Конспект-образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе "Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Нейман Ольга Викторовна

Литературная викторина, где дети вспоминают все рассказы С.Я. Маршака.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_viktorina_po_proizvedeniyam_s_glavnaya.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина  по произведениям С. Я. Маршака для детей подготовительной к школе группе.

                                                                     

                                            Подготовила:

                                         учитель-логопед МБУ № 49 «Весёлые   нотки»

                                               г.о. Тольятти  Нейман О.В.

       

Цель:

       - Развитие интереса к художественной литературе и чтению.

        Задачи:

        -Закрепление знаний детей о творчестве С. Я. Маршака.

-Развитие слухового восприятия, памяти и речи, коммуникативных навыков и культуры поведения, эмоционально-волевой сферы.

        Предварительная работа:

       - Чтение и заучивание стихов и сказок С. Я. Маршака.

Материал: кроссворд, картинки с животными, портрет С.Я. Маршака, конверты с телеграммой, бандероль, колечко, квитанции, диван, чемодан, картина, корзина, картонка, собачка, медальки « Знатоки сказок», книги С.Я. Маршака.

Действующие лица: ведущая(логопед), почтальон, Дама. 

Ход:

Дети входят в зал под музыку, садятся на стульчики.

Ведущий:

-В нашей стране вряд ли найдется человек, которому было бы неизвестно имя этого писателя, ведь его стихи и загадки знают многие взрослые и дети. Сейчас, мы с вами отгадаем кто же это!

-Я буду  вам читать загадки, а вы постарайтесь на них ответить. Затем отгадки мы с вами вставим в кроссворд.

Отгадывание кроссворда:

1.Под праздник новогодний

Издали мы приказ:

-Пускай цветут сегодня

Подснежники у нас!

В лесу цветет подснежник,

А не метель метет,

И тот из вас мятежник,

Кто скажет: не метет!

 1 вопрос: Кто помог бедной падчерице исполнить глупый каприз королевы и приказание жадной мачехи?

Ответ детей(Месяцы).

2.Сел он утром на кровать

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки

- Оказалось, это брюки….

Вместо шляпы на ходу

Он надел сковороду.

2 вопрос: Кто это такой?

Ответ детей: (рассеянный)

3.Сунул голову в окошко,  

Поглядел…

-Да это кошка!

Пропадешь ты здесь в огне.

Полезай в карман ко мне!...

3 вопрос: Назовите имя пожарного спасшего девочку Лену и кошку из огня.

Ответ детей:(кузьма)

4.Швырнула она чемодан,

Ногой отпихнула диван, Картину, Корзину, Картонку…

-Отдайте мою собачонку!

4 вопрос: Из какого стихотворения эти строки, что сдавала на хранение дама переезжающая в другой город?

Ответ детей:(Багаж)

5.Нынче праздник веселый у нас.

На дворе под гармонику пляс.

Мы прогнали медведя в леса,

Без хвоста убежала лиса.

Вот такие чудеса!

5 вопрос: Кто напевал эту песенку?

Ответ детей:(звери)

6.-Голосок твой слишком тонок

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

6 вопрос: Кому не нравился голосок матери?

Ответ детей:(мышонок)

7.Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке

В синей форменной фуражке?

7 вопрос: Кто это? Назовите профессию героя стихотворения.

Ответ детей:(почтальон)

8.Люди спрашивают:

-Кто это у вас?

А девочка говорит :

-Это моя дочка.

Люди спрашивают:

-Почему у вашей дочки серые щечки?

А девочка говорит:

-Она давно не мылась.

8 вопрос: Кто был завернут в платок у девочки?

Ответ детей:(котенок)

Дети отвечают .

Ведущий:

-Вы отгадали 8 слов- вставьте их в кроссворд. (месяцы ,рассеянный ,кузьма,  Багаж звери,  мышонок , почтальон, котенок)

1.

м

е

с

я

ц

ы

2.

р

а

с

с

е

я

н

н

ы

й

3.

к

у

з

ь

м

а

4.

б

а

г

а

ж

5.

з

в

е

р

и

6.

м

ы

ш

о

н

о

к

7.

п

о

ч

т

а

л

ь

о

н

8.

к

о

т

ё

н

о

к

Ведущий:

-Молодцы, ребята, справились с заданием. Это Самуил Яковлевич Маршак.

- Родился в 1887 году 3 ноября в городе Воронеже. Отец его работал мастером на заводе. Он самоучкой постиг основы химии и непрестанно занимался различными опытами. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьей переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге. Память об этих бесконечных и нелегких переездах сохранилась в стихах Самуила Яковлевича Маршака о его детстве.

Ведущий:

 - Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С Цифрой»5» на медной бляшке,

В синей фирменной фуражке?

Это он, это он..

Дети(хором): Ленинградский почтальон!

Раздается стук в дверь. Открывается дверь, входит Почтальон под музыку.

Почтальон:

- Здравствуйте, дети!

- А откуда вы меня знаете?

Ведущий:

-Вы пришли к нам из книги замечательного писателя С.Я.Маршака.

Почтальон:

-А ребята знают, как называется эта книга?

Ответы детей.-«Почта»

Почтальон:

-Молодцы! Я приношу в дома разные письма, телеграммы и посылки. Но сегодня у меня удивительный день. Все письма и посылки адресованы в одно и тоже место- д/с «Дельфин».

Ведущий:

-Дорогой почтальон, вы попали как раз по этому адресу и мы с удовольствием примем все письма и посылки, которые вы принесли.

Почтальон.

-Моя почта сегодня необычная. В каждом письме, посылке и телеграмме находятся разные задания, которые помогут мне узнать, хорошо ли ребята из вашего детского сада знают произведения Самуила Яковлевича Маршака.

 (Достает первый конверт.) Вот и первое задание.

Почтальон.

- Ребята посмотрите, у меня в сумке целая пачка телеграмм. Но есть одна проблема – аппарат, который на почте принимает телеграммы, сломался и не напечатал последние слова. Но если вы хорошо знаете произведения Маршака, вы мне можете прочитать телеграмму полностью.

Бегемот разинул рот:

Булки просит… (бегемот).

Гриб растет среди дорожки –

Голова на тонкой… (ножке).

Жук упал, и встать не может.

Ждет он, кто ему… (поможет)

Панцирь носит черепаха,

Прячет голову от… (страха).

Роет землю серый крот –

Разоряет… (огород).

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему… (бока).

Ведущий:

-Молодцы, ребята! Справились с заданиями.

Почтальон хвалит детей и предлагает распаковать следующую посылку, в ней находится мячик.

-Ребята, давайте мы с вами встанем в круг и поиграем в игру «Мой веселый звонкий мяч».

Игра «Мой веселый звонкий мяч»

Дети (хором). Мой веселый, звонкий мяч,

                      Ты куда помчался вскачь?

                      Желтый, красный, голубой,

                      Не угнаться за тобой! Раз, два, три – беги!!!

Дети передают мяч из рук в руки по кругу, пока звучит музыка,  когда заканчивается музыка и тот, у кого остался мяч, разворачивается и держит мяч в руках и выходит в круг. Тому  ребёнку загадывается задание:

«Назови героя»

1.        Усатый- ….(полосатый)

2.        Ванька-…(Встанька)

3.        Умный…(мышонок)

4.        Рассеянный с улицы…(Бассейнной) .

5.        Детки в … ( клетке )

Ведущий:

-Молодцы, ребята ! Справились и с этим заданием.

Почтальон (достает следующий конверт с заданием).

-Все вы знаете «Сказку о глупом мышонке». Это очень поучительная история о мышонке. Он не любил песни, которые пела ему перед сном мама. Поэтому маме пришлось искать няню для своего любимого сыночка. Давайте вспомним, кого приглашала мышка-мать в няньки глупому мышонку?

- Га-га-га, усни, малютка!

После дождика в саду

Червяка тебе найду. (Утка)

- Ква-ква-ква, не надо плакать!

Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я комара. (Жаба)

- Спи, мышонок, сладко-сладко,

Повернись на правый бок,

Дам овса тебе мешок. (Лошадь)

- Баю-баюшки, хрю-хрю.

Успокойся, говорю. (Свинка)

- Куд-куда! Не бойся, детка!

Забирайся под крыло:

Там и тихо, и тепло. (Курица)

- Мяу-мяу, спи, мой крошка!

Мяу-мяу, ляжем спать,

Мяу-мяу, на кровать! (Кошка)

А чью песню не смог услышать мышонок? (Щука)

Почтальон хвалит детей и предлагает следующий конверт с заданием.

Почтальон. 

-А в этом конверте пригласительный билет в зоопарк. Нам с вами предстоит вспомнить обитателей зоосада, о которых написал свои стихи Маршак.

Почтальон показывает картинки с изображением животных, а дети по очереди рассказывают стихи о них: «Слон», «Жираф», «Верблюд», «Пингвин», «Кенгуру», «Тигрёнок».

            Слон.

Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: -Нужны пошире,

И не две, а все четыре.

             Тигрёнок.

Эй, не стойте слишком близко-

Я тигрёнок, а не киска!

             Жираф.

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок!

               Верблюд.

Бедный маленький верблюд:

Есть  ребёнку не дают.

Он сегодня съел с утра

Только два таких ведра

               Пингвин.

Правда, дети, я хорош?

На большой мешок похож.

На морях в белые годы

Обгонял я пароходы.

А теперь я здесь в саду

Тихо плаваю в пруду.

       Кенгуру.

Вот полюбуйтесь на игру

Двух австралийских кенгуру.

Они играют в чехарду

В зоологическом саду.

Почтальон хвалит детей.

В зал входит Дама.

Дама.

 - Добрый день, дети! Здравствуйте, Почтальон! Вы себе не представляете!!! У меня продолжаются проблемы с моим багажом!!! Вы, наверное, все помните, что я «…сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку». До сих пор не могу получить свой багаж!!!

Почтальон.

- Я думаю, что сейчас мы сможем устранить вашу проблему, а помогут нам ребята. Давайте все вместе вспомним, что сдавала  в багаж Дама?

Ответы детей.

Игра-аттракцион «Багаж»

В зал вывозят тележки с предметами. Дети должны отобрать только те предметы, которые Дама сдавала. Дама сверяет соответствие предметов «зеленой квитанции», забирает свое имущество и остаётся с детьми.

Почтальон

(достает маленький сверток, разворачивает его с помощью Дамы и достает колечко).  

Ведущая:

 -Это, наверное, то самое колечко, которое потеряла девочка Оля в стихотворении Самуила Яковлевича Маршака. Давайте с ним поиграем!

Почтальон:

-Ребята, давайте встанем все в круг и поиграем в игру «Колечко».

Игра «Колечко»

Дети встают в круг, складывают ладошки «лодочкой».

Почтальон.

-Покатилось, покатилось Олино колечко,

Покатилось, покатилось с нашего крылечка,

Покатилось колесом, притаилось за кустом.

Колечко, колечко выйди на крылечко!

Оставляет колечко у кого-то из детей.

Ребенок, у которого оказалось колечко, должен с последними словами выбежать в круг и показать всем детям плясовое движение, которое те повторяют под музыку. Игра продолжается несколько раз.

Ведущий:

-Вот и подходит к концу наша викторина по произведениям С.Я. Маршака.

Он был убежден, что хорошие книги могут сделать людей добрее, храбрые, умнее, могут утешить и развеселить.

Почтальон.

-А в моей сумке осталась последняя посылка. Но перед тем, как  мы ее откроем, все вместе с ребятами станцуем веселый танец.

Веселый танец.

Почтальон достает посылку и вместе с Дамой  раздаёт детям медальки

« Знатоки сказок». Прощаются с детьми и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе на тему: "Кто как к зиме готовится"

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей подготовительной к школе группе на тему: "Кто как к зиме готовится" направлен на достижение следующих результатов: 1) развитие интереса...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы Тема: «В поисках Зимы».

Игра - путешествие: "В поисках Зимы" с элементами театрализованной деятельности направлена на создание условий для закрепления и расширения знаний детей о зиме и зимних явлениях....

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе: «В волшебной стране букв и звуков у Буратино».

Тема ООД: В волшебной стране букв и звуков у Буратино.Цель ООД: совершенствовать знания в звуко - буквенной системе родного языка, обучить грамоте.Задачи ООД:Образовательные: Формирование умения опред...

Примерный план-конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы "Космические приключения"

Данное занятие было разработано по лексической теме «Космос», относится к образовательной области – речевое развитие, проводится в форме квест – игры путешествия....

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

совершенствовать речь детей на материале русских народных сказок....

Конспект образовательной деятельности по области «Речевое развитие» для детей подготовительной к школе группы на тему: "Знакомство с Кубанскими авторами"

Тема: Знакомство с Кубанскими авторами.Цель: продолжение ознакомление детей с творчеством кубанских авторов.Задачи:Образовательные:Продолжать активизировать и обогащать словарь детей.Расширять пр...