Непосредственная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий. Лексическая тема: «Лес». Тема: «День рождение леса».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Лисечко Наталья Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

№7 «Незабудка» корпус №3.

г. Мегион

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Непосредственная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий. Лексическая тема: «Лес».

Тема: «День рождение леса».

 

 

 

 

 

  Составитель: учитель-логопед

Лисечко Наталья Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 г.

Задачи.

1.     Коррекционно-образовательные: Закрепить в речи детей обобщающие понятия; лексико-грамматические категории: относительные прилагательные. Учить детей  отгадывать загадки. Упражнять детей в построении развёрнутого высказывания при ответах на поставленные вопросы. Закреплять и обобщать  знания детей о  правилах поведения в лесу.  Упражнять в составлении целого растения из его частей. Активизировать словарь по  лексическим темам: лес, деревья. Упражнять детей в умении передавать характерные повадки животных.

2.      Коррекционно-развивающие: Развивать мелкую и общую моторику. Развивать внимание, мышление, память. Развивать песенного диапазона.

3.     Коррекционно-воспитательные: Воспитывать желание помочь тому, кто нуждается в помощи, бережное отношение к окружающей природе. Воспитание пения в коллективе.

4.     Оборудование:  Костюм «Кикиморы», мальчика «шалуна», магнитофон, «мусор», фитбол - мячи, запись «звуки леса», предметные картинки с изображением листьев деревьев, мультимедийное оборудование.

 

Ход НОД.

1.     Ведущий (читает письмо от Кикиморы): «Дорогие друзья! Сегодня, 21 марта, я приглашаю вас на день рождение леса». А чтобы попасть в лес нужно отгадать загадку:

«Ждёт вас в гости друг зелёный

Ждут берёзки, липы, клёны.

Овраги, птицы и кусты.

Небывалой красоты.

Сосны, ели до небес.

Друг зелёный – это ……. (лес)» (отвечают дети)

( звучит запись музыки «Звуки леса»)

(Из  укрытия выходит  Кикимора)

Кикимора:  «Ой, как хорошо что вы пришли ! А то я от скуки даже задремала».

Ведущий: Сейчас мы тебе поднимем настроение.

2. Дети исполняют песню: «Моя Югра».

3. Кикимора: Хочу спросить,  знаете,  ли вы чего много в лесу? ….. (деревьев) СЛАЙД №1

-Какие вы знаете названия  деревьев? (Ель, сосна, береза, пихта, осина, рябина, кедр и т. д.)

- Я хочу с вами поиграть в  игру: « Назови, одним словом».

1. Волк, лиса, медведь, лось, заяц, олень – это (звери) СЛАЙД №2

2. Брусника, клюква, голубика, черника - это (ягоды) СЛАЙД №3

3. . Сорока, куропатка, глухарь, дятел, кукушка - это (птицы) СЛАЙД №4

4 . Комар, муха, стрекоза, бабочка – это (насекомые) СЛАЙД №5

- Молодцы ребята. Правильно ответили.

4. Ведущая: Кикимора,  когда тебе будет скучно, можешь поиграть  со своими друзьями в такую подвижную игру «Медведь, лисичка, ёжик» (играют дети с  предметными картинками)

«Веселый бег» М.Александрова.

- «Лисичка»: Дети  бегут  на носочках. «Медведь» - ходьба на внешней стороне стопы, руки на поясе. «Ёжик» -  дети присаживаются на корточки, обхватив колени руками.

5. -Кикимора: Ребята, назовите части дерева (ветка, лист, ствол, корни, плод).

6. Ведущая. А давайте поиграем с Кикиморой в игру: «С какого дерева лист, с какого дерева ветка?» СЛАЙД №6.

- Чтение стихов:

«Елка»

Елка, ёлка,

Ёлочка,

Вершинка-

что иголочка.

С буйным ветром борется,

Дотронешься уколешься.

А. Прокофьев.

«Берёзка» СЛАЙД №7.

Это модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой -  зимой,

Вся в серёжках – весной,

Сарафан зелёный  - летом,

В день осенний – в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит.

И. Семёнова.

«Пихты». СЛАЙД №8.

Пихты с виду кажутся злючками.

Лапы их покрыты колючками.

Да колючки то  - не злые у пихты,

Можешь даже погладить их ты.

И. Токмакова.

«Сосна». СЛАЙД №9.

«Рябина» СЛАЙД №10.

«Осина». СЛАЙД №11.

В саду у дорожки,

Осина хлопает в ладошки.

Вот почему на той неделе

Её ладошки покраснели.

Р. Сеф

- 6. Игра с  предметными картинками: «Лиственные и хвойные деревья».

- Ведущий: Кикимора перепутала картинки и не может разобраться. Давайте ей поможем. (дети раскладывают картинки на полянках).

- 7. Кикимора:  Я расскажу  вам о правилах поведения в лесу.  (показ слайдов№3)

1 правило – не разводи огонь.

2 правило –не разоряй  гнёзда.

3 правило – не разоряй муравейники.

4 правило – не обижай животных и насекомых.

5 правило   - не шуми в лесу.

6 правило – не мусори.

7 правило – не ломай деревья и кусты.

8 правило – не ломай ядовитые грибы.

- Входит мальчик «Шалун» (разбрасывает мусор на лесной полянке).

Ведущий: Дети правильно поступает мальчик? (нет,  не правильно)

- А что бы вы сделали, увидев такое в лесу? (я бы ему сделал замечание; собрал бы мусор).

8. Пальчиковая гимнастика:

- Чтобы мы могли быстро собрать мусор,  потренируем пальчики.

Вот все пальчики мои,  (повороты кистей рук).

Их, как хочешь, поверни -  (хлопок перед собой, лёгкий хлопок по столу, повторить повороты кистей рук)

И вот этак, и вот так, (руки перед грудью, пальцы в «замок»)

Не обидятся никак.   (Руки вперёд, ладони вперёд)

Раз, два, три, четыре, пять. (Круговые движения кистями, пальцы в  «замок» («моторчик»)

Не сидится им опять. (Встряхивающие движения кистями рук)

Постучали, (постучали пальцами друг о друга)

Повертели (Повороты кистей рук).

И работать захотели.  (Встряхивающие движения кистями рук)

9. Ведущая: Давайте ребята соберём мусор. Игра  с фитболами: «Собери мусор».

- Чтобы ты  больше не сорил в лесу  назови  нам правила поведения: (мальчик шалун называет неправильно: можно  в птичек стрелять, деревья ломать, ядовитые грибы топтать). ( Дети  исправляют ответы мальчика «Шалуна»).

Кикимора: Ребята , а сегодня в день рождение леса я хочу вам подарить  «шоколадные листочки».

10.   Итог:  Вот и закончилось наше путешествие по лесу.  Нам пора возвращаться в детский сад. А на прощание  споём песню  «Если добрый ты». (муз. Б. Савельева).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_les.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

№7 «Незабудка» корпус №3.

г. Мегион

Непосредственная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий. Лексическая тема: «Лес».

Тема: «День рождение леса».

  Составитель: учитель-логопед

Лисечко Наталья Николаевна

2015 г.

Задачи.

  1. Коррекционно-образовательные: Закрепить в речи детей обобщающие понятия; лексико-грамматические категории: относительные прилагательные. Учить детей  отгадывать загадки. Упражнять детей в построении развёрнутого высказывания при ответах на поставленные вопросы. Закреплять и обобщать  знания детей о  правилах поведения в лесу.  Упражнять в составлении целого растения из его частей. Активизировать словарь по  лексическим темам: лес, деревья. Упражнять детей в умении передавать характерные повадки животных.
  2.  Коррекционно-развивающие: Развивать мелкую и общую моторику. Развивать внимание, мышление, память. Развивать песенного диапазона.
  3. Коррекционно-воспитательные: Воспитывать желание помочь тому, кто нуждается в помощи, бережное отношение к окружающей природе. Воспитание пения в коллективе.
  4. Оборудование:  Костюм «Кикиморы», мальчика «шалуна», магнитофон, «мусор», фитбол - мячи, запись «звуки леса», предметные картинки с изображением листьев деревьев, мультимедийное оборудование.

Ход НОД.

  1. Ведущий (читает письмо от Кикиморы): «Дорогие друзья! Сегодня, 21 марта, я приглашаю вас на день рождение леса». А чтобы попасть в лес нужно отгадать загадку:

«Ждёт вас в гости друг зелёный

Ждут берёзки, липы, клёны.

Овраги, птицы и кусты.

Небывалой красоты.

Сосны, ели до небес.

Друг зелёный – это ……. (лес)» (отвечают дети)

( звучит запись музыки «Звуки леса»)

(Из  укрытия выходит  Кикимора)

Кикимора:  «Ой, как хорошо что вы пришли ! А то я от скуки даже задремала».

Ведущий: Сейчас мы тебе поднимем настроение.

2. Дети исполняют песню: «Моя Югра».

3. Кикимора: Хочу спросить,  знаете,  ли вы чего много в лесу? ….. (деревьев) СЛАЙД №1

-Какие вы знаете названия  деревьев? (Ель, сосна, береза, пихта, осина, рябина, кедр и т. д.)

- Я хочу с вами поиграть в  игру: « Назови, одним словом».

1. Волк, лиса, медведь, лось, заяц, олень – это (звери) СЛАЙД №2

2. Брусника, клюква, голубика, черника - это (ягоды) СЛАЙД №3

3. . Сорока, куропатка, глухарь, дятел, кукушка - это (птицы) СЛАЙД №4

4 . Комар, муха, стрекоза, бабочка – это (насекомые) СЛАЙД №5

- Молодцы ребята. Правильно ответили.

4. Ведущая: Кикимора,  когда тебе будет скучно, можешь поиграть  со своими друзьями в такую подвижную игру «Медведь, лисичка, ёжик» (играют дети с  предметными картинками)

«Веселый бег» М.Александрова.

- «Лисичка»: Дети  бегут  на носочках. «Медведь» - ходьба на внешней стороне стопы, руки на поясе. «Ёжик» -  дети присаживаются на корточки, обхватив колени руками.

5. -Кикимора: Ребята, назовите части дерева (ветка, лист, ствол, корни, плод).

6. Ведущая. А давайте поиграем с Кикиморой в игру: «С какого дерева лист, с какого дерева ветка?» СЛАЙД №6.

- Чтение стихов:

«Елка»

Елка, ёлка,

Ёлочка,

Вершинка-

что иголочка.

С буйным ветром борется,

Дотронешься уколешься.

А. Прокофьев.

«Берёзка» СЛАЙД №7.

Это модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой -  зимой,

Вся в серёжках – весной,

Сарафан зелёный  - летом,

В день осенний – в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит.

И. Семёнова.

«Пихты». СЛАЙД №8.

Пихты с виду кажутся злючками.

Лапы их покрыты колючками.

Да колючки то  - не злые у пихты,

Можешь даже погладить их ты.

И. Токмакова.

«Сосна». СЛАЙД №9.

«Рябина» СЛАЙД №10.

«Осина». СЛАЙД №11.

В саду у дорожки,

Осина хлопает в ладошки.

Вот почему на той неделе

Её ладошки покраснели.

Р. Сеф

- 6. Игра с  предметными картинками: «Лиственные и хвойные деревья».

- Ведущий: Кикимора перепутала картинки и не может разобраться. Давайте ей поможем. (дети раскладывают картинки на полянках).

- 7. Кикимора:  Я расскажу  вам о правилах поведения в лесу.  (показ слайдов№3)

1 правило – не разводи огонь.

2 правило –не разоряй  гнёзда.

3 правило – не разоряй муравейники.

4 правило – не обижай животных и насекомых.

5 правило   - не шуми в лесу.

6 правило – не мусори.

7 правило – не ломай деревья и кусты.

8 правило – не ломай ядовитые грибы.

- Входит мальчик «Шалун» (разбрасывает мусор на лесной полянке).

Ведущий: Дети правильно поступает мальчик? (нет,  не правильно)

- А что бы вы сделали, увидев такое в лесу? (я бы ему сделал замечание; собрал бы мусор).

8. Пальчиковая гимнастика:

- Чтобы мы могли быстро собрать мусор,  потренируем пальчики.

Вот все пальчики мои,  (повороты кистей рук).

Их, как хочешь, поверни -  (хлопок перед собой, лёгкий хлопок по столу, повторить повороты кистей рук)

И вот этак, и вот так, (руки перед грудью, пальцы в «замок»)

Не обидятся никак.   (Руки вперёд, ладони вперёд)

Раз, два, три, четыре, пять. (Круговые движения кистями, пальцы в  «замок» («моторчик»)

Не сидится им опять. (Встряхивающие движения кистями рук)

Постучали, (постучали пальцами друг о друга)

Повертели (Повороты кистей рук).

И работать захотели.  (Встряхивающие движения кистями рук)

9. Ведущая: Давайте ребята соберём мусор. Игра  с фитболами: «Собери мусор».

- Чтобы ты  больше не сорил в лесу  назови  нам правила поведения: (мальчик шалун называет неправильно: можно  в птичек стрелять, деревья ломать, ядовитые грибы топтать). ( Дети  исправляют ответы мальчика «Шалуна»).

Кикимора: Ребята , а сегодня в день рождение леса я хочу вам подарить  «шоколадные листочки».

10.   Итог:  Вот и закончилось наше путешествие по лесу.  Нам пора возвращаться в детский сад. А на прощание  споём песню  «Если добрый ты». (муз. Б. Савельева).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».

Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».Образовательная область: речевое развитиеФорма: подгрупповое занятие.Цель: развитие языкового чутья, связной речи и обогащение словарного запаса детей чер...

Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми подготовительной группы по лексической теме «Кто в глуши лесной таится, что за зверь»

Сценарный план непосредственной  образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи  с детьми подготовительной группы по лексической теме «Кто...

Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и уровня познавательной активности с детьми подготовительной группы по лексической теме «Мебель»

Сценарный план непосредственной  образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и уровня познавательной активности  с детьми подготовительной группы по лексиче...