Конспект литературной викторины в старшей группе по теме: «Произведения Николая Носова».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Верхушина Ольга Викторовна

Литературная игра-викторина по произведениям Николая Носова в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект литературной викторины в старшей  группе.

На тему: «Произведения Николая Носова».

Цель: В игровой форме обобщить и систематизировать знания воспитанников о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять кругозор. Познакомиться с произведениями Н.Носова.

Задачи: Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.

Прививать интерес к книге.

Воспитывать бережное отношение к книгам.

Способствовать активизации каждого ребенка в деятельности (групповая работа).

Оборудование: Выставка книг Н. Носова, портрет писателя, набор предметов для конкурсов.

Подготовка: Чтение рассказов «На горке», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Заплатка», «Огурцы», «Леденец», просмотр мультфильма «Приключение Незнайки и его друзей».

Ход мероприятия.

Под музыку в зал заходит две команды, и становятся на своих местах.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие. А в какое -  вы узнаете, отгадав загадку.

Ты беседуй чаще с ней – будешь в четверо умней (книга).

Мы отправляемся путешествовать по произведениям Николая Николаевича Носова. Приветствуем команды. Команда «Затейники», капитан команды….

Девиз команды:

 Затейники не знают скуки –

Мы умельцы на все руки!

Наш девиз не унывать,

Все пройти и все узнать!

Команда «Фантазеры», капитан команды….

Девиз команды:

Фантазерам нет и дела

До житейских серых дней.

Фантазировать умеем,

Чтоб всем было веселей.

Команды садятся.

Представляем жюри: За правильный ответ команда получает по 1 баллу.

Воспитатель:

 Книга нам расскажет,

 Книга нам покажет.

Почему садиться солнце,

Где прибой о берег бьется.

Где тепло, а где мороз,

Листья все смахнул с берез.

Если книгу прочитаем.

Много интересного узнаем.

Итак, начнем нашу игру викторину.

1 задание «Блиц – вопросы»

1.Назовите имя и отчество Носова. (Николай Николаевич)

2.Где и когда родился? (Он родился в Киеве в 1908 году)

3.Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»? (картофель)

4.В каком журнале Н. Носов напечатал свой первый рассказ? («Мурзилка»)

5.Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы? («Фантазеры»)

6.В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках? (Приключения Незнайки и его друзей»)

7. Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (огурцы)

8.На чем путешествовали Незнайка и его друзья в Зеленый город? (на воздушном шаре)

9.Как звали мальчика в рассказе «Заплатка»? (Бобка)

10.Кто сочинял из коротышек стихи?

11.Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка)

12. Что Шурик прибил к калитке в рассказе «Шурик у дедушки»? (дверную ручку и калошу). 

2 задание. Бюро находок.

Определите из каких произведений Н. Носова потерялись предметы.

1.Шляпа – «Живая шляпа»

2.Нитки, иголки, ткань, - Заплатка

3.Воздушный шар – сказка Приключение Незнайки и его друзей

4.Лопата, песок – «На горке»

5.Огурцы – «Огурцы»

6. Кастрюля с кашей – «Мишкина каша»

Воспитатель: А сейчас мы с вами перенесемся в рассказ Н. Носова «Живая шляпа» и немного поиграем.

 Игра «попади в цель».

Каждой команде дается картофель и шляпа.  Необходимо картофелем попасть в шляпу. Побеждает та команда, которая больше совершила точных попаданий.

3 задание «Эпизод» назовите произведение и его героев.

  1. Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловит рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород…(Мальчиков звали Павлик и Котька. «Огурцы»)
  2.  Миша перепугался: «Что теперь мама скажет!» Взял он две половинки и прислонил друг к дружке. Они ничего, держатся. Даже незаметно, что сахарница разбита. (Леденец. Мальчик Миша)
  3.  «Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье».( Фантазеры. Ира, Мишутка, Стасик, Игорь)
  4. «Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее» (На горке. Котька Чижов).
  5. «Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату» (Живая шляпа, Котенок Васька, Вовка и Вадик)
  6. «Сумел порвать, сумей и зашить» (Заплатка, Бобка)

4 задание. «Мимические мотивы»

Рассказ – загадку загадайте

И без слов вы передайте,

Рассказа или сказки содержанье,

Используя лишь движение или лица выражение.

Для команды «Затейники»: («Огурцы», «Заплатка»)

Для команды «Фантазеры»: («Леденец», «Мишкина Каша»)

Воспитатель: А сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать ее.

Он забавный коротышка

И живет в своей стране:

Интересной детской книжке

Увлекательной вполне.

Шляпу носит он с полями,

Поднимая к верху чуб,

Узнаваемый друзьями,

Он забавен, но не глуп.

И всегда он Первым, смело,

Но, не зная ничего

Брался за любое дело,

Чтоб все знали про него.

Так рождались приключенья;

(Поражая всю страну),

От волшебных превращений

До полетов на Луну.

Дети: Незнайка!

 Звучит музыка, под музыку вбегает Незнайка с растрепанной книжкой.

Воспитатель: А вот и он, встречайте!

Незнайка: Ой – ой – ой… Куда это я попал?

Воспитатель: Ты попал в детский сад.

Незнайка: Вы меня узнали? Я прилетел к вам из Цветочного города.

А вы знаете всех моих друзей? Давайте поиграем, я буду загадывать вам загадки про моих друзей, а вы будите их отгадывать. Хотите? Тогда слушайте внимательно.

Задание «Загадки от Незнайки»

  1. Одевается он всегда в черный костюм, а когда садится за стол, надевает на нос очки и начинает читать какую-нибудь книгу. (Знайка)
  2. Он всегда ходит в белом халате, и на голове носит белый колпак с кисточкой и лечит коротышек от всех болезней. (Доктор Пилюлькин)
  3. У него есть разные музыкальные инструменты, и он часто играет на них. Все слушают музыку и очень хвалят его. (музыкант Гусля)
  4. Одевается он всегда в длинную блузу, которую называет «балахон». У него длинные волосы. Стоит у мольберта с палитрой в руках (художник Тюбик)
  5. В доме жил охотник. У него была маленькая собачка Булька и еще было ружье, которое стреляло пробками. (Пулька)
  6. Он знаменитый астроном, сделал из увеличительных стекол большую подзорную трубу. (Стекляшкин).

Незнайка: Молодцы ребята!

Воспитатель: Незнайка! Я вот заметила, что у тебя книжка вся такая потрепанная, ты что ли не знаешь, как нужно с книгами обращаться?

Незнайка: Почему не знаю, знаю! Странички надо заминать, в книге надо рисовать, обязательно нужно пить чай с бутербродом и его класть на книгу, а еще книга хорошо используется как подставка под цветочный горшок.

Воспитатель: Что ты, Незнайка, так с книгой нельзя обращаться! Давай дети тебе расскажут, как правильно надо обращаться с книгой.

Команда Затейники; команда Фантазеры

  1. Брать книгу надо только чистыми руками.
  2. Не рвать и не загибать страницы.
  3. Не рисовать в книге.
  4. Пользоваться закладкой
  5. Надо обернуть книгу.
  6. Если порвалась страничка нужно ее заклеить.

Незнайка: Я понял, спасибо ребята! Теперь я знаю, как надо обращаться с книгой!

Воспитатель: Незнайка, мы знаем, что твоя любимая песня « В траве сидел кузнечик», у нас есть оркестр, который исполнит песню, хочешь послушать?

Незнайка: Хочу.

Воспитатель: Садись на стульчик и слушай.

Дети исполняют песню «В траве сидел кузнечик». 

Незнайка: Молодцы! Ребята, я должен возвращаться к своим друзьям. Но мы еще встретимся, и я расскажу вам, как я летал на Луну. До свидания!

5 Задание «Собери картинку»

Командам предлагается собрать картинку и сказать из какого она рассказа.

Воспитатель: А теперь, как герои рассказа Носова «Огурцы» вы отправитесь на рыбалку.

От каждой команды по 2 человека. Одному надо удочкой поймать рыбу из пруда, а второму снять ее с удочки и положить в ведро. Кто быстрее все сделает, та команда получает фишку.

Игра рыболов. Импровизированной удочкой с магнитом надо поймать как можно больше рыбок.

Воспитатель: А знаете ли вы, что существуют книжки- малышки. Они очень маленьких размеров. Несколько таких книг можно было уложить в карман. Размер книг 65 мл на 94 мл. Есть миниатюрные книги, длина страниц не превышает 2-3 см (показывает)

Есть книги – великаны. В Самарканде это книга Великий коран. Длина страницы 2,5 метра. Есть географический атлас, который весит 252 кг, длина его в человеческий рост. Книга  - скрипка, один из ее экземпляров хранится в отделе редких книг Государственной исторической библиотеке.

Задание для капитанов

Перепутались буквы. Надо правильно составить буквы, чтобы получилось слово. А загадано имя коротышки из Цветочного города.

ТЮБИК  ЗНАЙКА

6 задание. Что лишнее.

Необходимо по набору картинок, определить: какая из них лишняя и назвать из какого произведения.

Рыба, удочка, огурцы, помидор. (огурцы, лишняя помидор)

Шляпа, картофель, лыжная палка, собака (живая шляпа, лишняя собака)

Брюки, иголка, нитка, швейная машинка. (заплатка, швейная машинка)

Калоша, дверная ручка, удочка, кошка. (Шурик у дедушки)

Воспитатель: Часто говорят: Книги – наши друзья»

Давайте послушаем стихи про книги.

1реб.

Пока книга сделается книгой

Огромный путь она пройти должна

И столько знаний требуется разных

Труда, забот, чтоб родилась она.

2 реб.

 Книга наш друг, большой и умный,

Не даст скучать и унывать.

Затеет спор – веселый, шумный

Позволит новое узнать.

3 реб.

Расскажет книжка про героев,

На юг, на север поведет.

С ней даже космос как-то ближе:

Она на все ответ найдет.

4 реб.

И пусть девчонки и мальчишки,

Вся озорная детвора,

Сегодня скажут звонко-звонко:

«Спасибо, книжная страна!»

Воспитатель: Итак, все испытания вы прошли,

Пора итоги подводить и кого-то наградить.

Подведение итогов. Слово жюри. Вручение подарков.

Воспитатель: Вы, ребята, получили очень дорогой подарок – книгу. Книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш ум, душу. Помогают преодолеть трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием.

Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще бережнее будите обращаться с книгой, чаще просить своих родителей читать их, а те, кто пойдут в школу, скоро научится читать их сами.

Под музыку дети уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект литературной викторины по ознакомлению детей с произведениями К.И. Чуковского.

Цель: Выявить, знают ли дети содержание текстов,последовательность в развитии сюжета ,стилистику сказок , умеют ли ориентироваться в знакомых текстах.умеют ли пересказывать,выразительно передавать диа...

Литературная викторина в старшей группе "Знаешь ли ты сказку?"

Сценарий проведения литературной викторины по знанию сказок в старшей группе....

Конспект проведения литературной викторины в старшей группее на тему "Путешествие по русским народным сказкам"

Приветствую вас, уважаемые гости! Данный конспект вы можете использовать для проведения литератуной викторины в старшей группе. В ходе проведения дети вспомнят русские нарродные сказки, их героев и сю...

Конспект литературной викторины для старшего дошкольного возраста

Конспект литературной викторины для старшего дошкольного возраста...

Конспект совместной с детьми и родителями литературной викторины в старшей группе "Путешествие в страну "Чукоколку"

Перед праздником  8 марта провели со своими детьми литературную викторину "Путешествие в страну Чукоколку"Это было итоговое мерроприятие по проекту "Добрый дедушка Корней".Цел...

Викторина для старшей группы по произведению В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Викторина для старшей группы по произведению  В. Маяковского  «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель:  Формировать у детей представление о хороших и плохих поступка...

Литературная викторина для подготовительных групп по произведениям Л.Н.Толстого

Цель: воспитание интереса к русской литературе и творчеству Л.Н.Толстого...