игры по развитию речи младшая группа
картотека по развитию речи (младшая группа) на тему

Шарыпова Татьяна Викторовна

картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_razvitie_rechi_2_ml.gr_.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения по развитию речи, 2 младшая:

1. «Выполни команду»

Дидактическая задача: Развивать внимание, умение выделять названные признаки.

Описание игры: Воспитатель предлагает выйти вперёд детей с общим признаком в одежде, во внешнем виде принадлежащих им игрушек.

2. «Угадай игрушку!»

Дидактическая задача: Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки.

Описание игры: Описать внешний вид игрушки, не называя её. Прослушав описание, назвать её.

3. «Скажи какой»

Дидактическая задача: Учить выделять и называть признаки предметов.

Описание игры: Воспитатель вынимает из коробки предметы, называя их, а дети указывают какой-либо признак. Вопрос,  – какой он?

4. «Кто больше увидит и назовёт?»

Дидактическая задача: Развивать умение выделять и называть части и признаки игрушки.

Описание игры: Рассказать, что есть у куклы. Она любит, когда её хвалят и говорят про неё.

5. «Что напутал Буратино?»

Дидактическая задача: Учить детей находить ошибки в описании и исправлять их.

Описание игры: Буратино пришёл в гости с другом игрушкой, Он хочет показать, как он научился рассказывать. Дети замечают неточности описания, исправляя Буратино, дают правильные названия отдельных признаков игрушки.

6. «Разложи игрушки»

Дидактическая задача: Учить устанавливать последовательность и правильно их называть.

Описание игры: Детям даётся две картинки, изображающие два последовательных действия. Дети должны назвать сначала первое действие, показать первую картинку, затем второе действие и вторую картинку.

7. «Кто что умеет делать?»

Дидактическая задача: Научить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Описание игры: Воспитатель называет или показывает животное, дети называют его действия.

8. «Кто больше назовёт действий»

Дидактическая задача: Научить детей подбирать глаголы, обозначающие действия, процессы.

Описание игры: Воспитатель задаёт вопрос, а дети, отвечают на них.

9. «Объясни Буратино»

Дидактическая задача: Учить связывать два предложения посредством цепной связи.

Описание игры: Буратино называя предметы, ошибается. Дети его исправляют.

10. «Где что можно делать»

Дидактическая задача: Активизировать употребление в речи глаголов, соответствующих определённой ситуации.

Описание игры: Воспитатель задаёт вопросы. Дети, отвечают на них, подбирая глаголы определённой группы. Что можно делать в…? Что можно делать на…? И т.д.

11. «Скажи, что делает, и что будет делать»

Дидактическая задача: Учить подбирать глаголы для обозначения настоящих и предполагаемых действий.

Описание игры: Воспитатель показывает картинку и просит назвать действия героя картинки. Затем предлагает сказать, что будет делать герой картинки потом.

12. «Добавь слово»

Дидактическая задача: Учить подбирать глаголы, обозначающие действия, следующие за названным.

Описание игры: Воспитатель начинает предложение и просит детей его правильно закончить, используя интонацию.

13. «Как медвежонок катался на машине»

Дидактическая задача: Учить определять и выделять глагольный ряд, образующий сюжет.

Описание игры: Воспитатель рассказывает и инсценирует рассказ с помощью игрушки. После инсценировки воспитатель просит детей назвать все, что делала игрушка.

14. «Назови, что это, и скажи, какой»

Дидактическая задача: Обучать выделять объект и его основной признак с помощью двух предложений, связанных цепной местоимённой связью.

Описание игры: Воспитатель приносит коробку  с игрушками. Дети должны вынуть игрушку, назвать её и сказать, какая она.

15. «Кто позвал?»

Дидактическая задача: Обучать элементарному описанию, содержащему название объекта, с указанием одного из его признаков.

Описание игры: Водящий ребёнок должен узнать по голосу, кто его позвал и какая игрушка у ребёнка в руках.

16. «У кого какой зверь?»

Дидактическая задача: Обучать пофразному описанию игрушек совместно с воспитателем или другим ребёнком.

Описание игры: Воспитатель и ребёнок описывают разных зверят. Начинает воспитатель и ребёнок называет свою игрушку.

17. «Встань в круг!»

Дидактическая задача: Обучать коллективному описанию игрушки.

Описание игры: Дети в кругу, описывают по очереди новую игрушку, чтоб про неё получился рассказ.

18. «Кто знает, пусть продолжает!»

Дидактическая задача: Учить составлять рассказ по заданной схеме совместно с воспитателем.

Описание игры: Воспитатель начинает фразу, а дети её по-разному заканчивают.

19. «Поезд»

Дидактическая задача: Обучать коллективному повествованию.

Описание игры: Воспитатель говорит, что дети будут играть в вагончики. «Вагончики» прицепляются друг к другу, только если внимательно слушал, на чём остановился ребёнок, и правильно продолжил рассказ. Каждый говорит по одному предложению.

20. «Разноцветный сундучок»

Дидактическая задача: Учить ориентироваться на окончание при согласование слов в роде.

Описание игры: У воспитателя сундучок с предметными картинками. Воспитатель читает стихотворение:                   Я картинки положила в разноцветный сундучок.

                                                Ну-ка, Оля, загляни, вынь картинку, назови.

Воспитатель задаёт вопросы по содержанию предметной картинки.

21. «Теремок»

Дидактическая задача: Ориентироваться на окончание при согласовании в роде глагола прошедшего времени с существительным.

Описание игры: Воспитатель с помощью настольного театра рассказывает сказку, побуждая детей принять участие.

22. «Лото»

Дидактическая задача: Упражнять в образовании форм множественного числа существительного в именительном и родительном падеже.

Описание игры: Воспитатель раздаёт детям картинки, оставляя у себя парные. Воспитатель показывает картинки, а тот, у кого такие же игрушки, должен быстро сказать об этом. Если ребёнок быстро и правильно назвал игрушки, воспитатель отдаёт свою карточку ему. Тот, кто замешкался, отдаёт её воспитателю. Проигравший, в конце игры выполняет шуточное задание.

23. «Мишка, ляг!»

Дидактическая задача: Упражнять в образовании форм глаголов в повелительном наклонении.

Описание игры: В гости к детям приходит игрушка. Она может выполнять любые поручения. Дети просят её выполнить их.

24. «Волк и зайцы»

Дидактическая задача: Учить понимать и соотносить с движениями глагольные формы.

Описание игры: Дети стоят в кругу за стульчиками и хлопают в ладоши, зайцы в середине круга. Волк ходит за кругом. В начале игры зайцы прыгают на двух ногах в соответствии с текстом:

                              Раз, два, три, четыре, пять, негде зайчику скакать:

                               Всюду ходит волк, волк, он зубами щёлк, щёлк!

                              А мы спрячемся в кусты, прячься, заинька, и ты,

                                 Ты, волчище, погоди! Как попрячемся, иди!

Дети прячутся за стульчиками, волк забирает детей, которые шевелятся.

25. «Потерялись»

Дидактическая задача: Учить соотносить название животного и его детёныша.

Описание игры: Дети должны найти мам для всех малышей. Рассматривают их и правильно называют.

26. «Чей голос?»

Дидактическая задача: Различать животных и их «детёнышей» по голосам. Правильно соотносить их названия.

Описание игры: В гости к детям приходят звери. Они хотят поиграть. Надо догадаться, чей голос звучит. После игры можно с ними поиграть. Для этого надо правильно его позвать.

27. «Домик для зверят»

Дидактическая задача: Активизировать употребление в речи детей названий детёнышей животных.

Описание игры: На столе поднос с игрушками. Нужно для них построить домики. Ребёнок получает игрушку, если правильно называет детёныша.

28. «Поручение»

Дидактическая задача: Учить детей эмоционально отзываться на происходящее, самостоятельно высказываться, отвечать на вопросы воспитателя. Закрепить правильное произношение звукосочетаний (ав, аэ, топ-топ). Учить образовывать формы повелительного наклонения (спой, спляши).

Материал:  Игрушки: мишка, собака.

Описание игры: Часть первая, ознакомительная - Воспитатель. Я пришла к вам не одна. Со мной мишутка. Поздоровайтесь с ним, познакомьтесь. (Воспитатель, дает возможность детям поиграть, свободно высказаться.). Как рычит медведь? (Э-э-э.) Как ходит косолапый? Кто изобразит? (Дети изображают.)Часть вторая - Воспитатель. А медведь-то у нас необыкновенный. Он умеет петь и даже плясать. Спой, Мишенька! Понравилось вам пение? Может, попросим мишутку? Федя, попроси. (Если ребенок молчит, воспитатель подсказывает тот или иной вариант фразы — «Спой, Мишенька, песенку» или «Спой, пожалуйста». Так воспитатель обращается к двум — трем воспитанникам.). Еще Мишенька умеет плясать. Его можно попросить: «Спляши, Миша». (Миша «пляшет» под пение детей или под аккомпанемент музыкального инструмента.) Но что он один танцует? Танцуем все. Устали? А теперь отдохнём. Часть     третья - Воспитатель. Со мной пришел не только Мишка. Сейчас пойдем в раздевалку и увидим друга нашего мишки. Узнали его? Да, это собачка. Вы посмотрите, как она шевелит...    Правильно,   ушками,   хвостиком. Часть четвертая, дидактическая   игра- Воспитатель.   Наш   пес   тоже   волшебный,   он   и   пляшет,   и   поет.   (Если   дети увлеклись,   они      сами   подают   команду игрушкам. Тем,  кто затрудняется, воспитатели приходит на помощь.) А теперь и мы спляшем. Часть   пятая,  самостоятельная игра - Постепенно дети должны переключиться на самостоятельные игры, танцы.

29. «Где мы были, мы не скажем»

Дидактическая задача: Активизировать употребление в речи глагольной лексики. Соотносить слово и движение.

Описание игры: Дети имитируют различные действия, нужно водящему правильно назвать его. Если угадал, то сразу детей догоняет.

30. «Дружные ребята»

Дидактическая задача: Закрепить умение соотносить названия животных и их детёнышей. Активизировать употребление в речи детей этих названий.

Описание игры: Встать нужно в пары и образовать две колонны. Первая колонна – бельчата, вторая колонна – лисята. У каждой семьи свои дома. Звери все резвятся в лесу. По сигналу «Волк в лесу!» все по домам. Выиграет та, команд, чья быстрее соберётся.

31. «Ёжик и мыши»

Дидактическая задача: Активизировать употребление в речи детей глаголов в форме повелительного наклонения.

Описание игры: Дети все становятся в круг. «Ёжик» в центре круга. Все идут по кругу, со словами «Тебя хлопну по плечу» круг останавливается. «Ёжик» ударяет по плечу и называет ребёнку движение, которое он должен выполнить. И тот становится «Ёжиком».

32. «Груша»

Дидактическая задача: Учить соотносить движение со словами. Закрепить употребление форм повелительного наклонения глаголов.

Описание игры: Играющие, стоят в кругу, а Груша в середине. Все идут вокруг Груши по кругу:

                        Мы посадим грушу - вот, вот! Пускай наша грушу растёт, растёт!

           Вырастай ты, груша, вот такой вышины, вырастай ты, груша, вот такой ширины,

     Вырастай ты, груша, вырастай в добрый час! Потанцуй, Галинка, покружись ты для нас!

А мы эту грушку все ласкать будем, от нашей Галинки убегать будем!

33. «Поезд»

Дидактическая задача: Закреплять умение соотносить слово и действие.

Описание игры: Дети стоят в колонне друг за другом, руки положив на плечи соседу. И идут под текст:                      Чух, чух, пых-чу, пых-чу, ворчу, стоять на месте не хочу!

                   Колёсами стучу, стучу. Колёсами верчу, верчу, садись скорее, прокачу! Чу! Чу!

Поезд движется в соответствии с текстом стихотворения.

34. «Курочка – Рябушечка»

Дидактическая задача: Учить соотносить действие с обстоятельством.

Описание игры: Выбирают Курочка – Рябушечку и начинаем диалог:

                                   - Курочка – Рябушечка, куда идёшь?  - На речку.

                                  - Курочка – Рябушечка, зачем идёшь?  - За водой.

                                  - Курочка – Рябушечка, зачем тебе вода?  - Цыплят поить.

                                     Они пить хотят, на всю улицу пищат – пи-пи-пи!

Поймав цыплёнка, она говорит: «Иди к колодцу пить водицу!» и тот выходит из игры.

35. «Сова»

Дидактическая задача: Упражнять в образование глаголов от звукоподражаний.

Описание игры: Ведущий – сова, спит в гнезде. Дети, зверюшки бегают, резвятся в лесу, изображая крики животных. Когда услышат – «Ночь!» должны замереть. Сова отправляется на охоту, кого поймают, тот исполняет фанты, изображать различные крики животных.

36. «Молчок»

Дидактическая задача: Закрепить умение соотносить глаголы с существительными, от которых они образованы.

Описание игры: Дети хором произносят текст: Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть!

                                                                                             Чик – чок, рот на крючок и молчок!

Кто нарушит правило тому  игровой фант, используя барабан, дудочку, колокольчик, трубу, машину с сигналом, свисток.

37. «Молчанки»

Дидактическая задача: Учить понимать и соотносить с движениями глаголы, образованные приставочным способом.

Описание игры: Перед началом игры дети хором произносят:

Первенчики, червенчики, зазвенели бубенчики.

По свежей росе, по чужой полосе.

Там чашки, орешки, медок, сахарок, молчок!

После дети должны замолчать и не двигаться. Кто нарушит правило, тот выполняет игровой фант, на разные движения.

38. «Смешинка»

Дидактическая задача: Понимать и соотносить с движениями глаголы, образованные приставочным способом.

Описание игры: Выбираем Смешинку при помощи считалки:

Жили, были я ли, ты ли. Между нами вышел спор.

Кто затеял, позабыли и не дружим до сих пор.

Вдруг игра на этот раз помирить сумеет нас?

Ребёнок кому досталась эта роль, изображает смешные движения животных, поёт, читает считалки и т.д. Дети должны не поддаваться Смешинке. Кто нарушит правило тому  игровой фант, на разные движения.

39. «Два брата»

Дидактическая задача: Формировать умение соотносить и использовать в речи видовые пары глаголов.

Описание игры: Воспитатель рассказывает сказку про двух братьев Медвежат, используя различные сюжеты. А дети будут помогать и её продолжать рассказывать.

40. «Всё наоборот»

Дидактическая задача: Учить подбирать глаголы с противоположным значением.

Описание игры: Сегодня мы поиграем в послушных и упрямых детей. Послушай те рассказ про двух девочек. Дети придумывают сами примеры – собираю игрушки, а ты…; закрываю дверь, а ты…

41. «Назови, что сделал Умейка?»

Дидактическая задача: Учить составлять предложения с однородными сказуемыми.

Описание игры: Ребёнку дают несколько заданий одновременно, а дети проверяют правильную последовательность его выполнения.

42. «Добавь слово»

Дидактическая задача: Учить дополнять предложение с пропущенным глаголом, находить нужное слово по смыслу высказывания.

Описание игры: Игра начинается со вступительной беседы о том, как дети помогают родителям, что они умеют делать. После в гости приходит игрушка, которая рассказывает и рассказывает, что она любит делать. Она начинает предложение, а дети его заканчивают.

43 «Скажи наоборот»

Дидактическая задача: Учить подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы – антонимы.

Описание игры: Воспитатель рассказывает детям историю о Чипполино: он пришёл в детский сад и делать стал всё, что умеют дети. Но он загрустил потому, что не умеет говорить «слова – наоборот», слова с противоположным значением. Я буду называть, а вы с Чиполлино отвечать мне.

44. «Невидимки»

Дидактическая задача: Упражнять в образовании форм второго лица единственного и множественного числа глаголов.

Описание игры: В гости к детям приходит Невидимка. Он говорит, что у него есть шапка – невидимка. Когда он её одевает, то все перестают его видеть. Ребёнок показывает молча любые движения, дети их отгадывают.

45. «Олины помощники»

Дидактическая задача: Упражнять в образовании форм третьего лица множественного числа глаголов.

Описание игры: В гости к нам пришла кукла со своими помощниками. Я вам их покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать кукле. Рассказ о частях тела. Это ноги, что они помогают делать? И т.д. Я читаю стихотворение, а вы подсказывайте, кто помощники куклы.

Оля весело бежит к речке по дорожке, а для этого  нужны нашей Оле?...

Оля ягодки берёт по две, по три штучки, а для этого нужны нашей Оле?...

Оля ядрышки грызёт, падают скорлупки, а для этого нужны нашей Оле?...

Оля смотрит на кота, на картинки – сказки, а для этого нужны нашей Оле?...

После чтения стихотворения беседа: «Кто твои помощники? Что они умеют делать?».

46. «Кто что делает»

Дидактическая задача: Закрепить умение правильно образовывать формы глаголов третьего лица единственного и множественного лица.

Описание игры: Воспитатель рассматривает с детьми игрушки и предлагает описать их внешний вид и говорят, что они любят и умеют делать.

47. «Кто больше назовёт действий»

Дидактическая задача: Активизировать употребление в речи глаголов, закрепить умение образовывать различные глагольные формы.

Описание игры: В гости пришёл, Неумейка и приносит картинки, а дети должны подобрать всевозможные слова, обозначающие действия изображённого предмета или явления.

Что можно сделать с платьем? Что можно сказать о самолёте, что он делает? Что можно сказать о дожде? Что можно сказать о снеге? Что можно сказать о солнце? Что можно делать с куклой?

48. «Кто больше скажет о профессии»

Дидактическая задача: Учить соотносить действия людей с их профессией, соответствующие глаголы с существительными.

Описание игры: Воспитатель называет профессии, а дети называют действия, которые выполняют люди этих профессий.

49. «Сорока»

Дидактическая задача: Научить соотносить глагол и обозначаемое им действие предмета.

Описание игры: Пока нас не было, в детский сад прилетала сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла? Игра продолжается в форме диалога. Сорока, сорока, отдай нам мыльце! Не отдам, возьму себе. И т.д. В конце игры – Ты, сорока, не спеши, ты у деток попроси, все тебя они поймут всё, что надо, подадут. Что ты хочешь сделать, сорока? Почистить, Что ей нужно дать? Погладить, Что ей нужно дать? Покрасить, Что ей нужно дать? И т.д.

50. «Маша обедает»

Дидактическая задача: Учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Описание игры: Обыгрывается стихотворение С.Капутикян «Маша обедает», вместе с детьми.

51. «Чей голос?»

Дидактическая задача:  Учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Описание игры: В гости к детям приходят игрушки, во время диалога воспитатель побуждает детей произносить звукоподражания и образованные от них глаголы. Кукареку! Чей это голос, кто так поёт? Как кукарекает петушок? И т.д.

52. «Не умеют читать»

Дидактическая задача: Учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов, активизировать употребление глаголов движения.

Описание игры: Воспитатель читает детям историю, сопровождая чтение действиями с игрушками.

Дети участвуют и помогают её рассказывать.

53. «Лесенка»

Дидактическая задача: Упражнять в понимании и употреблении глаголов, производных от звукоподражаний.

Описание игры: Воспитатель читает стихотворение Е.Шабад «Стоит на дворе лесенка», сопровождая чтение действиями игрушек. Дети включаются в чтение, отвечая на вопросы текста.

54. «Непослушная кукла»

Дидактическая задача: Активизировать употребление глаголов в речи.

Описание игры: Воспитатель читает стихотворение В.Берестова  и предлагает сказать, что перепутала кукла, что она делает не так.    

Нашей кукле каждый час мы твердим по двадцать раз: «Что за воспитание! Просто наказание!»

Просят куклу танцевать, кукла лезет под кровать. «Что за воспитание! Просто наказание!»

Все играть – она лежать, все лежать – она бежать. «Что за воспитание! Просто наказание!»

Вместо супа и котлет подавайте ей конфет. «Что за воспитание! Просто наказание!»

Ох, намучились мы с ней. Всё не так, как у людей. «Что за воспитание! Просто наказание!»

55. «Оркестр»

Дидактическая задача: Учить образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов.

Описание игры: Воспитатель читает стихотворение Э.Мошковской «Какие, бывают подарки», сопровождая чтение действиями игрушек. Дети отгадывают названия музыкальных инструментов.

56. «Профессии»

Дидактическая задача: Закрепить умение соотносить названия профессий и соответствующие им действия.

Описание игры: Рассматривание картинок, изображающие людей разных профессий. Кто шьёт одежду? Кто её продаёт? Пашет, сеет хлеб – кто? А кто его выпекает? Кто приносит письма? И т.д.

57. «У дядюшки Якова»

 Дидактическая задача: Соотносить глаголы, обозначающие игру на музыкальных инструментах с действиями.

Описание игры: Дети идут по кругу со словами:

У дядюшки Якова семеро детей. Семеро, семеро весёлых сыновей.

Они и пили, и ели, друг на друга не смотрели,

И всё делали вот так, и вот этак, и вот так.

Останавливаются и показывают различные движения, имитируя игру на музыкальном инструменте.

По окончанию определённого действия ведущий спрашивает: «Что делали сыновья?» Дети отвечают, и игра продолжается.

58. «Подскажи словечко»

Дидактическая задача: Учить подбирать нужную форму глаголов, ориентируясь на рифму и смысл стихотворения.

Описание игры: Умейка, хочет прочитать вам стихотворение, но, пока шёл в детский сад, по дороге потерял последние слова. Поможем ему подыскать нужные слова. В четверостишьях последние слова говорят дети. Знакомые стихи в конце игры могут прочитать дети.

59. «Что было бы, если…»

Дидактическая задача: Уметь самостоятельно образовывать формы сослагательного наклонения глаголов, различать их в речи.

Описание игры: Воспитатель читает детям отрывки из стихотворения К.Чуковского «Федорино горе»

Почему все вещи Федоры убежали от неё? Что было бы, если бы дети все игрушки разбросали?

60. «Вот какая мама»

Дидактическая задача: Учить различать глаголы одеть и надеть.

Описание игры: Воспитатель знакомит детей с куколкой. Она только что проснулась. Её надо обуть, во что? Одеть, во что? Воспитатель читает стихотворение Е.Благининой «Вот, какая мама».

61. «Котёнок»

Дидактическая задача: Учить соотносить глаголы и элементы описания с выразительными движениями.

Описание игры: Воспитатель читает стихотворение Е.Благининой «Котёнок» и предлагает изобразить, каким был потерявшийся котёнок и каким стал потом.

62. «Юла»

Дидактическая задача: Соотносить глагол и движение.

Описание игры: Дети кружатся в ритме стихотворения В.Берестова:

Куклы вальс танцуют старый, пара кружится за парой.

А юла, юла, юла пары так и не нашла.

Кто с юлой подружится, тот совсем закружится.

63. «Петушки»

Дидактическая задача: Соотносить глагол и движение.

Описание игры: Дети изображают петушков при чтении стихотворения В.Берестова:

Петушки распетушились, но подраться не решились,

Если очень петушиться, можно пёрышек лишиться,

Если пёрышек лишиться, нечем будет петушиться.

64. «Гуси»

Дидактическая задача: Обогащать речь однокоренными местоимениями.

Описание игры: Воспитатель рассматривает с детьми игрушки или картинки – гуся и гусят.Описывают внешний вид их. Чтение стихотворение В.Берестова:

Тот, кто с гусятами близко знаком, знает: гусята гуляют гуськом.

Тот же, кто близко знаком с гусаком, к ним ни за что не пойдёт босиком.

Показать, как гусята гуляют гуськом, шеи вытягивают, лапками шлёпают, переваливаются.

65. «Заяц – барабанчик»

Дидактическая задача: Формировать умение выделять в речи однокоренныеслова.

Описание игры: Воспитатель читает стихотворение В.Берестова  и задаёт вопрос, как можно назвать зайца, который ворчит и не хочет барабанить без морковки.

За уши зайца несут к барабану. Заяц ворчит: барабанить не стану!

Нет настроения, нет обстановки, нет подготовки, не вижу морковки.

66. «Посидим в тишине»

Дидактическая задача: Учить чувствовать музыку стиха и роль глаголов в ней.

Описание игры:  Воспитатель пускает солнечного зайчика и дети с ним играют. После игры предлагает послушать стихотворение Е.Благининой «Посидим в тишине».

67. «Жучок»

Дидактическая задача: Учить соотносить глагол с выразительным движением.

Описание игры: Воспитатель читает стихотворение Н.Юркова «Жучок» и предлагает изобразить, каким грустным сидел жучок в коробке и как радостно он из неё улетел.

68. «Наш товарищ»

Дидактическая задача: Научить понимать музыку глагольной рифмы, соотносить слово и выразительное движение.

Описание игры: Воспитатель читает стихотворение В.Приходько «Наш товарищ» и предлагает изобразить, каким грустным был новичок, когда пришёл в детский сад, и каким он стал весёлым, играя с машиной.

69. «Вот когда я взрослым стану»

Дидактическая задача: Учить понимать игру слов, развивать чувство юмора.

Описание игры: Воспитатель читает стихотворение В.Приходько «Вот когда я взрослым стану», чтобы дети поняли юмор стиха.

70. «Стиральная машина»

Дидактическая задача: Закрепить умение соотносить глагол с движением.

Описание игры: Воспитатель читает стихотворение В.Приходько «Стиральная машина» и предлагает детям изобразить действия машины.

71. «Пылесос»

Дидактическая задача: Учить соотносить предмет и его характерные действия.

Описание игры: Воспитатель читает стихотворение В.Приходько и назвать, о каком предмете (о чём) в нём говорится.

72. «Оса»

Дидактическая задача: Закрепить умение соотносить слово и выразительное движение.

Описание игры: Воспитатель читает стихотворение В.Приходько «Оса», просит охарактеризовать осу (сказать, какая она); изобразить дружелюбную осу.

73. «Совка – Сплюшка»

Дидактическая задача: Учить эмоционально, отзываться на словестную игру.

Описание игры: Воспитатель читает стихотворение В.Приходько «Совка – сплюшка» и предлагает детям изобразить её.

74. «Рыбаки»

Дидактическая задача: Закрепить умение соотносить смысл глагола с выразительным движением.

Описание игры: Воспитатель читает стихотворение Я.Турана «Рыбаки» и предлагает его инсценировать.

75. «Козлята и зайчик»

Дидактическая задача: Формировать умение составлять рассказ совместно с воспитателем.

Описание игры: Помните сказку, про козу с козлятами? Показ кратко на фланелеграфе. А теперь послушайте, что было потом. И показ сказки детям, позже дети сами придумывают сюжет.

76. «Теремок»

Дидактическая задача: Обучать описанию игрушек.

Описание игры: Воспитатель просит детей выбрать игрушки – зверюшки. И дети инсценируют сказку.

77. «Про кого я говорю»

Дидактическая задача: Развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Описание игры: Воспитатель описывает ребёнка из группы, называя детали его одежды и внешнего вида. Дети называют ребёнка, которого он описывает.

78. «Игры – инсценировки с игрушками»

Дидактическая задача: Учить составлять совместно с воспитателем небольшие рассказы.

Описание игры: Воспитатель предлагает детям различные ситуации, и разыграть их вместе с детьми, используя игрушки.

79. «Кто лучше похвалит»

Дидактическая задача: Учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.

Описание игры: Можно сравнивать два предмета. Воспитатель говорит об одном, а ребёнок – о другом.

80. «Куклы в гостях у детей».

Дидактическая задача: Учить детей называть части тела куклы, предметы ее одежды. Активизировать употребление прилагательных, обозначающих цвет.Соотносить со словом игровые действия с куклой. Протяжно произносить звук «а» в звукоподражательных словах.

Материал: 6—8 новых кукол в разной одежде, чайная посуда (чашки, блюдца, ложки, чайник, сахарница, молочник). Кукол заранее рассадить по разным местам в раздевалке, но так, чтобы дети не заметили.

Описание игры: Часть первая, ознакомительная - Воспитатель (обращаясь к детям). Мне показалось, что к нам кто-то пришел. Пойдите в раздевалку, посмотрите, пожалуйста. (В раздевалке дети обнаруживают кукол и приносят их в группу.) Какие красивые куклы! (Обращаясь поочередно к нескольким детям.) Как зовут твою куклу? Оля? Света? Нравится она тебе? Какого цвета волосы у куклы Светы? Черные? Умеет Света разговаривать? Послушаем, что она говорит? (Мама.) А как зовут твою куклу? Какого цвета у нее волосы? Что она говорит? Куколка открыла глаза. Какого цвета глазки у нее? Марина, а какого цвета  глазки у твоей Алены? А у твоей, Аня, какого? У куклы Тани глазки синие-синие, как цветы васильки. И у твоей куклы, Нина, глазки синие, как васильки? А у твоей, Лена, какого цвета? Саша, у твоей куколки какого цвета рот? (Красный.) Алеша, и у твоей Кати рот красного цвета? И у твоей? У куклы Насти платьице в цветочек. (Далее уже дети сами сообщают цвета одежды кукол)

Часть  вторая,  игра - Воспитатель. Уложим кукол спать, покачаем и споем песенку: «А-а, аа-а. Спи, куколка, баю-бай». (Дети качают кукол.) Можно тихонько походить, покачать кукол, напевая: «Аа-а, аа-а, баю-бай, баю-бай».Поспали куклы. Проснулись. Напоим их теперь чаем, но прежде посадим за стол. (Дети рассаживают кукол в игровом уголке, за обеденным столом.) Какая посуда нам нужна? (Дети приносят чайные наборы, разыгрывается чаепитие.Воспитатель включается в игру и подсказывает игровые действия тем детям, кто в этом нуждается.) Кукла Таня пьет чай из чашки. Ваня положил сахар в чай и размешал ложечкой. Где сахар? В сахарнице. Кто хочет, может добавить в чай молока. Молоко в молочнике. Возьми, Петя, молочник и налей в чай немножко молока. Выпили. Салфеткой вытрем ротик. Вот салфетки, в салфетнице. А теперь уберем посуду. Вымоем ее. (Далее сюжетно-дидактическая игра переходит в свободную сюжетно-ролевую: дети причесывают кукол, умывают, укладывают спать и т. п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме :"Развитие речи средствами дидактических игр во второй младшей группе ДОУ."

1) Понятия : развитие речи и дидактическая игра2) Примеры занятий по развитию речи средствами дидактической игры:Занятие 1Занятие 2Занятие 3Занятие 4...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

Игры на развитие речи Младшая группа

Игры, которые мы вам предлагаем, направлены на развитие речи ребёнка,  на развитие речевого дыхания, они помогают развивать правильную речь вашего ребёнка.«Наши уточки с утра…»Игра помогает разви...

Специальные игры и занятия по развитию речи у детей раннего возраста учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)

Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малыше...

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий во второй младшей группе методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

   Опубликовано 03.03.2021 – 21:26 Янова Ирина АлександровнаПлан по  самообразованию во второй младшей группе.Тема по самообразованию во второй младшей группе.«Развит...