Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе: «В волшебной стране букв и звуков у Буратино».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Хакимова Ильнара Ринатовна

Тема ООД: В волшебной стране букв и звуков у Буратино.

Цель ООД: совершенствовать знания в звуко - буквенной системе родного языка, обучить грамоте.

Задачи ООД:

Образовательные: Формирование умения определять первый звук слова, называть слова с заданным звуком. Совершенствование умения проводить звуковой анализ слов. Закрепление умения определять на слух ударный гласный звук слова, различать ударные и безударные гласные. Воспитательные: Формирование сочувствия, желание помогать друзьям и близким, отзывчивости.

Развивающие: Развитие мышления, путѐм составления слова из отдельных букв.  

Предварительная работа: Дидактическая игра «Звуковые часы», словесная игра «Назови слова на звук ….», «Найди, где находится звук?».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_volshebnoy_strane_bukv_i_zvukov.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе: «В волшебной стране букв и звуков у Буратино».

Тема ООД: В волшебной стране букв и звуков у Буратино.

Цель ООД: совершенствовать знания в звуко - буквенной системе родного языка, обучить грамоте.

Задачи ООД: 

Образовательные: Формирование умения определять первый звук слова, называть слова с заданным звуком. Совершенствование умения проводить звуковой анализ слов. Закрепление умения определять на слух ударный гласный звук слова, различать ударные и безударные гласные. Воспитательные: Формирование сочувствия, желание помогать друзьям и близким, отзывчивости.

Развивающие: Развитие мышления, путѐм составления слова из отдельных букв.  

Предварительная работа: Дидактическая игра «Звуковые часы», словесная игра «Назови слова на звук ….», «Найди, где находится звук?».

Ход ООД (организованной образовательной деятельности).

Организационный момент. - Ребята, я нашла на столе письмо! Смотрите! Давайте его откроем! Воспитатель читает письмо: «Это пишу вам я, Буратино! Я был в одной сказочной стране Знаний, где жили Пьеро и Мальвина. Мы очень с ними были очень дружны! Так весело мы играли! А больше всего нам нравилось складывать разные слова из букв. Но Кот Базилио и Лиса Алиса завидовали нашей дружбе и решили навредить нам. Мальвину и Пьеро куда – то увели, а меня заперли где - то. Где я - я не могу сказать. Но мне здесь очень тесно. А злодеи радуются, смеются от своей проделки. Но они знают, что если вдруг найдутся такие смельчаки, которые выполнят все их задания без ошибок и ответят на ихсамые сложные вопросы, то смогут всех нас освободить и найти.Если вы разгадаете все задания кота и лисы, вы сможете узнать, где я. И мы бы вернулись в волшебную страну Знаний. Но пока таких смельчаков не находилось. Ребята, помогите нам!» - Ребята, как вы думаете, мы с вами могли хотя бы попробовать им помочь? Дети: Да! В.: А ведь Кот Базилио и Лиса Алиса могут, вообще, и звуки и буквы все украсть. Как вы думаете, что произойдѐт, если исчезнут все звуки и буквы? Д.: (Предположения детей) «Люди не смогут читать»; «Люди не смогут писать письма своим друзьям», «Не смогут общаться», «Станет очень тихо кругом» и т.д. В.: Тогда, ребята, будьте внимательными и постарайтесь не ошибаться, выполняя задания злодеев. А задания находятся в этих мешках с цифрами. Как вы думаете, какой мешочек нужно открыть первым? Д.: Мешок под номером один. В.: Я тоже так думаю. Давайте откроем мешочек с цифрой один. (В мешке картинки с изображением карандаша и кисточки.) Основная часть 

1 задание «Картинки» В.: Посмотрите, что на них изображено? Д.: Карандаш и кисточка. В.: Верно. С какого звука начинается слово «карандаш»? Д.: Со звука «К». В.: Молодцы! Что вы можете сказать про звук «К»? Д.: Он твѐрдый. В.: А еще он какой: гласный или согласный? Д.: Согласный. В.: Молодцы! С какого звука начинается слово «Кисточка»? Д.: Со звука «Кь». В.: Что вы можете сказать про звук «Кь»? Д.: Он мягкий согласный. В.: А какой буквой обозначаются звуки «К» - «Кь»? Д.: Буквой «К». В.: Какие вы молодцы!Отлично справились с первым заданием, и нашли первую пропавшую букву "К", посмотрите, вот и она. Ребѐнок прикрепляет букву «К» на доску с помощью магнита. Открываем следующий мешок. (В мешке две карточки синего и зелѐного цвета.)

2 задание. Игра с мячом «Найти пару брату» В.: Ребята, напомните, пожалуйста, что обозначают синяя и зелѐная карточки? Д.: Зелѐной мы обозначаем мягкий согласный звук, а синей - твѐрдый согласный, В.: Верно. Вы сможете найти потерянные звуки, если правильно назовѐте их парного братца. Я кину мяч и назову твѐрдый согласный звук, а вы в ответ – его мягкую пару. И наоборот. Не забывайте, есть такие согласные звуки, у которых нет пары («Ч», «Ш», «Щ» и т.д.) Ошибаться нельзя! Если вы услышите такой звук, вам нужно сказать, что у этого звука пары нет. Игру завершаю звуком «Ч». Д.: Звук «Ч» твѐрдый согласный, у него нет мягкой пары. В.: Отлично. Воспитатель предлагает назвать слова, которые начинаются с твѐрдого согласного «Ч» (чайник, чашка, чебурашка, чулан, чаща, чешки). В.: Какой буквой обозначается звук «Ч»? Д.: Буквой «Ч». В.: Молодцы, ребята! Вот и нашли мы с вами еще одну букву. Ребенок прикрепляет букву на доску. Открываем следующий мешочек с цифрой 3. В мешке картинки с изображением леса.

3 задание. Игра «Отгадай, кто живет в лесу» В.: Ребята, злодеи загадали слово, которое обозначает, какого - то дикого животного. Если вы отгадаете его, то узнаете еще одну потерявшуюся букву. Как вы думаете, какого животного могли загадать Кот Базилио и Лиса Алиса? Дети перечисляют диких животных. После того, как будет названо не менее 10 слов, воспитатель называет того ребѐнка, который назвал слово «Белка». В.: Умница, ты не подвѐл Буратино и угадал нужное слово. С какого звука начинается слово «Белка»? Д.: Слово начинается со звука «Б». В.: Хорошо. Что вы можете рассказать про этот звук? Д.: Он мягкий согласный. В.: Назовите его твердую пару. Д.: Звук «Б». В.: Какой буквой обозначаются эти звуки? Д.: Буквой «Б». В.: Молодцы, вот мы и нашли еще одну потерявшуюся букву, это буква «Б». Давайте откроем следующий мешок. В нем картинка с изображением детей делающих зарядку.

4 задание. Физкультминутка «Буратино». Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки) Раз - нагнулся, Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед) Руки в сторону развел, (руки развести в стороны) Ключик, видно, не нашел. (Повороты вправо и влево) Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. (Руки на поясе, подняться на носочки) Присаживаются снова за столы. Открывают следующий мешочек с цифрой 5. В нем картинка с изображением книги.

 5 задание. Звуковой анализ слова «Ручка». Работа проводится за столами. В.: Вам нужно составить схему слова «Ручка» при помощи цветных квадратов (красных, синих и зеленых), которые лежат у вас на столе. Воспитатель предупреждает, что нужно быть внимательными. Во время выполнения задания следит за правильной осанкой детей. Первый справившийся ребѐнок выполняет задание у доски. После того, как слово дети разберут, воспитатель предлагает поставить в слове ударение, используя белый треугольник. Индивидуальная работа. В.: Карина, сколько всего звуков в слове «Ручка»? К.: В слове «Ручка» пять звуков. В.: Верно. Маргарита, Сколько твѐрдых (мягких) согласных? М.: Три твѐрдых согласных – «Р», «Ч», «К».Мягких согласных нет. В.: Молодец! Тимур, сколько гласных звуков в этом слове? Т.: Два гласных звука – «У», «А». В.: Хорошо. Айнур, Назови ударный гласный звук этого слова. А.: Ударный гласный звук - «У». В.: Самат, назови безударный гласный. С.: Безударный гласный звук - «А». В.: Какой буквой обозначается звук «А»? Д.: Буквой «А». В.: Мы угадали еще одну букву - "А". И открываем последний шестой мешочек. В нем картинка с изображением мяча.

6 задание. Игра с мячом. В.: Я буду называть разные слова, а вы определите, сколько в них слогов. Воспитатель произносит слова, например: книга, помидор, забор, береза, самосвал, и т.д. Последнее слово «океан». Индивидуальная работа. В.: Амиль, С какого звука начинается слово «Океан»? А.: Это слово начинается со звука «О». В.: Верно. Ислам, что ты можешь рассказать про этот звук? И.: Звук «О» - гласный. В.: Молодец! Ребята, какой буквой обозначается этот звук? Д.: Буквой «О». В.: Вот мы и выполнили все задания Кота Базилио и Лисы Алисы. Прикрепляют букву «О» к остальным буквам на доске.

задание. «Любимая игра Буратино, Пьеро и Мальвины». В.: А вы помните любимую игру друзей? Д.: Да. Они любят составлять из букв разные слова. В.: Давайте и мы попробуем составить слово из тех букв, которые мы нашли. Дети составляют слово из букв «К», «Ч», «Б», «А», «О». В.: Какое слово уна получилось, ребята? Д.: Бочка. В.: Молодцы! Правильно. Это слово бочка. А значит, Буратино в бочке был заперт. В группу заходит ребенок из другой группы в костюме Буратино. Здоровается с ребятами. Буратино: Ребята, вы меня смогли освободить. А кот Базилио и Лиса Алиса, как увидели меня, поняли, что они бессильны. И убежали в самую густоту леса. Спасибо вам!А я к вам пришел не с пустыми руками. Я принес вам подарки. Посмотрите кто это? (Показывает на листе бумаги раскраску «Буратино»). Д.: Это Буратино! Буратино: Да, правильно, это я! Вот такие подарки я вам принес. Раздает вместе с воспитателем каждому ребенку раскраску. Буратино: Хочу чтоб вы красиво и ярко раскрасили меня. А теперь мне пора освобождать Пьеро и Мальвину. Спасибо вам, ребята, я вам очень благодарен. До свидания! Уходит.

Рефлексия (заключение). В.: Молодцы, вы все сделали правильно и помогли друзьям вернуться к себе домой. Пройдет ещѐ немного времени, вы все пойдете в школу и обязательно попадѐте в волшебную страну Знаний, где так же, как Буратино, будите составлять много различных слов, решать примеры. Ребята, вам понравилось сегодня занятие? Что вам показалось самым интересным? А что было сложнее выполнить? А что – нибудь еще нового хотели бы узнать? Я вам обязательно все расскажу. А сейчас предлагаю выполнить просьбу Буратино, и раскрасить его изображение.Кто устал, может немного отдохнуть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие: Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы.

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы.по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»(с использованием технологии ТРИЗ)...

Конспект Организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы «Мои шутки и смех веселят всех»

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы «Мои шутки  и смех веселят всех»...

Конспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы на тему «Государыня соль»

Во время занятия дети  расширяют знания о свойствах и видах соли,  о том, как добывают соль, о значении соли в жизни человека и животных.Развивают  наблюдательность, интерес к познанию ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной логопедической группы на тему: «Космос».

Создать условия для формирования представлений о космосе, используя метод "Интеллектуальная карта" . Расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме «Космос»....

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной логопедической группы на тему: «Праздник Победы».

Создать условия для систематизация знаний о празднике Победы.Активизировать и расширить словарь по теме: «Праздник Победы»....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «В гости к хозяйке медной горы»

Интеграция образовательных областей:Речевая образовательная областьПознавательная образовательная областьСоциально-коммуникация образовательная областьФизическая образовательная область...