Статья на тему "Коррекционно - развивающие технологии в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста"
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Дубровина Марина Борисовна

Данная статья содержит актуальность проблемы речевого развития детей. Анализ коррекционно-развивающих технологий, которые может применять любой педагог ДОО,  различных авторов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx65.15 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно - развивающие технологии в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста

Согласно новому Закону «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование является уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) [1]. Данный стандарт преследует цель создания равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей определяются совокупностью не только конкретных знаний, умений и навыков, а еще личностных качеств, обеспечивающих хороший школьный старт детей. Но не все дошкольники способны успешно осваивать обычную общеобразовательную программу. Детям, имеющим особенности в развитии, как правило, требуется дополнительная, целенаправленная коррекционная помощь.

Новая нормативная база поддерживает актуальность оптимизации, совершенствования форм и технологий в работе с дошкольниками, особенно с теми, кто имеет отклонения в развитии.

С каждым годом растет число детей, имеющих те или иные отклонения в развитии. По данным Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь 10%. По наблюдениям специалистов, до 19% детей дошкольного возраста имеют выраженные формы психического расстройства, до 40% - составляют группу риска с точки зрения развития психических нарушений, 15% - дети с нарушением слуха и зрения, 25% - страдают речевой патологией. Отклонения от нормы у детей раннего и дошкольного возраста сказываются на их дальнейшем психическом и интеллектуальном формировании, что имеет не только медицинское и педагогическое, но и социальное значение. Эти факты позволяют актуализировать особое внимание коррекционно-развивающим технологиям.

 В настоящее время во многих образовательных учреждениях России осуществляется постепенное становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, которые испытывают особые трудности в освоении некоторых учебных программ, а также в адаптации к окружающему миру.

Абсолютно понятной в последнее время становится ограниченность традиционного воспитания и обучения детей дошкольного возраста, чем и объясняется актуальность задач поиска наиболее эффективного использования современных образовательных технологий.

Изучением проблемы социально-психологической адаптации детей с нарушением речи занимались А.Б. Белинский, Л.Г. Гуслякова, С.И. Григорьев, В.А. Ельченинов, В.В. Колков, П.Д. Павленок, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова, В.Н. Ярская и др. Вопросы социального развития детей с речевыми нарушениями в зарубежной науке отражены в работах исследователей Л.А. Венгера, П. Валлон.

Целевые ориентиры речевого развития дошкольников (анализ ФГОС ДО)

Формирование личности ребенка – актуальная задача не только для родителей, но и для воспитателей дошкольных учреждений.

В 2013/14 году все дошкольные учреждения перешли на работу по новым стандартам (ФГОС). Причиной подобного шага стал Приказ Минобразования и науки РФ (№ 1155, 2013 год) [4] о необходимости внесения корректировок в работу дошкольного образования (ДО) в области познавательно-речевого развития детей.

Речевое развитие дошкольников по ФГОС признается средством для овладения основами общения как частью культурного наследия нации, а также это постоянное пополнение словарного запаса, формирование грамотного, связного монологического и диалогического разговора. Для его достижения понадобится творчество, формирование интонационной и звуковой культуры диалога, грамотного фонетического слуха, изучение детской литературы, умение ребенка различать разные жанры. Речевое развитие дошкольников по ФГОС (6-7 лет) формирует предпосылки для дальнейшего обучения чтению и письму.

Речевое развитие дошкольников по ФГОС ставит следующую задачу: формирование не только правильного разговора, но и мышления малыша. Результаты мониторингов свидетельствуют о том, в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить [27, с.57].

Важно своевременно формировать речь дошкольников, заботиться о ее чистоте, предупреждать и исправлять проблемы, считающиеся отклонениями от общепринятых правил и норм русского языка.

Речевое развитие дошкольников по ФГОС ведется в нескольких направлениях:

  • обогащение познавательной сферы дошкольников нужной           информацией с помощью занятий, наблюдений, исследовательской  
    деятельности;
  • наполнение эмоционально-чувственного опыта в ходе общения с явлениями, предметами, разными людьми;
  • систематизация сведений об окружающих событиях, формирование представления о единстве материального мира;
  • воспитание бережного отношения к природе, закрепление положительных эмоций;
  • создание условий, которые будут способствовать выявлению и поддержке интересов дошкольника, возможности проявления им самостоятельности в речевой деятельности;
  • поддержка формирования познавательных процессов у малышей.

Основная задача любого воспитателя - речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка. Полноценная реализация данной цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения малыша с людьми, которые его окружают [29]. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.

Речевое развитие дошкольников по ФГОС (6-7 лет) предполагает владение устным русским языком, ориентирование в ходе общения на собеседника, умение отбирать разные формы и воспринимать содержание беседы.

По новым стандартам детские сады обязаны предоставлять дошкольникам следующие направления развития [27, с.59]:

- познавательное;

- социально-коммуникативное;

- художественно-эстетическое;

- речевое;

- физическое.

ФГОС предполагает деление познавательно-речевого развития на две отдельные области.

Под познавательным развитием подразумевается формирование любознательности, развитие интереса, активности в обучении у дошкольников. В качестве задачи ставится формирование сознания дошкольника, развитие первоначальных представлений об иных людях, о себе, о разных объектах вокруг, отношениях, свойствах предметов (цвете, форме, ритме, звучании, материале, части, количестве, целом, времени, покое, пространстве, движении, следствиях, причинах).

Познавательное развитие дошкольников по ФГОС помогает формировать у малышей любовь к своей Отчизне. Занятия формируют представление о культурных ценностях народа, традициях, а также о национальных праздниках, помогают совершенствовать представление о планете Земля, природных процессах, явлениях, многообразии народов и стран.

Речевое развитие дошкольников по ФГОС в 1 младшей группе ставит задачу овладения речью как необходимым средством для культуры и общения [50, с.16]. Также занятия помогают малышам обогащать словарный запас, формировать фонетический слух.

По ФГОС ДО в дошкольный период с помощью познавательной культуры идет формирование у ребенка первичных представлений об окружающем мире. По мере роста образ мира у малышей меняется. Не стоит забывать о том, что путь познания и развития у маленького человека существенно отличается от представлений взрослых, которые способны воспринимать окружающие явления и предметы собственным интеллектом, в то время как дети знакомятся с разными явлениями с помощью эмоций. Взрослые люди предпочитают обрабатывать информацию, не уделяя должного внимания человеческим отношениям. Дошкольники не могут качественно и быстро обрабатывать большой поток знаний, поэтому для них отношения между людьми играют очень большую роль.

Для трехлетнего ребенка в качестве основы мировосприятия выступает детальное содержание реальности. Мир детей этого возраста – конкретные отдельные объекты, предметы, явления. Познание мира выполняется по принципу: что я вижу, тем пользуюсь, это познаю. Ребенок смотрит на предметы с различных сторон. Ему интересны внешние (Кто? Что?), внутренние (Зачем? Как?) характеристики предмета. В таком возрасте он не способен самостоятельно постигать разные скрытые параметры [52, с.61]. Речевое развитие дошкольников по ФГОС в первой младшей группе направлено на помощь в процессе познания новых вещей, явлений, поиск взаимосвязи между отдельными природными процессами.

Малыши второй младшей группы способны устанавливать зависимости и первые связи между явлениями и предметами, соотносить внутренние и внешние характеристики вещей, анализировать значение отдельных из них для жизнедеятельности человека. Полноценное речевое развитие дошкольников по ФГОС во второй младшей группе позволяет малышам этой группы общаться между собой, учиться разговаривать со взрослыми.

В четырехлетнем возрасте формирование личности претерпевает существенные изменения, вызванные физиологическими процессами, происходящими в коре головного мозга, модификациями психических реакций, а также повышенной степенью овладения речью. Происходит накопление полноценного запаса сведений о явлениях, которые случаются вокруг ребенка [30].

По ФГОС, средняя группа - это тот период, когда активизируется восприятие информации на словесном уровне. Дети начинают усваивать, понимать разные интересные сведения об окружающем мире. Данный возраст предполагает формирование избирательных интересов у дошкольников, а потому необходима специальная программа развития.

В данном возрасте ребенок уже имеет накопленный объем информации о предметах, явлениях, окружающем мире, важно своевременно его пополнять. Постоянное речевое развитие дошкольников по ФГОС в этом возрасте дает возможность переходить к элементарному первичному знакомству с такими понятиями, как «символ», «время», «знак». Они будут очень важными при дальнейшей подготовке к школе.

Такие понятия воспитатель вводит, осуществляя речевое развитие дошкольников по ФГОС. Задачи его – заинтересовать малыша. Например, для формирования определенных символов дети работают с глобусом, знаками дорожного движения, месяцами, климатическими зонами, значками групп. Серьезной темой считается в этом возрасте «Время». Пока ребенок не имеет представления о том, что означает данный термин. Он слабо ориентируется, какой сегодня день, а также когда произошло то или иное событие. Важно ему правильно и доходчиво объяснять, что такое завтра, сегодня и вчера.

Речевое развитие дошкольников по ФГОС направлено на составление рассказов о времени, календаре. Воспитатель, знакомя малышей с этими понятиями, создает в группе настоящий «уголок прошлого». В результате у дошкольников углубляются и расширяются представления о неживой, живой природе, взаимосвязи между ними. Важно, чтобы воспитатели помогали своим подопечным, направляли их в сложном процессе познания, вместе устанавливали причинно-следственные связи, способствовали положительному отношению к окружающему миру.

Важный момент, влияющий на формирование познавательных особенностей ребенка, – присутствие мотивации. Развитие у дошкольника способности изучать напрямую зависит от способности быстро усваивать получаемую информацию. В этом и состоит речевое развитие дошкольников по ФГОС. Речь ребенка в дошкольном возрасте развивается очень быстро - для шестилетнего нормальным считается «банк» из 4000 слов [53, с.64-65].

Подводя итог, отметим, что для обеспечения формирования личности дошкольников важно во всех возрастных группах создавать развивающую предметно-пространственную среду.

Таким образом, можно сказать, что переход к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования вносит качественные изменения в педагогический процесс в детском саду. Изменения касаются и коррекционно – развивающей работы, она становится не просто самостоятельной частью психолого-педагогического процесса, а включается в него: коррекционные задачи решаются во всех образовательных областях, предусмотренных ФГОС. Все нововведения имеют большое значение для организации коррекционной работы с детьми с разными нарушениями, что требует создания системы коррекционно – развивающей помощи детям, использование воспитателем новых подходов и технологий, организации эффективного взаимодействия разнопрофильных специалистов. Правильный выбор и использование коррекционно- развивающих технологий позволяет ребенку догнать и не отставать в развитии от своих сверстников.

1 Коррекционно - развивающие технологии в современном дошкольном образовании

Рассмотрение вопроса о коррекционно-развивающих технологиях в современном дошкольном образовании необходимо начать с определения понятия «технология», которое дает Л.В. Байбородова. Она считает, что «технология -  это специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения» [55].

Коррекционно-развивающая технология - систематическое и последовательное воплощение личностно ориентированного, спроектированного процесса обучения; систему модифицированных способов, средств и методов обучения, коррекционно-развивающих условий, управления учебным процессом, направленным на превращение образования в действенный фактор коррекционно-развивающего воздействия (К.Г. Селевко) [49].

Г.К. Селевко, рассматривая педагогическую технологию и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения, обобщая различные классификационные подходы, дает следующую классификацию педагогических технологий [49, C.54] (приложение 1).

Анализируя представленную классификацию можно сделать вывод, что автор классифицирует педагогические технологии по различным основаниям, среди общих оснований можно выделить: технологические способы, которые можно использовать в рамках традиционной классно-урочной системы (проблемное обучение, развивающее обучение, игра и другие); технологические способы, которые требуют организационной перестройки работы школы (концентрированное обучение, коллективный способ обучения и другие); технологические способы, которые требуют изменения содержания образования («диалог культур», вероятностное образование и другие).

Далее рассмотрим классификацию Л.В. Байбородовой. Автор предлагает классифицировать технологии в зависимости от того, как определяется процесс воспитания, точнее, характер взаимодействия педагога и воспитанника в этом процессе.

Таблица 2

Классификация технологий по характеру взаимодействия педагога и ребенка [55, C.52-53]

Характер взаимодействия педагога и ребенка

Технология

Целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемого

Технология воздействия

Целенаправленное взаимодействие воспитателя и воспитуемого

Технология взаимодействия

Сопровождение ребенка

Технология сопровождения

В публикациях Л.В. Байбородовой так же приведен анализ индивидуально-ориентированных и личностно-ориентированных технологий в работе воспитателя (приложение 2).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что категории «личностно-ориентированная технология» и «индивидуально-ориентированная технология» отличают следующие признаки: подход, в рамках которого они реализуются, общая целевая направленность, планируемый результат, основная функция педагога. Также необходимо отметить, что многие педагогические технологии обладают характеристиками как индивидуально, так и личностно-ориентированных технологий.

Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования.

Осуществление познавательной деятельности возможно лишь в том случае, если созданы все условия для ее развития. Значительную роль в этом играет интеграция воспитательного процесса. В интегрированное занятие входят блоки знаний двух или более различных предметов [28, с.31-32].

http://twidler.ru/Content/Images/pedagogika/31/278479/1.png

Рис.1.1. Соотношение коррекционных компонентов [35, с.27]

В проведении интегрированных коррекционно – развивающих занятий наиболее эффективно сочетание изобразительного искусства и музыкотерапии. В этом случае у детей появляется возможность осуществить все свои творческие способности, так как он думает и фантазирует. В игровой, вызывающей у детей интерес форме происходит обогащение словаря ребенка, развивается познавательная активность, коммуникативные умения, умения свободно, без малейших затруднений выражать свои мысли, делиться впечатлениями.

Все занятия построены на синтезе нескольких видов восприятия и воображении. Детям предлагается переместиться в глубь изображения: представить себя бабочками, ощущающими аромат цветов, птицами, легко парящими в воздухе. На каждом занятии обязательно должна создаваться ситуация успешности каждого ребенка. Именно такой подход позволяет детям свободно выражать свои чувства и мысли. Одно из главных средств самовыражения – рисование. Составной частью всего занятия является содействие личностному развитию и росту ребенка [29, с.46-47]. Вне зависимости от приемов, методов и техник, которые используются на занятиях, главная цель – помочь ребенку в начинании осознавать себя и свое место в окружающем мире. Научившись выражать и передавать свои чувства на бумаге, дети начинают лучше понимать других, учатся преодолевать страх и робость перед тем, что получается не сразу.

Основные задачи таких занятий заключаются в снятии эмоционального и мышечного напряжения у детей дошкольного возраста, снижении тревоги, агрессии, развитии познавательных процессов, совершенствовании творческих способностей и коммуникативных навыков, обучении новым приемам рисования и развитии умений экспериментировать.

Каждое занятие включает в себя несколько частей. Основная цель первой части, вводной, заключается в настраивании детей на совместную работу в группе, в создании положительного и эмоционального настроя у каждого из ребенка.

На вторую часть занятия, рабочую, приходится основная смысловая нагрузка всего занятия в целом.

Основная цель третьей, завершающей части состоит в вызывании у детей чувства принадлежности к группе, а также в закреплении положительных эмоций от работы на занятии.

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется его речь.

Основные задачи обучения детей с различными видами речевых аномалий в условиях специальных дошкольных учреждений включает в себя не только коррекцию ведущего дефекта, но и коррекцию сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений.

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается: своевременным обследованием детей; рациональным составлением расписания занятий;  планированием индивидуальной работы с каждым ребенком; наличием планов фронтальных занятий; оснащением их необходимых оборудованием и наглядными пособиями; совместной работой логопеда с воспитателем, инструктором ЛФК и родителями [54].

Возможности преодоления недостаточности в речевой, познавательной и эмоционально-волевой сферах во всех возрастных группах лиц с нарушениями речи зависят от своевременного и адекватного применения комплекса медицинских и психолого-педагогических воздействий.

Среди основных концептуальных положений в специальной литературе, касающихся данной проблемы, следует выделить утверждение специалистов о взаимообусловленности функциональных и морфологических изменений, а также представление о значимости движений для развития речевых функций головного мозга [14, с.14].

По данным авторов: Н.В. Новоторцева, Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская, в процессе занятий с детьми, имеющими речевые нарушения рекомендуется использовать артикуляционную гимнастику [37].

Артикуляционная гимнастика - это выполнение специально подобранных упражнений подвижными органами (губами, нижней челюстью, языком) с целью тренировки и совершенствования их мышц, а также способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенных положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка, то есть воспитатель выделяет, что и как нарушено [28].

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть все то, что необходимо для правильного образования звука.

Речедвигательная ритмика - совокупность движений тела и речевых органов, способствующая снятию напряжения и монотонности речи [53].

Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений (корпусом, головой, руками, ногами, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Раннее обучение и воспитание способствуют не только успешному исправлению существующего дефекта, но и могут предупредить появление вторичных дефектов.

Речедвигательная ритмика занимает определенное место в системе комплексного подхода в обучении детей, служит целью нормализации речи, путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы. Занятия с использованием речедвигательной ритмики укрепляют костно-мышечный аппарат детей, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений.

В работе специалистов целесообразно применение технологии обследования познавательной деятельности и речи, технологии проблемного обучения, технологии уровневой дифференциации, игровой технологии и т.д. [29, с.57-58] Цель данных технологий заключается в развитии мотивации общения, формировании социально – активной личности, повышении интереса детей к изучаемому материалу, а также в усвоении способов самостоятельной деятельности.

Эффект использования психолого–педагогических технологий позволяет разумно сочетать современные и традиционные средства и методы обучения, вызывает интерес и потребность общения у детей, снимает коммуникативные барьеры, а также развивает тактильные ощущения и мелкую моторику.

Таким образом, эффективность использования той или иной психолого-педагогической технологии коррекционно - развивающего обучения непосредственно зависит от того, насколько тщательно продумана организация этого процесса, какие поставлены задачи и цели, какой подход избран. Смысл применения данных технологий заключается, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий в сравнении с другими средствами: возможностями индивидуализации коррекционного обучения, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности [13, с.260-262].

 Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста

На сегодняшний день в связи с динамическим развитием современного общества к образовательной сфере выдвигаются новые требования. В соответствии с этими требованиями, в образовательном и воспитательном процессах все чаще имеет место внедрение новых технологий. В частности, инновации в коррекционно-развивающей работе учителей - логопедов  и воспитателей приобретают особое значение. Все эти методики и подходы наряду с традиционными способствуют тому, чтобы максимально успешно преодолевать различного рода нарушения у детей, включая речевые [30, с.59].

Речь, как высшая психическая функция, очень часто нарушается не только сама по себе, но и вместе с другими функциями. Часто нарушение речи сопровождают задержка психического развития, особенности сенсорной сферы, моторики, несформированность эмоционально-волевого регулирования.

Коррекционно-логопедическая работа является сложной комплексной педагогической проблемой, имеет разные подходы, содержание и практику организации. Анализ ситуации позволяет констатировать, что она в том случае является успешной и эффективной, если [18, с.82-85]:

  • построена на принципе междисциплинарности. Ключевые проблемы специального образования и ее интегративной части - логопедии - сложны и не могут решаться средствами лишь одной науки, поэтому положенный в основу междисциплинарный подход обеспечивает анализ, интерпретацию и интеграцию знаний из разных областей конкретных наук, технологий, терапевтических методик;
  • проводится в режиме инновационной деятельности с постоянным поиском новых форм и методов. В настоящее время система специального образования, в частности логопедия, переживает новый этап, который нуждается в изменениях, способствующих всестороннему и гармоничному развитию ребенка;
  • базируется на творческих, нестандартных решениях, что дает возможность решать задачи коррекционного обучения, воспитания и развития детей с патологией речи.

Инновационные технологии - это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях [13]. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Технология управления инновационной методической работой – это система целенаправленных последовательных операций и комплексной деятельности по созданию, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств (Г.К. Селевко).

Рис.1.2. Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста [23].

Существует множество инновационных технологий, применяемых в коррекционно-логопедической работе с детьми, среди которых:

  • информационно-коммуникационные;
  • дистанционно-образовательные;
  • психокоррекционные (арттерапия, библиотерапия и др.);
  • технологии с использованием нетрадиционных приемов (ароматерапия);
  • здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз и пр.).

Особое внимание в логопедии уделяется арттерапии, поскольку ее использование позволяет создавать непринужденные ситуации общения и максимально мотивировать ребенка для совместной деятельности. Арт-терапия, в свою очередь, включает такие отдельные терапевтические технологии, как: изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, музыкальная терапия, фототерапия, хромотерапия. Зачастую эти технологии интегрированы, дополняют друг друга [23].

Рассмотрим изотерапию. Изобразительное творчество развивает чувственно-двигательную координацию, которая принимает участие в согласовании межполушарного взаимодействия, которое нуждается в участии многих психических функций. В процессе рисования активизируется и конкретно-образное мышление, которое в основном связано с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое отвечает левое полушарие. Поскольку конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление напрямую связаны с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковый мел, пастель. Для создания коллажей, лепки, объемных композиций используются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, коробки от конфет, текстиль, цветные ленты; кора, листья и семена растений, цветы, перья, ветви, мох, камешки.

Терапевтическое влияние изобразительного творчества на ребенка состоит из многих факторов. Создание приятной и уютной атмосферы доставляет удовлетворение и повышает самооценку. Сам процесс работы требует от ребенка ответственного мышления и действия. Активизируется фантазия, развивается терпение и спокойствие [36]. Ребенок учится производительно использовать, контролировать и руководить своими моторными импульсами; развивается восприятие, моторика, мышление, концентрация. Творческая работа повышает мотивацию, гарантирует признание со стороны окружающих, формирует самоутверждение и самосознание. Первые переживания успеха развивают у ребенка уверенность в себе.

Рассмотрим еще один метод библиотерапии. Сказкотерапия - метод, который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, усовершенствования взаимодействия с окружающим миром. Кроме того, благодаря сказкам передаются знания о жизни [55]. В сказке между строк хранятся важные для нас послания: как устроен этот мир, кто его создал; что происходит с человеком в разные периоды его жизни; какие трудности можно встретить в жизни и как их преодолевать; как завоевать и ценить дружбу и любовь; как строить отношения между людьми; как бороться и прощать.

Один из основных приемов работы со сказкой - анализ, который применяется для детей в возрасте старше 5 лет на материале известной сказки. В сказках можно найти полный перечень жизненных процессов и образные способы их решения. Следует пробовать, чтобы сказочные задания отвечали следующим требованиям [52]:

  1. Задание дает какое-то сказочное существо, лучше кукла. Герои и  
                 события должны заинтересовать ребенка, быть ему близкими и  
                 понятными.
  2. Решение заданий требует оригинального выбора, который учитывает  
                 опыт ребенка, его способы взаимодействия с миром.

3.Ситуацию и вопрос лучше построить так, чтобы поощрить ребенка

     самостоятельно проследить причинно-следственные связи (как и      
    отчего это происходит; зачем это нужно; что будет, когда).

Прием, который развивает фантазию, воображение детей, - рассказывание сказки. Детям предлагается рассказать сказку от первого лица или от имени лиц, которые принимают участие в сказке. Рассказы детей создают позитивное настроение. Так, работа в рамках сказкотерапии, особенно с использованием элементов куклотерапии и театральной драматизации, способствует автоматизации произношения звуков и развитию связной речи. Развивается слухоречевое внимание и память. Ребенок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли. Глубокое образное мышление способствует установлению причинно-следственных связей, развивается эмпатия. На каждом логопедическом занятии реализуется принцип коррекционной направленности, т. е. реализация коррекционных задач: коррекционного воспитания, коррекционного развития и коррекционного обучения.

Эти задачи успешно решаются с помощью технологии развивающего обучения, нового активно - деятельностного типа обучения, которое опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие всей целостной совокупности личности, обучения, содержанием которой является эвристичность: детям не навязывают готовые правила, а дают возможность сделать выводы самим.

Результатом поиска новых форм и методов обучения детей является инновационная технология - куклотерапия.

Куклотерапия - основана на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.

Куклотерапия - один из видов арттерапии. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Ребенок, познавая реальный мир его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции являются куклы.

Куклотерапия используется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации при коррекционной работе со страхами, нарушениями поведения, для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму.

Возможны индивидуальная и групповая формы куклотерапии.

Игра с куклой – мир реальности в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи логопеда.

Процесс куклотерапии проходит в два этапа:

1. Изготовление кукол.

2. Использование кукол.

Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение.

Большое значение имеет организация пространственно - развивающей среды – волшебный уголок «кукляндия». Куклы живут дружными семьями. У каждой семьи своя фамилия (соответствующая виду кукол).

 Задачи инновационной технологии:

-развитие и совершенствование общей и мелкой моторики рук;

-развитие координации движений;

-пространственная ориентация;

-автоматизация и дифференциация звуков;

-развитие связанной речи;

-развитие памяти, внимания, мышления;

-развитие коммуникативных навыков, эмоционального настроя.

В коррекционно-развивающем обучении дошкольников для достижения наилучшего результата и стойкости сформированных навыков связного высказывания используются приемы мнемотехники.

Использование мнемотехники для развития речи детей в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, облегчающих эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации. Приемы мнемотехники увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. С использованием мнемотехники у детей развивается память, мышление, внимание, воображение и, следовательно, речь.

Особенности мнемотехники - использование не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы - схемы, в которых заложена определённая информация.

Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание пересказа, рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступные дети схематичной форме.

Опорные схемы - это попытка задействовать для решения познавательных задач, зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.

Обобщая вышесказанное отметим, что, мнемотехника, система различных приемов, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, является эффективным средством развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития.

Таким образом, использование инновационных методик в коррекционно-логопедической работе развивает общеучебные умения: умение учиться жить, умение приспосабливаться к переменчивым условиям через взаимоотношения «взрослый - ребенок», в ходе которых нарабатываются необходимые качества; через интеллектуальную сферу: скорость и гибкость мышления логического, критического, креативного, интуитивного; эмоционально-волевую сферу, работоспособность, поведение: ребенок учится руководить собой, своими эмоциями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста"

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Развивающие технологии в работе с одаренными детьми дошкольного возраста

В статье раскрываются основные принципы формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста  посредством современных образовательных технологий. Представлены упражнения, напра...

Презентация к статье Развивающие технологии в работе с одаренными детьми дошкольного возраста

Презентация к статье "Развивающие технологии в работе с одаренными детьми дошкольного возраста" используется как дополнительный наглядный материал об использовании технологий развивающего обучения для...

«Использование социо – игровой технологии в практической работе воспитателя с детьми дошкольного возраста»

Использование социо-игровой технологии в работе с детьми поможет сформировать у дошкольников нравственный облик и нравственную позицию по отношению к жизненным ситуациям....

РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Каждый ребенок – уникален. Одно из ведущих мест среди самых загадочных и интересных явлений природы – является одарённость детей. Самым подходящим периодом для развития детских способносте...

Мастер-класс для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста»...