Мастер- класс "Составление рассказа по собственным рисункам детей"
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Ворожейкина Анжелика Анатольевна

Метод сотворчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vorozheykina_master_klass.docx49.75 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 90»

Мастер – класс на тему:

Составление рассказа по сюжетным картинкам

                                                             Подготовила и провела:

                                                                          воспитатель Ворожейкина А.А.

г.о. Саранск

Тема: Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Педагог мастер:  Ворожейкина Анжелика Анатольевна

Дата проведения: 9.04.2015

Время проведения: 13.00

Место проведения: внутри МАДОУ

Продолжительность мастер-класса: 1 час

     Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.

     Задачи:

обучающие - обучение участников мастер-класса конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов

развивающие - демонстрация умения педагога-мастера проектировать успешную деятельность обучающихся; активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;

воспитательные - рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

    Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество, познание, физическая культура, музыка, социализация, ознакомление с художественной литературой.

     Оборудование: компьютер (магнитофон), мольберт, кукла «Весна», солнце, наборное полотно с деталями (признаки весны), детские рисунки, сюжетные картинки, мяч.

     Раздаточный материал: конверты с заданиями. 

     Форма проведения: совместная деятельность.

     Методические приемы: показ, беседа, игра, моделирование, рассказ, сюрпризный момент.

                                               Ход мастер-класса:

     Вводная часть (5 мин)

                                Приветствие педагогов – участников.

     Актуализация. Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка, является развитие связной речи. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие нашу речь. Инновационные формы работы над рассказом и пересказом позволяют детям более эффективно усвоить предлагаемый материал, сократить временной интервал, повысить познавательный интерес ребенка, за счет использования новых приемов удается создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность, активизировать не только речь и память, но и воображение, логическое мышление, творческое начало.

     Тема моего мастер – класса: « Составление рассказа по сюжетным картинкам » в подготовительной группе. Именно этот вид работы актуален и  вызывает трудности у ребят в детском саду на занятиях речевого развития и при поступлении в школу.

     Цель таких НООД: научить детей выстраивать сюжет в логически верной последовательности, затем по этому сюжету составить рассказ, развить связную речь путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок.

     Задачи: образовательные – формировать умения рассматривать картинки, выявить последовательность, установить связь между ними; научить исправлять деформированный сюжет путем перестановки сюжетных картинок; обогащать словарь прилагательными и глаголами с помощью проговаривания и подбора к существительным;

развивающие – развивать внимание, мышление, воображение, умение грамматически правильно и логически последовательно строить свои предложения;

воспитательные - учить внимательно слушать воспитателя, не перебивать товарищей, воспитывать любовь к природе.

     Различают несколько традиционных видов составления рассказа по сюжетным картинкам:

1.Расстановка картинок в логической и временной последовательности.

Цель: научить детей выстраивать сюжет в логически верной последовательности, затем по этому сюжету составить рассказ

2.Восстановление специально пропущенного звена.

Цель:  учить восстанавливать пропущенную картинку в сюжете, развивать внимание, логическое мышление, совершенствовать поисковую активность детей.

3.Придумывание дополнительной картинки в начале или в конце серии.

     Цель: развивать воображение, мышление, фантазию.

     Показ педагогам серии сюжетных картинок.

     Время от времени дидактический материал нужно обновлять, можно придумать новый вариант работы.

     Сегодня я предоставлю свой вид работы по обучению составления рассказа по собственным рисункам детей. Этот метод называется сотворчество.

     Цель: обучение детей составлению рассказа с использованием собственных рисунков (заранее нарисованных).

     Задачи: образовательные – учить детей составлять рассказ по выполненным рисункам, формировать навыки самостоятельного рассказывания по наглядной опоре, создавать сюжет в логически правильной последовательности, формировать лексико-грамматический строй речи,

развивающие – развивать воображение и фантазию детей, опираясь на рисунки, развивать умение подбирать для рассказа подходящие факты и события, совершенствовать поисковую активность детей, формировать навыки связного последовательного рассказа с опорой на свои рисунки;

воспитательные – воспитывать внимание к своей речи, активность, стимулировать желание придумать оригинальную интересную для слушателей историю.

     Эти задачи я реализую в ходе НООД по теме обучение рассказыванию по собственным рисункам в подготовительной группе.

       Основная часть (35 мин)

      Я представляю вам ход НООД по обучению составления рассказа по собственным рисункам детей о весне .

     Я попрошу участников, пройти на ковер, встать в круг и сделать психогимнастику (проводится под спокойную музыку, звуки природы весной).

 Цель: создать положительный настрой, устранить замкнутость, снять усталось.

- Давайте подарим друг другу улыбку. Пусть наша добрая улыбка согреет всех своим теплом.

     Затем использую для активизации внимания организационный момент.       Вводится персонаж солнце ( вывешиваю на мольберт нарисованное солнце).

- Дети, к нам на занятие заглянуло солнышко. Какое оно? ( Веселое, лучистое, желтое ,весеннее, теплое).

   Затем я загадываю загадки:

- А сейчас я вам загадаю загадки и вы узнаете кто будет у нас гостить на занятии.

Сошли снега ,Шумит вода, Всё оживает, Когда это бывает? (весной) 
Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает, Когда это бывает? (весной)
Беседа по теме.

 Цель: уточнить и расширить знания детей по теме «Весна», активизировать словарь детей.

- Какое время года наступило? 
- Какая сейчас весна? (прекрасная, солнечная, теплая, красивая) 
-После, какого времени года пришла весна? 
- Какое время года наступит потом? 

- А теперь пройдем за столы  ( смена деятельности).

     Затем использую сюрпризный момент.

Цель : вызвать у детей интерес к занятию, поднять настроение.

Стук в дверь. Заходит Весна под музыкальное сопровождение звуков природы весной ( вносится кукла Весна).

- Здравствуй, Весна, мы тебе очень рады. Дети тебя любят и встречают  стихами.

 Цель: учить детей хорошо запоминать текст, читать стихотворение выразительно, воспитывать любовь к художественному слову.

- Весна, ребята, принесла волшебную корзинку, где приготовила нам задания в конвертах под номерами.

Раздаю участникам (детям) конверты.

Цель: заинтересовать детей, развивать логическое мышление на основе раскодировки информации карточек.

-Ребята, чтобы узнать, чему будет посвящено наше занятие, нужно открыть конверт № 1.

Участники (дети) находят конверт № 1. Читают слово, написанное на листе бумаги. «Весна»

      Сообщение темы занятия

- Сегодня наше занятие будет посвящено прекрасному времени года - ВЕСНЕ.

 Актуализация полученных знаний

- Назовите весенние месяцы.

- Весна какая? (Дети называют слова-признаки.)

- Назовите родственные слова к слову весна ( весенний, веснушка, веснянка)

- Скажите, как в народе говорят о марте, апреле, мае. Что происходит особенное в каждом месяце весны. (Говорят о приметах каждого месяца, определяют раннюю и позднюю весну).

     В ходе беседы выбираю из ранее нарисованных рисунков детей рисунки о весне и выставляю на мольберт  к соответствующему месяцу и примет этого месяца.

     Цель: уточнить и расширить знания детей по теме «Весна», учить знать и называть признаки весны, расширить и активизировать словарь детей по данной теме; закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; существительных с числительными; учить образовывать от слова родственные слова.

    Динамическая пауза. Провожу подвижную игру « Веснянка» под музыку на ковре.

     Цель: давать выход запасам энергии ребенка, развитие  координации движений, повысить положительный настрой и укрепить психоэмоциональное здоровье, развитие навыков общения, развивать быстроту реакции.

     Подвижная игра «Веснянка». - Давайте позовем солнышко к нам в гости. Пусть оно скорее приходит и радует нас!

Солнышко, солнышко, (идут по кругу, взявшись за руки) Золотое донышко. Гори. Гори ясно, Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (бегут по кругу на носочках)

Прилетело сто грачей, (бегут, взмахивая руками как крыльями)

А сугробы тают, тают, (медленно приседают)

А цветочки подрастают. (тянутся вверх, встав на носочки, подняв руки).

       Затем дети садятся на свои места.

     - Пора открыть конверт под № 2. Как вы думаете что это? (Кисть для рисования).

     - Мы с вами сейчас превратимся в художников. Будем рисовать весеннюю картину. Но мы будем необычные художники, мы будем составлять картину из деталей. Картина получится полной, если вы мне назовёте приметы весны.

     Использую наглядное моделирование.

    На мольберт выставляется картина (наборное полотно весна)

     На каждую названную детьми примету, на наборное полотно выкладываю соответствующую деталь (солнце, проталина, травка, цветы, ручей, птицы, животные) .

     Цель: учить детей использовать наглядное моделирование, замещать реальный предмет плоскостной деталью, расставлять события в правильной последовательности и находить ошибки в неправильной последовательности действий, продолжать расширять знания о приметах весны.

 - Какая главная примета весны?

- Солнце  какое?

- Солнце что делает?

- Назовите ещё приметы.

- Небо какое?

- Снег какой?

- Снег что делает?

- Снег тает, что появляется?

- Что вырастает на проталинах?

- Травка какая?

- Ручьи какие?

Весенние ручьи что делают?

- Что происходит с деревьями?

- Расскажите про птиц.

- Что происходит весной с животными?

     С каждой названной приметой весны плоскостные детали выкладываются на наборное полотно.

- Какая замечательная весенняя картина у нас получилась! Вы настоящие художники.

      Затем провожу дидактическую игру « Продолжи предложение » с мячом.

     Цель:  развивать логическое мышление, фразовую речь, умение строить сложное предложение; формировать внимательное отношение к деятельности, связанной с мышлением.

      Педагог кидает мяч в руки и говорит слова по своему выбору, начинает предложение, дети ловят мяч и бросают  обратно воспитателю, придумывая конец предложения. 

      Составление рассказа по сюжетным рисункам детей.

    - Остался у нас последний конверт № 3, откройте его и посмотрите что там (глаза и рот).

- Что означает эта карточка? ( посмотреть и рассказать)

- Художниками мы уже были, а сейчас будем писателями.

- Кто такие писатели?

       Затем предлагаю участникам составить рассказ по рисункам о весне и оформить книжку – малышку для Весны.

     Цель: продолжать формировать умение составлять рассказ с опорой на сюжетные картинки, учить детей составлять рассказ по выполненным рисункам, формировать навыки самостоятельного рассказывания по наглядной опоре, создавать сюжет в логически правильной последовательности , правильно строить свои предложения, стимулировать желание придумать оригинальную интересную для слушателей историю,   развивать связную речь, обогащают словарный запас детей, развивать мыслительные процессы, формировать лексико-грамматический строй речи.

- Мы с вами все вместе придумаем рассказ о весне по  рисункам.

- Что такое рассказ? (Рассказ - это когда предложения стоят по порядку, "дружат", понятно, о чём говорится, можно в голове "нарисовать" картинку.)

- Какие части есть у каждого рассказа? (Начало, середина, конец.)

- А теперь посмотрите на рисунки, расположите их в логической временной последовательности и составьте рассказ.

- В какое время года произошла эта история? Что изображено на каждом рисунке?

- Наше первое предложение как раз будет посвящено весне. Составьте предложение про весну, чтобы подходило к теме нашего рассказа.

- Рассказывать будем по порядку. Будьте внимательны.

Участники - педагоги составляют рассказ по цепочке. Педагог- мастер помогает и задает наводящие вопросы.

- У каждого рассказа должно быть название. Название бывает коротким, но в нём должно быть передано главное из истории.

     Придумывание название рассказа «Весна - красна». Затем оформляем книжку – малышку и дарим Весне. Весна уходит.

    Подведение итогов занятия, оценка деятельности.

- Ребята, что для вас было самым трудным на занятии? Что понравилось больше всего? А вот что я думаю о вашей работе на занятии.

      Заключительная часть (5 мин).

     Уважаемые коллеги, в ходе сегодняшнего мастер – класса мы вместе с Вами реализовали  поставленные задачи и достигли цели в умении составления рассказа детьми по собственным рисункам, использовали новый прием работы сотворчество.

   Выводы

   Данная работа оказала эффективность речевого развития у дошкольников средствами обучения детей рассказыванию с помощью приема сотворчества:

1.Использование своих рисунков в рассказывании положительно повлияло на речь детей, что говорит о перспективности данного вида работы.

2.Система  работы дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность.

3.Использование упражнений, дидактических и развивающих игр способствует  появлению в речи детей логики и последовательности изложения.

    Благодаря развитию умственных способностей на основе дидактических и развивающих игр, использованию различных методов составления рассказа по сюжетным рисункам дети смогли достигнуть такого результата.

Рекомендации

-активно используйте прием сотворчество

-давайте возможность детям использовать все образы креативного поведения (пантомимические этюды по содержанию текста, игры - драматизации);

-применяйте многовариативность речевых средств (пословицы, фразеологические обороты, скороговорки, метафорические загадки);

-используйте моделирование  как эффективный метод обучения детей рассказыванию, а модели как дидактическое средство.

   Мы рекомендуем педагогам и родителям активнее использовать моделирование и сотворчество в развитии речи детей.

Таким образом,

1.Формирование лексико-грамматического строя речи через авторские дидактические игры и предметно-развивающую среду, а также использование наглядного моделирования  способствует развитию речевой активности, обогащает словарный запас детей, устраняет ошибки грамматического характера.

2.Составление рассказов по рисункам детей способствуют развитию связной речи, обогащают словарный запас детей, развивают мыслительные процессы, формируют умение составлять рассказ с опорой на сюжетные картинки, учат детей составлять рассказ по выполненным рисункам, формируют навыки самостоятельного рассказывания по наглядной опоре, создавать сюжет в логически правильной последовательности, правильно строить свои предложения.

     Из этого следует, что работа над предложением, составлением рассказов, использование авторских дидактических игр, наглядного моделирования и предметно-развивающей среды являются самыми существенными в развитии  лексико – грамматического строя  и связной речи.

Результат проведенного мастер - класса:

     Проведению мастер-класса способствовало: накопление достаточной базы знаний, умений, навыков и материала по обучению детей рассказу  не только используемыми традиционными формами, но и интересными более эффективными (прием сотворчество) ; желание передать накопленный опыт другим специалистам, тем самым повысить качество образования в МАДОУ.

     Приятно было видеть живой интерес воспитателей к новому материалу, на занятии прозвучало много вопросов (А всегда ли использовать данные формы работы или можно их сочетать с традиционными? Что можно применять в группе ежедневно? Оптимальное количество детей с применением данных форм работы? и т. д.).

       Мастер - класс собственного опыта работы позволил мне самоутвердиться, повысить педагогическое мастерство, выйти на более высокий уровень творческой активности.

     Рефлексия

     В процессе мастер-класса мне показалось, что вы заинтересовались данной технологией, с удовольствием включались в деятельность на каждом этапе. Это моё мнение.

     А теперь, я хочу узнать ваше мнение. Предлагаю Вам выразить своё отношение к моему выступлению при помощи картинок «солнце», «туча», «молния».

Был интересным и полезным -  поднимите картинку солнце

Не вызвал ни какого интереса – картинка туча

Скучно, не интересно – картинка молния.

Спасибо за внимание.

 

                                             

Литература

  1. Васильева С.А., Мирясова В.И. «Тематический словарь в картинках».
  2. Глухов В.П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием»
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Зима», «Весна», «Осень».
  4.  Курицына Э.М., Тараева Л.А. «Большая книга занятий по развитию речи»

     5.Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит»

 




 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нескучное занятие (заучивание стихов с помощью собственных рисунков)

В этой брошюре  предлагаются схематические рисунки, используемые на занятиях по заучиванию стихов, которые позволяют быстро, легко, а главное в увлекательной для детей форме исключать пробл...

«Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению рассказов по собственным рисункам»

Проект совместной деятельности педагога с детьми Тема:  Обучение рассказыванию по собственным рисункам детей старшей группыЦель:  обучение составлению  рассказов с использованием с...

«Азбука дорожной безопасности. Семейные сказки и рассказы по ПДД с использованием рисунков детей».

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма актуальна и злободневна. Поскольку маленькие дети – особая категория пешеходов и пассажиров, у них отсутствует защитная психологическая реакци...

Конспект Непосредственно – Образовательной Деятельности в старшей группе. Тема: Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку.

Цели:Коррекционно-образовательная:—  учить детей составлять описательные рас­сказы о людях, используя их портреты и фо­тографии.Коррекционно-развивающие:—  развивать моно...

Фотоотчёт неделя пожарной безопасности. Рисунки детей по "Рассказу о неизвестном герое"

Цель мероприятия - формировать у детей представления о героизме через художественно творческую деятельность, воспитывать эмоционально - положительное отношение к героям в стремлении быть похожими на ...

НОД тема занятия «Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку»

Конспект занятия на тему «Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку»...

НОД по речевому развитию в старшей группе. Составление рассказа по собственному рисунку «Мы здоровыми растем»

Закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением;- Развивать у детей монологическую речь в составлении небольших рассказов из личного опыта,- Формировать у детей пред...