Конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» (с опорой на графические схемы)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сафьянова Анастасия Алексеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №29 «У Лукоморья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по развитию речи

(старшая группа)

 

 

Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки

«Купание медвежат»

(с опорой на графические схемы)

 

 

 

 

                                                                                                            Выполнила:

                                                                                                            Сафьянова А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Саяногорск

 

Конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки

«Купание медвежат» (с опорой на графические схемы)

Цель: создание условия для развития умения пересказывать рассказ последовательно и логично передавать литературный текст

Задачи:

1) способствовать формированию умений правильно строить предложения;

2) развивать интерес к окружающему миру;

3) воспитывать эмоциональное восприятие содержания рассказа.

Методические приемы: рассматривание картинок, чтение произведения, беседа, работа с опорой на графические схемы.

Оборудование: доска, картинки с изображением медведицы и медвежат, графические схемы по рассказу.

                                          Ход занятия

  1. Вводная часть

Воспитатель: Я приглашаю вас на прогулку в лес. А попасть в лес нам поможет пальчиковая гимнастика.

Нас позвали мишки в гости                 (ладони на щеках, качаем головой),

И пошли мы по дорожке                       (пальцы «шагают» по столу).

Топ-топ                                                   (ладони хлопают по столу),

Прыг-прыг                                              (кулачки стучат по столу),

Видим дерево высокое                          (наставляем кулачки друг над другом),

Видим озеро глубокое                           (волнообразные движения кистями).

Птицы песенки поют                             (ладони перекрестно — «птица»)

Зернышки везде клюют:                       (пальцы одной руки «клюют»

Тут клюют и там клюют                       ладонь другой и наоборот),                                                                 

Никому их не дают                                (ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак).

В гости к мишкам мы пришли             (показать кистями рук треугольник –  «крышу»),

Дверь в избушке мы нашли,

Постучали: раз-два-три                        (постучать кулаком о ладонь),

Поскорей нам отвори!                          (сжимаем и разжимаем кулаки).

Воспитатель: В лесу живут разные звери. Узнайте, о ком я говорю?

Косолапый (медведь); Трусливый (заяц); Ловкая (белка); Хитрая (лиса)

Воспитатель: А кого из зверей называют хозяином леса? (Медведя)

Воспитатель: Назовите медвежью семью. (Медведь, медведица, медвежата (медвежонок)

Воспитатель: Скажите, как называется человек, который пришел в лес охотиться? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, охотник!

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся в лес, где произошла удивительная история, которую описал Виталий Валентинович Бианки.

  1. Основная часть  

Воспитатель: Ребята, я сейчас прочитаю вам рассказ В. Бианки «Купание медвежат», а потом мы попробуем его пересказать.

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
           Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
           Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
          Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.
          Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.

После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

 

Словарная работа:

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что значит «взять за шиворот»? (Это значит взять за воротник.)

Воспитатель: Давайте, кто ни будь, из вас будет медведицей, а это ее маленький медвежонок (игрушка).

Воспитатель: Покажи нам, как ты возьмешь медвежонка за шиворот? (Ребенок демонстрирует).

Воспитатель: А как вы понимаете слово «удирать»? (Быстро бежать).

Воспитатель: А как в рассказе назывался очень жаркий день? (Знойный)

Воспитатель: Покажите, как медведица «надавала шлепков». (Ребенок показывает)

 

Беседа по содержанию:

-Кто шёл берегом лесной реки? (Охотник)

-Почему он влез на дерево? (Он услышал треск сучьев и испугался)

-Кто вышел из леса? (Из леса вышла большая бурая медведица и два веселых медвежонка)

- Зачем медведица привела медвежат на берег реки? (Купаться)

-Как медведица схватила медвежонка? (Медведица схватила медвежонка за шиворот.)

-Почему один медвежонок кричал и барахтался? (Медвежонок кричал и барахтался, потому что медведица окунала его в воду).

-Почему второй медвежонок пустился удирать в лес? (Медвежонок пустился удирать в лес, потому что испугался холодной ванны).

-Чего надавала мама второму медвежонку? (Медведица надавала медвежонку шлепков)

-Какие были медвежата после купания? -Остались ли медвежата довольны купанием? (Медвежата остались очень довольны купанием.)

-Почему они остались довольны? (День был знойный и медвежатам было очень жарко в густых, мохнатых шубках).

-Чем закончилась история? (После купания медведи скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой).

Воспитатель: Медведица купает медвежонка, значит она, какая? (Медведица заботливая).

Воспитатель: Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову заботливая?  (любящая, внимательная).

Воспитатель: В рассказе «Купание медвежат» медвежата какие? (Веселые)
Воспитатель: Придумайте к слову веселые близкое по значению слово. (Радостные, забавные)
Воспитатель: Виталий Бианки в конце рассказа пишет, что оба медвежонка остались довольны купанием, значит, медвежата какие? (Довольные).

                    Физминутка «Медвежата в чаще жили»

Медвежата в чаще жили,                  (Поворачиваем голову вправо и влево)

Головой своей крутили.

Вот так, вот так – головой своей крутили. 

Медвежата мёд искали,                      (Наклоны туловищем вправо и влево)

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так – дружно дерево качали. 

И в развалочку ходили.                       (Изображают)

И из речки воду пили,                         (Наклоны вперёд)

Вот так, вот так и из речки воду пили

А ещё они плясали!

Дружно лапы поднимали!                  (Поднимаем попеременно ручки)

Вот так, вот так кверху лапы поднимали

Вот болотце на пути!

Как его нам перейти?

Прыг да скок! Прыг да скок!

Веселей скачи дружок!                        (Прыжки вверх)


Повторное чтение рассказа. Пересказ рассказа с опорой на графические схемы.

Пересказ рассказа по графическим схемам(индивидуально или по цепочке всеми детьми).

Воспитатель: Ребята, а кто хочет пересказать этот рассказ?

  1. Итоги занятия

Воспитатель: -С каким рассказом вы сегодня познакомились?

                    -Кто автор рассказа?

                    -Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали?

                    -Что вам больше всего запомнилось из рассказа?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_kupanie_medvezhat.docx546.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №29 «У Лукоморья»

Конспект занятия по развитию речи

(старшая группа)

Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки

«Купание медвежат»

(с опорой на графические схемы)

                                                                                                         Выполнила:

                                                                                                         Сафьянова А.А.

г. Саяногорск

Конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки

«Купание медвежат» (с опорой на графические схемы)

Цель: создание условия для развития умения пересказывать рассказ последовательно и логично передавать литературный текст

Задачи:

1) способствовать формированию умений правильно строить предложения;

2) развивать интерес к окружающему миру;

3) воспитывать эмоциональное восприятие содержания рассказа.

Методические приемы: рассматривание картинок, чтение произведения, беседа, работа с опорой на графические схемы.

Оборудование: доска, картинки с изображением медведицы и медвежат, графические схемы по рассказу.

                                          Ход занятия

  1. Вводная часть

Воспитатель: Я приглашаю вас на прогулку в лес. А попасть в лес нам поможет пальчиковая гимнастика.

Нас позвали мишки в гости                 (ладони на щеках, качаем головой),

И пошли мы по дорожке                       (пальцы «шагают» по столу).

Топ-топ                                                   (ладони хлопают по столу),

Прыг-прыг                                              (кулачки стучат по столу),

Видим дерево высокое                          (наставляем кулачки друг над другом),

Видим озеро глубокое                           (волнообразные движения кистями).

Птицы песенки поют                             (ладони перекрестно — «птица»)

Зернышки везде клюют:                      (пальцы одной руки «клюют»

Тут клюют и там клюют                       ладонь другой и наоборот),                                                                

Никому их не дают                                (ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак).

В гости к мишкам мы пришли             (показать кистями рук треугольник –  «крышу»),

Дверь в избушке мы нашли,

Постучали: раз-два-три                        (постучать кулаком о ладонь),

Поскорей нам отвори!                          (сжимаем и разжимаем кулаки).

Воспитатель: В лесу живут разные звери. Узнайте, о ком я говорю?

Косолапый (медведь); Трусливый (заяц); Ловкая (белка); Хитрая (лиса)

Воспитатель: А кого из зверей называют хозяином леса? (Медведя)

Воспитатель: Назовите медвежью семью. (Медведь, медведица, медвежата (медвежонок)

Воспитатель: Скажите, как называется человек, который пришел в лес охотиться? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, охотник!

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся в лес, где произошла удивительная история, которую описал Виталий Валентинович Бианки.

  1. Основная часть   

Воспитатель: Ребята, я сейчас прочитаю вам рассказ В. Бианки «Купание медвежат», а потом мы попробуем его пересказать.

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
           Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
           Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
          Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.
          Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.

После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

Словарная работа:

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что значит «взять за шиворот»? (Это значит взять за воротник.)

Воспитатель: Давайте, кто ни будь, из вас будет медведицей, а это ее маленький медвежонок (игрушка).

Воспитатель: Покажи нам, как ты возьмешь медвежонка за шиворот? (Ребенок демонстрирует).

Воспитатель: А как вы понимаете слово «удирать»? (Быстро бежать).

Воспитатель: А как в рассказе назывался очень жаркий день? (Знойный)

Воспитатель: Покажите, как медведица «надавала шлепков». (Ребенок показывает)

Беседа по содержанию:

-Кто шёл берегом лесной реки? (Охотник)

-Почему он влез на дерево? (Он услышал треск сучьев и испугался)

-Кто вышел из леса? (Из леса вышла большая бурая медведица и два веселых медвежонка)

- Зачем медведица привела медвежат на берег реки? (Купаться)

-Как медведица схватила медвежонка? (Медведица схватила медвежонка за шиворот.)

-Почему один медвежонок кричал и барахтался? (Медвежонок кричал и барахтался, потому что медведица окунала его в воду).

-Почему второй медвежонок пустился удирать в лес? (Медвежонок пустился удирать в лес, потому что испугался холодной ванны).

-Чего надавала мама второму медвежонку? (Медведица надавала медвежонку шлепков)

-Какие были медвежата после купания? -Остались ли медвежата довольны купанием? (Медвежата остались очень довольны купанием.)

-Почему они остались довольны? (День был знойный и медвежатам было очень жарко в густых, мохнатых шубках).

-Чем закончилась история? (После купания медведи скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой).

Воспитатель: Медведица купает медвежонка, значит она, какая? (Медведица заботливая).

Воспитатель: Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову заботливая?  (любящая, внимательная).

Воспитатель: В рассказе «Купание медвежат» медвежата какие? (Веселые)
Воспитатель: Придумайте к слову веселые близкое по значению слово. (Радостные, забавные)
Воспитатель: Виталий Бианки в конце рассказа пишет, что оба медвежонка остались довольны купанием, значит, медвежата какие? (Довольные).

                    Физминутка «Медвежата в чаще жили»

Медвежата в чаще жили,                  (Поворачиваем голову вправо и влево)

Головой своей крутили.

Вот так, вот так – головой своей крутили. 

Медвежата мёд искали,                      (Наклоны туловищем вправо и влево)

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так – дружно дерево качали. 

И в развалочку ходили.                       (Изображают)

И из речки воду пили,                         (Наклоны вперёд)

Вот так, вот так и из речки воду пили

А ещё они плясали!

Дружно лапы поднимали!                  (Поднимаем попеременно ручки)

Вот так, вот так кверху лапы поднимали

Вот болотце на пути!

Как его нам перейти?

Прыг да скок! Прыг да скок!

Веселей скачи дружок!                        (Прыжки вверх)


Повторное чтение рассказа. Пересказ рассказа с опорой на графические схемы.

Пересказ рассказа по графическим схемам(индивидуально или по цепочке всеми детьми).

Воспитатель: Ребята, а кто хочет пересказать этот рассказ?

  1. Итоги занятия

Воспитатель: -С каким рассказом вы сегодня познакомились?

                    -Кто автор рассказа?

                    -Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали?

                    -Что вам больше всего запомнилось из рассказа?

                     

         

               






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: : Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»

Задачи:- учить передавать художественный текст, связно, последовательно, выразительно, без помощи воспитателя, применяя схемы. -учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прила...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа В.Бианки " Купание медвежат"

Конспект заняти по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказ В.Бианки  " Купание медвежат "...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа Виталия Бианки "Купание медвежат"

Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических  схем, отражающих последовательность событий....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»....

Конспект занятия по развитию речи. старшая логопедическая группа. тема: «Зима». (презентация занятия)

Конспект занятия по развитию речи. старшая логопедическая группа. тема: «Зима»....

Конспект занятия по развитию речи старшая группа «Домашние животные. Описательный рассказ»

Цели:- Закрепить обобщающее понятие «домашние животные».- Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму су­ществительных.- Учить образовывать составные прилагательные.- Формирова...