КОНСПЕКТ НОД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: " Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Минина Наталья Николаевна

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО - ПЕРИОД НАИБОЛЕЕ ИНТЕНСИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .  ОВЛАДЕНИЕ ПРИЕМАМИ  РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦЕЙ ЗНАЧИТЕЛЬНО СОКРАЩАЕТ ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ И ОДНОВРЕМЕННО РЕШАЕТ ЗАДАЧИ,НАПРАВЛЕННЫ НА : РАЗВИТИЕ  ОСНОВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ,ВНИМАНИЯ, ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_dlya_detey_6.docx162.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного  занятия для детей старшего возраста на тему: «Зимующие птицы»

 Составила : Минина Наталья Николаевна . МБДОУ №67 г. Ангарск . Иркутская область

 Цели:

  • Активизация и актуализация словаря по теме: «Зимующие птицы» (зима, зимующие птицы, птица, снегирь, синица, ворона, голубь, воробей, дятел, свиристель,, крыло, перо, хвост, оперение; прилетать, голодать,  замерзать, ).
  • Совершенствование навыка пересказа. Автоматизация правильного произношения и дифференциация свистящих, шипящих и сонорных звуков в сказке.

Развивающие цели:

  • Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного и слухового внимания и восприятия, общих речевых навыков, артикуляционной и тонкой моторики, памяти и мышления.

 Воспитательные цели:.

  • Воспитание на занятии навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности, бережного отношения в природе.

 Оборудование.

Мольберт,  иллюстрации «Зимующие птицы», аудио-проигрыватель, CD с записью звуков зимнего леса, бумажные шапочки, силуэты зимующих птиц, резиновый мяч среднего размера, искусственные ёлочки, ветки рябины, гнездо с птенцами, дупло для совы,  

Мнемотаблица к стихотворению. М. Пляцковского  «Декабрьское».

 Ход занятия

Организационный момент. Звучит музыка П. Чайковского «Зимнее утро».  Воспитатель приглашает детей  в группу .

Воспитатель: «Сегодня мы все вместе отправимся в очередное путешествие. Мы побываем в сказке «Как сорока клеста судила». Для того, чтобы попасть в сказку, нам нужно оказаться в зимнем лесу. Давайте представим, что мы оделись, встали на лыжи и вот теперь выходим на лыжню».

Под музыкальное сопровождение дети двигаются по кругу, изображая бег на лыжах. 
«Вот мы и в лесу. Снимайте лыжи, проходите на полянку и садитесь на пенечке».



 Игра «Назови птиц».  «Ребята, назовите зимующих птиц, которых можно встретить в зимнем лесу».

  Ответы детей : ( снегирь, синица, дятел, свиристели, сорока).

Воспитатель: Почему мы их называем зимующими?

 Ответы детей: Они  остаются с нами на зиму. Птицам холодно и голодно зимой. Как мы можем им помочь?

Давайте поиграем в игру с мячом « Кого чем угостим?»

Воробья – крошками.

Синицу – салом.

Снегиря – рябиной.

Голубя – семечками.

Свиристеля – пшеном.

Упражнение «Раздели на слоги».

Воспитатель: Ребята , вы вспомнили много названий зимующих птиц. Молодцы!. А теперь разделите их нас слоги».

 Дети по - очереди делят название птиц на слоги.
1-й ребенок. Сне- гирь. В этом слове 2 слога.
2-й ребенок. Си-ни- ца. В этом слове 3 слога. И т.д..

 Упражнение «Большой - маленький». Игра с мячом.

Воспитатель: «Ребята, я вам буду говорить про большую маму-птицу, а вы - про птенчика».

Словарная работа: Снегирь - снегирек, воробей-воробушек, сова-совенок,  клест – клестик . ворона – вороненок,

 Воспитатель: Послушайте  рассказ   про клеста с показом иллюстрации

 Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик.  Ты видел такой клюв-крестик у других птиц – воробьев, гусей, уток, куриц, голубей? Нет? Правильно, не видел и не увидишь!!! Такой клюв есть только у клестов! Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь!  Поэтому если увидишь в лесу или парке зимой птичку с клювом-крестиком, то знай — это клёст. Никогда его с другими птичками не перепутаешь!

Но не только своим клювом-крестиком знаменит клёст! 

Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать.

Строят клесты  свой зимний домик для птенчиков – свое гнездо из сухих еловых веточек, мха и лишайников, мягких корешков. А чтобы теплее оно было, выстилают внутри шерстью и перышками. Толстые стеночки должны быть у этого гнезда, чтобы малыши в нем не замерзли. Строит гнездо самочка – мама будущих птенчиков. А самец – папа–клест ей помогает. Теплый прочный дом получается у клестов! Не страшны в таком домике ни мороз, ни вьюга!

Мороз на улице такой, что люди даже в парках не гуляют, домой поскорее спешат. А мама-птичка в это время сидит на гнезде, никуда с него не улетает. В гнезде у нее  3-4 мелких яйца, из которых скоро ее маленькие детки — клестята вылупятся.  Две недели сидит мама будущих клестят на заснеженных ветках. Нельзя ей улетать – надо птенцов высиживать!

А как же питается в это время мама, если она с гнезда улететь не может? Кто же кормит ее в это время? (дайте время малышу подумать и попытаться найти ответ на вопрос) Конечно, помогает маме в это время папа – клест, который приносит ей корм и заботится  о ней.

Когда появляются на свет клестята, мама  тоже от них не отходит ни на минутку – сидит на клестятах и их согревает своим телом.

Воспитатель: Понравился вам рассказ. Что вы узнали нового ?

Вопросы к детям. Как можно узнать клеста ? ( по клюву , он у него  в форме крестика) . Из чего строят гнездо клест?  Кто появляется зимой у клестов? Как заботятся родители о своих птенцах? )  ( Ответы детей)

 Физкультминутка  «Снегири»
Вот на ветках посмотри, Хлопать руками по бокам.
В красных майках снегири. Наклонять голову в сторону. 
Распушили пёрышки, На первое слово каждой строчки частое
Греются на солнышке. потряхивание руками, на второе-хлопок по бокам.
Головой вертят, улететь хотят. Повороты головы.
Кыш! Кыш! Улетели! Дети разбегаются по комнате, взмахивая руками,
За метелью! За метелью! как крыльями

 Воспитатель:  Ребята , расскажите стихотворение  по мнемотаблице

 «В декабре метели пели, прилетели свиристели

На рябине ночевали, всю ее переклевали

А за ними снегири 33 и 33

Дверь тихонько отвори, вон их сколько, посмотри!

Вечереет. На заре птицы снова на дворе.

Прилетайте поскорей, с вами зимы веселей!

Воспитатель :  Молодцы ребята!  А сейчас послушайте сказку «Как сорока клеста судила».

 Проводится драматизация сказки «Как сорока клеста судила».

 (  Детям кто участвует в сказке одеть шапочки)

 Воспитатель:  Одна  девочка отправилась на прогулку в зимний лес. Тишина в лесу. Спит лес под толстым снежным одеялом. Склонили головы берёзы в белых шапках, согнули под тяжестью снега свои лапы ёлки. Вдруг – шум, хлопанье крыльев, трескотня. Это сорока-белобока с разлёту шлёпнулась на ветку ёлки, тряхнула с неё снег, затрещала, застрекотала. Из-под тяжёлой еловой лапы выглянул клёст.

 Клест  :  Слушай, не шуми, не трещи! Не пугай моих птенцов!

Сорока :  Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клёст, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено выводить весной. Эй, птицы, слетайтесь все сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков.

Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец-снегирь и уселся нам ветку рябины.

 Снегирь: Что за шум? За что клеста судить? – спросил он.

Клест: Да вот, сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.

 Снегирь:  И холодов не боишься?

 Клест: нет. Мы гнездо делаем очень толстое, из мелких веточек, утепляем его шерстью, перьями, прячем среди еловых веток. Туда клестиха и откладывает яйца.

Тут рядом со снегирём приземлился свиристель.

 Сверистель : А вдруг даже в таком тёплом гнезде яйца замёрзнут? – поинтересовался он.

  Клест: Нет клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.

 Синица: А как же она питается? – спросила синица, которая давно уже качалась на ветке берёзы и слушала разговор.

 Клест: Я ей семена из еловых шишек ношу, почки ёлки и берёзы

 Дятел: Молодцы, клесты! Не страшатся морозов, — включился в разговор дятел, прицепившийся на ствол ели. – Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное – так же любят еловые семена, как и я.

Из дупла на дубе вылезла тётушка-сова и сказала:

 Сова: Я хоть и плохо вижу днём, зато всё хорошо слышу. Молодцы клесты! К весне их клестята на крыло встанут. А знаете, сколько ёлок вырастет из семян, что они уронили?

- Не права ты, сорока, — сказал снегирь.

- Трещишь без толку, — поддержала его синица.

- Не за что клеста судить, — поставил точку дятел.

Тут все птицы зашумели, загалдели. Сорока махнула на них крылом и улетела. А девочка, которая наблюдала за этой историей, улыбнулась, порадовалась за клеста и пошла домой.

Беседа по сказке.

Как называется сказка, в которой мы сегодня побывали?

За что сорока собралась судить клеста?

Поддержали лесные птицы сороку?

А с какими птицами мы встретились в сказке?

Что вы узнали из сказки о жизни клестов?

 Воспитатель: У вас на листиках изображены  клест и дятел. Вы должны выбрать одну птицу, обвести её по контуру, а потом заштриховать сверху вниз.  Клеста  обводить синим карандашом, а дятла – красным.

Дети обводят и закрашивают картинки

Организация окончания занятия.

Вот и приблизилось к завершению наше путешествие. В какой сказке мы побывали?

О каких птицах эта сказка?

Чем мы занимались на занятии?

Постарайтесь рассказать эту сказку маме и папе и нарисовать картинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: "Зима. Зимующие птицы"

Открытое мероприятие конкурса педагогического мастерства "Лучший воспитатель Калининского района" 1 тур...

Конспект занятия НОД в логопедической группе по познавательно-речевому развитию «Ребенок и окружающий мир». Тема : «Зимующие птицы»

данный конспект направлен на решение следующих задач:Образовательные:- уточнить и закрепить представления детей о зимующих птицах;- подвести к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, ...

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» для детей с ОНР Тема: "Зимующие птицы"

Конспект по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе на тему « Зимующие птицы »

                             "  Загадки Тётушки Сороки "...

Конспект НОД по речевому развитию с детьми раннего возраста на тему: «Зима».

Конспект НОД способствует развитию речи в игровой форме и направлен на всестороннее развитие детей раннего возраста....

Конспект НОД по Речевому развитию детей с нарушением слуха. Тема: «Зима. Зимние забавы»

Конспект НОД по Речевому развитию детей с нарушением слуха.Тема: «Зима. Зимние забавы»Цели: Повторить приметы зимы. Повторить известный словарь. Сформировать целостное восприятие представл...

Конспект НОД по Речевому развитию детей с нарушениями слуха. Тема: «Зима»

Конспект НОД по Речевому развитию детей с нарушениями слуха.Тема: «Зима»Цели: Повторить приметы зимы. Повторить известный словарь. Сформировать целостное восприятие представление о зиме и ...