Конспект занятия по развитию речи. Старшая группа. Тема: «Составление рассказов на темы стихотворений»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Захаркина Светлана Викторовна

Составление рассказов на темы стихотворений

Програмное содержание: Связная речь: учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы;

грамматика: упражнять в образовании названий детены­шей животных в именительном и родительном падежах мно­жественного числа; закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения;

звуковая культура речи: учить выделять из предложений слова со звуками ш и ж, четко произносить фразы (чисто- и скороговорки), насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове.

Материал.   Плюшевый медведь, счетные палочки.

Предварительная работа: На прогулках, занятиях  учить детей рассказыванию; закреплять представление о том,  что все детеныши имеют специальное название; учить произносить чисто- и скороговорки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

2 мин.

-Читает стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом?»:

Воробей живет под крышей,

В теплой норке — домик мыши,

 У лягушки дом в пруду,

Домик пеночки в саду.

Эй, цыпленок, где твой дом?

— Он у мамы под крылом.

— Про что это стихотворение?

- Про чьи дома рассказывается?

- Да, про дома воробья, мыши, лягушки, цыпленка.

(Показывает иллюстрации).

Воробья, мыши, лягушки, цыпленка

Основная часть.

18 мин.

-А еще говорится о домике пеночки.

- Пеночка — птичка, живет она в саду. Вместе с папой-воробьем живут под крышей малыши ...

- В пруду домик лягушки и лягушат  

- Домик цыпленка у мамы под крылом. У курицы много ... цып.лят.

— А у пеночки птенцы называются так же — пеночки. Если один птенчик, то пеночка, если много— пе.ночки.

— Названия еще каких птенцов одинаковы с названиями взрослых птиц? (Лас...точки, си...нички.)

— Один птенчик— лас...точка, много— лас...точки; одна—СИ...НИЧка   МНОГО—  СИ...НИЧКИ.

— Каких еще птиц и птенцов вы знаете? —

За каждый правильный ответ ребенок получает счетную палочку или фишку. Подводя итог, воспитатель и дети выясняют, у кого больше фишек и сколько их всего.

      Физкультминутка

Мишка вылез из берлоги
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге.

Потянулся он со сна:

К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил.

Наклонился взад-вперёд

Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки.

Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся.

Воспитатель загадывает загадку:

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

 На меня они глядят,    

 Молока они хотят. (Ежик.)      

— Почему вы думаете, что это ежик? Какой знакомый  вам звук есть в отгадке— ж или ш? (Вопрос задается после | того, как дети отгадают загадку.) Произнесите слово так, чтобы слышался звук ж (ежжжик).

Отгадайте другую загадку.

Маленькие ножки,

Боится кошки,

Живет в норке,

Любит корки. (Мышка.)

— Почему вы думаете, что это мышка?

- Какой знакомый вам звук в этом слове — ш или ж>. Произнесите этот звук в слове протяжно (мышшшка).

Я прочту стихотворение, в котором очень часто встречается знакомый вам звук. Слушайте внимательно, а потом скажите, какой звук чаще всего встречается в стихотворении:

Мышонку шепчет мышь:

 «Ты все шуршишь, не спишь»

. Мышонок шепчет мыши:

—«Шуршать я буду тише».

— А сейчас придумайте рассказ про мышонка, который не спит (спрашивает двух-трех детей).

— Послушайте еще одно стихотворение:

Жук упал и встать не может.

 Ждет он, кто ему поможет.

— Придумайте рассказ про жука. Как он упал? Что с ним случилось? Кто ему помог?

— Послушайте скороговорку:

хорош пирожок, внутри творожок.

Воспитатель предлагает всем детям повторить скороговорку сначала медленно и громко, потом — тихо.

 

Появляется мишка:

 — Отгадайте, что я больше всего люблю.

Послушайте слово: мааалииинааа.

Сколько в нем частей?

 Давайте посчитаем вместе: мааа-лиии-нааа.

Какая первая часть слова?

Какая вторая?

 Какая третья?

Всего три части.

воробушки (хоровые или индивидуальные договаривания

(хоровые и индивидуальные договаривания детей.)

Дети повторяют.

Дети отвечают самостоятельно.

Повороты влево и вправо.
Потягивания — руки вверх.

Вращения головой.
Наклоны вперёд-назад.
Ходьба

Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.

Дети садятся.

Ответы детей.

Дети произносят.

-Мышка

Ответы детей.

Дети произносят.

Дети отвечают.

Рассказ детей.

Рассказ детей.

несколько детей по одному произносят ее шепотом, быстро.

(Мед, малину.)

(Три.)

(При произнесении каждого слога дети выкладывают перед собой счетную палочку.)

-Ма

-ли

-на

Заключительная часть. 5 мин.

Аналогично анализируются слова машина, Наташа.

Мишка прощается с детьми.

Дети анализируют слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений об осени.

Цели:Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой. Закрепление представлений об осени. Обогащение...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление рассказа-описания по теме «Зимняя одежда».

Цель: учить детей давать описание зимней одежды.Задачи: Обучающие: Учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятие «Одежда»; учить поль...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Составление рассказа - описания по лексической теме "Зимняя одежда"

Тема: Составление рассказа - описания по лексической теме "Зимняя одежда"Задачи:связная речь: учить давать описания зимней одежды;словарь и грамматика: учить правильно называт...

Конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» (с опорой на графические схемы)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №29 «У Лукоморья»         Конспект занятия по развитию речи(старшая гр...

Конспект занятия по развитию речи (Старшая группа) Тема: «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»

МКДОУ Воскресенский детский сад № 2 «Семицветик»      Конспект занятия по развитию речи(Старшая группа) Тема: «Пересказ эскимосской сказки«Ка...