Учебный план по развитию речи в средней группе « Непоседы» Образовательная программа «Мир открытий» 2016-2017г
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Войтенко Евгения Ивановна

Сегодня в обществе происходят сложные социально-экономические процессы, коренным образом меняются цели и ценности образования. Главной целью образования на всех его уровнях признается воспитание активной, творческой личности, готовой к самоизменению и успешной самореализации.Именно поэтому программа «Мир открытий» ориентирована на создание развивающей образовательной среды, в которой все участники образовательных отношений – педагоги, дети, родители получат импульс для собственного развития – каждый на своем уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_srednyaya_gruppa_mir_otkrytiy_2016-2017g.docx81.56 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующая

МБДОУ №1 детский сад №1 «Тополек»

Бутенко Светлана Михайловна

_____________________

                                                                                        подпись

Учебный план

по развитию речи  в средней группе

                  « Непоседы»

Образовательная программа «Мир открытий»

2016-2017г

                                                                                                                               

                                                                                                                                 Составила:

Войтенко Евгения Ивановна

Воспитатель МБДОУ детский сад №1

I квалификационная категория

п.Тарасовский

2016г

Пояснительная записка

     

 

  Сегодня в обществе происходят сложные социально-экономические процессы, коренным образом меняются цели и ценности образования.

Главной целью образования на всех его уровнях признается воспитание

активной, творческой личности, готовой к  самоизменению  и успешной

самореализации. Перенос акцента образовательной деятельности с подготовки к школе

на поддержку позитивной социализации и индивидуализации ребенка, развития его личности способствует изменению представлений о результатах дошкольного образования .Под результатами мы понимаем, в первую очередь, формирование

таких качеств личности дошкольника, как любознательность, активность и самостоятельность; готовность к преодолению ошибок и неудач, применению новых знаний для решения проблем, поиску решений в нестандартных ситуациях; умение брать ответственность за сделанный выбор, свои действия(или бездействия); умение работать в команде, проявлять заботу и уважение по отношению к себе, другим, обществу, стране, окружающей среде и др. Все это создаст основу не только для готовности ребенка к школе, но и для его успешной самореализации на каждом жизненном этапе.

Очевидно, что достижение этих результатов должно быть связано с«перестройкой мышления» взрослых, оказывающих влияние на воспитание и развитие ребенка. В ситуации динамичного развития образовательной системы педагоги и родители должны сами стать инициаторами и непосредственными участниками преобразований и инноваций в духе времени.

   Именно поэтому программа «Мир открытий» ориентирована на

создание развивающей образовательной среды, в которой все участники образовательных отношений – педагоги, дети, родители получат импульс для собственного развития – каждый на своем уровне.

                         

Миссия программы

ОТКРЫТИЕ РЕБЕНКОМ:

• окружающего мира, самого себя и других людей в этом мире в процессе совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской и др.);

• способов преодоления затруднений в собственной деятельности, путей решения задач и проблем (в соответствии с возрастом);

ОТКРЫТИЕ ПЕДАГОГАМИ:

• эффективных инструментов развития ребенка, обеспечивающих условия для его саморазвития и успешной самореализации;

• новых векторов и горизонтов личностного и профессионального роста;

ОТКРЫТИЕ РОДИТЕЛЯМИ:

• возможностей более глубокого понимания своих детей, осознанного участия в их образовании;

• новых смыслов и возможностей в повышении родительской компетентности.

В центре Программы – современный ребенок. Он не такой, каким  был его сверстник еще несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития, а потому, что принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых, воспитательные модели в семье и детском саду.

Концептуальные идеи Программы разработаны с учетом особенностей«детей нового времени» и связаны с образовательной парадигмой, направленной на создание условий для развития личности, присвоения культурного опыта саморазвития в современном быстро меняющемся мире.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы: накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем(в соответствии с возрастом) как основы для формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Задачи реализации Программы

• охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия; создание комфортных условий жизнедеятельности, в которых каждый ребенок чувствует себя защищенным и уверенным в том, что его любят и принимают таким, какой он есть;

• развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств детей; создание благоприятных условий для гармоничного развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка;

• формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности, готовности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

• формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;

• развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;

• воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и   социокультурных  ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

• формирование социокультурной  среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

• объединение воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно- нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

• обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на всех этапах жизни человека.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ

ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

Содержательную основу Программы составляют культурно-исторический, а технологическую – системно- деятельностный подходы к развитию ребенка и организации образовательной среды.

Согласно культурно-историческому подходу развитие человека происходит путем присвоения исторически выработанных (культурных)форм и способов деятельности. Основоположник данного подхода Л.С. Выготский отмечал, что развитие мышления и других психических функций ребенка в первую очередь происходит через освоение им«культурных» знаков (речи, языка и пр.).В основе системно- деятельностного подхода лежит представление о том, что развитие всех сторон личности ребенка определяется характером организации его деятельности. Организация образовательного процесса согласно данному подходу (А.Г. Асмолов, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов,А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) предполагает развитие самой деятельности, ее основных компонентов (мотивов, целей, действий, способов действий или операций), в результате чего ребенок развивается как субъект этой деятельности (деятель).

Непрерывная образовательная система Л.Г. Петерсон, положенная в основу Программы, реализует системно – деятельностный  подход на основе общей теории деятельности (О.С. Анисимов, Г.П. Щедровицкий и др.).

Создание образовательной среды в Программе происходит на основе системы принципов  деятельностного обучения:

Принцип психологической комфортности. Взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи.

Принцип деятельности. Основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает ,прежде всего, как организатор образовательного процесса.

Принцип целостности. Стратегия и тактика воспитательно-образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка. У ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях.

Принцип минимакса. Создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития – в своем темпе, на уровне своего возможного максимума.

Принцип творчества. Образовательный процесс ориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

Принцип вариативности. Детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия и др.

Принцип непрерывности. Обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития. Принятая в Программе методология позволяет придать процессу развития ребенка целостность и системность, создать условия дляп остроения непрерывной образовательной траектории при переходе от предыдущего уровня образования к следующему, полноценно проживая каждый возрастной период. Данная методологическая позиция опирается на личностно-ориентированную педагогику, обусловливая чрезвычайно бережное  отношение к ребенку как к активно развивающейся личности – уважение его  индивидуальности, личностного достоинства, принятие ребенка таким, каков он есть.

При разработке Программы авторы опирались на концептуальные идеи

классической педагогики, идущей от Д. Дьюи, А. Дистервега,Я.А. Каменского, И. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, а в России – от Д.И. Писарева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др. Учитывались основные положения современных и новейших психолого-педагогических теорий :Л.С. Выготского о ведущей роли обучении в развитии; А.В. Запорожца обамплификации развития ребенка; В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина о развитии учебной деятельности и теоретического мышления; Н.Н. Поддъякова о

развитии мышления, «горизонтах развития»; А.Г. Асмолова о развитии индивидуальности и личности; В.Т. Кудрявцева о социальном развитии ребенка как результате культуроосвоения и культуротворчества и др.

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

• Совместная с семьей забота о сохранении и формировании психического и физического здоровья детей.

• Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития.

• Учет индивидуально-психологических _и личностных особенностей ребенка (типа высшей нервной деятельности, преобладающего вида темперамента; особенностей восприятия, памяти, мышления; наличия способностей и интересов, мотивов деятельности; статуса в коллективе, к активности ребенка и т.д.).

• Целенаправленное содействие духовному и физическому развитию и саморазвитию всех участников образовательных отношений.

• Содействие и сотрудничество детей и взрослых (педагогов, родителей), признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной и др.).

• Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

• Учет этнокультурной ситуации развития детей.

• Построение партнерских взаимоотношений с семьей.

• Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего

образования.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

На пятом году жизни происходит дальнейшее развитие детского организма, совершенствуются все физиологические функции и процессы. По данным ВОЗ средние антропометрические показатели к пяти годам следующие: мальчики весят 18,6 кг при росте 109,0 см, а девочки весят 17,9 кг при росте 107,6 см.

Развитие моторики и становление двигательной активности. У детей интенсивно развиваются моторные функции. Их движения носят преднамеренный и целеустремленный характер. Детям интересны наиболее сложные движения и двигательные задания, требующие проявления скорости, ловкости и точности выполнения. Они владеют в общих чертах всеми видами основных движений, которые становятся более координированными. Достаточно хорошо освоены разные виды ходьбы. У детей оформляется структура бега, отмечается устойчивая фаза полета. Однако беговой шаг остается еще недостаточно равномерным, скорость невысока, отталкивание не сильное, полет короткий. Дальность прыжка еще ограничена слабостью мышц, связок, суставов ног, недостаточным умением концентрировать свои усилия.

При метании предмета еще недостаточно проявляется слитность замаха и броска, но в результате развития координации движений и глазомера дети приобретают способность регулировать направление полета и силу броска. От 4 до 5 лет у детей формируются навыки ходьбы на лыжах, катания на санках, скольжения на ледяных дорожках, езды на велосипеде и самокате. Дети пытаются соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, стараясь не отставать от впереди идущего, быть ведущим в колонне, ориентироваться в пространстве. На пятом году жизни у детей возникает большая потребность в двигательных импровизациях под музыку. Растущее двигательное воображение детей является одним из важных стимулов увеличения двигательной активности за счет хорошо освоенных способов действий с использованием разных пособий (под музыкальное сопровождение).

Достаточно высокая двигательная активность детей проявляется в подвижных играх, которые позволяют формировать ответственность за выполнение правил и достижение определенного результата. Дети берутся за выполнение любой двигательной задачи, но часто не соразмеряют свои силы, не учитывают реальные возможности. Для большинства детей 4-5 лет характерно недостаточно четкое и правильное выполнение двигательных заданий, что обусловлено неустойчивостью волевых усилий по преодолению трудностей.

Внимание детей приобретает все более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они уже способны различать разные виды движений, представляют себе их смысл, назначение, овладевают умением выделять наиболее существенные элементы, выполнять их в соответствии с образцом. Это дает возможность педагогу приступать к процессу обучения техники основных видов движений.

Происходит развертывание разных видов детской деятельности, что способствует значительному увеличению двигательной активности детей в течение дня (по данным шагометрии, от 11 тыс. до 13 тыс. движений). На занятиях по физической культуре разного типа показатели двигательной активности детей 4-5 лет могут колебаться от 1100 до 1700 движений, в зависимости от состояния здоровья, функциональных и двигательных возможностей.

Психическое развитие. Социальная ситуация развития характеризуется установлением отношений ребенка с миром взрослых людей, вхождением в мир социальных отношений.

Развивается и совершенствуется общение ребенка с взрослым, оно все более приобретает личностные формы. Это проявляется в том, что ребенок активно стремится к обсуждению своего поведения, а также поступков и действий других людей (детей и взрослых) с точки зрения соблюдения ими нравственных норм. Общение с взрослым приобретает внеситуативный характер – ребенок уже способен обсуждать события, ситуации, которые не находятся непосредственно в его поле зрения. По-прежнему, как и в возрасте 3-4 лет, главный мотив общения – познание окружающего мира и осознание происходящего.

Совершенствуется общение со сверстниками: ребенок начинает предпочитать сверстника взрослому партнеру по общению, выделять наиболее приятных, с его позиции, сверстников, стремится общаться с ними. Сверстник рассматривается как равное существо, как зеркало собственного познания и оценки при сравнении себя с ним и противопоставлении себя ему. В детской группе появляется динамика: начинают выделяться лидеры, звезды, аутсайдеры. Однако эти социальные роли пока только осваиваются детьми, поэтому они неустойчивы и могут меняться, корректироваться взрослым. Ребенок активно осваивает социальное пространство – применяет и проверяет предложенные взрослым нормы в общении со сверстниками.

Сюжетно-ролевая игра усложняется по сравнению с игрой малышей 34 лет: действия с предметами отодвигаются на второй план, и дети начинают имитировать отношения между людьми. Сюжеты игр становятся более развернутыми и разнообразными. Дети обращаются к общественнозначимым темам, в сюжетах которых комбинируют эпизоды сказок и реальной жизни. Появляются гендерные роли: девочки в игре выбирают роли женщин, а мальчики – мужчин. Дети подключают к игре взрослых, разнообразно используют игрушки, подбор которых нередко осуществляется по принципу половой принадлежности: мальчикам – машины и оружие, девочкам – куклы.

Ребенок развивается активно в разных видах деятельности: конструировании, рисовании, лепке, аппликации и др. Он способен к выполнению отдельных несложных трудовых поручений и к действиям рядом в коллективе сверстников или в разновозрастной группе под руководством взрослого.

Именно в разнообразной деятельности развиваются все познавательные процессы ребенка; в игре, как ведущей деятельности, формируются новообразования возраста и «зреет» личность.

Память постепенно приобретает черты произвольности, причем произвольное воспроизведение появляется раньше, чем произвольное запоминание. Сначала ребенок осознает цель: припомнить какое-либо знакомое стихотворение или сюжет сказки. И только позже он овладевает способностью запоминания. Запоминание и воспроизведение в возрасте 4-5 лет происходит в естественных условиях развития памяти и зависит от мотивации ребенка. Постепенно складывается долговременная память, и основной ее механизм – связь запоминаемого с эмоциональными переживаниями.

Ощущение и восприятие постепенно утрачивают аффективный характер: начинают дифференцироваться перцептивные и эмоциональные процессы. Восприятие становится все более осмысленным. Наблюдается новый уровень сенсорного развития – совершенствуются различные виды ощущений, наглядных представлений, повышается острота зрения и цветоразличение. Совершенствуется восприятие сенсорных эталонов, ребенок овладевает перцептивными (обследовательскими) действиями и вычленяет из числа объектов наиболее характерные свойства: геометрические формы, цвета, размеры. Однако сенсорные эталоны, как и в возрасте 3-4 лет, остаются предметными (существуют в тесной связи с предметом).

Наглядно-образное мышление в этом возрасте становится ведущим. Постепенно начинает преодолеваться эгоцентризм детского мышления: ребенок способен понять эмоциональное состояние другого человека и дифференцировать свои желания от желаний окружающих людей, осваивает социально-приемлемые способы проявления чувств.

Совершенствуется воображение ребенка. К 4-5 годам воображение становится настолько развитым, что с его помощью ребенок может составить в уме простейшую программу действий, постепенно заменить реальные предметы и ситуации воображаемыми. Аффективное воображение развито так же, как и в 3-4 года, – ребенок приписывает плохие качества в эмоционально некомфортной для него ситуации злым сказочным героям, затем представляет ситуации, которые снимают угрозу с его «Я», активно фантазирует.

Внимание становится произвольным. В 4-5 лет ребенок, если его просить проговаривать вслух то, что он держит в поле внимания, будет в состоянии его удерживать достаточно долго. Возрастает устойчивость внимания при рассмотрении привлекательных объектов, слушании сказок, выполнении интеллектуально-значимых действий (игры-головоломки, решение проблемных ситуаций, разгадывание загадок и пр.).

Эмоциональная сфера становится более устойчивой. Негативизм, упрямство и агрессивность могут проявляться в основном при неблагоприятных взаимоотношениях с взрослыми или сверстниками.

Основным механизмом развития личности остается подражание. Ребенок ориентируется на оценки взрослых. Знания о себе становятся более устойчивыми, начинает формироваться самооценка. Ребенок 4-5 лет оценивает себя более реалистично, чем в 3-х летнем возрасте, он реагирует на похвалу взрослых, соотнося с ней свои успехи. Важным фактором в развитии личности ребенка становится группа сверстников, ребенок сравнивает себя с другими детьми, они для него выступают «зеркалом»: сверстник олицетворяет реально возможные достижения в разных видах практической деятельности, помогает «опредметить» собственные качества.

В этом возрасте ребенок еще не оценивает сложность стоящей перед ним задачи, ему важно, что он с ней справился, и его похвалили, однако ему уже важен не одноразовый успех, а устойчивость успехов – тогда формируется позитивное оценивание себя. Соотнося свои результаты с результатами других детей, ребенок учится правильно оценивать свои возможности, формируется уровень притязаний, развивается внутренняя позиция. Ребенок начинает оценивать себя как хорошего или плохого мальчика (девочку).

В этом возрасте устанавливается иерархия мотивов, формируется произвольность деятельности и поведения. Происходит зарождение важнейшего волевого качества – целеустремленности, причем у детей 5-го года жизни индивидуальная целеустремленность начинает приобретать общественную направленность.

Характеристика речевого развития. Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, наступает период словесного творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч – это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказывания – описание, повествование и элементарное рассуждение. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

Особенностью речевого развития детей данного возраста является стремление к словообразованию. Оно появляется в результате творческого освоения богатств родного языка и называется словотворчеством. Ребенок, еще не до конца владеющий способами словообразования, пытается самостоятельно сконструировать новые слова на основе освоенных морфологических элементов языка (молоток-колоток, открытка-закрытка и т.п.). Детское словотворчество является ярким проявлением начала процесса формирования правил и языковых обобщений.

Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова для многих затруднительно. Большинство детей не владеет в достаточной степени умением строить описание и повествование, затрудняется в построении рассказов-рассуждений. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

Воспитание звуковой культуры речи •Формировать и закреплять правильное произношение всех звуков родного языка, в том числе свистящих и сонорных звуков, твердых и мягких(с, съ, з, зъ, ц, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, ръ).

• Уточнить термин «звук», познакомить с понятием «слово».

• Учить называть слова с определенным звуком, называть первый звук в

слове.

• Развивать речевой слух, способность повышать и понижать громкость голоса, замедлять и ускорять темп речи.

• Развивать интонационную выразительность, учить говорить с разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной).

• Формировать четкую дикцию.

Словарная работа

• Продолжать работу по активизации словаря детей: названий предметов,

их качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы).

• Уточнять обобщающие понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи,посуда).

• Учить подбирать определения к заданным словам; развивать умение понимать смысл загадок.

• Проводить работу по правильному употреблению слов, обозначающих

пространственные отношения; развивать у детей желание узнавать, что

означает новое слово.

• Формировать умение различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы), например: дети  ребята, доктор врач; чистый грязный, холодный горячий.

• Знакомить с многозначными словами (ручка, игла).

Формирование грамматического строя речи

• Продолжать учить образовывать формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных.

•Развивать умение правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, ориентируясь на окончание слов.

• Образовывать формы глаголов в повелительном наклонении (Спой!

Спляши! Попрыгай!).

•Упражнять в правильном понимании и употреблении предлогов с пространственным значением (в, под, над, между, около).

• Учить соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти

названия в единственном и множественном числе и в родительном падеже множественного числа.

• Упражнять в образовании названий предметов посуды (сахар –сахарница, салфетка – салфетница).

• Обучать способам отыменного образования глаголов (мыло – мылит, звонок – звенит).

• Поощрять характерное для детей словотворчество, подсказывать образец слова.

• Побуждать употреблять в речи простейшее виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

• Вводить ситуацию «письменной речи».

Развитие связной речи

• Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их, передавать диалоги персонажей.

• Учить пересказывать содержание небольших сказок и рассказов, как уже

знакомых, так и впервые прочитанных.

• Развивать умение составлять небольшие рассказы по картине, описывать

игрушки и предметы, используя разные типы высказываний: описание,

повествование и некоторые компоненты рассуждения.

• Подводить к составлению рассказов из личного опыта.

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Воспитание звуковой культуры речи. Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого

дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными

средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно

сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного

языка, в том числе свистящих и сонорных звуков, твердых и мягких (с, сь, з,

зь, ц, ш ж, ч, щ, л, ль, р, рь).

Дети средней группы знакомятся с терминами: уточняется термин

«звук», с которым они познакомились в младшей группе, появляется термин

«слово». С помощью игр и упражнений «Как слово звучит», «Найди первый

звук» дети учатся находить слова, близкие и разные по звучанию, могут

подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука

в слове, начинают понимать, что звуки в слове разные. Дети подбирают игрушки или предметы, в названиях которых есть определенный звук.

Детей пятого года жизни нужно научить понимать, что слова и звуки произносятся в определенной последовательности, т.е. показывать им«звуковую линейку», которая демонстрирует последовательность

произнесения звуков (а... у... =АУ).

Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение

и понижение громкости голоса, замедление и ускорение темпа речи взрослых

и сверстников.

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи. В инсценировках дети учатся говорить разными голосами и с разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как

отдельных слов, так и предложений широко используется специальный материал: чистоговорки,  потешки, считалки, небольшие стихотворения –

которые дети произносят с разной силой голоса и в разном темпе. При

отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.

Дети среднего дошкольного возраста могут уже осознавать особенности своего произношения, поэтому уместны вопросы, выясняющие, правильно ли говорит ребенок. Отвечая на вопросы, дети задумываются над своим умением оформлять высказывание.

Содержание работы по воспитанию разных аспектов звуковой культуры речи, ознакомление с особенностями звучащего слова, игры, занятия, упражнения подробно освещены в работах А.И. Максакова и Г.А. Тумаковой.

Словарная работа. Особое внимание в словарной работе уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря. Продолжается работа по активизации словаря детей: названий предметов, их качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы), уточняются обобщающие понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда). Дети могут назвать действия, связанные с движением игрушек, животных, подобрать определения к заданным словам (снег, снежинка, зима).

Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру,

цвету, подбирают не только действия к предмету (лейка..., утюг..., молоток...

нужны для того, чтобы...), но и предметы к тому или иному действию (поливать можно... цветы, грядки на огороде; гладить можно... платье, брюки... одежду). Одновременно проводится работа по правильному употреблению слов, обозначающих пространственные отношения.

Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое

слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и

словосочетаний и предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеет

делать... ветер, вьюга, солнце?»).Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы), например: дети,и ребята; мальчики и девочки; сладкий – горький, старый – новый.

Одновременно можно учить детей понимать многозначные слова, сочетаемость разных слов (например, «идет» можно сказать о человеке, автобусе, поезде, часах, мультфильме).

При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка) необходимо использовать наглядный материал (рисунки, иллюстрации), например, находить на рисунке предметы, которые называются одним словом «игла»(швейная, медицинская, игла у ежа, елки, сосны). Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова можно предлагать

доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый, острый).

Кроме того, детей надо знакомить с происхождением некоторых слов.

(Почему грибы называют... подберезовиком, подосиновиком, лисичкой,

мухомором? Почему шапку называют ушанкой, цветок – подснежником?)

Дети учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их,подбирать слова и словосочетания в играх: «Кто (что) может быть... легким, тяжелым, добрым, веселым...?», «Как сказать по-другому?», «Почему меня так называют?», «Продолжи цепочку слов». От объяснения отдельных словдети переходят к составлению словосочетаний, затем предложений, и,наконец, они могут составить рассказ с многозначными словами, т.е.перенести усвоенные лексические навыки в связное высказывание.

Формирование грамматического строя речи. В средней группе расширяется круг грамматических явлений, которые дети должны усвоить. Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет шапки, варежек, брюк), правильному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, развивается ориентировка на окончание слов (добрый мальчик, веселая девочка, голубое ведро).Образованию форм глаголов в повелительном наклонении (Спой! Спляши! Попрыгай!) дети учатся в играх, когда они дают поручения зверятам, игрушкам, друзьям. Дети также упражняются в правильном

понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под,

над, между, около).

В средней группе проводится большая работа по обучению разным способам словообразования разных частей речи. Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе и в родительном падеже множественного числа (утенок – утята – не стало утят; зайчонок – зайчата –много зайчат; лисенок – лисята – нет лисят). Упражняясь в образовании названий предметов посуды, дети осознают, что не все слова образуются одинаково (сахар – сахарница, салфетка – салфетница, но масло – масленка и соль – солонка).

Особенное внимание уделяется умению образовывать разные формы глаголов, правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Следя за действием игрушки, дети учатся правильному образованию глаголов (лезла –залезла – вылезла; прыгнула – подпрыгнула – перепрыгнула; несла –принесла – унесла). Дети  также учатся образованию звукоподражательных глаголов (ворона карр-карр – каркает, петух кукареку – кукарекает ,поросенок хрю-хрю – хрюкает). Широко используется обучение способам от именного образования глаголов (мыло – мылит, краска – красит).

Работа с глагольной лексикой помогает детям освоить элементарные правила синтаксиса. Составляя с глаголами словосочетания и предложения, дети учатся строить связные высказывания. Для этого проводятся специальные игры и упражнения («Закончи предложение», «Зачем тебе нужны...?»).В средней группе можно вводить «ситуацию письменной речи», когда взрослый записывает то, что диктует ребенок. Это активизирует употребление сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций, что способствует развитию связной речи.

Развитие связной речи. В пересказывании  литературных произведений дети передают содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых, так и впервые прочитанных на занятии.

В рассказывании по картине дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Рассказывание об игрушке проводится сначала по вопросам взрослого, затем вместе с взрослым, а после этого и самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагают обучение разным типам высказывания: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявлению причинной связи: «Мне нравится зима, потому что...»). Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда в повествование включаются элементы описания или рассуждения.

В средней группе описанию уделяется особое внимание. Дети учатся сравнивать, сопоставлять, описывать предметы, картинки, игрушки последующей схеме: 1) указание на предмет, называние его; 2) описание признаков, качеств, действий предмета (или с предметом); 3) оценка предмета или отношение ребенка к нему. Такое освоение описательной речи развивает у детей умения и навыки, обеспечивающие общую структурную

оформленность текста (начальное определение предмета, описание его

свойств и качеств, конечную оценку и отношение к предмету).

Продолжается формирование навыков повествовательной речи, для чего имеются схемы составления совместного рассказа. В результате дети глубже осознают структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному («Однажды…», «Как-то раз…», «Дело было летом…» и т.п.). Взрослый, давая зачин рассказу, предлагает ребенку наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз... собрались звери на полянке. Стали они...Вдруг... Взяли звери... И тогда...»). Заполнение схемы помогает ребенку закрепить представление о средствах связи между предложениями и междучастями высказывания. При этом необходимо учить детей включать в

повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить

действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.

Одновременно развивается и интонационный синтаксис – умение строить и

произносить разные типы предложений (повествовательные ,вопросительные, восклицательные). Широко используется коллективное составление связного высказывания, когда каждый ребенок может продолжить предложение, начатое взрослым или другим ребенком.

Такое составление высказываний подводит детей к рассказыванию по

нескольким сюжетным картинкам, когда один ребенок рассказывает начало

по первой картинке, другой продолжает развивать сюжет по следующей

картинке, а третий заканчивает рассказ. Взрослый помогает детям при переходе от одной картинки к другой словами-связками: «и вот тогда», «вдруг», «в это время». Индивидуальная работа в обучении рассказыванию при описании игрушки, предмета, картинки) способствует подведению ребенка к самостоятельному рассказыванию.

Задания по развитию связной речи органически сочетаются с лексическими, фонетическими и грамматическими упражнениями.__

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования(Приказ Минобрнауки  РФ от 17.10.2013г.№1155) содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. В числе этих направлений, названных  образовательными областями, обозначено речевое развитие. Оно предполагает решение таких задач дошкольного образования: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря ;развитие связной ,грамматически правильной диалогической монологической речи ;развитие речевого творчества ,развитие звуковой интонационной культуры речи; фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки к грамотности.

На решение указанных задач ФГОС ДО направлена реализация «Программы развития речи дошкольников» и  ее методическое обеспечение.

В основу программы и материалов для занятий в младшей и средней группы положены результаты исследований , проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН(ныне –Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования)под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой. В создании конспектов занятий  принимали участие Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, Е.М.Струнина, и др.

Структура занятий по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных отделов речевой работы; обогащение и активизации словаря ,работы над смысловой стороной слова ,формирования грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Именно взаимосвязь разных речевых задач создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.

В основе предполагаемой системы лежит комплексный подход ,при котором на одном занятии и чаще всего на одном материале решаются разные речевые задачи.

Важность принципа единого содержания состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия, и грамматические, лексические и фонематические упражнения с ними проводят  на уже знакомых словах и понятиях .Поэтому переход к построению связного высказывания становятся для ребенка естественным и нетрудным.

Правильное организованное обучение и дидактическое общение позволят детям успешно овладеть речью и коммуникативными умениями , развить творческие способности ребенка в изобразительной ,музыкальной и художественно-речевой деятельности. Ребенок может выразить свои эмоции, чувства словам ,которое должно быть образным ,емким ,точным.

В программе раскрываются задачи и содержание работы по развитию речи и речевого общения детей дошкольного не только в условиях ДОУ ,но в  семье. Родители могут самостоятельно заниматься с детьми в соответствии с задачами речевого  и коммуникативного развития детей, которые представлены по возрастам.

Характеристика речевого развития детей

Главное направление развития речи на пятом году жизни-это освоение связной монологической речи.

Происходят заметные изменения в освоение словообразования начинается активное словотворчество.

Словарь ребенка обогащается именами прилагательными и глаголами. Дети могут определять назначение предмета, функциональные признаки(Мяч-это не  игрушка, в него играют)Они начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова.(существительные с собирательным значением)

Увеличивается речевая активность ребенка. Детей этого возраста называют «почемучками» Запас слов довольно внушителен, дети употребляют слова в самых  разнообразных грамматических формах и сочетаниях, выражают свои мысли сложными предложениями, используют в речи вводные конструкции, осваивают умение строить высказывания разных типов- описательные и повествовательные.

Речь становится более связной и последовательной, совершенствуются понимание смысловой стороны речи,  синтаксическая  структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те  умения, которые необходимы для развития речи.

У воспитанников средней группы можно заметить большое тяготение к рифме. Ребенок охотно подбирает и рифмуют слова, порой лишая их при этом всякого смысла. Само же занятие оказывается далеко не бессмысленным: оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.

Дети  начинают достаточно правильно понимать значение терминов «слово», «звук» и употреблять их, более осознанно вслушиваться в слова, находить слова, сходные и различные по звучанию, выделять в них определенные звуки.

Вместе с тем в речи детей пятого жизни еще встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность.

Речь у детей среднего дошкольного возраста отличается подвижностью и неустойчивостью. Они  могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако попытка объяснить значение слова вызывает у многих затруднения.

Большинство дошкольников не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не могут связывать предложения и отдельные части высказывания.

В течении года речь детей постепенно становиться более связной и последовательной. Это дает возможность учить ребенка составлять совместно с воспитателем небольшие повествования, в которых он может использовать свой словарь, строить предложения разных видов, употреблять  причастия, наречии и другие части речи. Затем дети отходят от простого подражания и учатся рассказывать, излагать свои мысли.

Основные задачи работы по развитию речи детей

Воспитание звуковой культуры речи.

 Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает, как и во второй младшей группе ,формирование правильного звукопроизношения, умений пользоваться умеренным темпом речи, интонационными  средствами  выразительности, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания

В среднем дошкольном возрасте важно сформировать и закрепить у детей правильное произношение всех звуков родного языка, в том числе свистящих и сонорных, твердых и мягких.

Детей продолжают знакомить с терминами «звук», «слово»,помогают осмыслить выражение « как слово звучит»,учат находить слова, сходные и различные по звучанию.

В средней группе формируют представления о том ,что звуки и слова произносятся в определенном порядке. Показывают»звуковую линейку», которая демонстрирует детям последовательность детям последовательность произнесения звуков(а….у= АУ).

Детям помогают осмыслить ,что звуки в слове разные, проводятся упражнения на узнавание слов, в которых не хватает того или иного звука. Дошкольники выполняют задания на подбор тех или иных игрушек и предметов, в названиях которых  есть определенный звук.

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи. Детей учат в инсценировках говорить разными голосами и с разной интонацией (повествовательная, вопросительная ,восклицательная)

Продолжается начатая в предыдущем году работа по регулированию темпа речи в связном высказывании. С этой целью проводятся упражнения на произнесение слов и фраз с различной громкостью и в разном темпе.

Словарная работа

Особое внимание на этом возрастном этапе уделяется правильному пониманию ребенком значения слов, дальнейшему обогащению словаря.

В активный словарь дошкольников вводят названия предметов, их качеств, свойств, действий. Уточняются обобщенные понятия: « игрушки», « одежда», «мебель», «овощи», «посуда».Проводятся упражнения на подбор к заданным словам определений.

Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине, подбирают действия к предмету и предметы к действию. Параллельно осуществляется работа, ориентированная на правильное употребление ребенком слов, обозначающих пространственные отношения.

Необходимо также воспитывать у ребенка интерес к слову, потребность узнавать значение новых слов, умение замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов словосочетания и предложения ( игры «Когда это бывает»,»Что умеет делать ветер, вьюга, солнце»).Одновременно можно развивать у детей представления о многозначности слова (идет можно сказать про человека, автобус ,часы, мультфильм)

Важное место в системе речевой работы занимает упражнения на узнавание и подбор слов ,близких и противоположных по смыслу( синонимы  и антонимы)(дети, мальчики и девочки ,ребята,            сладкий- горький ).

При ознакомлении с многозначными словами (лапка, ручка)целесообразно использовать наглядные пособия (рисунки, иллюстрации).Важно, чтобы многозначные слова были представлены разными частями(лежит, льет ,бьет, ножка, нос, молния, сильный, слабый).Кроме того дошкольников можно знакомить и с происхождением некоторых слов (Почему гриб, растущий под березой, называют  подберезовиком ,а цветок –подснежником?)

В разнообразных играх (Кто,(что ) может быть легким ,тяжелым, добрым, веселым?)ребенок учится не только соотносить слова по смыслу ,но и давать толкование слова, словосочетания

Усложнение учебных задач осуществляется постепенно .От объяснения отдельных слов дети переходят к составлению словосочетаний, затем предложений и, наконец, выполняют задания на с оставление рассказов с многозначными словами ,т.е. переносят усвоенные лексические навыки в связную речь.

 

                                          Развитие связной речи

При пересказе литературных произведений дети передают их содержание. Это могут быть небольшие сказки и рассказы, как знакомые, так и впервые прочитанные на занятии.

Дошкольники учатся составлять небольшие рассказы по картинке и подводятся к составлению рассказов на темы из личного опыта. Рассказы об игрушках дети вначале составляют по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно. Эти виды составления рассказов предполагают освоение высказываний разного типа –описания и повествования –подводят к рассуждению.

Следует обратить внимание на развитие описательной речи, т.е. учить сравнивать, сопоставлять предметы, игрушки, описывать их по следующей схеме;

1.указание на предмет ,называние его;

2.оценка предмета или отношение говорящего к нему.

Такой подход воспитывает у ребенка умение структурно оформлять текст (начальное определение предмета высказывания. описание его свойств и качеств, конечная оценка, отношения к предмету.

В средней группе продолжается формирование навыков повествовательной речи. Взрослый принимает непосредственное участие в составлении рассказов (совместный рассказ стараясь ,чтобы дошкольники глубже осознали структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец,). Закрепляется представления о том ,что рассказ можно начинать по –разному( «Однажды», «Как-то раз»,»  «Дело было летом»),Взрослый ,давая зачин рассказу, предлагает ребенку наполнить его содержанием, развить сюжет( « Как-то раз.., Собрались звери на полянке…,Стали они.., Вдруг…,Взяли звери.., И тогда..»Заполнение схемы помогают ребенку закрепить представление о средствах связи между  предложениями  и между частями высказывания. Важно, чтобы дети учились включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.

Параллельно развивается и интонационный синтаксис-умение строить и произносить предложения разных типов (повествовательные, вопросительные, восклицательные).

Широко используются в средней группе такая форма, как коллективное составление  связного высказывания. когда  каждый ребенок может продолжить предложение, начатое взрослым или сверстником.

Эта форма работы подводит детей к составлению рассказа по нескольким сюжетным картинкам, когда один рассказывает начало, другой развивает сюжет, а третий заканчивает изложение. Взрослый помогает при переходе от одной картинки к другой словами-связками(вдруг, в это время .и вот тогда),.

Задания, направленные на развитие связной речи, органически сочетаются с лексическими и грамматическими упражнениями.

Обучение связным высказываниям совершенствует навыки составления описательных и повествовательных рассказов, развивает умение употреблять точные и образные слова.

                                   

Развитие коммуникативных умений

Необходимо научить детей устанавливать контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, доброжелательно отвечать на вопросы ,уметь налаживать эмоциональный контакт, вступать в речевое общение с удовольствием.

Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку взрослого, а в случае затруднения не стоит показывать ребенку , что он не справился, а просто следует дать правильный ответ.

Важные умения- научить ребенка слушать и понимать речь, отвечать на вопросы, при этом проявлять доброжелательность в общении, участвовать в разговоре по инициативе других.

Необходимо обращать внимание на характер общения ребенка с педагогом и другими детьми, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, умение слушать собеседника и понимать его, умение ясно выражать свои мысли, использовать разнообразные жесты, мимику, интонации и формулы речевого этикета.

При этом надо обучать и невербальным средствам общения( жесты, мимика),использовать их с учетом коммуникативной ситуации, а также пользоваться словами речевого этикета.

 

Перспективно-тематический план непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области

«Развитие речи»

Месяц

Образовательная деятельность

Сентябрь

1. Мониторинг

2.мониторинг.

3. Описание игрушек- кошки и собаки.

4. Составление рассказа по картине « Кошка с котятами»

Ушакова стр 106

 Ушакова стр110

Октябрь

 1Описание игрушек –собаки, лисы. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.

2Составление описательного рассказа о питомцах.

3..Составление сюжетного рассказа по набору игрушек»Таня, Жучка и котенок»

4..Пересказ сказки « Пузырь, лапоть и соломинка».

Ушакова, 112

Ушакова стр 115

Ушакова стр 118  

Ушакова стр 120

Ноябрь

1. Составление сюжетного рассказа по ролям.

2..Придумывание загадок- описаний об игрушках.

3. Составление рассказа-описания по лексической теме «Мебель».

4Составление рассказа по картине « Собака со щенятами».

Ушакова стр 122

У шакова стр124

Ушакова стр 127

Ушакова стр129

Декабрь

1Описание игрушек –белки, зайчика, мышонка.

2Составление рассказа о любимой игрушке.

3. Составления рассказа –описания по лексической теме «Зимняя одежда».

4Пересказ рассказа Я.Тайца « Поезд».

Ушакова, стр131

Ушакова стр134

Ушакова стр 137

Ушакова стр140

Январь

1.  Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу».

2. Составление рассказа по картине «Не боимся мороза».

3.  Придумывание продолжения рассказа «Белочка, заяц и волк».

4.  Составление описания внешнего вида.

Ушакова, стр142

Ушакова, стр144

Ушакова стр 146

Ушакова стр149

Февраль

1.  Составление рассказа с использованием предложенных предметов.

2.  Пересказ рассказа Е.Чарушина « Курочка». Сравнение предметных картинок.

3.  Описание потерявшихся зайчат по картинкам.

4. Составление рассказа «День рождения Тани».

Ушакова стр150

Ушакова стр152

Ушакова стр 154

Ушакова стр 155

Март

1.  Составление описания животных по картинкам.

2.    Составление описания по лексической теме «Овощи».

3.  Употребление в речи слов с пространственным значением.

4.  Пересказ рассказа Н.Калининой «Помощники».

Ушакова стр 156

Ушакова  стр158

Ушакова стр160

Ушакова стр 162

Апрель

1. Описание внешнего вида животных.

2. Составление рассказа по картине «Куры».

3.  Составление описаний персонажей сказки « Теремок».

4. Определение специфических признаков предмета.

Ушакова стр164

Ушакова стр167

Ушакова стр 170

Ушакова стр 172

Май

1.  Определение предмета по его специфическим признакам.

2.  Описание внешнего вида детенышей животных.

3. Мониторинг.

4. Мониторинг.

 Ушакова стр174

Ушакова стр 176


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный план по развитию речи в подготовительной группе Образовательная программа «Мир открытий»

Основная цель программы «Мир открытий»-непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при ...

Перспективный план по развитию речи средняя группа

№Программное содержание занятийМатериалы, оборудованиеЛитература1.Пересказ сказки «Курочка Ряба»Задачи:- связная речь: учить пересказу знакомых им литературных произведений, составлению коротких расск...

Учебный план по развитию речи в старшей группе .

Учебный план составлен по методическому пособию В.В. Гербовой " Развитие речи в детском саду"....

План работы с воспитанниками средней группы по реализации программы «Мой родной Дом» на 2017-2018 учебный год

Воспитание любви к родному дому: семье, малой родине-Нижегородскому краю и большой родине –России....

перспективный план развитие речи средняя группа .Перспективный план по художественно-эстетическому развитию

перспективный план по развитию речи по программе от рождения до школы.  перспетивный план по художественно-эстетичнескому развитию по программе от рождения до школы средняя группа...