Проект "Одежда, обувь, головные уборы"
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Чигринь Марина Александровна

Цель проекта: систематезирование и закрепление знаний детей по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_odezhda_obuv_2015word.doc248 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад   № 80 «Василёк»

Проект

«Одежда, обувь, головные уборы»

(краткосрочный, познавательный)

                                                Составители: воспитатели группы                                 компенсирующей

 направленности № 5

                                                                           М.А.Чигринь

                                                                                                   Л.Н. Лихтнер

г. Новосибирск

2015 г.

1 блок

1. Введение

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В данном возрасте у детей в интеллектуальном плане выделяется и оформляется внутреннее умственное действие и операции. Они касаются решения не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что в это время у ребенка появляется внутренняя, личная жизнь, причем сначала в познавательной области, а затем и в эмоциональной - мотивационной сфере. Развитие в том и в другом направлениях происходит свои этапы, от образности до символизма. Под образностью понимается способность ребенка создавать образы, изменять их, произвольно оперировать ими, а символизмом называется умение пользоваться знаковыми системами(символическая функция), совершать знаковые операции и действия: математические, лингвистические, логические и другие.

2. Актуальность проекта

У детей с речевыми недостатками наблюдается снижение познавательной активности.

Решая в ходе проектирования различные  познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими.

Основная цель проектного метода в ДОУ - развитие свободной творческой личности ребенка, что подразумевает:

-обеспечение психологического благополучия и здоровья,

-развитие познавательных способностей,

-творческого воображения и мышления,

Коммуникативных навыков.

Повысить желание узнать что-то новое об окружающем, метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог мотивирует деятельность и вовлечет в нее не только воспитанников, но и их родителей.       

3. Тема проекта: «Одежда, обувь, головные уборы»

4. Авторы проекта: воспитатель первой категории Чигринь М.А.;

                                     воспитатель первой категории Лихтнер Л.Н..

5. Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.

6. Образовательная область:

 социально – коммуникативное развитие,  познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

7. Вид проекта: познавательно- творческий.

8. Социальные партнеры:  дети старшего возраста, родители, педагоги группы, специалисты ДОУ.

9. Срок реализации: краткосрочный (неделя)

2 блок

1. Цель проекта: систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы».

2. Задачи:

Воспитательные:

Воспитание у детей отзывчивости на музыку разного характера, желание слушать, двигаться и петь под нее (Музыка).

Воспитание разнообразных двигательных навыков, ловкости и красоты движений (Здоровье).

Воспитание у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании (Физическая культура).

Воспитание у ребят умения взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом посредством речи (Коммуникация).

Воспитывать у детей самостоятельность в поиске различных способов достижения цели. (Социализация)

Воспитывать бережное, аккуратное отношение  к своей одежде и одежде других.

Развивающие:

Развитие игровой деятельности детей (Социализация).

Расширение представлений детей о предметном мире, о мерах предосторожности при обращении с потенциально опасными  предметами (Безопасность).

Совершенствование умения детей слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснение поступков персонажей и последствий этих поступков (Чтение художественной литературы).

Расширение интереса детей к изобразительной деятельности: учить в рисовании, лепке, аппликации.

Побуждение детей к самостоятельной выполнению элементарных поручений: готовить материалы к изо деятельности. (Труд).

 Образовательные:

Познакомить детей  с разными видами одежды, деталями одежды, обуви и головных уборов.

Закрепить знания о назначении одежды.

Провести связь одежды с временами года.

Закрепить представления о профессиях, связанных  с производством  одежды, обуви,  головных уборов.

Дать детям представления об истории одежды.

3. Формы и методы работы по проекту:

- практические:  дидактические игры, настольно печатные игры, сюжетно – ролевые игры, творческие игры, подвижные игры

- наглядные:  рассматривание иллюстраций, предметов, наблюдение.

 - словесные: дидактические игры,   беседы , составление рассказа по картине, по мнемотаблице.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Пальчиковая гимнастика –«Ботинки» Н.В. Нищева.

Подвижные игры - «Ко мне беги»,

                                  «Найди пару».                                                        

Игровая

Сюжетные игры: «Семья»,

                               «Ателье»,

                               « Магазин одежды».

Игры с правилами:

                                 «Посмотри, подумай, назови»,

                                   «Что изменилось».

Дидактические игры: «Какая ткань?»,

                                      «Определи части одежды»,

                                     «Один - много»,

                                    «Какая бывает одежда»;

«Скажи ласково»; «Подбери словечко»  

        

        Продуктивная

Лепка: «Головные уборы», «Модная одежда»

Рисование – «Перчатки с узорами»,

Конструирование «Пилотка»

Познавательно – исследовательская

Экспериментирование «Мир ткани»

Игры – ситуации «В обувном магазине»

«Заказ в ателье»

«В отделе головных уборов»

Коммуникативная

Ответы на вопросы воспитателя

 Беседы по содержанию художественной литературы.

Беседа: «Наша одежда», «Головные уборы»

Музыкально-художественная

Слушание музыки: «Сапожки русские»

Пение: «Ах, вы сени», «Красные сапожки»

 

Чтение

Чтение художественной литературы – «Живая шляпа» Носов. «Маша- растеряша»

«Вот какой рассеянный» С.Я. Маршак

Сказки: «Как рубашка в поле выросла?» К.Д. Ушинский; «Лён» Г.Х. Андерсена

Чтение  загадок, пословиц, поговорок.

        

        Трудовая

Сбор картинок для раздаточного материала

Индивидуальные поручения

Сюжетно - ролевые игры

4. Ожидаемые результаты: 

- дети будут знать историю создания одежды, обуви и головных уборов, их значение, виды, составные части и способы изготовления.

- дети будут уметь рассказывать об отдельных видах одежды, обуви и головных уборах, составлять рассказы с опорой на предметные картинки и схемы.

- дети научатся дифференцировать понятия: одежда, головные уборы, обувь.

- дети научится рисовать, конструировать, вырезывать различные детали одежды, обуви и головных уборов.

5. Продукт проекта:

Выставка поделок - туфелька для Золушки, раздаточный материал, выставка рисунков;

 итоговое мероприятие «Выставка продуктивной деятельности»

3 блок

Предварительная работа:

- Сбор информации.

- Отбор художественной и познавательной литературы.

- Подбор иллюстративного материала.

        - Домашнее задание для родителей – изготовление совместно с детьми          туфельки для Золушки.

4 блок

Этапы реализации проекта:

I этап

Обозначение детской цели.

  1. Формулирование проблемы
  2. Введение в проблему        

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лиля. Я ездила в гости к бабушке, а когда вернулась обратно, то вспомнила, что чемодан с вещами остался там.                   Я пришла к вам в детский сад, чтобы вы помогли мне подобрать и купить одежду.

Вопросы по содержанию:

- Ребята, поможем Лиле? Где мы можем подобрать и купить одежду?

  1. Составление плана движения к цели
  2. Организация работы над проектом.

II этап

Работа с детьми

Работа со специалистами

Работа с родителями

1. Предварительная работа:

Рассматривание предметов одежды, обуви, головных уборов, иллюстративного материала.

2.Чтение художественной литературы:

  1. Чтение сказок:

- Загадывание загадок, составление загадок описательного характера;

3.Развитие речи: Составление рассказов о одежде по мнемотаблице;

 Дидактические игры: «Какая ткань?»,                                     «Определи части одежды»,                                    «Один - много», «Какая бывает одежда»  

4. Познание: Счет обуви (по одному, парами); «Какой по счёту головной убор и.т.д.»

- Составление задач с использованием одежды;

- Веселые задачки, задания по теме проекта.

5.Социализация:

Беседа: по содержанию художественной литературы.

Беседа: «Наша одежда», «Головные уборы»

 Сюжетно-ролевая игра «Семья»,                  «Ателье»,  « Магазин одежды».и т. д.

6. Художественное творчество:

-Лепка головных уборов из пластилина, «Модная одежда»,

-Рисование «Перчатки с узорами»

Конструирование «Пилотка»

1. Учитель-логопед

 Артикулиционная гимнастика (комплекс №1, №2)

Речевые игры:

Развитие связной речи: «Описанное одежды», «Кукла Маша»

Упражнение «Расскажи – какая..»

Координация речи с движением: «Помощники», «Отхлопай-ка»,

Развитие психических процессов: «Четвёртый лишний», «Чего не стало?»,

Лексико – грамматические игры: «Подбери словечко»,

«Скажи ласково»,

«Наоборот», «Посчитай до 5 и обратно», «Чей? Чья? Чьё?»,  «Скажи, какой?», «Где шарф?».

Дидактически игры:

«Скажи ласково», «Один - много», «Посчитай - ка», «Наоборот», «Где шарф?»

Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика «Ботинки», «Новые кроссовки».

Развитие внимания: «Исправь ошибку»

2.Физическое развитие

Физкультминутка «Шляпка для Лили».

Упражнение на развитие внимания и координацию движений «Туфелька, сапожок и калоша».

  1. Привлечь родителей к организации выставки поделок по проекту.

  1. Домашнее задание: изготовление туфельки для Золушки

3. Развитие речи:

-рассматривание вместе с ребёнком предметы одежды, попросить назвать одежду и её части.

-Д/игра игра  «Шьём одежду», «Посчитай - ка», «Что лишнее и почему?», «мой, моя, моё, мои».

«Закончи предложение».

-вырезать картинки с изображением одежды и вклеить их в тетрадь.

III (заключительный) этап

Итоговое мероприятие: «Выставка продуктивной деятельности»

Срок проведения проекта – 1 неделя.

Проведение проекта осуществлялось в рамках изучения детьми лексической темы «Одежда, обувь, головные уборы».

5 блок

  1. План мероприятий

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

 «Одежда, обувь, головные уборы»

 

Этапы проекта

Действия

педагогов

Действия

детей

Действия

членов семьи

Подготовительный

(формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта)

Заинтересовать детей. Актуализация темы для родителей. Создание проблемной ситуации.

Разработка содержания образовательно–воспитательного процесса по направлениям.

Привлечение к сотрудничеству членов семьи

Активное слушание литературных произведений по теме проекта.

Просмотр мультфильмов.

Предложение решений проблемной ситуации («мозговой штурм»).

Обсуждение возможных решений ситуации, выбор приоритетных решений

Вхождение родителей в тему проекта.

Ознакомление родителей с содержанием проекта.

Внесение родителями предложений по реализации проекта

Основной этап

(непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)

Оформление выставки детских работ.

Оформление информационных стендов для родителей, консультации для родителей по изготовлению туфельки для Золушки.

Подбор, разработка и проведение коммуникатив-ных игр, дидактических игр, речевых игр.

Художественно-продуктивная деятельность: рисунки, поделки.

Заучивание и повторение стихов

Участие в коммуникативных играх, дидактических и речевых играх.

Прослушивание художественной литературы по теме проекта.

Участие в беседах по теме проекта.

Просматривание презентаций о одежде.

Изготовление туфельки по проекту вместе с детьми.

Рассматривание вместе с ребёнком предметы одежды, попросить назвать одежду и её части.

-Д/игра игра  «Шьём одежду», «Посчитай - ка», «Что лишнее и почему?», «мой, моя, моё, мои».

«Закончи предложение».

-вырезать картинки с изображением одежды и вклеить их в тетрадь.

Заключительный этап

(презентация продуктов проекта и рефлексия- размышление над новым знанием или опытом)

Подведение итогов работы над проектом.

Оформление презентации и выставки работ.

Размещение презентационного отчета о проекте на сайте ДОУ

Вернисаж детских рисунков, поделок.

Организация вернисажа детских рисунков и выставки работ.

                                                           

2. Привлечь родителей к  изготовлению совместно с детьми  туфельки для Золушки.

6 блок

            МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

7 блок

Рефлексия:

Познавательная ценность:

Углубление и систематизация знаний о одежде;

Формирование познавательных умений: наблюдать, сравнивать и анализировать, экспериментировать; использовать полученные знания в различных видах деятельности.

Воспитательная ценность:

Формирование морально-волевых качеств личности (аккуратности, ответственности, организованности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим миром. Лексическая тема "Одежда, обувь, головные уборы".

В данном занятии использованы различные дидактические, словесные и пальчиковые игры, динамические паузы и т.п. по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы".  Занятие направлено на пополнен...

Конспект обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Осенние одежда, обувь, головные уборы».

Конспект обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной группе.Тема: "Осенние одежда, обувь, головные уборы".Задачи:Закрепить знания детей о названиях предметов одежды и их деталей, о назначе...

Домашнее задание по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».

Домашнее задание по теме  «Одежда. Обувь. Головные уборы»....

Конспект по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе.Тема: "Одежда, обувь, головные уборы".

Тема: «Одежда, обувь и головные уборы». Развитие лексико – грамматического строя речи и связной речи детей дошкольного возраста.Активизация словаря по теме одежда, обувь, головные уборы.Упражнять в об...

Планирование воспитательно-образовательной работы в 1 младшей группе по теме: "Одежда. Обувь. Головные уборы"

тематическое планирование с подробным описанием совместных, индивидуальных мероприятий, с учетом федеральных государственных требований, основанный на интеграции образовательных областей....

Конспект занятия по теме "Относительные прилагательные. Одежда, обувь, головные уборы." (подг. гр.)

Занятие проводилось в подготовительной группе в рамках работы над темой "Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи"...