отрицательные эмоции в положительные. Спокойный ребенок, чей внутренний мир красив и радостен, – здоровый ребенок. Кроме того, сказки позволяют развивать логическое мышление: выдуманные образы выстраиваются в цепочку и следуют один за другим.

В сказках, сочиненных детьми, описан отнюдь не реальный мир, а то впечатление, которое он на них производит. Другими словами, через повествование они показывают свое внутреннее состояние, свой духовный мир. Пытаясь описать его, они ищут во внешнем мире аналогии предметов и событий – используют метафору. Именно языком метафор говорит наша психика, а точнее, правое полушарие (которое, кстати, заведует и нашим здоровьем).

В правом полушарии мозга «записано» то, что вызывает дискомфорт у ребенка. Специалисты в сказочной форме разговаривают с детьми на «языке» правого полушария, пытаясь не только создать новые образы, но и, тем самым, побуждая мозг обрисовать свои негативные чувства в виде образов. Когда «страшилка» готова, ее изменяют: делают меньше, симпатичнее, придумывают смешные одежки. Так, постепенно, отрицательные эмоции меняются на положительные.

В сказке, придуманной детьми, обязательно есть положительный герой и отрицательный. Образ главного героя зависит от возраста «сказочника»: маленькие зверюшки, феи или герои, подобные им самим. Но в любом возрасте дети одевают героев по своему вкусу, поселяют их в дом, в котором сами хотели бы жить, кормят их своими любимыми лакомствами.

Счастливый конец сказке обеспечен. А вместе с ним жизнь детей становится радостнее, что благотворно отражается на здоровье ребят.

Испокон веков люди рассказывали друг другу сказки – серьёзные и отшлифованные каноном в одних ситуациях, перевёрнутые и оживлённые юмором - в ситуациях, когда нужен был смех.

Со временем мы забыли, что рассказывание сказок – это сказкотворчество, а не сказкопокупательство. Мы стали покупать сказки в супермаркете... И вот тут-то пришли на помощь учёные-психологи, реанимировали старый обычай на новый лад, и появилась сказкотерапия.

 

 

Слайд 5

Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок: 1.

Дидактические (в форме учебного задания).
2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.
3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.
5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки) народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
сказки о животных;
бытовые сказки;
страшные сказки

 

Слайд 6

Одним из главных источников познания действительности для ребенка являются сказочные персонажи.  Добрые герои русских сказок -Герои русских сказок отличаются такими светлыми человеческими качествами, как благородство, добросердечность, храбрость, находчивость, а добрые силы в сказках всегда одерживают верх. Любимый герой русских народных сказок – Иван-царевич., который борется со злом, помогает слабым и обиженным.

Иванушка-дурачок – также очень важный герой русских сказок, стоящий на стороне добра и светлых сил. Иван-дурак – всего лишь крестьянский сын и он совсем не походит на благородного сказочного героя . Но он простой и добрый побеждает своего противника и получает награду.

Слово «дурак» в старину совсем не  значило что человек глупый.

 Так называли младших сыновей. Слово «дурак» понималось в значении «другой», «следующий» ребенок.

 

Первые с кем в своей жизни встречаеися ребенок , это его родные люди и достаточно стереотипный набор игрушек. ( Зайчики. Мишки, медвежата ). Игры — действия с ними ограничены и требуют подпитки новыми знаниями и впечатлениями. Здесь на помощь приходят сказочные образы, персонажи.

 

 

Например, в русских сказках ворон приносит герою живую воду и мертвую воду, воскрешает израненого. Ворон сплошь и рядом поблизости от границы жизни и смерти, и владеет особыми, тайными знаниями, позволяющими лечить и воскрешать.

Лиса выступает в роли хитреца . И если она в сказках действует против слабых- она выигрывает, а против сильных- проигрывает. В русских сказках лиса носит ряд прозвищ: кума лиса, лиса патрикеевна, лисичка- сестричка, Лизавета Ивановна.Это признанный символ хитрости, олицетворение тонкого, изощренного ума, проницательности и насмешливости. Ведь и настоящая лиса необычайно осторожнна, хитра, и в случае необходимости применяет самые разнообразные уловки.

Другой герой наших сказок — это волк. Он выступает и как зверь на котором оттачивается хитрость лисы. А во многих сказках волк выступает верным и могущественным спасителем , помощником . Причина изначально уважительного отношения к волку лежит очень глубоко. В представлении многих народов образ волка был связан с предводителем боевой дружины.

Еще один частый герой сказок — это петух. Изначально нарядная, яркая храбрая крикливая птица несет нв себе часть « солнечных» свойств.В том числе своего рода отсчет времени : и в сказках, и в реальности время часть считается «до петухов». Петух является и символом огня. ( «пустить красного петуха») - означало поджечь что то.

Еще один непременный персонаж сказок- медведь. Причем в звериных сказках его персонаж велик, зол, глуп.Он поддается на обман и шутку . А в сказках бытовых медведь уже выступает в другом амплуа- он мудрый, знающий , верный помощник человека.

 

Заяц – герой слабый, но хитрый. Он часто выступает олицетворением трусости, тем не менее, благодаря своей ловкости и находчивости он с легкостью выходит из затруднительных положений. Например, в сказке «Заяц-хваста» герой помогает спасти ворону.  Сначала заяц  («Лиса и заяц»), но по ходу повествования мы видим, как этот трусливый герой преображается.

 Он может перехитрить даже волка и спасти своих друзей.

Ёж в сказке – животный персонаж умный и осторожный. Он выражает доброту и дружелюбие, и  мирит между собой животных персонажей, разрешает их спор, находит справедливость.

В сказках порой объясняется появление у ежа колючек, с помощью которых он может не только защищаться, но противостоять более крупным животным. О нём может даже идти богатырская слава (сказка «Ёж»).

Мышь в сказках трудолюбивая и добрая, хоть и часто подчеркивается, что «в голове мышиной мозгу меньше горошины». Она часто выступает спасительницей, и награду за это просит совсем не большую – только ложечку каши, например.

Мышь часто помогает людям – носит воду в сказке «У страха глаза велики»и может даже спасти жизнь («Дочь и падчерица»).

 

 

 

СЛАЙД 10

Для развития творческих способностей детей им можно предложить следующие интересные задания:

1. Сказочная страна.

Представьте , что при помощи волшебной палочки вы оказались в сказочной стране. Какое средство передвижения ( ступа Бабы Яги, сапоги –скороходы , ковёр-самолёт и др.) вы бы выбрали и по какому маршруты стали бы путешествовать?

2.Помогите сказочным героям!

Хороших волшебников, людей и зверей гораздо больше , чем плохих. Надо, чтобы они помогали друг другу. Пусть у героини сказки « Гуси-лебеди»«появится новый волшебный помощник – живой вертолёт.Вертолёт висел-висел на солнышке, вздыхал – вздыхал от безделья, вдруг увидел гусей-лебедей у избушки Бабы-Яги и решил спуститься на землю и помочь девочке…

Но ведь Баба-Яга хитрая и коварная. Она может обмануть добрых героев.

Я думаю Бабу – Ягу нужно перевоспитать.

Подумайте , как можно перевоспитать Бабу-Ягу?

 

Так же сказка является одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, страха; принятием своих чувств.

Преимущества сказок для ребенка: *Отсутствие в сказках нравоучений. *Победа Добра. *Образность языка. Кладезь мудрости. *Наличие тайны и волшебства. Еще одним вариантом сказкотерапевтической работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей. Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу. Замечательная сказка «Репка» научит ребенка ценить семью, и покажет. Что добиться наилучших результатов можно объединением всех членов семьи. Сказки «Гуси- лебеди» и «Сестрица Аленушка» научат ребенка тому моменту, как важно слушаться взрослых. Сказка « Теремок» даст урок того, как нужно играть на площадке мирно и дружно.

 

Главный смысл сказкотерапии состоит в том, чтобы ребенок мог отождествляя себя с главными героями, учиться на их ошибках. Ребенок может попробовать представить себя и злым и добрым, и богачом и бедняком, и разрушителем и созидателем. Воображая разные жизненные ситуации, ребенок учится сочувствовать, сопереживать, становиться более внимательным. Нужно обращать внимание, с каких героев ребенок берет пример и на каких героев хочет быть похож.

 

 

Лживый мальчик

В большом уютном деревенском доме жил маленький мальчик Миша.

Он рос в дружной семье. Миша был добрым мальчиком, вот только очень любил приврать. Он обманывал всех вподряд: друзей, родителей и даже незнакомых людей.

Он врал до тех пор пока не случилось..

В один летний денек, когда весело чирикали воробьи,во дворе хлопотали куры, а солнечные блики играли на стене.

Миша проснулся от того что солнечный зайчик скакал по  его лицу.

Миша поднялся с постели, поцеловал маму и отправился во двор. А потом ему захотелось выйти на улицу.

А потом его поманил к себе лес,  и  Миша  побежал туда.

Он  забыл, что мама не разрешает ему ходить в лес одному.

В лесу было просто чудесно! Тропинка извивалась  среди ягодных полян.

Во всю пели птицы, белочки скакали с ветки на ветку.

Миша так увлекся, что не заметил, какоказался в глухой чаще леса. Все здесь было ему незнакомо. Деревья были огромные и корявые, а их ветви сплетались над головой в огромный свод.

- Где я? Что делать?- испуганно воскликнул мальчик.

И тут на тропинку вышел медвежонок.

- Ах , медвежонок!- бросился Миша к нему.- Как хорошо, что ты мне встретился! Не знаешь  ли ты как мне попасть домой?

Медвежонок охотно указал дорогу- она вела дальше вглубь леса.

Миша побежал  по дороге, надеясь, что та приведет его к дому.

Но лес  становился все гуще и Миша с трудом пробирался сквозь заросли. В отчаянии мальчик заплакал:

- Медвежонок не мог меня обмануть! Почему эта дорога не выводит меня из леса?

Миша не знал, что медвежонок был таким же обманщиком, как и он сам.

Погода испортилась.Загремел гром, подул  ветер, начался дождь. Мокрые ветви хлестали Мишу по щекам. Силы оставили его, и поскользнувшись, он не мог подняться от усталости. Бедняга уснул, и даже гром и молния не могли разбудить его. На лес опускалась ночь.

А в это время в деревне поднялась паника:  пропал Миша!

Все вышли из домов и отправились на его поиски, не взирая на ливень. Люди шли по лесу с фонарями и  факелами, громко звали Мишу. В ответ раздавались лишь крики ночных птиц. Но вот кто-то наткнулся на обороненный Мишей носовой платок, а потом вконец обессиленные люди обнаружили Мишу. Никто не замечал усталости, все радовались: мальчик был найден живым и невредимым. А это главное!

Это стало возможным только потому, что  людей, которые любили Мишу и не жалели себя. Было очень много.

Мама прижимала сына к себе:

- Мой любимый  сынок ты нашелся! Но зачем ты ушел, зачем ты меня обманул?

Потом Миша разболелся , его мучил жар, картина мрачного леса и бури вставала перед ним, и он просыпался весь в слезах.

Но все миновало,а когда Миши выздоровел, он стал совершенно другим человеком. Все увидели, что он излечился не только от простуды, но и от привычки врать. Он попросил у мамы прощения и больше никого никогда не обманывал.

Так что знайте обманывать плохо. Кто обманывает того тоже могут обмануть как медвежонок обманул Мишу.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_v_rabote_s_doshkolnikami.pptx1.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказкотерапия в работе с дошкольниками У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как об лежащий на дороге камень»

Слайд 2

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, для поддержки инициативы ребенка ,развития его речевой функции ,совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Слайд 3

Цели сказкотерапии: Активизация в ребенке творческого потенциала Раскрытие инициативных возможностей Развитие речевой активности Формирование психофизической сферы

Слайд 4

5 видов сказок: Диактические Медитативные Психотерапевтические Коррекционные Художественные

Слайд 5

Сказочные животные

Слайд 6

Сказочные животные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература – эффективный метод развития речи дошкольников.

Художественная литература – эффективный метод развития речи дошкольников....

Синквейн - эффективный метод развития речи дошкольника.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи. Уже в дошкольном возрасте можно в игровой форме учи...

Статья "Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника"

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им т...

«Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника».

         Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических  процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативно...

Синквейн как эффективный метод развития речи дошкольников

Презентация предназначена для ознакомления педагогов с технологией синквейн. Раскрываются этапы работы с детьм, подготовительная работа....

Выступление на педагогическом совете: "Мнемотехника - эффективный метод развития речи дошкольника"

Мнемотехника - это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования различных ассоциаций (мнемоника – искусство запоминания).Для улучшения памяти необходим...

Пальчиковый театр - один из эффективных методов развития речи дошкольников

Сегодня все практикующие логопеды применяют на своих занятиях  массаж рук и пальчиковую гимнастику. Мышечные возможности руки ребенка с речевыми проблемами требуют особой тренировки и коррекции. ...