Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Тема занятия: "Путешествие в осенний лес"

Цель занятия: ознакомление дошкоьников с миром животных, развитиесвязной монологической речи.

На занятии использовала элементы ТРИЗ технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ

Тема занятия: «Путешествие в осенний лес»

Цель: Ознакомление детей с миром животных, развитие связной монологической речи дошкольников и творческого воссоздающего воображения и мышления.

Приемы технологии ТРИЗ:

Поставленные задачи решались через игровые приемы:

1. «Рюкзак путешественника» - развитие умения видеть и находить сходство предметов со схемами.

2. «Зеленая полянка» - игра на познание объектов окружающего мира и понимания единства всех его составляющих и законов его развития; развитие умений делать выводы, сопоставлять

3.  «Чей след» - развитие интеллектуальных операций: анализа и синтеза, основан на опыте ребенка. Развитие умений анализировать

5. «Запах леса» - (ароматерапия)- дыхательная гимнастика с использованием эфирного масла «Сосна» нормализует психологическое состояние детей, повышает иммунитет. Утоляет боль, хорошо тонизирует и восстанавливает силы организма после инфекционных заболеваний, увеличивает количество энергии и позволяет высвободить дремлющие ресурсы собственных сил организма.

Предварительная работа:

Беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций серии картин с изображением животных наших лесов, знакомство со схемой, знакомство, рисование диких животных, рыб, разучивание стихотворений, загадывание загадок о животных.

Оборудование комплект геометрических фигур; магнитная доска, фломастер, предметные картинки для тризовской игры «Рюкзак путешественника», «Зелёная поляна»; карточки «Угадай, чей след», альбомные листы с пятнами Роршеха (2 листа), , эфирное масло «Сосна».

Ход занятия

Разминка: Дети заходят в группу, приветствуют гостей, и встают в круг, взявшись за руки.

Воспитатель: Ребята давайте вспомним нашу разминку «Улыбка»

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие по лесу? В лесу нет дорог, не ходит транспорт, а в иных местах даже пройти невозможно. На чём мы сможем отправиться в путешествие? Воздушный транспорт: вертолёт, самолёт. Хорошо давайте подумаем на чём нам удобнее лететь? А почему вертолёт, ведь самолёт тоже умеет летать? Молодцы! И так мы летим на маленьком вертолёте, он будет приземляться на небольших полянках, на берегах рек или озёр.

Воспитатель: Для начала нам нужно построить вертолёт. Как вы думаете, из чего мы можем его построить? Я принесла с собой материал для изготовления вертолётов. Дети берут схему вертолёта и выстраивают его (Вертолёт строят по схеме, работают дети за столом) Вертолёт готов.

Воспитатель: Ребята, что нам понадобится в путешествии? (ответы детей.)

Воспитатель: В путешествии нам понадобятся некоторые предметы. Отгадайте их. Докажите, почему вы так думаете (можно поставить картинки).

Похож на треугольную призму

Цвет может быть зелёный, коричневый, синий, а  может быть любой.

В ней можно жить в походных условиях

Похож на половину шара. Есть ручка за которую можно держать эту половину шара.

Обычно он металлический

В нём можно готовить пищу.

Мешок с лямками

Может быть любого цвета. Его носят за плечами.

В него можно класть от продуктов до инструментов

Воспитатель: Вот и собрались, тогда в путь. Встаём вокруг своих вертолётов, берёмся за руки и говорим слова:

В путешествие летим мы  вертолётом – стрекозой

  Над лугами, над полями, над высокими лесами   

  Мы по лесу погуляем много нового узнаем

   А потом наш вертолёт всех нас в садик привезёт.

Воспитатель: А вот первая наша остановка, хотите ощутить запах настоящего леса, тогда ребята, потрите сильно ладошки друг о дружку, я вам капну на них запах леса. Сейчас вы закроете глаза и будете медленно вдыхать аромат, который исходит от ваших ладошек. Запах леса перенесет нас на «Зеленую полянку». Открываем глаза.

Как вы думаете, почему эта полянка так называется? (Потому что на этой поляне множество разных растений, цветов, трав, деревьев и кустов)

- Какие деревья вы видите на поляне?

- Давайте рассмотрим жизнь одного из деревьев в прошлом, настоящем и будущем времени. А какое это будет растение, вы узнаете, отгадав загадку:

схема

В прошлом

В настоящем

В будущем

Где можно встретить:

Когда прорастёт в лесу, в поле, в парке и т.д.

То же

То же и на новогоднем празднике

Как выглядит: сначала семечко, потом маленький росточек-стол тоненький, низенький, листья-иголочки светло-зелёные, корешки тоненькие

Большой ствол, высокая листья –иголки зелёные, сочные

Стала пушистым, высокой, даёт шишки в них семена, листья-иголочки тёмно-зелёные. Нарядная –в игрушках украшениях

Польза: семена – еда для птиц, укрытие для насекомых

Даёт тень, прохладу, дом для животных, птиц, насекомых(белка, птицы в дуплах,  внизу под корнями норки); еда для животных, птиц – шишки,семена. Из древесины строят дома, делают бумагу, и т.д.

Тоже. Радость детям(людям) на новогоднем празднике

Воспитатель: Вам понравилось на этой поляне? Что нового для себя вы узнали?

- Молодцы! Отправляемся дальше. Дети встают около вертолёта.

Воспитатель: А вот и вторая остановка нашего вертолёта на «Полянке зверей». Посмотрите какая красота вокруг, синее небо, зелёная трава, душистые цветы, а окружают полянку высокие деревья и ветвистые кустарники.

- Ребята, а каких животных, птиц или насекомых можно увидеть на этой полянке?

- А почему мы никого не видим? Правильно, все звери попрятались от шума вертолёта, но оставили свои следы. Показываю детям карточки. Если мы с вами отгадаем, где, чей след, то узнаем какие животные, птицы, насекомые живут здесь.

Подойдёт к столику. Воспитатель раздаёт карточки с изображением похожим на следы обитателей леса и картинки с изображением насекомых, птиц, животных и т. д. Дети должны разложить картинки обитателей по «следам» на карточках.

- Кто оставил такой след?. Некоторых можно спросить: Докажи, что это след зайца, или след насекомого. Можно провести с детьми взаимопроверку

 

Воспитатель: Молодцы! Отправляемся дальше. Дети встают около вертолёта.   Третья остановка берег озера. Ребята посмотрите, плакат висит. Что здесь написано? (Попросить детей прочитать или прочитать самой.) «Охраняйте обитателей водоёма»

Воспитатель: Здесь на плакате были нарисованы обитатели водоёма, но рисунок размыло дождём. Как нам узнать какие обитатели были нарисованы? Правильно, надо восстановить рисунок. (Пятна Роршеха). Воспитатель даёт детям плакат, и дети рисуют обитателей озера.

Воспитатель: Давайте  вместе рассмотрим и узнаем, какие обитатели живут в этом водоёме. (Вешаем плакат на место и рассматриваем).

- Как будем охранять этих обитателей?

Воспитатель: Ой, ребята, У нас в детском саду скоро обед, нам пора возвращаться. «Садитесь» в свои вертолёты. Дети встают вокруг вертолётов, говорят слова.

Воспитатель: Вот мы и дома. Сегодня мы совершили большое путешествие, многое увидели и узнали. Давайте   отдохнём, присядем на дорожку и немножко поразмышляем. (Показываю круг Эйлера «Обитатели Земли»)

- Как вы думаете, что это? Это обитатели нашей планеты Земля.

- Представьте себе, что может случится, если одно звено выпадет из этого круга? (Закрываю тёмной полоской любое звено круга) Высказывание детей (Можно закрыть по очереди несколько звеньев ориентируясь по времени).

Воспитатель: Молодцы! Вы сегодня много узнали. Я думаю и с природой вы будите общаться бережно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи (с элементами эмоционального развития) «Рассеянный в гостях у ребят»

Программные задачи:Уточнить знания о сказочных героях.Закрепить навыки культуры поведения, формировать «актерские»способности (выражение эмоций в мимике, жестах, интонации).Доставить детям радость.Мат...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием сказкотерапии по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Общеразвивающие задачи:1.    Формировать представления о насекомых в среде обитания.2.    Развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием элементов мнемотехники "Путешествие в страну Загадок"

В течении двух лет я работала над методической темой "Развитие речи у детей через использование элементов мнемотехники". Тема очень интересная, элементы мнемотехники использую, как в непосредственно о...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему "В гости к нам пришла осень" (с использованием мнемотаблиц)

Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе. «В гости к нам пришла осень» (с использованием мнемотаблиц). Цель: создание условия для развития речи детей пос...

Конспект занятия в подготовительной группе « Дети - Герои ВОВ» (с использованием элементов нетрадиционного рисования).

Цели: Расширять представления детей  о войне и детях военных лет, как они защищали Родину (в годы Великой Отечественной войны, воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов).Познакомить...

Конспект занятия в подготовительной группе «В гостях у сказки» с элементами ТРИЗ

Основы ТРИЗ были заложены в СССР еще в 40-50-х годах ХХ века. С тех пор она превратилась в универсальную науку. Используя данную методику в развитии речи, решается задача обучения составлению детьми т...

Методическая разработка. Конспект занятия по познавательному и речевому развитию ФЭМП с использованием элементов ТРИЗ «В мире геометрических фигур» для детей 4-5 лет группы комбинированной направленности

Занятие по ФЭМП направлено на детей средней группы. Использованы элементы ТРИЗ, чтобы максимально задействовать одновременно всех детей.Занятие было проведено на практике, мы смогли уложится по времен...