Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи посредством художественной литературой. Тема: «Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». (Пересказ от лица героев сказки). (два занятия)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Никитина Ольга Анатольевна

1) Обучать детей связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.   2) Формировать связную монологическую речь детей пересказом сказки от лица героев.  3) Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно  образовательная  деятельность по развитию речи

посредством художественной литературой.

                    Тема: «Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок».

                                    (Пересказ от лица героев сказки).

(два занятия)

Подготовила: воспитатель подготовительной гр.23

           Никитина Ольга Анатольевна 

ТЕМА: «Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок».

ЗАДАЧИ: 1) Обучать детей связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.   2) Формировать связную монологическую речь детей пересказом сказки от лица героев.  3) Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: работа с антонимами красивый, гадкий.

ОБОРУДОВАНИЕ: Книга-сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок», графические схемы для пересказа, ноутбук, презентация «Г.Х. Андерсен».

                                                                Ход занятия. (часть 1.)

(дети сидят на ковре) В. Ребята, мы с вами вчера читали сказку. Кто из вас вспомнит, как она называется и кто ее автор? (ответы детей) Правильно, сказку «Гадкий утенок» написал Г.Х. Андерсен. Сейчас  я вам покажу презентацию о Гансе Христиане Андерсене. (показ презентации)

1 и 2 слайды – страна, где родился писатель, дата рождения, о семье.

3 слайд - о детстве писателя.

4 слайд – Великий сказочник – Г.Х.Андерсен.

5 слайд – Золотая медаль имени Андерсена.

6 слайд – сказки Андерсена.

7 слайд – сказка «Гадкий утенок».

8 слайд – определение слова – гадкий.

9 слайд – гадкий утенок.

10 слайд – определения, которыми автор в сказке называет гадкого утенка.

11 слайд - определение слова – красивый.

12 слайд – лебедь.

13 слайд - определения, которыми автор в сказке называет красоту лебедя.

14 слайд – сравнение лебеденка и лебедя.

Игра – импровизация «Гадкий утенок» и «Прекрасные лебеди». (под музыку П.И. Чайковского из балета «Лебединое озеро)

(дети садятся за столы).

В. Давайте вспомним сказку. Посмотрите, на схему – помогалочку и вспомните, как начиналась история гадкого утенка? (выставить схему № 1)

Вопросы:1) Какой был день?

2) Где сидела утка?

3) Какие вылупились утята?

4) Как отнеслись обитатели птичьего двора к гадкому утенку?

5) Почему утенок убежал с птичьего двора? Как он это сделал? (ответы детей)

В. Ребята, а сейчас попробуйте рассказать историю от лица самого гадкого утенка (вызвать ребенка к доске). Начни свой рассказ со слов «Я родился в прекрасный летний день у мамы утки….(рассказ ребенка)

В. А сейчас попробуйте рассказать историю от лица мамы утки (вызвать ребенка к доске). Начни свой рассказ со слов «Стоял теплый летний день. Я сидела ….».

Давайте вспомним сказку дальше. (выставить схему №2)

Вопросы: 1) Куда прибежал утенок и кого там встретил вначале?

2) Кого испугался утенок?

Этюд «Стань другим». 1. Покажите утенка, который испугался громкой пальбы охотников? 2. Покажите утенка, к которому кинулась собака и оскалила на него острые зубы.

В. А сейчас попробуйте рассказать эту историю от лица собаки. (вызвать ребенка к доске). Начни свой рассказ со слов «Я охотничья собака. Мой хозяин охотник. Он взял меня на утиную охоту….»

3) Что сделал утенок когда прекратилась пальба охотников?    (ответы детей)

Итог занятия: В. Молодцы ребята, какую сказку мы сегодня пересказывали? Чья эта сказка, скажите автора сказки. Вам понравилось пересказывать сказку от лица героев сказки?

Задачи: Формировать связную монологическую речь детей путем пересказа сказки от лица героев, а также диалогическую речь – пересказом в лицах, выборочным пересказом.  

                                                    Ход занятия. (часть 2)

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Работа с синонимами и антонимами.

Ветхая избушка, суровая,   чудо, отражение.

(Дети сидят за столами. Выставить первые две схемы.)  

В. Ребята, сегодня мы снова будем вспоминать сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Вспомните как мы с вами рассказывали сказку.

Д. От лица самого гадкого утенка,  от лица мамы утки, от лица собаки.

Краткий обзор по схеме №1 и схеме № 2.

В. Давайте продолжим, что же было дальше? Я сейчас прочитаю вам  дальше (отрывок) из сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок»)  

Вопросы: 1) Опишите избушку до которой добежал утенок? Работа с синонимами: Ветхая избушка – бедная, старая, с дырками, еле держится, древняя, хлипкая.

2)Кто жил в этой избушке?

3) Почему старушка решила оставить утенка?

4) Как отнеслись кот и курица к утенку? Почему?

5) Почему ушел утенок?

В. А сейчас попробуйте рассказать эту историю от лица старушки (вызвать ребенка к доске).  Посмотри, на схему – помогалочку (выставить схему №3) и начни свой рассказ со слов « Я живу в избушке. У меня есть ….».

В. А сейчас мы с вами разыграем сценку разговора гадкого утенка, кота и курицы.

Инсценировка отрывка сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» детьми.

В. Молодцы, ребята. Почему же ушел утенок? (его никто там не любил и не понимал)

Пришло время прочитать конец  сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок».

Слушайте внимательно.

После прочтения дидактическая игра «Какой, какая, какие?». 

(выставляется схема №4)

Вопросы и работа по схеме.

  1. Какая была зима? (Суровая – холодная, холодная – прехолодная, морозная, сильный холод).
  2. Какой был утенок вначале?  (Серый, некрасивый, с большой головой, гадкий, безобразный).

Музыкальная композиция «Танец маленьких лебедей».

  1. Какие были лебеди? (Большие, прекрасные, белые, чудесные, великолепные).

Музыкальная композиция «Белые лебеди»

4) Какое чудо произошло с гадким утенком? (Чудо – внезапная радость, волшебство. Отражение – это то, что можно увидеть в зеркале или в воде, когда ты в него смотришь).

В.  Вот мы и добрались с вами до конца сказки. Какими словами заканчивается сказка? («О таком счастье я и не мечтал, когда был еще гадким утенком!»)

Итог занятия: 

Ребята, мы с вами переживали за маленького гадкого утенка, сочувствовали ему. А как вы думаете, если бы гадкий утенок с самого рождения знал, кто он на самом деле, ему легче было бы переносить все скитания и унижения?

А как вы думаете, что такое счастье? Молодцы ребята, какую же вы  сегодня  пересказывали часть сказки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи посредством художественной литературы

Средства развития речи младших дошкольников...

План работы с родителями по развитию речи посредством художественной литературы

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература.Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже нау...

Конспект открытого педагогического мероприятия по ознакомлению с художественной литературой с элементами интеграции (развитие речи, рисование) на тему «Пересказ сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Пейзаж к сказке «Гадкий утенок»

Тема. Пересказ сказки Г.Х. Андер­сена «Гадкий утенок». Пейзаж к сказке «Гадкий утенок».Цель: выявить уровень усвоения программного материала по направлениям: ознакомление с...

Консультация на тему "Развитие речи посредством художественной литературы"

В презентации отражены задачи по развитию речи через художественную литературу...

Консультация на тему "Развитие речи посредством художественной литературы"

В презентации отражены задачи по развитию речи через художественную литературу...

«РППС – основа развития речи. Развитие речи посредством художественной литературы».

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подгото...

Развитие речи. Чтение художественной литературы. Тема: Чтение сказки «Снегурушка и лиса»

Развитие речи. Чтение художественной литературы.  Тема: Чтение сказки «Снегурушка и лиса»Д/и: «Эхо»; «Чудесный мешочек»: помочь детям вспомнить сказку «С...