Из опыта работы по развитию связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР в условиях логопедической группы.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Демидова Екатерина Алексеевна

Важность овладения навыками описания предметов в плане подготовки к школьному обучению, трудности в усвоении этого вида развёрнутых высказываний определяют необходимость изыскания наиболее адекватных путей и способов формирования у детей с ОНР навыков связной описательной речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы по развитию связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР в условиях логопедической группы.

     Связная речь – совокупность  тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Знание лингвистических и психолингвистических основ связной речи необходимо для коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

 

     Проблему изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовали многие авторы (В.К.Воробьева, В.П.Глухов, Р.Е Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В. Ястребова, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Н.А.Никашина, Т.А.Ткаченко) и многие другие. В современных исследованиях по проблеме развития связной речи детей специальное внимание уделяется формированию навыков описания предметов, явлений как одному из условий успешного обучения в школе.

 У детей 6-го года жизни, имеющих ОНР, отмечаются значительные трудности при описании игрушки или другого знакомого предмета по плану, данному логопедом. Для высказываний детей характерны:

          Перечисление признаков предмета в любой последовательности;

          Нарушение связности;

          Незавершённость микротем;

          Возвращение к ранее сказанному.

В ряде случаев описание сводится к беспорядочному перечислению отдельных деталей предмета. Отчётливо выражены лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений.

Важность овладения навыками описания предметов в плане подготовки к школьному обучению, трудности в усвоении этого вида развёрнутых высказываний определяют необходимость изыскания наиболее адекватных путей и способов формирования у детей с ОНР навыков связной описательной речи. Вопросы методики формирования этих навыков недостаточно освещены в литературе. Лишь в отдельных трудах приводятся конкретные формы и приёмы обучения дошкольников с ОНР данному виду связных высказываний

Занятия, являясь частью комплексной работы по формированию связной речи детей с ОНР, исходят из следующих задач:

         - формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов, использовать для их определения адекватные фразы-высказывания;

         - формирование обобщённых представлений о построении описания предмета;

         - овладение детьми языковыми средствами, необходимыми для составления связных высказываний в форме описания;

          -практическое усвоение навыков описания предметов путём тренировочных упражнений.

Обучение осуществляется поэтапно и включает следующие основные виды работы:

        -  подготовительные упражнения к описанию предметов;

         - формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;

         -описание предметов по основным признакам;

          -обучение развёрнутому описанию предмета (с включением различных признаков-микротем);

          -закрепление навыков описания, в том числе в процессе игровых и предметно-практических действий;

         - подготовку к обучению сравнительному описанию предметов.

Работа по формированию у детей грамматически правильной речи проводится в связи с обучением описательной речи в следующем направлении:

         - систематические упражнения в правильном употреблении словоформ (падежных окончаний существительных, прилагательных, некоторых глагольных форм);

        -  формирование у детей практических навыков словоизменения;

         - упражнения в правильном построении фраз;

          -формирование навыков контроля за грамматической правильностью речи;

         - активизация и обогащение словарного запаса.

Примеры синтаксических структур предложений, отрабатываемых на занятиях по описанию предметов.

1.      Субъект – качество субъекта (огурец зелёный, яблоко круглое).

2.      Субъект – вид качества (цвет, форма и др.) – определение качества (арбуз по форме круглый).

3.      Вид качества – наименование субъекта – определение качества (на вкус груша сладкая).

4.      Субъект (часть предмета) – название предмета – качество субъекта (иголки у ели зелёные; шерсть у кошки мягкая, пушистая).

5.      Объект как орудие, средство действия – выполняемое действие – объект, на который переходит действие (молотком забивают гвозди).

6.      Субъект – действие, выполняемое субъектом, - объект действия (собака сторожит дом; корова ест зелёную траву).

На всех занятиях важное место отводится развитию лексической стороны речи. Расширение активного словаря детей осуществляется за счёт слов:

  1. обозначающих предметов и их детали;

b)      качества, свойства предметов;

c)      слов, обозначающих действия, выполняемые с предметами;

d)     действия, производимые животными.

   В результате проведённых занятий было отмечено улучшение показателей информативности и связности детских высказываний, а также их лексико-грамматического оформления (адекватность используемых синтаксических конструкций, уменьшение лексических ошибок, снижение аграмматизма).      Примечательно, что дети стали включать элементы описания в другие виды развёрнутых высказываний – при пересказе, составлении рассказов на тему из личного опыта и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»...

Проект "Создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Целью данного проекта является создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР в условиях речевой группы ДОУ. Наш проект предполагает осуществление коррек...

Обобщение опыта на тему: "Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"

Обощение опыта на тему ""Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"...

Методические рекомендации «Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи путем обучения рассказыванию».

Построение системы работы по развитию монологической речи у старших дошкольников с ОНР требует совершенствования традиционных приемов и методов диагностики и коррекции нарушений связной речи, взаимоде...

Итоговый практико-значимый проект Тема: «Формирование навыков связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР»

Цель данного проекта является педагогическое сопровождение процесса формирования  навыков связной описательной речи у  старших дошкольников с ОНР....

Представление педагогического опыта работы «Формирование и развитие связной монологической речи у старших дошкольников средствами мнемотехники»

Представляю Вам,опыт работы по теме: "Формирование и развитие связной монологической речи у старших дошкольников средствами мнемотехники".Очень активно использую мнемотехнику в своей коррекц...