Конспект интегрированного занятия "Наш земляк - С.А.Есенин".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Филина Татьяна Владимировна

Конспект интергированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.  В деятельности участвуют дети, учитель-логопед, воспитатели группы компенсирующей направленности, родители. Используется ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 151 «Радуга»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с детьми подготовительной к школе группы 

компенсирующей направленности.

Тема «Наш земляк – Сергей Есенин». 
Тип: интегрированное

Интеграция образовательных областей: 
«Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Художественно – эстетическое развитие»,
«Речевое развитие»,

Конспект составили:

Учитель-логопед

Филина Т.В.

Рязань

2016 г.

Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность.

Формы организации: группа

Цель: уточнять и закреплять знания детей о жизни и творчестве С.А.Есенина.

Задачи:

1.Социально-коммуникативное развитие:

- формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;

- формировать умение слушать сверстников;

- создавать условия для воспитания у детей чувства уважения к талантливым людям земли Рязанской, гордости за свою малую родину.

2.Познавательное развитие:

- продолжать знакомить детей с интересными фактами из жизни С.А.Есенина.

3.Речевое развитие:

- активизировать словарь детей;

- создавать условия для развития интонационной выразительности речи;

- развивать умение слышать рифмующиеся слова, подбирать пары рифмующихся слов;

- развивать умение отвечать на вопросы кратко или распространенно, следуя содержанию вопроса;

- создавать условия для развития связной монологической речи.

4.Художественно-эстетическое развитие:

- развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства словесного, музыкального.

5.Физическое развитие:

- развивать общую моторику, чувство ритма.

Методы и приемы:
- практические: дидактическая игра; упражнения;
- наглядные: видеометод;
- словесные: беседа.

Оборудование: ноутбук, файл с презентацией, проектор, экран, картонные кленовые листья - по 2 на каждого ребенка, костюм бабушки для сценки (юбка, кофта, шаль),музыкальный центр, флеш-карта с записью песен стихи Есенина, десять пар карточек с рифмующимися словами, 2 круглых столика.

Предварительная работа: разучивание с детьми стихотворений С.А.Есенина, работа над интонационной выразительностью, знакомство с понятиями «рифмы», «рифмующиеся слова», беседы о жизни и творчестве поэта, о поездке в Константиново (рассказывают дети, которые там были), рассматривание открыток, фотографий, связанных с жизнью и творчеством Есенина.

Взаимодействие с родителями: оформление родительского уголка по теме – рекомендации, как знакомить детей с творчеством С.А.Есенина.

Ход занятия

Организационный момент: Звучит запись песни «Над окошком месяц» в исполнении С.Любавина. Дети с родителями входят в зал.

Ведущий (Слайд 1. Портрет С.А.Есенина):

«Рязанская земля богата талантливыми людьми: учеными, художниками, поэтами. Сегодня наш праздничный вечер посвящен знаменитому поэту, Сергею Александровичу Есенину. Скажите, где родился Есенин?»

Дети : « В селе Константиново».

Ведущий: «Да, недалеко от Рязани, на берегу реки Оки есть старинное

село Константиново. (Слайд 2. Константиново). В 1895 г., более 120 лет назад в этом селе родился С.А.Есенин. Поэт очень любил свои родные края, красоту рязанских раздолий. Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине». [3]

Коля - читает отрывок из стихотворения 

«Гой, ты Русь моя родная..!»(Приложение 1)

(Ребенок выходит в центр музыкального зала, читает стихотворение.)

Костя - читает отрывок из стихотворения 

«Вот уж вечер…».(Приложение 1)

(Ребенок выходит в центр музыкального зала, читает стихотворение.)

Ведущий: «Многие из вас ездили с родителями в Константиново, видели дом-музей С.А.Есенина. (Слайд 3. Дом-музей Есенина.) Кто хочет рассказать о своей поездке? Расскажите, когда вы ездили в Константиново? Что видели? Куда ходили?»

Виталик: «Летом мы с мамой и папой ездили на машине в Константиново. Мы видели дом С.А.Есенина. В доме есть печка, на столе стоял самовар. В другой комнате стене были фотографии, часы старинные, иконы и большой стол. Мы ходили на берег реки Оки. Берег очень высокий. Внизу  - река Ока. Река синяя, широкая. Кругом зеленые луга. Было очень красиво. Мне понравилась поездка в Константиново.»

 Ведущий: « С 2- лет Сергей Есенин воспитывался в доме дедушки и бабушки. По вечерам он очень любил слушать сказки.[3;1] (Сценка по мотивам стихотворения С.А.Есенина «Бабушкины сказки»):

Костя:                         «В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.»

Воспитатель (в роли бабушки):

 «Ну, какую вам сказку рассказать, дорогие внучата? Что же, слушайте!

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе – на земле.

Жил старик в одном селе…

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний был и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.»

Костя:                        «И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идет.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовет.»

Диана:                        «Сказки все. Пора в постели...

Но, а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать.»

Воспитатель (бабушка):

«Что ж сидеть-то до зари?»
Дети (хором):

«Ну, а нам какое дело — Говори да говори».

Воспитатель (бабушка):

«Ну, хватит, хватит, завтра вам сказку доскажу, а сейчас идите спать.»

Ведущий: «Что вы еще знаете о детстве С.А.Есенина?»

Алеша: «Сергей Есенин жил у дедушки и бабушки. У дедушки было трое взрослых сыновей. Это дяди Сергея Есенина. Когда поэту было 3 года, дяди посадили его на лошадь без седла. Лошадь пустилась в галоп. Сергей Есенин испугался и сильно держался за холку лошади.»

Денис: «Дядя Есенина  - дядя Саша учил его плавать. Брал маленького Сергея в лодку, отъезжал от берега и бросал в воду».

Полина: « Весной и летом Сергей Есенин любил бегать на берег реки Оки и в луга. Он приносил домой рыбу, утиные яйца, раков».

Ведущий (Слайды 6,7. Река Ока.)

Лера: «Есенин отлично учился в школе. За учебу получил Похвальную грамоту».

Ведущий: « Посмотрите на фотографию школы в Константиново, в которой учился поэт. (Слайд 4. Школа в Константиново.)

Дети рассматривают слайд.

После ее окончания Есенин учился в церковно-приходской школе в Спас-Клепиках. (Слайд 5. Школа в г.Спас-Клепики).

По воспоминаниям Сергея Есенина, стихи он начал писать рано, с девяти лет.

Красоту восхода солнца, радость встречи нового дня, тишину ночных просторов мы можем увидеть, почувствовать, слушая стихи рязанского поэта.

Лера читает стихотворение «Восход солнца». (Приложение 1)

Полина читает стихотворение «С добрым утром». (Приложение 1)

Лева читает стихотворение «Ночь» («Тихо дремлет река...») (Приложение 1)

Ведущий:  «Сейчас осень, пора листопадов. И нас закружит в танце листопад.»  Звучит песня «Закружилась листва золотая» в исполнении С.Безрукова на стихи С.А.Есенина.

Дети с воспитателем танцуют с осенними листьями.

Ведущий: «Много песен написано на стихи Есенина. Послушаем еще одну «Отговорила роща золотая». (Слушание песни.)

Ведущий: «Какая по настроению песня «Отговорила роща золотая?»

Дети: «Грустная, печальная».

Ведущий: Есенин в стихотворении «Отговорила роща золотая» печалится об ушедшем лете, о прошедшей юности. Композитор  почувствовал настроение стихотворения Есенина и написал такую же по настроению музыку – грустную, печальную».

Ведущий:  «Поздней осенью окружающий пейзаж часто выглядит грустно, уныло. Сергей Есенин даже в скошенных лугах, полях, облетевших лесах видит красоту. Давайте и мы увидим, почувствуем красоту природы, которая ждет зиму.»

Алеша читает стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы». (Приложение 1)

 (Слайд 8.Природа в Константиново.)

Ведущий: «Есенина называют «певцом родной земли», в своих стихотворениях он мог создавать удивительной красоты картины русской природы. «Зеленокосая» есенинская березка – самый любимый образ поэта. [3] В стихах Есенина березка, как юная девушка. Послушайте, с какой теплотой и нежностью он пишет о ней. (Дети читают отрывки из стихотворений Есенина С.А. о березе.)

Андрей:                        Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан…

Диана:                         Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать…

Ведущий: всем известно стихотворение Есенина «Береза». (Приложение 1) «Белая береза под моим окном…»Его знают и взрослые и дети. Предлагаю прочитать это стихотворение всем вместе.

Начнет Артем, а мы продолжим.

(Ведущий, воспитатель, родители и дети читают до конца стихотворение.)

Ведущий: О чем напомнило вам стихотворение «Берёза»?

Ответы детей: Стихотворение «Берёза» напомнило нам о зиме – морозной, снежной.

Ведущий: Давайте на несколько минут окажемся в зимнем лесу, а поможет нам Виталик, который прочитает стихотворение С.А.Есенина «Пороша».  (Приложение 1)

Ведущий: «Сегодня мы читали, слушали такие замечательные стихи рязанского поэта. Я вам предлагаю самим прикоснуться к искусству стихосложения. Поиграть в игру «Рифмы».[4]

Игра «Рифмы». Дети вместе с родителями делятся на 2 команды. Первой команде раздаются карточки с картинками. Второй команде  - карточки, названия которых рифмуются с названиями картинок первой команды. Участник первой команды показывает карточку, называет слово. Участники второй команды должны подобрать из своих картинок ту, название которой рифмуется с названным словом. Затем свою карточку показывает и называет слово участник второй команды. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся картинки. Выигрывает команда, которая верно подобрала пары слов.

Дети и родители играют в игру «Рифмы».

Ведущий: «Рязанцы гордятся своим талантливым, знаменитым земляком – поэтом С.А.Есениным. Скажите, дети,  уважаемые родители, какие достопримечательности, учреждения, места в Рязани, Рязанской области связаны с именем Есенина, названы его именем?»

Дети и родители отвечают: «Константиново, школа в Спас-Клепиках. «( Повторить слайды 2,4,5.) «В Рязани есть памятник С.А.Есенину.» (Слайд 11). «Рязанский государственный университет носит имя поэта.» (Слайд 12). «Также названа в честь Есенина городская библиотека на ул.Вокзальной». (Слайд 13). «Есть улица Есенина в г.Рязани».(Слайды 14,15).

Ведущий:«Наш праздничный вечер, посвященный С.А.Есенину и его творчеству окончен».

(Дети и родители выходят из зала под песню «Над окошком месяц»на  стихи С.А. Есенина)

Литература

1. Есенин С.А. Собрание сочинений: В 2 т.Т.1.Стихотворения. Поэмы/Слово о поэте Ю.В.Бондарева; Сост., вступ. и коммент. Ю.Л.Прокушева. –М.:Сов.Россия: Современик,1990. – 480 с.

2. Есенин С.А. Собрание сочинений: В 2 т.Т.2.Стихотворения. Проза. Статьи.Письма/Сост. И коммент. Ю.Л. Прокушева. – М.: Сов.Россия: Современник, 1990. – 384 с.

3. На родине Есенина. /Сост. Е.А.Есенина, А.А.Есенина, Ю.Л. Прокушев/Под общ.ред. Ю.Л.Прокушева – М.: «Московский рабочий», 1969. -144 с.

4.Сошина И.В. Игротека речевых игр. Выпуск 11. Играем в рифмы. Игры на развитие фонематического восприятия и автоматизацию поставленных звуков в словах для детей 5-7лет с речевыми нарушениями/ И.В.Сошина. – М.:Издательство ГНОМ, 2015. – 16 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «НАШИ ЗЕМЛЯКИ – ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Сегодня мы поговорим с вами о войне. Война - самое страшное событие в истории человечества. Потоками крови и слез была омыта наша многострадальная земля в тяжелые дни Великой отечественной. Вся страна...

Интегрированное занятие "Осень глазами С.Есенина".

Во время занятия дети знакомятся с краткой биографией поэта, его творчеством. Мысленно перемещаются в живописные места, где родился и жил С.Есенин, стараясь увидеть красоту осенней природы, о которой ...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по краеведению "Мальчик с пшеничными волосами. С.А.Есенин"

Данный конспект занятия интегративного типа знакомит детей с детством рязанского поэта. дети в доступной игровой форме получают новое знание по краеведению через произведения С.А.Есенина....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с творчеством С. А. Есенина «Край любимый!»

Продолжать знакомить дошкольников старшего возраста  с творчеством русского поэта С. А. Есенина, воспевающим красоту Рязанского края....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с ТНР на тему: «Осень в творчестве С. Есенина»

Цели: Познакомить детей с творчеством С. Есенина. Заучивание стихотворения С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» путем моделирования.Коррекционно-обучающие задачи:Учить детей выразительно чит...