Методическая разработка. Конспект занятия по познавательному и речевому развитию ФЭМП с использованием элементов ТРИЗ «В мире геометрических фигур» для детей 4-5 лет группы комбинированной направленности
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Стяжкина Юлия Андреевна

Занятие по ФЭМП направлено на детей средней группы. Использованы элементы ТРИЗ, чтобы максимально задействовать одновременно всех детей.Занятие было проведено на практике, мы смогли уложится по времени, в соответствии с нормами (20 минут), все поставленные цели были достигнуты. Занятие составлено и оформлено в соответсвии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 33 Выборгского района Санкт-Петербурга

_______________________________________________________________

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию ФЭМП с использованием элементов ТРИЗ «В мире геометрических фигур» для детей 4-5 лет группы комбинированной направленности

Стяжкина Ю. А.,

воспитатель,

группа № 6 «Львята»

Санкт-Петербург

2023

Цель: создание условий для закрепления умения различать и правильно называть геометрические фигуры.

Задачи:

  • Закреплять умения различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник, узнавать данные фигуры, несмотря на различие в цвете, размере и пространственном расположении;
  • Закреплять навыки счета в пределах 5;
  • Содействовать развитию памяти;
  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать задание и выполнять его самостоятельно.

Словарная работа: круг, квадрат, треугольник, форма, размер, цвет, круглая, квадратная, треугольная, синий, красный, желтый, зеленый, большой, маленький, равное количество, больше, меньше, ласточка, кукушка. соловей.

Предварительная работа: дидактические игры «Чудесный мешочек», «Чем похожи, чем отличаются», «Повтори узор»; отгадывание загадок про геометрические фигуры; рассматривание картинок перелётных птиц, чтение художественной литературы про перелётных птиц, отгадывание загадок про перелётных птиц.

Форма организации: фронтальная.

Методы и приёмы: наглядные: показ; словесные: вопросы, объяснения, беседа; игровые: дидактическая игра, воображаемая ситуация, сюрпризный момент; практические: ТРИЗ-технология

Материалы и оборудование: кукла Би-ба-бо, волшебная палочка, доска/мольберт, набор птиц (ласточка, кукушка, соловей) и картинок с домиками (треугольный круглый, квадратный)

Демонстрационный материал: фланелеграф, к нему модели геометрических фигур: 5 кругов, 5 квадратов, 5 треугольников (фигуры каждого вида разных цветов и размеров).

Раздаточный материал: карточки с двумя свободными полосками и конверты с набором моделей фигур разного вида: круги, квадраты, треугольники; среди них 5 больших и 4 маленьких фигуры.

Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

Цель/задача

#1042;водная часть

(организационный момент)

Появляется кукла Би-ба-бо, в руках несет фланелеграф с фигурами, ставит его на доску и здоровается с ребятами.

Кукла: - «Я живу в стране Математики. Но из-за того, что я забыла все геометрические фигуры, меня выгнали оттуда и не пускают обратно. Я и не знаю у кого попросить помощи, не получается у меня различить все эти фигуры и вспомнить их названия». Плачет.

Вос-ль утешает куклу и говорит:

«Кажется, я знаю кто тебе может помочь, посмотри, как у нас много ребяток».

К.: «И в правду! Ребята, а вы знаете геометрические фигуры? Сможете пожалуйста мне их напомнить?».

«Тогда помогите мне пожалуйста, а я возьму вас с собой в страну Математики!»

Сидят в спальне. Слушают куклу.

Отвечают на вопрос.

Соглашаются помочь кукле и попасть в страну математики.

2 минуты

#1054;сновная часть

На фланелеграфе размещены вперемешку квадраты, треугольники и круги.

Вос-ль: - «Посмотрите на фланелеграф, какие фигуры вы узнали?».

- «Все эти фигуры одинаковые или разные?»

- «По каким признакам можно их разделить?»

- «Давайте сейчас каждый возьмет себе по одной фигуре, и мы свами разделим все эти фигуры по цвету.

Посмотрите, у нас есть специальные досочки, разделитесь и прикрепите к ним фигуры. На каждой досочке должны быть разные фигуры».

- «Давайте посмотрим, как вы смоги разделить фигуры. Какого цвета фигуры на этой досочке? А на этой и т.д. Посмотрите, что общего между фигурами на этой досочке? А чем они отличаются?».

- «Берите каждый по фигуре. А сейчас давайте разделим фигуры по форме. Какой формы фигуры на этой досочке? Чем они отличаются? Что между ними общего?»

- «Берите каждый по фигуре. А сейчас давайте разделим фигуры по размеру. Давайте посмотрим на эти две досочки. Какого размера фигуры на этой досочке? А на этой?»

Фигуры сравниваются.

К.: «Ребята, вы молодцы, благодаря вам я вспомнила, какие бывают геометрические фигуры! Это круг, это треугольник, а это квадрат (показывает на фигуры). Я узнала, что все эти фигуры разной формы, цвета и размера. Вы постарались, мне помогли, а я обещала взять вас с собой в страну математики.»

Физминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево-вправо повернись, рук коленями коснись.

Сели, встали, сели, встали.

Волшебство сейчас настанет!

Кукла взмахивает волшебным ключиком и ребята оказываются в стране Математики.

К.: «Ребята, вот мы и оказались в волшебной стране математики, на столах у вас лежат конвертики, это мои математические подарки для вас».

В-ль: «Давайте откроем конверты и достанем фигуры. Разложите их перед собой. Перед вами лежит карточка, покажите, пожалуйста, пальчиком верхнюю полоску, нижнюю. Молодцы!»

- «Положите, пожалуйста на верхнюю полоску все маленькие фигуры, а на нижнюю – большие».

- «Давайте посчитаем сколько фигур получилось на верхней полоске, а на нижней? Что можно сказать о количестве фигур на верхней и нижней полосках? Оно одинаковое или разное? Каких фигур больше? А каких фигур меньше? Какое число больше (меньше) 5 или 4?»

-«А сейчас давайте уберем фигуры в определенной последовательности. Сначала круги, потом треугольники, а потом квадраты. Молодцы!»

Рассматривают фланелеграф.

- Круг, треугольник и квадрат

- Разные

- По цвету, по форме, по размеру

Каждый берет по одной фигуре.

Делят фигуры по цвету, прикрепляя свою фигуру на нужную досочку.

Называют цвет фигур.

Общее: одинаковый цвет.

Разное: форма, размер.

Называют форму фигур.

Общее: одинаковая форма.

Разное: цвет, размер.

Отвечают на вопросы

Выполняют движения, соответствующие тексту

Дети переходят из спальни в группу и садятся за столы, на которых лежат конверты и карточки с двумя свободными полосками.

13 минут

Закреплять умения различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник, узнавать данные фигуры, несмотря на различие в цвете, размере и пространственном расположении

Закреплять навыки счета в пределах 5

#1047;аключительная часть

В-ль: «Ребята, давайте немного поиграем вместе с куклой. Посмотрите, кажется к нам прилетели птицы. Каких птиц вы тут узнаете? Какие эти птицы? Зачем они улетают на юг? Я предлагаю вам найти каждой птице свой домик.

«Когда я дам команду, каждый возьмет себе по одной птице и разместит ее в нужный домик. Ласточки живут в треугольном домике, соловьи в квадратном, а кукушки в круглом.

В каком доме живут соловьи? В каком доме живут ласточки? В каком доме живут кукушки?»

- «Готовы? Один, два, три, игра начни!»

Кукла проверяет правильность выполнения задания.

К.: «Молодцы, ребята! Вы сегодня и мне помогли вернуться в страну Математики и птичкам домики нашли. Ну, а мне пора с вами прощаться. Закрывайте глазки, а я произнесу заклинание, и вы вернётесь обратно в садик

К.: «Один, два три, чудо произойди! Досвидания!»

Соглашаются поиграть.

Подходят к столу с птицами. Рассматривают картинки, называют птиц: ласточка, кукушка (серая), соловей (коричневый).

Слушают инструкцию, отвечают на вопросы.

Закрывают глаза., «возвращаются» в садик.

3 минуты

Содействовать развитию памяти;

Воспитывать самостоятельность, умение понимать задание и выполнять его самостоятельно.

4. Рефлексия

Ребята, что нового вы сегодня узнали?

Скажите, а где в жизни нам могут встретиться геометрические фигуры?

За ответы детей в-ль дает им наклейки.

Отвечают на вопросы.

За правильные ответы получают наклейки.

1 -2 минуты


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно - образовательная деятельность в 1 младшей группе (2полугодие) по познавательно – речевому развитию ( ФЭМП ) Тема: Величина: большой и маленький. Знание геометрических фигур.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №3 п. г.т. Безенчук  Муниципального района  Безенчукский  Самарской области ...

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебное путешествие колобка»

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной к школе группеТема: «Волшебное путешествие колобка»...

Методическая разработка КОНСПЕКТ Непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию и с использованием нетрадиционных техник рисования для детей подготовительной группы «Народные традиции»

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к народной культуре и быту. Народное искус...

Методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе на тему: "Счет до двух, знакомство с цифрами 1, 2."

Методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе на тему: "Счет до двух, знакомство с цифрами 1, 2."...

Методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе на тему: «Счет движений, высота предметов»

Методическая разработка конспекта занятияпо познавательному развитию (ФЭМП)в средней группена тему: «Счет движений, высота предметов»...

Методическая разработка конспекта занятия по познавательно-речевому развитию с детьми раннего возраста по формированию целостной картины мира на тему "Домашние животные и их детеныши"

Все малыши любят животных и интересуются ими. Важно знакомить ребенка с миром животных и природой при помощи рассказов, совместных наблюдений, занятий....