Авторский инновационный проект «Словесные игры в развитии речи детей»
рабочая программа по развитию речи по теме

Бадретдинова Гульназ Идрисовна

Авторская программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnaya_igra_rabota.docx70.92 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Управление образования Исполнительного комитета

Тукаевского муниципального района Республики Татарстан

МБДОУ «Детский сад  «Лебедушка»» пос.Татарстан РТ

Авторский инновационный проект

«Словесные игры в развитии речи детей»

                        Воспитатель

   МБДОУ«Детский сад   «Лебедушка»»

   пос. Татарстан Тукаевского  района

                                                         Республики Татарстан

БадретдиноваГульназИдрисовна

2016-2017 учебный год

        

Пояснительная записка.

Речь – это процесс общения, опосредованный языком. С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию. Речь является главным средством общения.

В дошкольном возрасте речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. У ребенка интенсивно развиваются все стороны речи: словарь, звуковая сторона речи, грамматический строй; её функции: коммуникативная, обобщающая, регулирующая, знаковая.

Неправильная речь ребенка затрудняет его общение с окружающим миром, отражается на его общем развитии, а в будущем может быть причиной плохой успеваемости в школе. Без помощи взрослых ребенку трудно овладеть правильной речью. Речь всех членов семьи – это первый образец, которому подражает ребенок.

Хорошо известна мысль Л. С. Выготского о том, что за долго до школы ребенок практически владеет всей грамматикой родного языка, но он «не знает, что владеет ею, выполняемые им операции неосознанны. Ребенок научается в школе осознавать, что он делает, и, следовательно, произвольно оперировать своими собственными умениями. Его умения переводятся из бессознательного плана в план произвольный, намеренный и сознательный».

Готовность ребенка к началу школьного обучения, прежде всего, определяется уровнем его речевого развития. Это обуславливается тем, что при помощи устной и письменной речи ему предстоит усваивать всю систему знаний. Чем лучше будет развита устная речь к поступлению в школу, тем легче будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

При поступлении в школу ребенок должен овладеть правильным, четким звукопроизношением; умением слышать и различать звуки родного языка; выделять гласные и согласные звуки, мягкий, твердый, звонкий, глухой; умением правильно строить простое предложение; овладеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание; составлять рассказы или сказки по картинкам (или серии картинок); составлять самостоятельно рассказ-описание.

Для воспитания полноценной речи по возможности необходимо устранить все то, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. В семье ребенка понимают с полуслова и он не испытывает каких-либо затруднений, если его речь не совершенна. Но, со временем, круг связей ребенка с окружающим миром расширяется, и очень важно, чтобы его речь понимали и сверстники и взрослые. Большой процент школьников встречается с фонетическими дефектами, которые выявляются тогда, когда ребенку нужно читать вслух, отвечать или задавать вопросы в присутствии всего класса.

В настоящее время у младших школьников наблюдается дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения). Одной из причин возникновения данных нарушений является то, что дети заменяют или смешивают фонемы сходные по звучанию или артикуляции, одним словом, пишут так, как говорят и поэтому необходимым условием при обучении грамоте становится правильное произношение звуков и слов.

Старший дошкольный и подготовительный возраст – это время, когда необходимо обратить внимание на различные нарушения устной речи ребенка, ведь в этом возрасте закладываются основы для дальнейшего обучения.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.

Если мы хотим, чтобы ребенок в дальнейшем приобрел интересную специальность и раскрылся как личность, в первую очередь, необходимо научить его грамотной и красивой речи.

Осуществляя с детьми работу по формированию, обогащению и активизации словаря широко используют дидактические игры. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.

Выдающийся исследователь в области психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Страстным защитником игры как формы обучения детей дошкольного возраста выступала Н. К. Крупская.Мысли о большой роли словесной игры встречаются на многих страницах ее педагогических сочинений. Называя народные игры, Н. К. Крупская отмечала их большое значение в воспитании у детей целого ряда качеств: находчивости, дисциплинированности, наблюдательности, чувства юмора. «Много есть старых игр, приучавших владеть собой,—писала Надежда Константиновна. — Были игры, которые учили удерживаться от смеха, от употребления запретных слов. Например, была игра: «Барыня прислала сто рублей, что хотите, то купите, «да» и «нет» не говорите, белого и черного не покупайте», — сколько веселья, смеха было около этих игр».


Н. К. Крупская рекомендовала, сохранив педагогическую направленность народных игр, изменить их названия, придумать для них новые слова, приблизить их содержание к современности: «Мы должны, изучая окружающую жизнь, найти те формы, которые перебросили бы мост между этой жизнью и игрой».


Сначала в практике детских садов словесные дидактические игры заимствовались из сокровищницы народной педагогики: «У медведя во бору», «Черного и белого не называть, «да» и «нет» не говорить», «Море волнуется», «Свети-свети ясно», «Краски» и пр. Затем словесные игры появляются в различных сборниках дидактических игр, созданных для воспитателей детских садов.
Словесные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Лишь незначительная часть игр направлена на развитие мыслительной способности детей.
В старшем же дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление, необходимо больше использовать словесные игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности

Проблема– развитие  словаря у детей, формирование навыков речевого общения с окружающими.

Цель проекта – познакомить дошкольников и их родителей ссловесными играми,в доступной форме разъяснить родителям значение развития словаря детей.

Задачи:
1 Педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры.

2. Формирование  речевых умений.

3. Обеспечить творческий характер речи.

Участники проекта–дети, педагоги, родители
Тип проекта – социально-педагогический

Формыреализации:
1. Беседы с детьми и родителями.
2. Игровая деятельность.
3. Продуктивная деятельность.
4. Организация совместных с родителями развлечений.
5. Чтение специально подобранной литературы.

Основные средства:
- Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
- Оформление наглядного материала для родителей.

- Обогащение предметно-развивающей среды.
Ожидаемый результат:
- Обогащение словаря.

- Формирование у ребёнка тенденции к саморазвитию собственной речи .
-
Развитие связанной речи, речевого общения.

Функции участников проекта:
- Создание условий для организации и проведения мероприятий.
- Обеспечение необходимой документацией, литературой участников проекта, оказание помощи в проведении занятий и развлечений.
- Дети, воспитатели и родители – реализация проекта.

База проекта: МБДОУ «Детский сад    «Лебедушка»» пос. Татарстан  РТ, дети дошкольного возраста.

Срок реализации: 2 года

Формы реализации

Диаграмма

Виды дидактических игр для развития словаря

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольно - печатные игры и словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников.

Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Например, в играх, с помощью которых детей учат различать и правильно называть цвета, малыши бегают с цветными флажками, прокатывают цветные шарики, ходят по комнате, разыскивая,  игрушки определенного цвета и называют их. Настольно-печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото «Времена года»), о различных профессиях (игра «Что кому нужно?»). Как и дидактическая игрушка, настольная печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.

Словесные дидактические игры, их специфика, методика проведения

Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах,  но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Словесные игры можно объединить в четыре основные группы:

1 группа – в эту группу входят игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Кибет», «Радио», «Әйе – юк»

2 группа – игры используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Ошаган – ошамаган», «Кем күбрәк  күрә?»

3 группа – игры с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кемгә нәрсә кирәк?»,  «Бер сүз белән әйт».

4 группа – здесь игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Ватык телефон», «Буяулар», «Оча – очмыйлар», «Ак кара димәскә»

В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Она требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах.

В словесной игре воспитатель может сам изменять условия игр в зависимости от образовательной задачи.

Из словесных игр очень интересными для развития словаря являются игры- предположения. Игры-предположения «Нәрсә булды бу..?» или «Мин нишләр идем?...», «Син кем булыр идең?», «Дус итеп кемне сайлар идең?» и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Нәрсә булыр иде..?» или «Нәрсә эшләр идем...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.

Начиная игру, воспитатель говорит: «Игра называется «Нәрсә булыр иде..?» Я начну, а продолжать будет каждый из вас. Слушайте: «Нәрсә булыр иде әгәр шәһәрдә ут булмаса?».

Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Караңгы булыр иде», «Уйнап булмас иде», «Рәсем ясап булмас иде» и т. д., которые дети высказывают исходя из своего опыта. Более содержательные ответы: «Ипи пешерү заводлары ябылыр иде», «Трамвайлар, троллейбуслар туктар иде, кешеләр эшкә соңга калыр иде» и т. д.

Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кем  тизрәк әйтер?» Старшие дети любят такие игры и считают их «играми трудными», требующими умения «подумать».

Игры типа «Әгәр мин көчле булсам нишләр идем?» — это игры, зовущие к осуществлению мечты, пробуждающие воображение. Проводятся они подобно предыдущей игре. Начинает воспитатель: «Әгәр мин көчле булсам авыру кешеләргә ничек ярдәм идем?».

Дети разные, и разные у них мечты: одни хотят быть космонавтами, другие — врачами, чтобы все были здоровы (видимо, следуя примеру воспитателя), третьи — отдавая дань любви к воспитателю, хотят быть тоже воспитателями. Особая ценность этих игр состоит в том, что у детей в процессе игры происходит активизация и обогащение словаря.

Игры-загадки широко используют, как словесные игры при словарной работе с детьми. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры при организации словарной работы. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать); описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир. С развитием общества существенно меняется   содержание и  тематика загадок. В них отражаются достижения науки, техники, культуры. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям старшего возраста нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться — доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. В ходе игр-загадок у детей развивается активный словарь, происходит обогащение словарного запаса.

Таким образом, при формировании и обогащении словаря в дошкольном учреждении педагоги успешно используют словесные дидактические игры, как на занятиях, так и вне учебной деятельности.

Тематическое планирование занятий с детьми

Название игр

Описание

 1

«Ялгышма»

(Для индив.раб.)

Воспитатель просит выполнить задание: груша, яблоко, апельсин – это фрукты.

Назови предметы:

Савыт саба, яшелчәләр, киемнәр  и т. д.

Позже можно играть с  мячом.  

2

«Нәрсә үзгәрде?»

Для усвоения пространственных представлений: янда, минем артта, минем алда.

Назвать сидящих, стоящих соседей ребят, игрушки, мебель.

3

«Тылсымлы»

На гранях наклеены картинки, которые соответствуют определённым звукам,  

произносимым детьми.

Вертись, крутись, на бочок  ложись.

Самолёт - в,в,в.

4

«Тизәйткеч»

Повторение и заучивание в соответствии с возрастом.

5

«Авазларны охшату»

«Бам, бим - бом.  Баю-баю. »

Менять темп, силу и высоту голоса

6

«Бер  - күп»

Взрослый называет один предмет, а ребёнок (дети) много.

Бер туп - күп (туплар)

Бер урындык, өстәл, ишек…

7

«Театр»

Заучивание потешек и песенок с движениями

8

Ничек була?

Ведущий спрашивает, что бывает высоким, а дети отвечают: дерево, дом, столб, человек, небо и т. д. Здесь же можно спросить (проведя сравнение): что выше - дом или дерево, слон или человек, машина или велосипед?

9

Нәрсә оча?

Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь летающее - самолет или воробей, - вы должны поднять обе руки вверх, если нелетающее - на поднимайте. Кто ошибется - выходит из игры.

10

Әйт, кем чакырды?

 Ведущий подходит к кому-либо из участников игры и притрагивается рукой. Тот громко называет имя водящего, зовет его, например:  Рамин-а-а!

11

Табышмаклар (Доскажи словечко)

Ведущий предлагает детям поиграть в загадки, где необходимо, внимательно слушая текст, угадать, договорить, добавить нужное по звучанию и по смыслу слово.

12

Санау

Воспитатель предлагает ребятам проверить свои знания и просит посчитать вслух хором от 1 до 10. Затем ребята должны сделать то же самое, но только в обратном порядке

13

Тасвирла

На магнитной доске необходимо расположить большой плакат, название нарисованных на котором предметов и животных начинаются с определенной буквы, например «с» (саескан, сыер, светофор, сарык, салфетка, сумка,  самолет и другие в зависимости от фантазии воспитателя).

14

Синонимнар

Необходимо назвать слова, очень близкие по смыслу к тому слову, которое будет названо руководителем. Сначала воспитатель приводит пример (якында – янда, тиз – хәзер, ашыйм–тукланам, матур – гүзәл).

15

Антонимнар

 Следует назвать слова, не похожие по смыслу, а наоборот, противоположные файда (зыян), эш (ял), баллы (тозлыякиәче),

Тематическое планирование занятий с родителями.

     Вид деятельности

                                           Тема

 1

Родительское собрание

«Речевое развитие детей дошкольного возраста»

2

Консультация

«Значение художественной литературы в развитии речи детей»

3

Беседа

«Когда вы и ваш ребенок вместе»

4

Консультация

«Учим детей рассказывать»

5

Тематический вечер

« Любимая сказка» (изготовление атрибутов, элементов костюма)

6

Выставка

«Моя любимая сказка» (совместные работы родителей и детей)

7

Круглый стол-обмен опытом

«Как мы играем дома»

8

Информация на стенде

-«Необходимость прогулок с ребёнком  и бесед во время прогулок.

9

Консультация

«В какие речевые игры можно играть дома».

10

Информация на стенде

«Почему взрослым необходимо следить за своей речью».

11

 Домашнее задание для родителей с детьми

 Придумать сказку «Лисичка со скалочкой», но по-новому.

Важной заботой семьи должна стать забота о раскрытии индивидуальных задатков, склонностей, речевых способностей ребенка. Природный дар речи есть у каждого ребенка, и важно, чтобы он был замечен и стал опорой в развитии связной речи детей.

Способности к речи, как известно, проявляются в деятельности. Поэтому ребенку необходимо предоставить возможность иметь более широкий выбор видов деятельности (конструирование, шитье, рисование). Дети старшего школьного возраста особенно нуждаются в содержательной жизни. Важно, чтобы свободное время было заполнено интересными для каждого из них делами.

В работе воспитателей ДОУ, проводимой совместно с родителями, воспитатель должен поставить своими задачами педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры, а главное - он целенаправленно стремится вызвать у родителей интерес к собственному ребенку, помочь в формировании правильного подхода к нему, способствовать с позиции интересов ребенка осуществить формирование речевых умений. Прикасаясь к очень деликатной сфере семейных отношений, главную ставку специалист, безусловно, делает на индивидуальную работу с родителями. Но вместе с тем нельзя упускать и тех возможностей, которые заключаются в различных формах фронтальной работы с ними.

Одним из основных условий полноценного развития связной речи ребенка является владение образцовой речью самих родителей.

Поэтому забота о совершенствовании своей речи - нравственный и общественный долг каждого родителя. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.

Обладать культурой речи - значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов предложений, интонации), но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи.

Ведущей задачей для воспитателей и родителей при работе по развитию связной речи в старшем дошкольном возрасте является активизация словаря, выработка навыков осознанного и уместного использования слов в соответствии с контекстом высказывания.

Таким образом, эффективное развитие связной речи в семье возможно при умении родителей строить общение со своим ребенком, учитывая его индивидуальность, соотнося свои требования с его реальными возможностями, опираясь на сильные стороны развития речи.

Приложение №1

Словесные игры по дороге домой для детей 3-4 лет.

(Рекомендации для родителей)

КАКОЙ ФОРМЫ?

1 вариант: Предложите ребенку назвать предметы круглой (овальной, квадратной, прямоугольной, треугольной) формы.

Например: круглое яблоко (помидор, мяч, солнце и т.д.)

2 вариант: Взрослый называет предмет, а ребенок говорит, какой формы этот предмет.

Например: яблоко – круглое, огурец – овальный и т.д.

КАКОГО ЦВЕТА?

1 вариант:  Предложите ребенку назвать предметы красного (зеленого, жёлтого, оранжевого, синего, голубого, фиолетового) цвета.

Например: красный – помидор, пожарная машина, сигнал светофора и т.д.

2 вариант:  Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг и назвать предметы  красного цвета, которые он видит. Это могут быть машины, дома, одежда людей и др.

УЗКОЕ – ШИРОКОЕ.

Предложите ребенку посмотреть вокруг, рассмотрите, где едут машины, где ходят люди. Сравните проезжую часть и тротуар по ширине. (Дороги бывают узкие и широкие).

Таким же образом можно рассмотреть длинные и короткие дорожки.

ВЫСОКО – НИЗКО

1 вариант:  Взрослый предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы, которые находятся высоко (низко).Например: солнышко – высоко, а земля низко.

2 вариант:  Можно предложить назвать высокие и низкие предметы.

Например: дерево высокое, а куст низкий.

СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ.

1 вариант: Взрослый называет предмет, а ребенок определяет можно его съесть или нет.

Например: огурец – съедобный, ботинок – несъедобный.

2 вариант:  Взрослый называет сразу три предмета, а ребенок выбирает, что съедобное (несъедобное)

Например: ботинок, огурец, солнце.

3 вариант:  Предложить ребенку назвать самому съедобные и несъедобные предметы.

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ

Взрослые называет несколько слов и предлагает ребенку назвать их  одним словом.

Например: помидор, тыква, кабачок (овощи).

ЧТО ЛИШНЕЕ?

Взрослый произносит три слова, а ребенок называет лишнее и объясняет почему.

Например:

стул, стол, шапка (шапка не мебель);

треугольник, круг, квадрат (круг не имеет углов);

Для родителей

Среди невероятного множества детских игр, есть удивительная категория, которая не требует специальной подготовки для их проведения – это словесные игры по развитию речи. 


В них можно играть везде и всюду, если занять малыша чем-то другим невозможно. Например, в какой-нибудь поездке или же просто на обычной прогулке, тем самым, не упустив еще один шанс поработать над развитием речи, а также мышлением и образным представлением.
В словесные забавы можно играть с любыми детьми, разграничивая при этом задания-игры по уровню сложности и учитывая их речевые возможности. Взрослый даже сам может придумывать задания либо же использовать те, которые есть в специальной методической литературе.


Игра в слова


Самая простая и популярная игра, которая помогает сделать богаче словарный запас ребенка это «Игра в слова». 
В ней говорится слово, а ребенок на последнюю его букву должен придумать свое и т.д. Для детей школьного возраста по такому принципу можно играть в«Города». 

Угадай-ка
Очень увлекательной и развивающей словесной игрой является «Угадай-ка». 
Взрослый или ребенок в уме загадывает какой-нибудь предмет. Задача другого игрока отгадать его с помощью наводящих вопросов, которые касаются признаков и качеств задуманного предмета. Например: живой или неживой предмет, полезный или неполезный, большой или маленький, какой имеет цвет, запах, форму, какого рода и т.д. В процессе игры ведущий игрок при необходимости может делать всяческие подсказки, чтобы игра не затянулась, и к ней не потерялся интерес из-за сложности. 
Игра «Угадай-ка» развивает не только речь, но и образное мышление, умение словесно описывать предмет и определять его характерные признаки.

Цепочка
Поработать над развитием памяти и речи поможет игра «Цепочка».
Ее смысл таков: игрок называет любое слово, следующий должен его повторить и добавить свое, третий игрок повторяет уже 2 слова и называет еще одно и т.д. И так до тех пор, пока не будет совершенна ошибка и цепочка из слов «не разорвется». 


Лучше всего с детьми помладше проводить игру на основе одной какой-нибудь тематической группы или как бы описывая один предмет, например, «машина - колесо - руль - багажник - дверца - бензин». Для старших детей игру можно усложнить.


Кот в мешке


Следующая игра «Кот в мешке» позволит разнообразить как словесные, так и пальчиковые игры для развития речи. 
Для ее проведения потребуется небольшая подготовка. Нужно собрать в один непрозрачный мешочек несколько различных предметов. 
Дети должны на ощупь определить, какой предмет попался им в руки, называя при этом то, что они ощущают от прикосновения (предмет гладкий, шершавый, теплый, холодный и т.д.) 
С помощью данной игры обогащается не только словарный запас ребенка, но и развивается тактильной память, образное представление. Дети всегда с удовольствием в нее играют и получают массу положительных эмоций.
С помощью словесных игр можно корректировать грамматический строй речи: подбирать к словам и словосочетаниям синонимы, антонимы, обобщающие слова, создавать логические цепочки. Еще играть в «Рифму», «Один - много» (предмет единственного числа нужно поставить во множественное число), составлять предложения из предлагаемых слов и др.
Словесные игры по развитию речи будут настоящим подспорьем, когда использовать настольные игры или 
компьютерные игры для развития речи нет возможности, а потерять драгоценное время впустую вовсе не хотелось бы, ведь каждая минута дорога, если речь идет о развитии и воспитании любимого ребенка

Приложение №2

Консультация для родителей о развитии речи детей 4–5 лет

Развивая речь - мы вступаем на путь познанию,

Развивая мысль – мы приближаемся к знанию.

А. П. Кондарев

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5-ти годам:

• приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей) ;

• расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова, которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл) ;

• речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов) .

Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.

На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь!

1) Развитие интонационной выразительности речи.

Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.

2) Художественное слово в воспитании дошкольников.

Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности.

3) Речь и мелкая моторика рук.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решат одну из задач развития речи.

А в заключение хотелось бы процитировать известного французского писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не поучения, а примеры! ». Поэтому родитель всегда должен помнить, что лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь - результат общения взрослого с ребенком!

Приложение №3

В помощь  воспитателю

«Что лишнее?»

Цель:Развитие умения объединять предметы в группу по какому-либо признаку. Определять «лишний» отличающийся от остальных  предмет – от 4 лет.

Назовите ребенку три слова из одной категории и четвертое слово «лишнее». Пусть малыш определит лишнее слово. Например, «кошка, собака, хомяк, таракан»- это все домашние животные, кроме…

«Угадай мелодию»

Цель: Развитие слуха, умения петь знакомые мелодии, угадывать их – от 4 лет.

Напойте мелодию известной детской песенки. Пусть малыш попробует угадать, какая это песенка.

Если он узнает ее, то пусть споет следующую, а вам придется угадывать.

«Измени слово по аналогии»

Цель: развитие речи - от 4 лет

Виноград — виноградина

Картофель — ...

Горох — ...

Жемчуг — ...

Лед — ...

Свинья — ...

Теленок — ...

« Да – нет»

Цель: развитие внимания и логики – от 4 лет

Ребенок загадывает слово на заранее выбранную тему. А вы будете задавать вопросы, требующие ответа «Да» или «Нет», и пытаться угадать это слово.

Потом поменяйтесь ролями.

«Да» и «Нет» не говорить – упрощенный вариант»

Цель: научиться контролировать свою речь, стимулирует   навык давать развернутый ответ на   вопрос - от 4 лет

Лучше, чтобы сначала ведущим был взрослый. Затем,  по мере освоения детьми правил игры, роль ведущего может занимать любой ребенок.

Ведущий задает детям вопросы, побуждающие I их односложно ответить «да» или «нет». По правилам, отвечая на вопросы ведущего, нельзя произносить слова: «да», «нет», «черное», «белое». Естественно, ведущий старается задать такой вопрос, чтобы игрок был вынужден нарушить правила. Задача же игрока -ответить правильно, соблюдая условия игры.

«Да» и «нет» не говорить»

Цель: научиться контролировать свою речь, стимулирует   навык давать развернутый ответ на   вопрос - от 5 лет

Ведущий, обращаясь к ребенку, произносит:

— Вам барыня прислала 100 рублей и 100 копеек и сказала:

не смеяться, не улыбаться, губки «бантиком» не делать, «да» и «нет» не говорить, черный с белым не носить, «р» не выговаривать. Что изволите купить?

Или так:

— Вам барыня прислала голик да веник, два мешка денег, велела не смеяться, не улыбаться, губки «бантиком» не делать, «да» и «нет» не говорить, черное и белое не носить.Вы поедете на бал?

Дети, отвечая на вопросы, должны соблюдать все введенные ограничения, а ведущий, напротив, старается их провоцировать.

Не правда ли, не смеяться намного сложнее, чем просто не говорить «да» и «нет»?

«Слово - сорняк»

Цель: развитие самоконтроля, внимания, речи – от 5 лет

Выбрать любое часто встречающееся слово. Можно, например, в воспитательных целях выбрать слово  «я» или  «не буду».

Договоритесь с ребенком не произносить его, пока едете в машине. Если вы или малыш все-таки нарушите условие, то тот, кто это первый заметил, произносит: «Ой!» ( или «Проиграла!»).

«Слова на заданную букву»

Цель: развитие слухового внимания, речи, умение выделять первый звук в словах – от 5 лет

Ребенок выбирает любую букву. Наблюдая из окна автомобиля, попробуйте поискать объекты, начинающиеся на нее.

Например, на букву «Т»: транспорт, такси, трактор, таксофон, труба, трасса, троллейбус, трамвай, тротуар.

Если слова иссякли, выберите другую букву.

« Игра в «Города»

Цель: Развивать умение выделять последний звук в слове, определять первый звук в слове, развивать внимание, умение сосредотачиваться – от 5 лет

Лучше вместо городов называть животных (или имена, или вообще любые предметы).

Называете первое слово, а ребенок должен вспомнить животное, начинающееся на последнюю букву. И так далее.

«Поиск рифмы»

Цель: Развитие слухового внимания, умения подбирать слова в рифму – от 5 лет

Начните с простого слова «рот», и по очереди придумывайте слова в рифму «год, компот, бегемот».

Вариант: можно  сочинять целые «стихотворения»: первую строчку придумываете вы, вторую - ребенок, и  так далее по очереди.

«Спортсмены»

Цель: развитие слухового внимания, речи – от 5 лет

Спортсмен, который ходит на лыжах - лыжник

Спортсменка, которая ходит на лыжах — лыжница

Прыгает в воду - прыгун, прыгунья

Плавает в воде - пловец, пловчиха

«Сложные слова»

Цель: развитие слухового внимания, речи – от 5 лет

Рыбу ловит - рыболов

Пчел разводит - пчеловод

Сам летает - самолет

Лес рубит – лесоруб

«Скажи, что они делают»

Цель: развитие слухового внимания, речи – от 5 лет

Кто выращивает хлеб? - хлебороб

Кто выращивает виноград? - виноградарь

Кто выращивает чай? - чаевод

Кто выращивает овощи? - овощевод

«Слово к слову»

Цель: развитие ассоциативное мышление – от 5 лет

Взрослый называет первое пришедшее в голову слово, скажем «поле», и дает минуту на то, чтобы дети вспомнили предметы, явления, звуки, запахи и т. д., связанные с этим словом или понятием.

Через минуту взрослый просит «расшифровать» другими словами предложенное слово-образ, то есть вспомнить и перечислить все, что игроки могут соотнести с этим образом.

Например, что можно вспомнить о поле: трава, цветы, ветер, стрекотание, комбайн и т. д. и т. п.

«Продолжи сказку»

Цель: развитие творчества, фантазии, речи - от 5 лет

В этой игре можно использовать любые литературные произведения, уже известные ребенку этого возраста, и знакомить его с новыми сказками, рассказами

Взрослый начинает рассказывать сказку, но через некоторое время он должен ее,«забыть» и попросить детей напомнить ему, что было дальше, или самим придумать сказку до конца.

«Невероятные истории»

Цель: развитие творчества, фантазии, речи - от 5 лет

Необходимо   сочинить   совершенно   невероятную новогоднюю историю про свой детский сад, семью или школу, друзей и самого себя. Но с одним условием - она должна быть веселой.

«Измени слово»

Цель: развитие речи, слухового внимания, координации движения – от 5 лет

Для выработки автоматизма в произношении слов эту игру полезно совмещать с какими-либо действиями. Например, взрослый говорит: «Волк», — и хлопает в ладоши один раз, ребенок отвечает: «Волки», — и хлопает в ладоши два раза.

Теленок — телята, много телят;

поросенок — поросята, много поросят;

жеребенок — жеребята, много жеребят;

щенок—щенки, много щенят;
зайчонок — зайчата, много зайчат.

Приложение №4

Родительское собрание ««Речевое развитие детей дошкольного возраста»

Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:
- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
- речь становится основой для  мыслительных процессов .

   Основные задачи речевого развития детей:
- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

   Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.
Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера. Речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.  Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

   Работа по развитию речи ребёнка в ДОУ осуществляется в разных видах деятельности : на непосредственно образовательной деятельности, в игровой и художественной деятельности, в режимных  моментах.

Во 2 части  собрания провели  «Семинар  - практикум»

Родители  подбирали   эпитеты к существительным.
С  родителями  разучили пальчиковые  и  словесные игры

Сбил, сколотил (стучат кулаком одной руки по кулаку другой).

Вот колесо (показывают круг обеими руками).

Сел да поехал (крутят воображаемым рулем).

«Ах, хорошо!» (Покачивают головой.)

Оглянулся назад (оглядываются)...

Одни спицы лежат (показывают растопыренные пальцы обеих рук)!

***

Свинка Ненила (хлопают в ладоши)

Сыночка хвалила (поглаживают себя по  голове):

То-то хорошенький!   (Поглаживают кисти правой руки.)

То-то  пригоженький!   (Поглаживают кисти левой руки.)

Ходит бочком (ребром ведущей руки ведут по столу),

Хвостик крючком (показывают указательные пальцы обеих рук),

Нос пяточком (ставят кулачок на кулачок и на нос).

***

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» используется для развития межполушарных связей.

Коленька     хороший     (поглаживают кисть левой руки),

Коленька    пригожий    (поглаживают кисть правой руки),

Пройди по дороженьке (указательный и средний пальцы обеих рук шагают). Топни(выставляют кулак),

 Коля (ставят ладонь на ребро),

 Ноженькой (показывают ладонь).

***

Вышла курочка гулять (шагают двумя пальцами  - указательным и средним - каждой руки).

Свежей травки пощипать (щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),

А за ней ребятки -Желтые цыплятки (бегут всеми пальцами обеих рук).

«Ко-ко-ко,  ко-ко-ко (хлопают в ладоши).

Не ходите далеко (грозят пальцем ведущей руки),

Лапками гребите (гребущие движения  каждым пальцем обеих рук одновременно  большие пальцы фиксируют ладони у края  стола),

Зернышки ищите»  (дети собирают зерна  поочередно двумя пальцами каждой  руки или обеих рук одновременно: большой - указательный, большой – средний и т.д.).

Пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон.

Чистая водичка (моющие движения)

Умоет Саше личико (поглаживающие  движения по щекам).

Анечке - ладошки (интенсивное потирание  ладоней),

А пальчики - Антошке (массаж поочерёдно каждого пальчика, «снимаем» перчатки.

 В  конце  собрания  родителям  были  вручены  

Памятки  с рекомендациями  по  развитию  речи  детей.

•   Знакомьте детей с трудом взрослых: врача, шофера, повара, летчика. Расскажите о своей профессии.

•   Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещи, которые нас окружают; группировать их по признакам: игрушки, одежда, посуда, овощи.

•   Знакомьте детей с дикими и домашними животными и их детенышами, с окружающими их деревьями, кустами,  птицами. Учите наблюдать и любоваться ими.

•   Знакомьте детей с овощами, фруктами, ягодами. Учите различать их цвет, запах, определять на вкус, на ощупь; правильно называть их и знать, где они растут.

•   В играх вместе с детьми подбирайте к существительным прилагательные (признаки), например, василек — красивый,  полевой.

•   Учите детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: стул - стульчик, флаг - флажок.

•   Учите выражать свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику.

•   Учите отвечать на простейшие вопросы, рассказывать несложные рассказы и сказки и отвечать на вопросы по содержанию  произведения

Заключение.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (в играх-занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов, в ходе игровой деятельности у детей происходит обогащение и активизация словаря.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры, правила которых детям известны: «Краски», «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем», «Наоборот» и др. В каждой такой игре заложен потенциал развития словарной деятельности. Например, в игре «Краски» нужно выбрать какой-либо цвет назвать его, обосновать свой выбор. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Таким образом, дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Литература.

Нормативно-правовые материалы:

1.Федеральный  закон «Об образовании в Российской Федерации» РФ№273-ФЗ в редакции-2 июня 2016 г.

2.От рождения до школы.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под.ред.Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой.-М.:МОЗАИКА СИНТЕЗ,2014.-368с.

3.Конвенция о правах ребёнка-15 сентября 1990 года.

4.Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013№1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам-образовательным программам дошкольного образования».

5.Приказ  Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Специальная литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.:2000г.

2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. -М.:1992г.

3.Арнаутова Е. П. «Педагог и семья». Москва 2002г

4. Белая К.Ю., Баринова Н.М. и др. Методическое пособие «Семейный детский сад: развиваемся, играя»

5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М:1991г.

4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.:1974г.

5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.:1981 г.

6. ЕвдокимоваЕ.С., ДодокинаН. В., КудрявцеваЕ. А. «Детский сад и семья» - методика работы с родителями. Москва 2008г.

7. Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9 .

8. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.:1982г.

9. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.:1984г.

10.Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.-М.:1976г.

11. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. - М.:1993г.

12.Ушакова О.С, Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 1981 г. № 2.

13.Зарипова З.М. “Татарча сөйләшәбез”,методик кулланма//Казан:2012.

14.Хазратова Ф.В. “Туган телдә сөйләшәбез”,методик кулланма//Казан:Татарстан китап нәшрияты,2012.

15.Закирова К.В. “На поляне детства”,хрестоматия для воспитателей ДОУ и родителей// Казан,2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер-класс для родителей детей 4–5 лет

Мероприятие способствует укреплению связи семьи и детского сада для обеспечения единства в речевом развитии дошкольников. Показывает родителям важность работы с детьми по развитию мелкой моторики рук...

Авторское методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей"

Авторские игры предназначены для развития мелкой моторики, развития речи и мыслительных процессов детей с 3 до 7 лет....

Мастер-класс для родителей «Дидактические, словесные игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс для родителей по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка «Словесные игры для развития речи детей 2-3 лет»

Одной из самых главных задач воспитания детей раннего возраста является развитие речи. Словесная игра - лучший инструментарий и помощник!...

Мастер-класс для родителей по развитию речи «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей»

Советы родителям по развитию речи детей через словесные и пальчиковые игры...