Речевой тренинг как средство развития речи старших дошкольников
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Нехорошева Анна Михайловна

В статье приведены примеры речевых тренингов. Дано обоснование необходимости их внедрения в педагогический процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_trening_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Шестакова Татьяна Павловна Воспитатель высшей квалификационной категории

Нехорошева Анна Михайловна Воспитатель высшей квалификационной категории

Работа по развитию речи детей 5-7 лет обширна и многогранна. Она требует от педагогов четкой организации, чтобы ни одна задача не была упущена и ни один ребенок не остался без внимания.

Качество и результативность проводимой работы зависит от многих условий, к которым относятся:

• создание развивающей речевой среды в группе

• использование разнообразных форм работы с детьми

• использование ИКТ, ОЭР

Большую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста играет речевая среда. Это связано с тем, что именно в этом возрасте отмечается рост критического отношения ребенка к речи окружающих (особенно к произношению звуков и слов) ; у детей появляется способность контролировать собственную речь.

Сегодня в отечественной педагогике достаточно четко определились три формы организации деятельности детей вообще, и речевой деятельности, в частности. К ним относятся: регламентированные формы; нерегламентированные формы и самостоятельная деятельность детей.

Все три формы определяются типом взаимоотношений участников педагогического процесса. Так в регламентированной форме основной фигурой является взрослый (педагог, нерегламентированная форма подразумевает увлекательное общение ребенка с воспитателем на позициях сотрудничества, в самостоятельной деятельности приоритет отдается детям.

Успешность и результативность развития ребенка в детском саду во многом зависит от правильного соотношения всех перечисленных выше форм.

Регламентированная форма в основном представлена занятиями.

Нерегламентированная форма организации педагогического процесса по развитию речи включают в себя целый ряд мероприятий. К ним относятся: «Осенние (зимние, весенние) слова», «Выставка любимых игрушек», «Подарки чуду – дереву», упражнения на развитие чувства ритма (в рамках подготовки к письму) – «Ритмические рисунки», «Разноцветные ритмы», систематические беседы на разную тематику и пр. Данная форма организации позволяет педагогам максимально учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребенка, его интересы и предпочтения.

В данных мероприятиях дети участвуют по желанию. Но, учитывая традиционность их проведения, все они обязательно будут ими охвачены.

Самостоятельная речевая деятельность детей. Речью ребенок сопровождает практически все моменты своей жизни. Однако в рамках решения речевых задач большая роль для активизации речи детей, в первую очередь, отводится созданию развивающей среды. В возрасте 5—7 лет круг проблем и задач речевого развития ребенка резко расширяется. Поэтому мы разработали цикл речевых тренингов (36, состоящих (ниже приведен пример одного тренинга) для более интенсивной работы над качеством речи, так как именно в этом возрасте закладываются основы последующего успешного обучения в школе.

Цель тренинга: — закрепить достигнутый уровень речевого развития; — расширить и конкретизировать усвоенные ранее речевые навыки и понятия.

Речевой тренинг представляют собой набор игровых упражнений и заданий, затрагивающие разные стороны речевого развития (произносительную сторону, словарь, грамматический строй, а так же необходимые навыки при подготовке к обучению письму (развитие пространственных представлений, умения ориентироваться в плоскости листа и в разлиновке и пр.) .

Тренинг – это особый вид работы с детьми, отличительной особенностью которого является то, что дети в основном манипулируют уже известными им понятиями и навыками. Однако это не исключает введение в тренинг нового материала. Он дается либо в рамках усложнения или конкретизации уже имеющихся представлений; либо предшествующая работа и развитие ребенка подвели его к усвоению нового материала, необходимого для его нормального речевого развития.

Структура речевого тренинга.

В речевом тренинге выделяют три структурных блока (а не части занятий) .

1. блок – произносительная сторона;

2. блок – лексико-грамматическая сторона;

3. блок – подготовка к обучению письму.

Из названий блоков видно, что в каждом структурном компоненте отрабатывается определенный круг речевых задач. Рассмотрим их.

Произносительная сторона включает в себя отработку речевого слуха (фонетического и фонематического слуха) ; дикции (чистого и правильного звукопроизношения, работа с ударением и просодикой речи (выразительность) .

Лексико-грамматическая сторона направлена на уменьшение синтаксических ошибок в речи детей, уточнение и расширение лексических оттенков слов. Здесь же проводится работа с предложениями (анализ и синтез) .

Подготовка к обучению грамоте (письму)

Методические рекомендации по проведению речевого тренинга.

Речевой тренинг проводится один раз в неделю. Длительность – не более 30 минут. Тренинг отличается гибкостью внутреннего планирования, то есть гибкостью распределения конкретного материала по объему и по длительности. Содержательный и временной интенсив каждого структурного блока тренинга определяется педагогами, исходя из трудностей речевого развития детей конкретной группы. Например, воспитатели видят, что у детей страдает лексико-грамматическая сторона речи. Значит, во втором блоке необходимо увеличить количество заданий и упражнений. На это потребуется больше времени. Автоматически продолжительность других структурный блоков будет сокращаться, а значит, будет сокращаться и количество заданий в этих блоках.

Педагог самостоятельно определяет форму проведения тренинга. Это может быть: — сказочный сюжет, где все задания объединены едиными героями и их приключениями; — викторина и пр. Форма тренинга зависит от личностных особенностей воспитателей, от привычного для детей стиля общения с педагогами.

Речевой тренинг1.

Цели:

1. блок: — дифференцировать звуки [с – ш]; — совершенствовать просодическую сторону речи через тембровую окраску высказываний.

2. блок: — упражнять детей в подборе однокоренных слов.

3. блок: — подготовка к обучению письму – работа с карандашом – штампом (пособие Т. Гризик «Подготовка к обучению письму» — М. : Просвещение, 2007 г., с. 5) .

Примерное содержание.

1 блок. – 1. Детям предлагают разделить предметы (картинки) на две группы. В первую положить предметы, в названиях которых встречается звук [с], во вторую – в названиях которых слышится звук [ш]. Затем дети работают с каждой группой предметов (картинок) отдельно; определяют позицию звуков [с] и [ш] в каждом слове.

Примерный набор предметов (картинок) : [с] – самолет, стакан, санки, стол, лиса, кисточка, бусы, ананас, парус. ; [ш] – шапка, шуба, шнурок, кошка, мышка, крыша, карандаш,

2. «Определи место звука в слове». Детям предлагаются слова, в которых одновременно слышаться два звука: — [с] и [ш]. Надо определить места звуков в слове (начало, середина, конец). Слова для анализа: Саша, сушки, шустрый, шоссе, сушь, шест и т. п.

3. Педагог предлагает произнести одну и туже фразу сказать ласково (просьба) и с угрозой (приказ). – «Пойдем, погуляем – поиграем», (Убери игрушки на место. Выгляни в окошко, дам тебе горошка. Не садись на пенек, не ешь пирожок) .

2 блок. – 1. Воспитатель предлагает детям ряд слов и просит найти среди них те, в которых слышится слово «ход»: ходить, шагать, заходить, подходить, перешагивать, переход, проход.

2. Подбери слова к слову лес (лесок, лесник, подлесок, лесовичок и т. п.) ; труба (трубач, трубка, трубопровод, трубить, трубочист и т. п.) .

3 блок. Работа с карандашом – штампом (краска гуашь). Тема «Осень».

Речевой тренинг2.

Цели:

1. блок: — дифференциация звуков [з – ж]; — работа над медленным темпом речи с убыстрением в конце фразы и наоборот.

2. блок: — упражнять детей в составлении предложений с несклоняемыми существительными.

3. блок: — подготовка к обучению письму – пространственная ориентировка ((пособие Т. Гризик «Подготовка к обучению письму» — М. : Просвещение, 2007 г., с. 9 — 10) .

Примерное содержание.

1 блок: 1). Детям предлагается найти в групповой комнате предметы (игрушки, картинки). Мальчики ищут предметы со звуком [з], девочки со звуком [ж]. Предварительно отобранные предметы (картинки) можно собрать в определенном месте (например, на ковре) .

Примерный набор предметов (картинок) :

[з] – зонт, заяц, коза, роза, забор, рюкзак.

[ж] – жук, пиджак, ежи, лыжи, лужи, пижама.

2). Игра “Магазин”. Сначала дети отбирают в магазин предметы со звуками [з] и [ж]. Затем идет продажа предметов с каким-нибудь из звуков. Предмет отдается покупателю, если правильно назван предмет и место звука в слове (начало или середина). В роли продавца сначала выступает педагог, затем кто – либо из детей. Пример фразы покупателя: Я хочу купить зонт. В слове «зонт» звук [з] стоит в начале слова. – Я хочу купить ежей. В слове «ежи» звук [ж] стоит в середине слова. И пр.

3). Работа над просодической стороной речи. Произнести волшебные слова из книги В. Катаева “Цветик – семицветик” с замедляющимся темпом.

Быстро Лети, лети, лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Замедляя темп Лишь коснёшься ты земли:

Быть по-моему вели.

Медленно Вели, чтобы все игрушки на свете были моими.

Отрывок из стихотворения Э. Успенского «Тигр вышел погулять» читается в убыстряющемся темпе.

Медленно Раз, два, три,

Четыре, пять,

Вышел тигр погулять…

Запереть его забыли,

Раз, два, три,

Четыре, пять.

Убыстряя темп Он по улице идет,

Ни к кому не пристает,

Но от тигра почему – то

Разбегается народ.

Быстро Кто на дерево забрался,

Кто укрылся за ларек,

Кто на крыше оказался,

Кто забился в водосток.

2 блок: — Педагог выставляет на наборное полотно попарно картинки. На одной из картинок изображено несклоняемое существительное.

Например: река + кенгуру

бабушка + пюре

ребёнок + желе

кино + дети

пальто + женщина…

а). Дети составляют предложения с предложенными парами слов. Например: Кенгуру пьёт воду из реки.

Б). Педагог задает вопросы по составленным предложениям и просит детей отвечать полным ответом. Например:

- Кто прискакал к реке?

- Кого мы видим у реки?

- Зачем прискакала кенгуру к реке? И т. д.

3 блок. Работа с пособием.

Используемая литература:

1. О. С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», ТЦ, М. : 2004

2. Л. А. Кулешова «Занятия по обучению грамоте в ДОУ», ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005

3. Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук «Развитие речи детей 5-6 лет», М. : «Просвещение», 2006

4. Т. И. Гризик «Развитие речи детей 6-7 лет: метод. Пособие для воспитателей, М. : «Просвещение», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"

Консультация для родителей "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"...

Самообразование на тему: «Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников»

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»Д. Родари....

"Фольклор как средство развития речи старших дошкольников"

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду....

Буклет «Игры с кинетическим песком как средство развития речи старших дошкольников».

Буклет «Игры с кинетическим песком как средство развития речи старших дошкольников»....

Методический час на тему: «Речевые игры как средство развития речи у дошкольников и профилактики нарушений звукопроизношения»

С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Ребенок с хорошо развитой речью легко ...

Памятки и буклеты для родителей. "Кинезиология и её виды, как средство развития речи старших дошкольников, имеющих нарушения речи".

      Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и ад...

Консультация для родителей "РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ"

С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Ребенок с хорошо развитой речью легко...