Экономика в пословицах
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа) по теме

Артемьева Людмила Викторовна

Экономика в пословицах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika_v_poslovitsah.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективное средство обучения детей экономике — русский народный фольклор: сказки, пословицы, поговорки. В них часто идет речь о таких полезных в экономическом плане качествах личности, как трудолюбие, практичность, бережливость, расчетливость и др. Об этом говорят и авторские сказки И.В. Липсица, О.И. Меньшикова, Э.Н. Успенского и др.

Предлагаем подборку фольклорного материала, который может быть полезен при изучении элементарных экономических понятий.

 Детский сад в соответствии с программой развития и воспитания детей «Детство» ставит следующие задачи: дать ребенку общее представление о том, где и кем работают родители, в чем ценность их труда, из чего складывается материальное благополучие семьи, ее бюджет, основные доходы и расходы; научить устанавливать связь между качеством результата труда и его стоимостью; рассматривать деньги как измеритель ценности товаров и услуг; формировать адекватное отношение к рекламе и выбирать разумный способ достойного поведения на основе осознания материального достатка семьи. К концу дошкольного детства ребенок должен владеть словами: профессия, деньги, бюджет семьи, реклама.

Налицо задачи из области экономики. Нужно ли дошкольнику экономическое воспитание? Зачем ребенку надоевшая всем взрослым реклама? Зачем это скучное слово «бюджет»?

Такие вопросы встали перед педагогами нашего детского сада в период освоения программы «Детство». В ходе работы со старшими дошкольниками и изучения методических разработок в области экономического воспитания детей дошкольного возраста АД. Шатовой «Дошкольник и ... экономика», J1.M. Кла-риной «Уроки гнома-эконома», Т.В. Дробышевой и др. «Я, моя семья и общество, в котором мы живем», мы осознали важность данного вопроса.

Сегодняшнее молодое поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Ребенок сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с социальной действительностью, бытом и у него возникает множество вопросов.

Детский сад и родители должны помочь ребенку правильно осмыслить новые явления, новые понятия, новые слова и фразы. Становится очевидной необходимость системной целенаправленной работы с детьми по экономическому воспитанию.

Итак, цель экономического воспитания дошкольников — познакомить на доступном ребенку уровне с окружающим социально-предметным миром, миром духовных и материальных ценностей.

Для этого мы, используя бытовые представления, собственный опыт ведения домашнего хозяйства, знакомим детей с трудом взрослых (предметы труда, результаты труда, индивидуальный — коллективный труд), понятиями «банкир», «рекламодатель», «бизнесмен», «экономист», «партнер» и др.

Мы знакомим детей с потреблением и распределением материальных и духовных благ на примере семьи, понятиями из области финансовых категорий: цена, стоимость, товар, деньги, валюта — и они начинают оперировать понятиями: покупать — продавать, выгодно — невыгодно, дороже — дешевле, больше — меньше, выиграл — проиграл, Сбербанк, пластиковая карта и др.

При этом воспитатели не забывают формировать такие нравственные качества, как бережливость, экономность, справедливость, учить правилам честной игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнера, делиться с партнером, поздравлять партнера с успехом.

Ознакомление дошкольников с экономическими знаниями проводится прежде всего в играх, так как это самый понятный ребенку язык. В игровой форме проходят занятия по элементарной экономике, вечера развлечений.

Пословицы и поговорки

О деньгах, об экономии, жадности

  • В долгах, как в шелках. Грош, что потом заработан, милей даровых рублей.
  • Долг платежом красен.
  • За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
  • Из грошей рубли растут.
  • Копейка рубль бережет.
  • Не богатство друг, а друг — богатство.
  • Не в деньгах счастье.
  • Платье шей, когда есть лишние деньги.
  • Погнался за уткой и утенка упустил.
  • С деньгами всяк молодец.
  • Скупой никогда не будет богат.

О труде

  • В страду одна забота: не стояла бы работа.
  • Кончил дело — гуляй смело.
  • По работе и плата.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Труд кормит, а лень портит.
  • Ремесло — золотой кормилец.
  • Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит.
  • Уменье везде найдет примененье.
  • Не работа дорога — умение.
  • Всякая работа мастера хвалит.
  • Дело мастера боится.
  • На час опоздаешь — годом не наверстаешь.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Без работы день годом станет.
  • Без труда и отдых не сладок.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Хорошо живет тот, кто много работает и учится.

Свободная деятельность

  • Горька работа, да сладок хлеб.
  • Без клещей кузнец — что без рук.
  • Без охоты нет работы.
  • Без работы и печь холодна.
  • Без ремесла как без рук.
  • Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь.
  • Без труда нет плода.
  • Берись за то, к чему ты годен.
  • Будешь трудиться, будет у тебя и хлеб и молоко водиться.
  • Была бы охота, а работа найдется.
  • Все скоро сказывается, да не все скоро делается.
  • Всяк на себя свой хлеб добывает.
  • Всяк своим разумом кормится.
  • Всякое ремесло честно, кроме воровства.
  • Всякий человек в деле познается.
  • Всякое уменье трудом дается.
  • Где хотенье, там и уменье.
  • Глину не мять — горшков не видать.
  • Дело словом не заменишь.
  • Дело заделано — надо доделывать.
  • Делом спеши, да людей не смеши.
  • Делу — время, потехе — час.
  • Дерево смотри в плодах, человека — в делах.
  • Для добра трудиться — есть чем похвалиться.
  • Если идет работа, спать неохота.
  • Ешь досыта, а работай до пота.
  • Живи всяк своим умом, да своим горбом.
  • За все браться — ничего не сделать.
  • Кто мало говорит, тот больше сделает.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Куй железо, пока горячо.
  • Любишь кататься, люби и саночки возить.
  • Мед есть — в улей лезть.
  • Не бывать скуки, коли заняты руки.
  • Не печь кормит, а руки.
  • Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
  • Не привыкай к безделью, учись рукоделью.
  • Каков работник, такова ему и плата.
  • Трудолюбив как муравей.

О деньгах, цене

  • Деньги — не голова: наживное дело.
  • Доход не живет без хлопот.
  • Каждый час простоя — река убытку.
  • Прибылью хвались, а убыли стерегись.
  • Чужие деньги считать — не разбогатеть.
  • Деньги счетом крепки.
  • Копейка копейку родит.
  • Не деньги нас наживают, а мы их.
  • Копеечка к копеечке — рубль набегает.
  • Копейка рубль бережет.
  • Копейка обоз гонит.
  • И дешево и сердито.
  • Свободная деятельность
  • Лишняя денежка карману не в тягость.
  • Хлебу — мера, слову — вера, деньгам — счет.
  • Денежки счет любят.
  • Злато не говорит, зато много творит.
  • Кто копейку не щадит, тому рубль нипочем.
  • Деньги — дело наживное.
  • Здоров буду и денег добуду.
  • Деньги не в деньгах, а в делах.
  • Копейку сберег — рубль получил, рубль сберег — капитал нажил.
  • Время — деньги.

О купле-продаже, товаре

  • Не купля учит — продажа.
  • Куплей да продажей торг стоит.
  • Хороший товар не залежится.
  • Лежащий товар не кормит.
  • Цена хороша, а не будет барыша.
  • На что спрос, на то и цена.
  • Торговля — кого выручит, а кого выучит.
  • Дешево покупается — недолго носится.
  • Кота в мешке покупать нельзя.
  • Товар лицом продается.
  • Чего мало, то дорого, чего много, то дешево.
  • Товарами лавка красится.
  • Базар цену скажет.
  • Мало в привозе — много в запросе.
  • Прибыль с убытками на одних санях едут.
  • Без хозяина товар плачет.
  • Что продается и покупается — товаром называется.
  • Имеешь товар, будут и деньги.
  • Лишний рубль на рекламу отдашь — товар выгодно продашь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтапная работа по проекту "Экономика и дети"

В последнее время на современном этапе развития личности, все большую актуальность приобретает знакомство детей с экономикой. Это актуально, как для системы образования страны, так и региона и любого ...

Совместная работа родителей и детей по проекту "Экономика и дети"

В беседах с родителями мне стало ясно, что они не знают какими способами и методами можно преподнести детям экономические знания.  знания ...

Развлечение для детей старшей группы «Пословица недаром молвится» ТЕМА: Приобщение детей к русской культуре через народное творчество – пословицу

Цель: Создать условия для обогащения образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм (пословиц). Задачи: * воспитывать интерес к народной культуре через разучивание пословиц, ...

Презентация на тему "Русские пословицы и поговорки" (Музей "Русский парк", музей "Пословиц и поговорок", г.Переславль-Залесский)

Раскрывается смысл русских пословиц и поговор на примере содержания домиков в музее "Пословиц и поговорок", г. Переславль-Залесский. Подчеркивается их значение русскими классиками....

"Пословицы и поговорки про экономику"

quot;Пословицы и поговорки про экономику"...

"Пословица недаром молвится" Малые фольклорные формы. составление сказок по пословицам

На занятии мы знакомим детей с пословицами и поговорками. Учим отличать пословицу от поговорки. Прививаем любовь к малым фольклорным формам. Активизируем словарь старших дошкольников. Учимся придумыва...