"Методические рекомендации по организации коррекционно – логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости"
статья по развитию речи по теме

Чирков Михаил Викторович

Практические рекомнедации к организации корркционно-развивающей деятельности с детьми с умеренной степенью умственной отсталости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для педагогов по теме:

«Методические рекомендации по организации коррекционно – логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости».

    Составитель: учитель-дефектолог Чирков Михаил Викторович

   Анализ   психолого – педагогической литературы, а также результаты  коррекционной деятельности     показали, что у детей старшего дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости наблюдается  грубое  запаздывание всех  двигательных  функций ( ходьбы, бегания, ползания ), отсутствие гибкости и плавности   движений ( скованность, неритмичность ), замедленность темпа движений, моторная неловкость, недостаточность мышечной силы.  Дети данной категории часто встречаются с нарушением осанки, искривлением позвоночника, деформацией грудной клетки и конечностей, нарушениями координации движений и т.д. У некоторых из них задерживается процесс окостенения скелета, наблюдаются симптомы поражения или недоразвития двигательного анализатора: тремор, гиперкинезы, синкинезии.

   Развитие речи  происходит очень медленно и запаздывает на 3- 5 лет. Сильно отстаёт понимание и использование речи,  а окончательное её формирование ограничено они не могут  установить и  объяснит связь между предметами  и событиями, невнятно передают свои впечатления.  До конца дошкольного возраста  у детей остаётся  полностью  несформированной  регулирующая функция речи.

Имеющиеся нарушения речи и моторики  у детей старшего дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости  создают серьезные трудности не только при  обучении в школе, но и   развитии их познавательной деятельности, в обучении, воспитания, трудоустройстве и реализации задач социальной адаптации. Совершенствование процесса обучения и воспитания  данных детей не может быть реализовано без специально разработанной системы логопедической и дефектологической  работы.  Вследствие наличия  особенностей физического и психического развития работа должна носить комплексный характер и охватывать все компоненты речевой функциональной системы. Несформированность сенсорных и моторных функций у дошкольников с умеренной степенью умственной отсталости доказывает  необходимость включения  в комплексную логопедическую и дефектологическую  работу специальных приемов для стимулирования и развития общей и речевой моторики и сенсорной сферы ребенка.

 В  процессе  всех форм работы  решается  задача формирования  мотивации и потребности  в речевом общении. При этом могут использоваться следующие  приёмы :

- индивидуальное и хоровое повторение  речевого  задания;

- составление диалогов по наглядной ситуации;

-  упражнения  в конструировании фраз  с местоимениями и глаголами в первом, втором и третьем  лице единственного и множественного числа;

- упражнения в словообразовании и словоизменении;

- описании игрушек;

- составлении рассказов по картине.

На занятиях по развитию речи и моторики происходит систематизация  и актуализация  усвоенного детьми  речевого материала. Занятия по развитию речи формируют представление о себе  и об окружающем мире. Они строятся  по принципу речевого общения,  что создаёт основу  для более  естественного  овладения языком.

В ходе коррекционной  работы мы используем  дидактические игры и упражнения, создание ситуаций для эмоционально  - речевого контакта детей со взрослыми.

Примерные игры:

- развитие мелкой моторики;

- развитие соотносящих движений пальцев рук, нанизывание бусин на стержень, на шнур (от большого к маленькому, от маленького к большому; чередование цветных бусин в заданном порядке);

- развитие мелкой моторики, соотносящих движений пальцев рук;

- упражнения по самообслуживанию: -застёгивание пуговиц (больших, маленьких), кнопок; -шнуровка одежды, обув. Рамки с застёжками, рамки с двумя видами шнуровки, деревянный следок для шнуровки, расстёгивание, застёгивание  пуговиц;

- пальчиковая гимнастика.

Целью данной гимнастики является развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений, межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

Пальчиковой гимнастике необходимо уделять время на любом занятии, проводя ее в виде различных игр и упражнений.

При проведения пальчиковой гимнастики можно использовать следующие методы:

-        массаж рук;

-        упражнения с  мячами небольшого размера;

-        игры с пальчиками.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Благоприятное влияние массажа на организм человека, как местного, так и общего, отмечают многие авторы. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.

Положительно действует массаж и на суставы, а также на эластичность и подвижность связочного аппарата. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

Начинать массаж необходимо самому взрослому: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Только изучив упражнения-движения совместно, можно переходить на самомассаж.

Упражнения с детьми необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.

Существуют следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения.

Самомассаж проводился на занятиях в виде небольших комплексов, включавших 5 — 6 упражнений. Начинается и заканчивается он расслаблением кистей рук, поглаживанием.

На основе рекомендаций А.А.Бирюкова специалистами были разработаны три комплекса упражнений самомассажа , которые мною были использованы:

•        самомассаж тыльной стороны кистей рук,

•        самомассаж ладоней,

•        самомассаж пальцев рук.

Хорошую результативность показывает использование игровых упражнений с  мячами маленького размера, т.к. формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром. Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребенком через научение в процессе его общения со взрослыми. Таким образом, у ребенка формируется «предметное мышление» (И.М. Сеченов), «мышление в действии» (И.П. Павлов). Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на овладение навыками письма.

Известно, что онтогенетически развитие руки ребенка начинается с ощупывательных и хватательных движений. Захватывая предметы, манипулируя ими, ребенок при помощи руки приобретает свои первые опыты в познании окружающего его предметного мира. Рука, таким образом, постепенно развивается во все усложняющейся предметной деятельности и становится не только воспринимающим, наряду с глазом и ухом, но и творящим органом, что важно для овладения навыками письма.

Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами.

Кроме того, действия с предметами осознаются и принимаются детьми, благодаря их наглядности и практической направленности, как необходимые им.

В связи с этим у детей повышается мотивация к таким знаниям, начинает появляться осмысленность при выполнении заданий. Иными словами, упражнения с предметами приобретают для ребенка ценностно-смысловой характер, что позволяет детям в большинстве случаев достигать значительных результатов в развитии тонкой моторики рук, ручной ловкости.

После овладением самомассажем (по мере возможностей каждого ребенка) нужно  предложить  детям игровые упражнения с использованием  мячей маленького размера.

Развитие тонкой моторики кистей рук у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью было продолжено "пальчиковыми играми", это вид упражнений, широко распространенный в логопедической практике. Возможно использовать  опыт таких авторов, как М.В. Ипполитова (1980), В.П. Дудьев (1995), В.В. Цвынтарный (1995).

Вначале   детей необходимо обучать несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их (каждое положение рук имело свое игровое название), затем добавлять  упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. "Игры с пальчиками" активно использовались мною на занятиях при подготовке руки к письму и  при проведении физминуток, т.к. при письме пальчики ребенка устают, а веселые и разнообразные упражнения «Игры с пальчиками» дают  им необходимый отдых.

Дидактические игры.

Благотворное воздействие на движение всей кисти пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки, бутылочки), игры с карандашами, счетными палочками, крупой, «пальчиковый бассейн».

Необходимо предоставить в играх с предметами  свободу для игры, поощрять самостоятельность , любознательность и использовать в речи взрослого слова. Настольно-печатные игры – интересное для ребят занятие. Целесообразно использовать  разнообразные игры по видам (парные картинки, лото, домино), и разнообразные по требуемым действиям (подбор картинок по парам, подбор по общему признаку (классификация), составление разрезных картинок и кубиков, описание по картинке).

Перечень дидактических игр

        Игры на развитие мелкой моторики рук: «Укрась елочку», «Ежик и иголки», «Собери детей на прогулку», «Зашнуруй ботинок», «Пришей пуговицу», «Собери цветочек».

        Игры на развитие восприятия величины: «Пирамидки», «Матрешки», «Найди пару», «Большой-маленький», «Маленькие и большие ноги».

        Игры для единения с окружающим миром: «Отгадай и назови», «Какая сегодня погода», «Кому что нужно для работы»,  «Кто как кричит», «Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Одежда».

Чтение стихотворений, потешек, песенок на занятиях– важный методический прием. Слово направляет и организует действия детей. Процесс рисования, отражающий какое-то явление, наблюдение в жизни увлечет их и они найдут возможность выразить его в рисунке.

Например, при рисовании солнышка можно читать четверостишие:

Смотрит солнышко в окошко

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку.

и словесно сопровождаю показ изображения: «Нарисуем желтый круг, много палочек вокруг – это солнышко сияет».

Очень важное значение в развитии мелкой моторики кистей рук и пальцев имеет рисование пальчиком, всей ладонью. Например, отпечатком раскрытой ладошки  дети рисуют осьминожек, а сомкнутой ладонью – силуэт рыбки. Отпечатанные ладошки могут превращаться в крылья красивой птицы или бабочку, достаточно нарисовать ей усики. Еще больше укрепляют пальчики и подготовят их к письму рисование пластилином. На картонную основу я наношу простой рисунок, дети отщипывают маленькие кусочки пластилина и размазывают их пальчиками по рисунку, как будто закрывая. Пластилиновые кусочки смешаются друг с другом и получаются новые неожиданные цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

   Большое   значение  в  современных  условиях  приобретает  поиск  и  разработка  инновационных подходов  к  патриотическ...

Методические рекомендации по развитию мнестических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Методические рекомендации по развитию мнестических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Организация коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ VII вида

В современных условиях возникает необходимость разработки методики коррекционно-развивающего обучения в условиях группы компенсирующей направленности для достижения старших дошкольников ОВЗ VII вида п...

Методические рекомендации по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста "Игровой звукоград"

Методическая разработка  адресована  воспитателям, логопедам, а также родителям. В ней  представлено описание этапов работы (от простого к сложному) по развитию фонематических функций и...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Статья посвящена исследованию агрессивности у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости, предлагается описание диагностических методик, направленных на выявление особ...

Сборник «Методические рекомендации по организации трудовых акций для детей старшего дошкольного возраста»

В сборнике даны рекомендации педагогам ДОУ по организации трудовой деятельности дошкольников посредством проведения трудовых акций.  Данная форма организации трудовой деятельности позволит укрепи...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством использования доброжелательных технологий

Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитание духовности. Ключевым моментом в формировании духовно-нравственных кач...