Сценарий образовательной ситуации по развитию речи "Учимся составлять письмо"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Сценарий образовательной ситуации по формированию умений составлять рассказ с помощью плана-схемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_uchimsya_sostavlyat_pismo.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной ситуации

в подготовительной к школе группе

Тема: «Учимся составлять письмо»

Педагог: Катмакова Ирина Львовна

Основная цель: Формирование умение детей составлять рассказ с помощью плана- схемы.

Задачи:

образовательные:

-совершенствовать умение составлять рассказ на заданную тему, используя план в виде схематичных рисунков,

-расширять словарь детей за счёт имён прилагательных и однокоренных слов;

развивающие:

-развивать диалогическую речь, умение задавать вопросы;

-развивать мыслительные операции (анализ и сравнение),

Воспитательные:

-воспитывать желание помочь, поделиться своими знаниями,

-воспитывать любовь к родной природе, умение видеть её красоту.

Демонстрационный материал:

Картины с изображением зимы в России и в Южной стране, картинки-схемы (формат А5), мяч, глобус, музыкальный центр

Раздаточный материал: листы бумаги, карандаши.

Сценарий итоговой образовательной ситуации:

1.Введение в игровую ситуацию.

Цель: Заинтересовать детей в совместной деятельности.

Требования:

  • Ситуация, вкдючающая детей в игровую деятельность;
  • Обращение к личному опыту детей;
  • Создание условий для возникновения у воспитанников потребности включения в

деятельность

-Дети, к нам сегодня пришли гости посмотреть, как интересно мы проводим время. Поздоровайтесь и познакомьтесь с ними.

-Я позвала вас всех вместе, потому что на адрес нашего детского сада пришло письмо. Посмотрите. (Читаю адрес на конверте)

-Это письмо для нас? Почему вы так считаете? (это наш адрес и мы подготовительная группа)

-Присядьте на ковёр, а я прочитаю вам письмо. (Текст прилагается)

-Мальчик Ролан ещё прислал вам фотографию. Как вы думаете, в какой стране живёт Ролан? (В Египте) Где находиться страна Египет? Посмотрите на глобус и вспомните. (Африка)

- Ролан написал, что ему стало грустно. Отчего же он загрустил? (хочет увидеть нашу зиму, но не может)

- Как вы считаете, надо ему помочь? (да).

- Вы хотите помочь Ролану? (Да)

- Как мы можем сообщить ему о нашей зиме? (рассказать, нарисовать, послать фотографию и др.)

-Я помогу вам написать письмо буквами, а вы поможете его составить. Но для этого нужно подготовиться. Необходимо так составить письмо, чтобы Ролан, читая его, смог ясно представить нашу зимушку. Вы готовы потрудиться? (да)

2.Актуализация знаний в игровой ситуации.

Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания

Требования:

  • соответствие используемых игр цели занятия;
  • индивидуальные затруднения в играх;
  • ситуация успеха в совместной деятельности.

 Игра «Закончи предложение».

- Сейчас мы сравним нашу зиму с зимой в Египте. Я называю предложение без последнего слова. Кто догадается, что нужно добавить, поднимите руку. Я вам брошу мяч, и вы скажете слово.

В Египте зимой тепло, а в России…

В Египте зимой идёт дождь, а в России…

В Египте зимой покрывает землю песок, а в России …

В Египте зимой растения цветут, а в России….

В Египте зимой носят легкую, тонкую одежду, а в России…

Создание эмоционального фона разговора.

-Я знаю, что вы с нетерпением ждёте наступления зимы. Чем она вам нравится? (дети высказывают своё мнение)

-Мы с вами даже песню разучили про наши развлечения. Встаньте в круг и спойте эту песню. (Песня «Что нам нравиться зимой.»)

- Теперь мы можем приступить к составлению письма, садитесь и начинайте…

3. Затруднение в игровой ситуации.

Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.

Требования:

  • Создание ситуации затруднения;
  • Фиксация в речи причины затруднения.

- Почему вы не можете составить письмо? (потому что не умеем, никогда не составляли писем)

- Можно сказать, что у вас возникло затруднение? (да)

- Давайте подумаем, как нам быть.

4. Открытие нового знания 

Цель: формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин.

Требования:

  • Организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
  • Фиксация нового знания в речи и знаково;
  • Создание ситуации успеха.

-Чтобы написать письмо, надо подумать, о чем мы будем рассказывать.  В нашем рассказе все должно быть последовательно.

- Что может нам помочь составить письмо? (картинки о зиме).

- Нам помогут карточки-схемы, которые лежат на столе. Встаньте поудобней, чтобы всем было видно.

-Письмо начинается с приветствия, найдите схему «приветствие».

 Теперь найдите схему-рисунок, который объясняет, с чего начинается зима

(термометр, показывающий низкую температуру).

-Какой рисунок покажет, что нам нужно одеваться тепло? (карта-схема с изображением ребенка в зимней одежде).

-Затем поставьте карточку, которая поможет рассказать о снеге, зимней природе (детям дается возможность выбора картинки)

Показ детям карты-схемы с изображением перечеркнутой снежинки, предлагается подумать:

- О чем мы составим предложения по этой схеме? (о том, что снега зимой очень много, его убирают специальными машинами).

-Посмотрите, что вам напоминает схема с санками и лыжами? (зимние забавы, игры)

- Расскажите, как вы развлекаетесь зимой (строим снежные горки, катаемся с горки на лыжах, санках).

- Вы хотите что-то спросить у Ролана о зиме в Египте? (да)

Подберите схему, которая может это обозначать (изображение со знаком вопроса)

- Как вы думаете, чем должно заканчиваться письмо? (прощанием, добрыми пожеланиями). Дети подбирают соответствующую карту-схему.

-Вот мы и составили план, который поможет нам написать подробное, интересное письмо для мальчика Ролана.

Предложить детям повторить план, по которому составляется рассказ.

5.Включение нового знания в систему знаний.

Цель: формирование умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач.

Требования:

  • Соответствие используемых игр цели занятия;
  • Индивидуальные затруднения в играх;
  • Ситуация успеха в совместной деятельности

Детям предлагается разбиться на пары, сесть за столы.

-Порядок рассказа перед вами (на доске) в виде схем.

По каждой картинке вы называете свое предложение, которое придумаете вместе, работая в паре.

-Чтобы наш рассказ получился интересным, понятным Ролану, надо в предложениях использовать те красивые слова, которые мы знаем о зиме.

 -Приступаем к составлению письма, я буду записывать буквами, а вы – схемами. Чьё предложение выберем, тот и будет его диктовать.

(запись детей ______ ______ ______.)

Совместная работа детей и воспитателя.

-Послушайте, какой рассказ у нас получился (читаю письмо)

6. Итог.

Цель: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили ее достичь.

Требования:

  • Организация анализа детской цели;
  • Фиксация нового знания в речи;
  • Определение выполнения взрослой цели.

- Вам понравилось наше письмо? (понравилось)

- Зачем мы его написали? (чтобы рассказать мальчику Ролану о том, какой бывает зима в России)

 - Мы смогли помочь мальчику? (да, помогли)

 - Как вы думаете, сможет Ролан теперь представить русскую зиму? (да)

 - А вы чему-то научились сегодня? (составлять рассказ, письмо по плану)

 - Что помогло нам составить такой интересный и последовательный рассказ? (схемы, карточки, план)

 - Было трудно? (да, нет)

 - Где вам пригодится это умение? (в школе, писать письма друзьям)

 -Я рада, что вы сегодня научились составлять рассказы, письма с помощью плана (схемы). Теперь вы сможете составить письмо для друзей, рассказать о чем-то интересном.

Текст письма:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ролан. Мне 6 лет. Недавно в телепередаче я услышал, что в России наступила зима, выпал снег. Я никогда не видел снега. Мне стало очень грустно. Расскажите, пожалуйста, какая бывает зима у вас, какой бывает снег. Очень жду вашего ответа.

Примерный рассказ детей:

Зимой в России очень холодно. Температура опускается намного ниже ноля градусов. Поэтому все надевают теплую одежду, шубы и теплые куртки. Зимой выпадает много снега. Он покрывает землю пушистым мягким ковром. Блестящий снег лежит на деревьях, крышах домов. А в городе на дорогах работает снегоуборочная техника. Мы строим из снега крепость, горки и лепим снеговиков. Мы катаемся со снежной горы на санках и лыжах. По льду все катаются на коньках. Нам нравиться зима, потому что всем весело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий образовательной ситуации Образовательная область «Физическое развитие» «Зимние виды спорта»

Сценарий образовательной ситуации Образовательная область «Физическое развитие»группа общеразвивающей направленности (5-6 лет)«Зимние виды спорта»...

Сценарий образовательной ситуации по развитию речи в подготовительной группе «Осенняя ярмарка. Сад – огород».

Цель: Закрепить, обобщить и систематизировать понятия «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»....

Сценарий образовательной ситуации по развитию речи в подготовительной группе «Осенняя ярмарка. Сад – огород».

Цель: Закрепить, обобщить и систематизировать понятия «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»....

Сценарий образовательной ситуации по развитию речи Рассматривание картины «Делаем машину»

Возрастная группа: первая младшаяТип образовательной ситуации:  «Открытие нового знания»Цель: создание условий для формирования устной речи и культуры речевого общения....

Сценарий образовательной ситуации для детей старшей группы "Письмо от Феи Знаний"

Сценарий образовательной ситуации для детей старшей группы. Цель: обучение звуковому анализу слова, изменению окончаний существительных в соответствии с числом (единственным, множественным)....

Сценарий образовательной ситуации по развитию речевой грамотности на тему: «Мама любимая моя!»

Сценарий образовательной ситуации по развитию речевой грамотности на тему: «Мама любимая моя!». Дети  учатся решать проблемные ситуации в ходе игровой деятельности. у детей формируетс...