Использование малых форм фольклора с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по развитию речи на тему

Шивина Елена Германовна

Малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, частушки, потешки и др.) – это формы, впитывающие в себя веками народную мудрость, величайший народный опыт. Благодаря своей особенной организации, использованию средств выразительности, эти формы помогают передать народу свое отношение к тому или иному предмету или явлению. Они фиксируют опыт народной жизни во всем ее многообразии. И самое главное то, что используя в своей речи все распространенные малые фольклорные формы, дети учатся описывать предмет, давая ему более яркую характеристику, через содержательность и лаконичность вышеуказанных форм.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shivina_e.g.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Использование малых форм фольклора с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням. Культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство – то, время, когда возможно подлинное. Искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Дошкольное образовательное учреждение- первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

В настоящее время мы можем наблюдать увеличение числа детей с общим недоразвитием речи. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Одним из методов, активно разрабатываемых логопедами, психологами и педагогами в последние  10 лет и применяемых в работе с детьми с общим недоразвитием речи, является использование произведений устного народного творчества. Фольклор является универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. В детском устном народном творчестве находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов. Детских творческих возможностей.

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую  целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров устного народного творчества. Фольклор – это художественная педагогика. Это та система этического и речевого развития детей с помощью литературы и искусства, которую еще только пытаются осуществить некоторые экспериментальные студии  и школы искусств, и которая кажется нам порой элитарной, недоступной для всех. А здесь, в фольклорном воспитании,  это заложено изначально.

Все начинается с поэзии повествования - колыбельных песен, пестушек и потешек. Колыбельные песни - это заговоры - обереги, основанные на магической, гипнотической силе воздействия слова и музыки. На их способности успокоит, оберечь, охранить.

Давно замечено, что собственно детское народное творчество - скороговорки, загадки,  заклички, приговорки, дразнилки, считалки отличается удивительной поэтической изощренностью.  С их помощью, возможно, развивать фонематический слух. Так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка. Его лаконичность. Приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей. Способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. Необходимо отметить особую значимость фольклора в адаптационный период ребенка в детском саду. Он скучает по дому, маме, еще не может хорошо общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Симпатию к пока еще мало знакомому человеку- воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Это вызывает у ребенка радость, желание повторить их.

Потешки помогают и при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания. И в процессе игровой деятельности. Все это помогает детям запомнить и воспроизводить в дальнейшем веселую потешку. А затем использовать ее во время сюжетно- ролевых игр. Это значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи.

Для полного использования развивающегося потенциала устного народного творчества мы применили эти произведения в режимных моментах с целью создания благоприятной речевой среды, так как это одно из условий речевого развития детей. В первую очередь, отобрав доступные детям по содержанию и языку, для этой цели мы использовали пословицы. Важным условием использования пословиц и поговорок является уместность чувствовать. Что это именно те слова, с помощью которых можно наилучшим образом выразить свою мысль, остановить хвастуна, насмешника. Дать меткую характеристику человеку или его деятельности. Пословицы открывают детям некоторые правила поведения. Моральные нормы, с их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие. Таким образом. Они являются нашими верными помощниками в формировании нравственных качеств детей, и прежде всего трудолюбия и дружеских отношений друг к другу.

Рекомендуем один раз в неделю во второй части занятия по родному языку планировать работу с пословицами, причем формы и методы работы должны быть самыми различными. Например, игры - соревнования по рядам: кто больше скажет пословиц. Дидактическая игра «Продолжи пословицу» воспитатель говорит начало пословицы, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает.

Постепенно задания должны усложняться. Детям раздаются картинки, а они называют подходящую пословицу. Затем предложить детям подбирать пословицы по смыслу: о честности, храбрости, матери и т.д. Используя в своей работе данные методы и приемы, мы заметили, что постепенно дети сами начали употреблять выражение народной мудрости в нужной ситуации. В повседневной жизни также широко использовали и загадки. Предметность, контрастность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. В своей работе мы предлагали детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. Данные формы фольклора вносят определенную «живинку» в занятия они заставляют по-новому взглянуть на  или иные предметы.

Нами была организована работа по развитию у детей навыков речи- доказательства и речи- описания посредством загадки. Чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, надо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Для этого можно организовать соревнование «»Кто правильнее докажет, кто полнее и точнее докажет, надо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений, заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более полными.

Следуя данной системе, загадывая детям загадки, мы повторяли их по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделяли признаки. Предлагали ребятам план доказательства путем последовательной постановки вопроса в соответствии со структурой загадки. Например «У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается без воды?  Кто любит рыбкой полакомится и мышек ловит? Про кого эта загадка?»

Сознание отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору доказательств развивает самостоятельность и оригинальность мышления.

В процессе работы с малыми формами фольклора были замечены такие изменения : -у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх- потешки, самостоятельно организовывают народные игры- забавы с помощью считалок;

- заметно расширился словарный запас детей, активно идет работа над автоматизацией звуков, произошли изменения в звукопроизношении, речь стала более связной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра – как одна из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является ...

Направления и формы логопедической работы по развитию связного речевого высказывания с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье описываются  направления и формы логопедической работы по развитию связного речевого высказывания с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Использование ИКТ в лексических темах на занятиях с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Коррекция  речевых нарушений  у дошкольников с ОНР – это продолжительный, кропотливый  и сложный процесс....

Бабушкина Р.Л., Березницкая Т.А., Кислякова О.М. Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях логопедической ритмикой с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

На современном этапе развития Российского дошкольного образования особое внимание уделяется развитию личностных качеств дошкольника через системно-деятельностный подход и включение информационно-комму...

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

На современном этапе идет активный поиск межпредметных связей и использованию их в дифференцированном коррекционном обучении. Поэтому встал вопрос об использовании интегрированного подхода в проведени...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье раскрыта технология коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, используя индивидуальный образовательный маршрут....

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА - КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

laquo;Игра имеет важное значение в жизни ребёнка…Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе, когда подрастёт. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре&he...