Пальчиковый театр - один из эффективных методов развития речи дошкольников
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Голикова Марьяна Марковна

Сегодня все практикующие логопеды применяют на своих занятиях  массаж рук и пальчиковую гимнастику. Мышечные возможности руки ребенка с речевыми проблемами требуют особой тренировки и коррекции. И, пожалуй, самым органичным для дошкольников занятием, с точки зрения развития мелкой моторики рук, а следовательно и речи, является пальчиковый театр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_golikova_m.m.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Пальчиковый театр – один из эффективных

методов развития речи дошкольников»

учитель-логопед Голикова М.М.

     Еще в 1861 году французский нейрохирург П.Брока обнаружил, что поражение области, находящейся  в пределах второй и третьей лобной извилины приводит к тому, что человек теряет способность к членораздельной речи. Этот центр или зона Брока, обеспечивает моторную организацию речи.

     Сегодня нейропсихологи благодаря высокотехнологичному оборудованию могут без труда видеть на снимке головного мозга речедвигательная область (зона Брока), которая располагается рядом с двигательной областью, практически являясь ее частью. А это значит, что развитие моторки ведет за собой развитие речи. Исследования ученых доказывают, что наибольшее значение для развития речи имеет развитие мелкой моторики рук. При некоторых нарушениях речи у детей прослеживается выраженная в той или иной степени моторная недостаточность, отклонения в движениях пальцев рук, что подтверждает взаимосвязь моторики с речевой функцией.

     Сегодня все практикующие логопеды применяют на своих занятиях массаж, и пальчиковую гимнастику. Мышечные возможности руки ребёнка с патологией речи требуют особой тренировки и коррекции. Для детей с дизартрией, которая сопровождается пониженным тонусом, необходимо тренировать мышечные усилия руки. Для детей с повышенным тонусом необходим общий массаж и упражнения на расслабление мышц кисти. Коррекция речевого дефекта проходит медленно и менее эффективно, если аспект развития моторики синхронно со словом выпадает из поля деятельности логопеда. И пожалуй, самым органичным для детей занятием, с точки зрения развития речи и мелкой моторики рук, является пальчиковый театр.

     Пальчиковый театр – это волшебное действо,  легко умещающееся на ладошке, в котором  можно почувствовать себя героем любой сказки или придуманной истории,  в котором ребенок радуется  играя, а  играя, познает окружающий мир. Театрализованные игры создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка. Участвуя в  мини спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно, у него развивается воображение, мышление, память и речь.

     Пальчиковый театр – это один из способов развития мелкой моторики, а следовательно и речи. В ходе разыгрывания сценок  дети  повторяют движения за взрослыми или придумывают свои варианты, но в любом случае  моторика рук активизируется, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

     Игры с пальчиковыми куклами хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми  с особенностями развития. Они стимулирует  речевую активность, обогащают словарный запас, позволяют ребенку дистанцироваться от проблемных ситуаций, способствуют улучшению коммуникативных навыков.  Игра является для ребенка естественным средством самовыражения, а пальчиковый театр – отличный помощник в общении с ребенком.

     Пальчиковые куклы «оживая» на пальце не дадут детям заскучать на занятии, поскольку дети становятся полноправными участниками творческого процесса. Утомительные монотонные упражнения по автоматизации звука  превратятся в удивительные приключения маленьких героев, сделанных из бумаги, лоскутка или купленных в магазине. Пальчиковые куклы не займут много места, играть с ними можно и в детском саду и дома, вовлекая в этот процесс членов семьи. А каких замечательных пальчиковых кукол делают внуки с бабушками.

     Уникальность пальчикового театра состоит еще в том, что это авторские творения ручной работы, и не важно, кто их делал ребенок или взрослый, это всегда индивидуальные представления об образе героя. Пальчиковые куклы  сделанные с душой, несут в себе творческую энергию, пальчики двигаются, мелкая моторики совершенствуется, речь активизируется, обогащается и на свет рождается новая сказочная история.

    Например:

    Представление 1 (основанное на повторе движения за взрослым, роль кукол выполняют маленькие маски в головных уборах, одетые на пальчики каждого ребенка)

    Герои: правая рука – королева, принц, дракон; левая рука – король, принцесса, шут, звездочёт.

Взрослый проговаривает, дети завершают фразы:

Вот король, вот королева,

Справа он, она же слева,

Замечательно живут,

Веселит их славный шут.

Принц с принцессой тоже дружат,

А дракон им верно служит.

И на нем летают в гости

К звездочету дяде Косте.

Представление 2

Новые приключения колобока (действо разыгрывается с использованием известных детям фраз «Колобок, колобок,  я тебя съем», «Не ешь меня, я тебе песенку спою». Бабку может сыграть взрослый, герои могут быть какими угодно, можно использовать любых пальчиковых кукол, концовку можно сделать более жизнеутверждающую.)

Представление 3

Путешествие в АЗБУКУ (действо разыгрывается по принципу встречи главных героев с буквами (пальчиковые куклы), которые задают мальчику и девочке (можно куклы, можно люди) загадки, головоломки, шарады…)

Представление 4

Веселые говоруны  (во время действа можно делать упор на автоматизацию звуков, разыгрывая чистоговорки, стихи и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература – эффективный метод развития речи дошкольников.

Художественная литература – эффективный метод развития речи дошкольников....

Сказкотерапия - эффективный метод развития речи дошкольников

СЛАЙД 1 Сказка — это сон, приснившийся нации ( философ Иван Ильин) А знаете ли вы, давно ли появилось название- "сказка"?Сказки на Руси известны с древних временРассказывание сказок – старый...

Синквейн - эффективный метод развития речи дошкольника.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи. Уже в дошкольном возрасте можно в игровой форме учи...

Статья "Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника"

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им т...

«Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника».

         Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических  процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативно...

Синквейн – один из эффективных методов развития речи

Синквейн – один из эффективных методов развития речи. Консультация. Значение, методы работы...

Синквейн как эффективный метод развития речи дошкольников

Презентация предназначена для ознакомления педагогов с технологией синквейн. Раскрываются этапы работы с детьм, подготовительная работа....