Формы работы по развитию речи (методика работы с детьми 2-3 лет).
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Данилова Светлана Дамировна

Детский сад — первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_po_razvitiyu_rechi.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы по развитию речи (методика работы с детьми 2 -3 лет).

Речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками, они активно пользуются речью. Детей следует учить обращаться к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарить за услуги, предлагать помощь, приглашать товарищей что-то вместе сделать, посмотреть. С малышами надо говорить обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало интерес, а также о том, что воспитатель выбрал для совместных наблюдений.

Дети 2-3 лет очень наблюдательны. Ни одна вещь в руках взрослого, ни один его жест не остаются незамеченными. Играя с  малышами, что-то рассматривая или создавая, воспитатель должен терпеливо, без суеты рассказывать о том, что, зачем и как он делает и что надеется получить в результате. Если ребенка что-то заинтересовало, озадачило или ему просто приятно находится около воспитателя, он начнет повторять за ним понравившиеся слова или небольшие фразы, пытаясь в чем-то разобраться, утвердиться. Нельзя нарушать эмоциональный контакт с детьми. Нужно постараться услышать их первые самостоятельные суждения и порадоваться за них.

Педагог должен много и целенаправленно говорить сам в течение всего дня: и когда общается с отдельным ребенком (играет с ним, умывает его, рассматривает книжку, и т.п.), и когда проводит игры и занятия со всей группой или с небольшой подгруппой (вместе с детьми что-то рассматривает, рисует, лепит, сооружает постройки из кубиков, слушает музыку, поет; путешествует по детскому саду и территории участка).

Детям надо часто и эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях: о шалостях и проказах котенка, щенка, о забавном попугае, об умной собаке, хитрой вороне и т.п.

Осуществляя руководство развитие речи детей на занятиях и в течение дня, воспитатель должен хорошо владеть соответствующими методами и приемами.

Основные направления работы по развитию речи с детьми 2 -3 лет.

1.Формирование словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

Приемы обогащения и уточнения словаря:

  • Показ с названием. Развивая речь ребенка, нужно заботиться не столько о том, чтобы он произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и произносит, были наполнены живыми образами, конкретным содержанием. Например, терем и теремок удобнее рассмотреть на картинках, а туесок или короб лучше потрогать, а еще лучше примерить.
  • Многократное повторение нового слова или фразы. ( «Это помидор. Что это?» - говорит педагог, показывая овощ. «Помидор», - хором и индивидуально отвечают дети. У меня в правой руке…(помидор). И в левой руке помидор. А теперь остался только один помидор»).
  • Объяснение происхождения слова. Прием побуждает детей вслушаться в звучание слова и радоваться догадке. («Лягушка – квакушка. Почему квакушка? А почему мышка – норушка?»).
  • Использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами. (Клюет. Курочка клюет. У нее клюв. И у цыпляток – клювики. И цыплята клюют зернышки. Курочка быстро клюет, и цыплятки стараются клевать быстро»).
  • Поручения, предполагающие ответ действием. («Найди…», «Принеси…», «Покажи…», «Дай…», «Сделай…»). Двигательные ответы могут показать, что малыш начал осваивать материал, хотя в активной речи это еще не нашло отражение.

Приемы активизации словаря:

  • Вопросы. О предметах детям задают вопросы как в простой форме: «Кто?», «Что?», так и в более сложной: «Во что одет?», «Что везет?», « Кому и что шьет?», «Чем чистит?» и т.п.

Детям  следует задавать вопросы не только о действиях, совершающихся в данный момент (Что ты делаешь? Что делает персонаж, изображенный на картинке?), но и о действиях, совершенных ранее или которые будут совершены. Это помогает малышам усвоить взаимосвязь и последовательность действий, характеризующих ситуацию в целом.

Дети начинают активнее пользоваться фразовой речью, когда пытаются задуматься над вопросами причинно – следственного характера: «Почему?», «Зачем?», «Когда?», «Как?».

  • Дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи. Например, дети объясняют, кто как подает голос (квакает, крякает, мяукает), что можно делать ножницами, сачком, кисточкой; угадывают, что изменилось. (Катя спряталась за домик»; «Выросло много грибов»; «Убежал далеко» и т.д.). при проведении подобных упражнений используются разнообразные картинки, предметы, игрушки.
  • Договаривание детьми слов. Этот прием используется при повторении знакомых сказок, потешек.
  • Сочетание показа и объяснений с игрой детей. В первой части занятия педагог показывает инсценировку, используя игрушки. Затем предлагает детям поиграть с ним. Играя, ребенок употребляет слова и фразы, которые слышал от взрослого.
  • Поручения, требующие от ребенка развернутого высказывания. Этот прием используется в разнообразных инсценировках.

2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.  Третий год жизни благоприятен для воспитания звуковой культуры речи: в 2 года ребенок способен различать многие звуки и закреплять их в собственном произношении. Кроме того, совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти. В этой возрастной группе реализация программных задач осуществляется в ходе дидактических игр и упражнений.

3. Развитие диалогической речи:

  • «Путешествия» (по участку детского сада, по групповой комнате).
  • Игры – инсценировки.
  • Рассматривание сюжетных картин.
  • Дидактические игры.

4. Приобщение детей к художественной литературе:

  • Народные песенки, потешки, стихи, сказки, настольный театр и т.д.

Список литературы:

  1. Гербова В.В.Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Формы работы по развитию речи (методика работы с детьми 3 -4 лет).

«Родное слово есть основавсякого умственного развитияи сокровищница всех знаний:с него начинается всякое понимание,через него проходит и к нему возвращается».К. Д. Ушинский...

Формы работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста

В данной работе представлены материалы по развитию речи у детей дошкольного возраста....

Семинар "Эффективное использование в образовательной деятельности методов и форм работы по развитию речи с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальных особенностям."

  Новые стандарты российского образования предъявляют высокие требования к уровню развития творческой личности ребенка, что является в современных условиях актуальной проблемой, требующей ...

Инновационные формы работы по развитию речи с детьми раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования.

Автором представлен опыт работы по применению инновационной формы работы с детьми раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования....

Опыт работы по теме "Экологические акции как эффективная форма работы по развитию речи детей подготовительной группы

Публикация содержит опыт работы по использованию экологических акций, как эффективной формы работы по развитию речи детей подготовительной группы...