Активизация речи детей в коммуникативной деятельности (картотека коммуникативных игр)
картотека по развитию речи на тему

Чистякова Евгения Борисовна

Коммуникация - это всегда обмен информацией между людьми, который может осуществляться вербально (речь) и невербально (жесты, мимика, интонация). Одной из форм активизации речи является создание игровой ситуации,  в которой дети активно взаимодействуют друг с другом, используя речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivizatsiya_rechi_v_kommunikativnoy_deyatelnosti.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация речи детей в коммуникативной деятельности

(картотека коммуникативных игр)

Составитель:     Чистякова Е.Б., воспитатель

МАДОУ № 33 г. Екатеринбург

Коммуникация – это всегда обмен информацией между людьми, который может осуществляться вербально (речь) и невербально (жесты, мимика, интонация). Одной из форм активизации речи является  создание игровой ситуации, в которой дети активно взаимодействуют друг с другом, используя речь.

Цели коммуникативных игр:

  •  Создание позитивного эмоционального фона в группе детей
  • Формирование доброжелательного отношения детей друг к другу
  • Принятие каждого ребенка в группе сверстников
  • Формирование у детей адекватной самооценки
  • Практика публичного выступления

 «Я хочу подружиться…» (Хухлаева О.В.)

Цель: формирование взаимопонимания, содействие формированию доброжелательных отношений в группе

Ход игры:

Выбирается водящий. Он произносит слова «Я хочу подружиться с…….», а дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, подойти к водящему и пожать ему руку. После этого он сам становится водящим.

«Подарок для всех» (Калинина Р.Р.)

Цель: содействие формированию доброжелательных отношений в группе, развитие воображения

Ход игры:

Ведущий: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?». Дети по очереди придумывают свой подарок для всех.

«Вежливые слова» (Калинина Р.Р.)

Цель: развитие уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами

Ход игры:

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо произносить только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет и т.д.), благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), извинения (извините, простите, жаль), прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи и т.д.). В конце игры у детей можно спросить, какие чувства вызвали вежливые слова у того, кто их говорил, и у того, кому они были адресованы.

«Обзывалки» (Кряжева Н.Л.)

Цель: знакомство  с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме (снятие напряжения); развитие воображения, классификация предметов и явлений

Ход игры:

Дети сидят в кругу. Ведущий: «Сейчас мы будем обзываться, но не плохими словами, а  растениями (овощами, фруктами, цветами, грибами, явлениями природы, транспортом, посудой и т.д.).  Первый ребенок говорит: « Ты, (имя), …..». Следующий: «Если я (вариант первого ребенка), то ты, (имя другого ребенка),…….»

Пример: (растения, явления природы)

Оля: «Ты, Таня – желтый одуванчик».

Таня: «Если я – желтый одуванчик, то ты, Петя – ромашковое облако».

Петя: «Если я – ромашковое облако, то ты, Оля – веселый кактус»… и т.д.

Примечание:

 в данной игре не рекомендуется «обзываться» животными, т.к. это может кого-нибудь обидеть.

«Комплименты»  (Кряжева Н.Л.)

Цель: развитие уважения в общении, содействие формированию доброжелательных отношений в группе

Ход игры:

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий в ответ говорит: «Спасибо, мне очень приятно».

Игра с мячом «Муха – смеется», «Муха – веселая» (Монина Г.Б., Лютова – Робертс Е.К.)

Цель: развитие воображения, активизация словарного запаса

Ход игры:

Игра проходит по кругу. Ведущий бросает мяч любому участнику и при этом называет любое существительное. Получивший мяч должен подобрать глагол, который не сочетается или почти не употребляется с данным существительным, и затем называет новое существительное и бросает мяч другому. Тот, кому бросили мяч, продолжает отвечать аналогичным образом.

Можно к существительному вместо глагола подбирать прилагательное, которое не сочетается с данным существительным по смыслу.

Сочинение сказки по кругу  (Монина Г.Б., Лютова – Робертс Е.К.)

Цель: сплочение группы, развитие воображения

Ход игры:

Ведущий  держит в руках какую-нибудь игрушку и предлагает участникам придумать про нее сказку, причем желательно, чтобы каждый участник внес свою лепту.

Ведущий начинает, например, так: «Жил-был маленький лисенок в огромном-огромном лесу, и были у него друзья…» и затем передает игрушку следующему участнику, который продолжает сказку.

Если кто-то из участников затрудняется придумать продолжение, остальные помогают ему, предварительно спросив: «Ты хочешь, чтобы я немного помог (помогла) тебе? Или хочешь подумать еще, или чтобы тебе помог кто-нибудь другой? Ты можешь попросить помощи у любого участника».

«Новая сказка» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие навыков общения, умения четко излагать свои мысли; знакомство с различными литературными жанрами, развитие воображения

Ход игры:

Картинки с изображением предметов, не связанных друг с другом по смыслу (например, гриб, лист, книга, лук, кукла, мяч, стул, яблоко) раскладываются на столе рисунками вниз. Первый ребенок берет картинку и сразу, без предварительной подготовки, сочиняет рассказ, сказку, детективную историю (жанр оговаривается и поясняется заранее), где действие разворачивается с участием главного героя – предмета, изображенного на картинке. Последующие игроки продолжают развивать сюжетную линию, вплетая в повествование информацию, связанную с изображениями на их картинках.

Литература:

  • Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург, 2004
  • Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. – СПб., 2002
  • Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2007
  • Монина Г.Б., Лютова – Робертс Е.К. -Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Речь, 2005
  • Хухлаева О.В. Практические материалы для работы  с детьми 3 – 9 лет. – М., 2007
  • Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я (дошкольники). – М., 2007
  • Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (Т. 1:  Агрессия и гнев. Достижение успеха. Повышение самоуважения. Сотрудничество со сверстниками. Решение проблем и конфликтов.). – М., 1999
  • Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (Т. 2:  Расслабление. Любознательность. Навыки учения. Общение. Умение ладить с другими). – М., 1999
  • Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (Т. 3:  Умение слушать других. Фантазия. Доверие к людям. Сочувствие. Развитие внутренней компетентности.). – М., 1999
  • Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (Т. 4:  Принадлежность у группе. Умение вступать в контакт. Чувственное восприятие. Дружелюбие. Самооценка.). – М., 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация речи детей посредством изобразительной деятельности

Конспект занятия по развитию у детей старшего дошкольного возраста способностей к художественному образному мышлению и развитию речи через формирование умений и навыков работы над графическими компози...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста "Весна"

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста предназначен для воспитателей....

Активизация речи детей через изобразительную деятельность

Занятия изобразительной деятельностью направлены не только на художественно-эстетическое развитие, но и  на психическое, личностное, познавательное развитие,формирование сенсорных установок (в цв...

Развитие коммуникативной функции речи детей в коллективной деятельности (в играх-инсценировках)

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. У детей дома ребенка с речевой патологи...

Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Создание условий по активизации речи детей средствами театральной деятельности».

Практические рекомендации для воспитателей по театральной деятельности как средству развития речи....

Конспект Регламентированной образовательной деятельности по «Коммуникативной деятельности» для детей второй младшей группы(3 – 4 года)Тема: «Рассматривание сюжетной картины «Дети моют руки»

Ход занятия:Организационный момент:Воспитатель встречает детей на коврике.Воспитатель: Ребята, мне кажется, кто то к нам идёт. «Вдруг из маминой из спальни,  Кривоногий и хромой,...

Активизация речи детей дома. Рекомендации для родителей по активизации речи детей 2-3 лет.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста,особенно в возрасте от 2 до 3 лет, происходит очень быстро. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чис...