Развитие речи на группах раннего и младшего возраста.
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Назина Юлия Владимировна

Формы, методы и приемы используемые в работе по развитию речи детей раннего и младшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи на группах раннего и младшего возраста.

Работая преимущественно на группах раннего и младшего возраста, т.е. с детьми 1,5-4 лет, я сталкиваюсь с периодом быстрого увеличения словарного запаса детей. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее, он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними. Они начинают обращаться к взрослым, а позднее и к сверстникам с рассказами о том куда ходили, что видели, чаще задают вопросы. В результате такого общения появляется более точное произношение слов, и речь ребенка становится понятной окружающим. Но при этом они не редко пропускают в слове отдельные слоги («мого»-много, «клой»-открой), а при стечении согласных – один звук («тул»-стул, «тол»-стол), вставляют лишние звуки в слово («таньканчик»-стаканчик), заменяют один звук другим («камой»-домой) и т.д.

         Это ставит перед нами задачи накопления и уточнения словарного запаса, совершенствования произношения слов приемом «речевого образца», а также проведения работы, направленной на овладение детьми движениями органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха (слуховое внимание).

         Преследуя эти задачи я использую две основные формы работы по развитию речи:

- обучение в непосредственно-образовательной деятельности;

- руководство развитием речи детей в повседневной жизни.

Обучение в непосредственно-образовательной деятельности (НОД) позволяет передать ребенку сведения об окружающем и соответствующий словарь, сформировать важнейшие речевые умения и навыки. В своей работе я использую следующие приемы обучения:

- показ и рассматривание предмета;

- выполнение действий с предметом;

- просьба, поручение;

- повторение слов, словосочетаний, предложений;

- вопросы-ответы;

- опосредованное общение через куклу;

- многократное проговаривание речевого материала;

- комментирование действий.

Непосредственно-образовательную деятельность с детьми провожу по подгруппам не более 10 человек, так как детям раннего возраста предоставляются раздаточные карточки для расширения пассивного словарного запаса (ранний возраст). Кроме того, это дает возможность держать в поле зрения всех детей, и использовать фронтальный опрос. Такая форма работы с детьми не превышает 8-15 минут (в зависимости от возраста детей). Дети не занятые в образовательной деятельности находятся в помещении спальни с младшим воспитателем.

       При прохождении какой либо темы, я использую различные методы для закрепления материала в повседневной деятельности детей. Например такие виды игр: подвижные игры с текстами соответствующей тематики, хороводные игры, настольно-печатные игры, игры драматизации, сюжетно-ролевые игры, и т.д. Игры я провожу с небольшим количеством детей, как правило заинтересовавшимися, во время свободной деятельности и в НОД.

      Так как в группе всегда находятся дети, которые говорят немного лучше своих сверстников, я использую их умения в целях успешного овладения речью другими детьми. Например прошу рассказать одно из стихотворений Агнии Барто, или проговорить текст при использовании пальчиковой гимнастики. Неотъемлемой частью моей работы является неоднократное чтение легко запоминающихся стихотворений Корнея Чуковского и Агнии Барто, потешек к месту и ко времени, для чего создана специальная картотека.

       Наблюдая за игрой детей, я вношу развитие сюжета в их игру с проговариванием действий. Например: «Надо сварить суп, у нас кончилась картошка, пойду в магазин, возьму большую сумку и деньги, и т.д.» Дети сначала наблюдают за моими действиями, а потом почти в точности их копируют, при этом они передают не только услышанные фразы, но и мимику лица.

       В работе я использую упражнения и задания, которые дети могут выполнять многократно, что обеспечивает необходимую эффективность обучения:

- чередование хоровых ответов детей с индивидуальными, при этом хоровых и индивидуальных ответов должно быть достаточно много;

- самые разнообразные задания, предполагающие ответ действием (найдите, покажите, выберите);

- специальные задания, побуждающие ребенка принять воображаемую ситуацию, это вызывает у детей развитие творческих способностей, предупреждает утомление;

- разнообразные имитационные упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов («Тили-бом», «Заинька походи» и т.д.);

- вопросы и задания побуждающие ребенка к самостоятельным инициативным высказываниям.

    Для малышей 2-2,5 лет наиболее эффективным методом развития речи я считаю игру. Дети более старшего возраста, привлеченные в игру с малышами, оказывают положительный эффект на развитие речи у последних. Например, в группу на какое-то время попадают дети более старшего возраста, у которых хорошо развиты сюжетно-ролевые игры, маленькие дети непрерывно наблюдают за их действием. Кто-то пытается задавать вопросы, принять участие в их игре, и потом увиденный сюжет долгое время является первостепенным в игре маленьких детей.

      Подводя итоги вышесказанного, в работе по развитию речи я пользуюсь следующими правилами:

- если в группе много детей с плохо развитой речью, чаще использую вопросы и задания, требующие от ребенка ответа-действия;

- стараюсь чаще вносить в жизнь детей что-то новое, неожиданное, что создает условия для развития общения;

- разговаривая с ребенком, проявляю выдержку и терпение, когда на вопрос не последовало ответа, повторяю его или подсказываю ответ;

- пройденный материал повторяю неоднократно;

- стараюсь чаще похвалить ребенка за его успехи.

Список использованной литературы:

  1. Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе 2-4 года.  Гербова В.В., М., «Владос», 2002г.
  2. Комплексное сопровождение детей 2-4 лет с речевыми нарушениями.  Шерстобитова С.Ю., Волгоград, «Учитель», 2009г.
  3. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.  Гербова В.В., Максаков А.И., М., «Просвещение», 1979г.
  4. Развитие речи у детей 2-3 лет. Смирнова Л.Н., М.,    «Мозаика-Синтез», 2006г.

  5.  Раннее детство: развитие речи и мышления 1-3 года.    Павлова Л.Н., М., «Мозаика-Синтез», 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние зрительного восприятия на развитие речи неговорящего ребенка раннего и младшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи».

Статья будет полезна логопедам, воспитателям, родителям, столкнувшимся с проблемой - неговорящий малыш! Как опираясь на зрительное восприятие, можно вызвать речь, стимулировать ее развитие. В статье п...

Развитие речи в группах раннего и младшего дошкольного возраста на материале фольклора

В статье представлен опыт работы воспитателей ЧДОУ "Детский сад "Родничок", г. Пермь...

Развитие речи в группах раннего и младшего дошкольного возраста на материале фольклора

В статье представлен опыт работы с детьми на материале фольклора...

Презентация - русская народная сказка "Курочка Ряба" в картинках - развитие речи у детей раннего и младшего возраста

Любимая всеми русская народная сказка  "Курочка Ряба" в картинках.  Данная презентация является иллюстрационным материалом для занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста...

«Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

ПмммссчальчикПальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь малыша, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, но и замеПальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь ма...

Методическая разработка «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а так...