Игры на развитие речи Младшая группа
картотека по развитию речи (младшая группа) на тему

Марова Марина Александровна

Игры, которые мы вам предлагаем, направлены на развитие речи ребёнка,  на развитие речевого дыхания, они помогают развивать правильную речь вашего ребёнка.

«Наши уточки с утра…»

Игра помогает развивать речевое дыхание, учит регулировать его силу

Необходимый инвентарь: уточки, вырезанные из легкой бумаги, синий бумажный круг диаметром 30 см.

◈ Как играем: в центре стола лежит синий круг — это озеро. Надо пустить уточек в озеро. Дуйте на уточек, лежащих или произвольно, или по углам стола. Кто больше пустит уточек в озеро, тот и победил.

◈ Закрепляем: можно играть на полу — лежать друг против друга и дуть на воздушный шарик так, чтобы он докатился до лежащего напротив. ® Можно посадить бабочку на цветок. Бабочку прикрепить ниточкой к листку бумаги, на котором нарисован цветок, и стараться дуть так, чтобы не посадить ее мимо.

Шаловливый ветерок

Игра помогает разбивать речевое дыхание, учит регулировать его силу

Необходимый инвентарь: снежинки, ватка, перышко, шарик, листочки бумаги, картинки и пр.

1 вариант

◈ Как играем: возьмите простые сюжетные картинки, например: грибочек, цветок, еж, — и нарисуйте бабочку, яблоко и листочек. Затем скрепите ниточками попарно картинки и ваши рисунки. Предложите ребенку «посадить» листочек на грибок; бабочку на цветок; яблоко на ежа. Дуть надо так, чтобы листочек попал на гриб, а не мимо, т. е. ребенок должен научиться контролировать силу и направление своего дыхания. Не торопите ребенка, возможно, у него все получится только с третьей-четвертой попытки.

2 вариант

◈ На простые картинки наклейте листы тонкой бумаги такого же формата, разрезанные на узкие полоски, только разрезать до конца не нужно. Предложите ребенку подуть на полоски и угадать, что же нарисовано на картинке. Отметьте при этом, что дуть надо сильно, полоски должны, колеблясь, открыть картинку.

Волшебная дудочка

Игра помогает развивать речевое дыхание, учит регулировать его силу

Необходимый инвентарь: свистульки, дудочки, гармошка.

◈ Как играем: дайте ребенку трубочку, свистульку, губную гармошку, предложите ему устроить маленький концерт. Желательно, чтобы не просто получалась какая-нибудь мелодия, но соблюдался любой, пусть очень несложный ритм. Следите за тем, чтобы ребенок вдыхал воздух носом. А если вся семья примет участие в концерте? Ребенок тогда будет стараться не отставать от взрослых!

◈ Закрепляем: в магазине продаются трубочки, которые разворачиваются, если в них начинаешь дуть. Пусть ребенок дует на здоровье! А если он поможет вам надуть шары к празднику? Такое занятие развивает объем легких.

Оратор

Учимся произносить на выдохе как можно больше слов

◈ Как играем: ребенок должен на одном выдохе сказать как можно больше слов, строчек из стихотворений, сказок. А вы следите за его дыханием, — если он покраснел или задыхается, прекратите игру.

◈ Хорошо, когда в игре участвуют несколько детей — кто больше сказал слов, тот и победил.

◈ Закрепляем: вы считаете до 10, ребенок должен продлить выдох до окончания счета.

Скороговорки

Учимся произносить правильно и внятно

◈ Как играем: вы произносите скороговорку — даете речевой образец, ребенок повторяет за вами.

Огуреник, огуречик, не ходи на тот конечек.

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

 

Иней лег на ветки ели.

Иглы за ночь побелели.

 

Юла возле Юли

Крутится, поет.

Юле и Юре

Спать не дает.

 

Топали да топали,

Дотопали до тополя.

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.

 

Пенка печет,

А речка течет.

Печка молчит,

А речка журчит.

Юные поэты

Учимся внятно и эмоционально рассказывать стихи, разбиваем речевое дыхание

◈ Как играем: вы учите или повторяете с ребенком стихотворение? Следите за тем, чтобы он четко произносил слова, делал паузу в конце предложения, интонацией передавал голоса героев. Если ребенок торопится, частит, хлопайте после каждого слова в ладоши, а он в это время будет делать паузы.

Черепаха u самолет

Игра учит детей следить за темпом своей речи, произносить фразы быстро и медленно

Необходимый инвентарь: изображения черепахи и самолета.

◈ Как играем: спросите у ребенка, как ползет черепаха — быстро или медленно? Кто быстрее передвигается — черепаха или самолет? Предложите малышу интересную игру: если вы показываете картинку черепахи, он должен говорить медленно, если увидит картинку самолета — говорить быстро. Произносить можно слова, состоящие не менее чем из трех слогов, фразы, скороговорки, строки из стихотворения.

◈ Затем поменяйтесь ролями — ребенок показывает картинки, а вы говорите. Эта игра значительно развивает речь ребенка и придает ему уверенности в себе.

◈ Закрепляем: в эту игру можно играть и на улице, и по дороге в садик, но уже без картинок.

Полезные скороговорки

Дятел долбит дуб.

Варя варит варенье.

Мама мыла Мишу мылом.

Колокольчик и листочек

Учимся произносить слова тихо и громко

Необходимый инвентарь: картинки с изображением колокольчика и листочка.

◈ Как играем: объясните ребенку, что колокольчик звенит громко, а листочек падает очень тихо. Покажите малышу колокольчик — он должен говорить громко, затем покажите листочек — он говорит тихо. Затем поменяйтесь ролями.

◈ Закрепляем: в любое время можно играть с несколькими детьми, можно вечером в кругу семьи, чтобы ребенку было интереснее. Тому, кто не ошибется, увидев картинку, и будет говорить с правильной громкостью — дайте маленький приз. Можно также сыграть в известную игру «Испорченный телефон» — тихо говорите на ухо своему соседу любое слово, он — другому, и так по цепочке. Самый крайний в цепочке должен громко произнести, что услышал. То ли это будет слово?

Три медведя

Игра учит регулировать силу голоса, его тембр (говорить грубым голосом и тоненьким голоском)

Необходимый инвентарь: сказка «Три медведя».

◈ Как играем: прочтите сказку вслух с выражением. Побеседуйте об ее содержании.

♦ Почему медведи рассердились на Машеньку?

♦ Как это можно передать голосом? (Сказать грозно, сердито.)

♦ У кого грубый голос? Тоненький голосок? Ты можешь сказать, как Михайло Потапыч: «Кто ел из моей чашки?».

♦ А каким голосом говорила Настасья Петровна? А Мишутка?

◈ Предложите сыграть в игру. Вы говорите: «Кто сидел на моем стуле?», — а малыш должен угадать, кто же именно из медведей это произнес. Не забывайте про мимику, так как это очень важная сопутствующая тембру деталь.

◈ Поменяйтесь с ребенком ролями.

◈ Закрепляем: при совместном чтении сказок просите малыша по тембру голоса узнавать героя. Например, сказка «Теремок»: мышка говорит тоненьким голосом, лягушка — квакающим и дребезжащим, зайка — бодрым, лисичка — хитрым и т. д.

◈ Играйте в домашний театр всей семьей: распределите роли, придумайте нехитрые костюмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи младшая группа16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, которые мы вам предлагаем, направлены на развитие речи ребёнка,  на развитие речевого дыхания, они помогают развивать правильную речь вашего ребёнка.

«Наши уточки с утра…»

Игра помогает развивать речевое дыхание, учит регулировать его силу

Необходимый инвентарь: уточки, вырезанные из легкой бумаги, синий бумажный круг диаметром 30 см.

 Как играем: в центре стола лежит синий круг — это озеро. Надо пустить уточек в озеро. Дуйте на уточек, лежащих или произвольно, или по углам стола. Кто больше пустит уточек в озеро, тот и победил.

 Закрепляем: можно играть на полу — лежать друг против друга и дуть на воздушный шарик так, чтобы он докатился до лежащего напротив. ® Можно посадить бабочку на цветок. Бабочку прикрепить ниточкой к листку бумаги, на котором нарисован цветок, и стараться дуть так, чтобы не посадить ее мимо.

Шаловливый ветерок

Игра помогает разбивать речевое дыхание, учит регулировать его силу

Необходимый инвентарь: снежинки, ватка, перышко, шарик, листочки бумаги, картинки и пр.

1 вариант

 Как играем: возьмите простые сюжетные картинки, например: грибочек, цветок, еж, — и нарисуйте бабочку, яблоко и листочек. Затем скрепите ниточками попарно картинки и ваши рисунки. Предложите ребенку «посадить» листочек на грибок; бабочку на цветок; яблоко на ежа. Дуть надо так, чтобы листочек попал на гриб, а не мимо, т. е. ребенок должен научиться контролировать силу и направление своего дыхания. Не торопите ребенка, возможно, у него все получится только с третьей-четвертой попытки.

2 вариант

 На простые картинки наклейте листы тонкой бумаги такого же формата, разрезанные на узкие полоски, только разрезать до конца не нужно. Предложите ребенку подуть на полоски и угадать, что же нарисовано на картинке. Отметьте при этом, что дуть надо сильно, полоски должны, колеблясь, открыть картинку.

Волшебная дудочка

Игра помогает развивать речевое дыхание, учит регулировать его силу

Необходимый инвентарь: свистульки, дудочки, гармошка.

 Как играем: дайте ребенку трубочку, свистульку, губную гармошку, предложите ему устроить маленький концерт. Желательно, чтобы не просто получалась какая-нибудь мелодия, но соблюдался любой, пусть очень несложный ритм. Следите за тем, чтобы ребенок вдыхал воздух носом. А если вся семья примет участие в концерте? Ребенок тогда будет стараться не отставать от взрослых!

 Закрепляем: в магазине продаются трубочки, которые разворачиваются, если в них начинаешь дуть. Пусть ребенок дует на здоровье! А если он поможет вам надуть шары к празднику? Такое занятие развивает объем легких.

Оратор

Учимся произносить на выдохе как можно больше слов

 Как играем: ребенок должен на одном выдохе сказать как можно больше слов, строчек из стихотворений, сказок. А вы следите за его дыханием, — если он покраснел или задыхается, прекратите игру.

 Хорошо, когда в игре участвуют несколько детей — кто больше сказал слов, тот и победил.

 Закрепляем: вы считаете до 10, ребенок должен продлить выдох до окончания счета.

Скороговорки

Учимся произносить правильно и внятно

 Как играем: вы произносите скороговорку — даете речевой образец, ребенок повторяет за вами.

Огуреник, огуречик, не ходи на тот конечек.

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

 

Иней лег на ветки ели.

Иглы за ночь побелели.

 

Юла возле Юли

Крутится, поет.

Юле и Юре

Спать не дает.

 

Топали да топали,

Дотопали до тополя.

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.

 

Пенка печет,

А речка течет.

Печка молчит,

А речка журчит.

Юные поэты

Учимся внятно и эмоционально рассказывать стихи, разбиваем речевое дыхание

 Как играем: вы учите или повторяете с ребенком стихотворение? Следите за тем, чтобы он четко произносил слова, делал паузу в конце предложения, интонацией передавал голоса героев. Если ребенок торопится, частит, хлопайте после каждого слова в ладоши, а он в это время будет делать паузы.

Черепаха u самолет

Игра учит детей следить за темпом своей речи, произносить фразы быстро и медленно

Необходимый инвентарь: изображения черепахи и самолета.

 Как играем: спросите у ребенка, как ползет черепаха — быстро или медленно? Кто быстрее передвигается — черепаха или самолет? Предложите малышу интересную игру: если вы показываете картинку черепахи, он должен говорить медленно, если увидит картинку самолета — говорить быстро. Произносить можно слова, состоящие не менее чем из трех слогов, фразы, скороговорки, строки из стихотворения.

 Затем поменяйтесь ролями — ребенок показывает картинки, а вы говорите. Эта игра значительно развивает речь ребенка и придает ему уверенности в себе.

 Закрепляем: в эту игру можно играть и на улице, и по дороге в садик, но уже без картинок.

Полезные скороговорки

Дятел долбит дуб.

Варя варит варенье.

Мама мыла Мишу мылом.

Колокольчик и листочек

Учимся произносить слова тихо и громко

Необходимый инвентарь: картинки с изображением колокольчика и листочка.

 Как играем: объясните ребенку, что колокольчик звенит громко, а листочек падает очень тихо. Покажите малышу колокольчик — он должен говорить громко, затем покажите листочек — он говорит тихо. Затем поменяйтесь ролями.

 Закрепляем: в любое время можно играть с несколькими детьми, можно вечером в кругу семьи, чтобы ребенку было интереснее. Тому, кто не ошибется, увидев картинку, и будет говорить с правильной громкостью — дайте маленький приз. Можно также сыграть в известную игру «Испорченный телефон» — тихо говорите на ухо своему соседу любое слово, он — другому, и так по цепочке. Самый крайний в цепочке должен громко произнести, что услышал. То ли это будет слово?

Три медведя

Игра учит регулировать силу голоса, его тембр (говорить грубым голосом и тоненьким голоском)

Необходимый инвентарь: сказка «Три медведя».

 Как играем: прочтите сказку вслух с выражением. Побеседуйте об ее содержании.

♦ Почему медведи рассердились на Машеньку?

♦ Как это можно передать голосом? (Сказать грозно, сердито.)

♦ У кого грубый голос? Тоненький голосок? Ты можешь сказать, как Михайло Потапыч: «Кто ел из моей чашки?».

♦ А каким голосом говорила Настасья Петровна? А Мишутка?

 Предложите сыграть в игру. Вы говорите: «Кто сидел на моем стуле?», — а малыш должен угадать, кто же именно из медведей это произнес. Не забывайте про мимику, так как это очень важная сопутствующая тембру деталь.

 Поменяйтесь с ребенком ролями.

 Закрепляем: при совместном чтении сказок просите малыша по тембру голоса узнавать героя. Например, сказка «Теремок»: мышка говорит тоненьким голосом, лягушка — квакающим и дребезжащим, зайка — бодрым, лисичка — хитрым и т. д.

 Играйте в домашний театр всей семьей: распределите роли, придумайте нехитрые костюмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме :"Развитие речи средствами дидактических игр во второй младшей группе ДОУ."

1) Понятия : развитие речи и дидактическая игра2) Примеры занятий по развитию речи средствами дидактической игры:Занятие 1Занятие 2Занятие 3Занятие 4...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

Специальные игры и занятия по развитию речи у детей раннего возраста учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)

Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малыше...

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий во второй младшей группе методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

   Опубликовано 03.03.2021 – 21:26 Янова Ирина АлександровнаПлан по  самообразованию во второй младшей группе.Тема по самообразованию во второй младшей группе.«Развит...