Картинная галерея. Описание картин на тему: «Времена года».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Григорьева Татьяна Алексеевна

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Картинная галерея. Описание картин на тему: «Времена года».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartinnaya_galereya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Картинная галерея. Описание картин на тему: «Времена года».

Цели:

Формировать умение рассказывать о картине последовательно с логическим завершением; учить описывать свои чувства и настроение, вызываемые картиной; учить подбирать красочные выражения для описания.

Познакомить с новой картиной; содействовать возникновению эмоционального настроя в процессе восприятия картины; подвести к пониманию художественного образа; учить подбирать определения; учить по-разному отвечать на один и тот же вопрос; учить использовать в речи сравнения и синонимы.

Материалы и оборудование: иллюстрации различных коллекций, репродукции картин Третьяковской галереи: А. Саврасов «Грачи прилетели», И. И. Шишкин «Рожь», «Утро в сосновом бору», «На севере диком»,  И. Левитан «Золотая осень», музыкальное произведение П.И.Чайковского «Времена года».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы, двигательная.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Ход зонятия

Воспитатель. Дети, скажите, что называется музеем?

Дети. Здание, где хранятся различные коллекции вещей.

Воспитатель. А какие вы знаете музеи?

Дети. Музей игрушки, музей монет, музей старинных вещей, музей кукол,    музей восковых фигур, музей картин.

Воспитатель. А как называется музей картин? Кто открыл этот музей в Москве?

Дети. Картинная галерея. Музей в Москве открыли братья Третьяковы, и называется он «Третьяковская галерея».

Воспитатель. Дети, как надо вести себя в музее?

Дети. Вести себя в музее надо тихо, чтобы не мешать другим людям. Внимательно слушать экскурсовода. Нельзя трогать экспонаты руками.

Воспитатель. Сегодня мы посетим картинную галерею. Скажите, кого называют художником?

Дети. Это человек, который рисует картины.

Воспитатель. Если художник рисует природу, то эта картина называется?

Дети. Пейзаж.

Воспитатель. Если художник рисует человека или самого себя, то эта картина называется?

Дети. Портрет и автопортрет.

Воспитатель. Если художник рисует разные предметы, лежащие на столе, то эта картина называется?

Дети. Натюрморт.

Воспитатель. Если художник рисует действие, событие, то эта картина называется?

Дети. Сюжетная картина.

Воспитатель. Ребята, как красиво в нашей галерее. Играет симфоническая музыка Петра Ильича Чайковского. Называется она «Времена года». Давайте подойдем к этой картине.

   Воспитатель и дети подходят к репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Воспитатель. Кто написал эту картину?

Дети. Эту картину написал художник А. Саврасов.

Воспитатель. Какой жанр у этой картины?

Дети. Это пейзаж.

Воспитатель. Какое время года изображено на картине?

Дети. Это весна.

   Воспитатель читает стихотворение:

   «Бушует талая вода,

     Шумит и глухо и протяжно.

     Грачей пролетные стада

     Кричат и весело и важно».

                                               Иван Бунин

Воспитатель. Что мы видим на переднем плане картины?

Дети. На переднем плане картины мы видим высокие, старые, кривые березы. На верху находятся гнезда грачей. Это грачевник.

Воспитатель. Что делают грачи?

Дети. Грачи вернулись с юга домой, и ремонтируют свои гнезда.

Воспитатель. Что мы видим на втором плане картины?

Дети. На втором плане картины мы видим деревенские дома и высокую колокольню.

Воспитатель. Расскажите, пожалуйста, об этой картине.

Ребенок:

   «Эту картину нарисовал художник А. Саврасов. Называется она «Грачи прилетели». Это пейзаж. На переднем плане картины мы видим старые, кривые березы, которые выстроились в ряд. Березы стоят около пруда. На верху деревьев – гнезда грачей. Это грачевник. Грачи вернулись с юга и стали ремонтировать свои гнезда. На втором плане картине мы видим старые избы и высокую колокольню. А дальше поля, на которых уже растаял снег. Небо голубое с серыми, белыми и желто-белыми облаками. В воздухе пахнет весной.

Воспитатель. Дети, подойдите к этой картине. Кто её написал?

Дети. Эту картину нарисовал художник И. И. Шишкин.

Воспитатель. Как называется эта картина?

Дети. Эта картина называется «Рожь».

Воспитатель. Какой жанр этой картины?

Дети. Это пейзаж.

Воспитатель. Какое время года изобразил художник?

Дети. Время года – лето.

   Воспитатель читает стихотворение:

   А дорога расстилается,

   И шумит густая рожь,

   И куда тебе желается

   Обязательно дойдешь.

                                 Михаил Исаковский

Воспитатель. Дети, что мы видим на переднем плане картины?

Дети. На переднем плане картины мы видим поле ржи?

Воспитатель. Расскажите об этом поле ржи.

Дети. Рожь солнечная, золотая, блестящая, большая, светлая, широкая.

Воспитатель. Что вы видите в поле?

Дети. Дорогу.

Воспитатель. Какой вам кажется дорога?

Дети. Дорога вьётся, убегает в даль к горизонту. На дороге видны следы от колес телеги. Дорога убегает к соснам-великанам.

Воспитатель. Что находится на втором плане картины?

Дети. На втором плане картине находятся сосны-великаны.

Воспитатель. Опишите сосны.

Дети. Сосны, как великаны. Они охраняют поле ржи. У них зеленые макушки.

Воспитатель. Какое небо изобразил художник?

Дети. Небо голубое, высокое.

Воспитатель. Расскажите, пожалуйста, об этой картине.

Ребенок:

   Эту картину написал И. И. Шишкин. Называется она «Рожь». Это пейзаж. Время года на этой картине – лето. На переднем плане мы видим поле ржи. Поле золотое, светлое, солнечное. Колосья движутся от ветра, как волны на море. Среди поля вьётся дорога. Она уходит к соснам – великанам. На дороге мы видим следы от колёс телеги. Около дороги веселятся ласточки. На втором плане картины художник нарисовал сосны – великаны с мощными стволами и зелеными кронами. Они охраняют поле ржи. Небо высокое, голубое, летнее. Хочется пробежаться по этому полю.

Воспитатель. А теперь подойдите к этой картине. Кто написал эту картину?

Дети. Эту картину нарисовал художник Исаак Левитан.

Воспитатель. Как она называется?

Дети. Она называется «Золотая осень».

Воспитатель. Какой жанр у этой картины?

Дети. Это пейзаж.

Воспитатель. Какое время года изобразил художник?

Дети. Художник изобразил осень.

   Воспитатель читает стихотворение:

   «Лес, точно терем расписной,

     Лиловый, золотой, багряный.

     Веселой, пестрою стеной,

     Стоит над светлою поляной».

                                         Иван Бунин

Воспитатель. Что мы видим на переднем плане картины?

Дети. На переднем плане картины мы видим березки. Листочки у них золотые, красные. Еще мы видим речку с крутыми берегами. По берегам речки растут кусты.

Воспитатель. Что мы видим на втором плане картины?

Дети. На втором плане картины мы видим лес, который нарядился в красивый наряд и зеленое озимое поле.

Воспитатель. Какое небо на картине?

Дети. Небо голубое. По нему плывут облака, похожие на большой корабль.

Физкультминутка на осеннюю тематику

Воспитатель. Расскажите, пожалуйста, об этой картине.

Ребенок:

   «Эту картину написал художник Исаак Левитан. Называется она «Золотая осень». Это пейзаж. Время года на картине – осень. На переднем плане картины мы видим трепетные осинки, золотые и багряные березки. Речка темно-голубого цвета с обрывистыми берегами. В речке отражается небо. На берегу речки растут кусты с красноватыми ветками. На втором плане картины мы видим лес, «точно терем расписной», и поле зеленой озимой пшеницы. Все дышит тишиной и осенним покоем. Природа готовится к долгому, зимнему сну».

Воспитатель. Молодцы, хорошо описали картины. Сегодня я познакомлю вас с картиной, автора которой вы уже знаете. Это картина И. И. Шишкина «На севере диком».

   Читает стихотворение:

   «На севере диком стоит одиноко

     На голой вершине сосна.

     И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

     Одета, как ризой, она.

     И снится ей все, что в пустыне далекой,

    В том крае, где солнца восход,

    Одна и грустна на утесе горючем

    Прекрасная пальма растет».

                                        Михаил Лермонтов

   «Это пейзаж. Время года зима. На переднем плане картине – величавая сосна, которая поражает зрителя своим великолепием. Высокая красавица нарядилась в пышные, богатые одежды. Она, как царица, горда и неприступна. Пушистый, розоватый снег покрывает горные вершины. На втором плане – глубокая ужасающая тьмой пропасть и ночное сине-зеленое, на котором повисли облака, похожие на вату. Лишь одинокая луна нарушает покой неприступной красавицы».

Воспитатель. Понравилась вам эта картина? А еще, какую картину И. И. Шишкина вы знаете?

Дети.  «Утро в сосновом бору».

Воспитатель. На этом наша экскурсия закончилась. Я думаю, что нам когда-нибудь удастся съездить в Москву, в Третьяковскую галерею, и посмотреть другие картины великих художников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно – тематическое планирование работы воспитателя в течение года в средней группе по теме: «Времена года»

Комплексно – тематическое планирование работы воспитателя в течение годав средней группепо теме: «Времена года»...

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». Тема: «Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима»».

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима».  (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и  изодеятельности.)Тема: «Рассматривание и описание карти...

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....

Комплексно – тематическое планирование работы воспитателя в течение года во 2 младшей и средней группе по теме: «Времена года»

Комплексно – тематическое планирование работы воспитателя в течение года во 2 младшей и средней группе по теме: «Времена года»...

Учебно-методический комплекс. Тема: "Время года- осень" для детей с нарушением слуха 1 года обучения.

Состоит из 2 конспектов -  НОД по теме: «Время года- осень»(ознакомление с окружающим миром), НОД по теме: "Разноцветные листочки"(нетрадиционная техника ...

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». Тема: «Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима»»

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима».  (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и  изодеятельности.)Тема: «Рассматривани...