Упражнения на разитие слухового внимания
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

"Играем-речь развиваем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_na_razitie_sluhovogo_vnimaniya.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие слухового внимания

Где стучали?

Ребенок сидит с закрытыми глазами, а взрослый стучит чем-нибудь в любом месте. Ребенок должен показать место, откуда слышался звук.

Что звучало?

Берем погремушку и колокольчик. Издаем звук поочередно этими предметами. Просим ребенка закрыть глаза и отгадать, что звучало.

Что звучало?

Демонстрируем ребенку звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Ребенок слушает и запоминает, как звучит каждый инструмент, потом закрывает глаза и определяет на слух, что звучало. Можно заменить инструменты стаканом, чашкой, чайником и постучать по ним ложкой. Главное, чтобы ребенок установил разницу в звучании.

Кто позвал?

Один ребенок поворачивается к другим спиной. Любой из присутствующих окликает его по имени. Ребенок должен указать на того, кто его позвал.

Что звучало?

Берем погремушку, колокольчик или любую другую звучащую игрушку. Ребенок сидит с закрытыми глазами, издаем звук поочередно этими предметами справа, слева, сзади, спереди, над ним. Ребенок, не открывая глаз, показывает направление, откуда исходит звук.

Слушай и делай

Взрослый дает ребенку следующие, к примеру, команды: «Подойди к окну и подними руку», «Встань лицом к двери и поставь руки на пояс», «Положи правую руку на пояс, а левую – на голову» и т. д.

Слушай внимательно

Шепотом за экраном (либо ребенок слушает, закрыв глаза) взрослый дает ребенку какое-нибудь поручение, которое тот должен выполнить.

Послушай, и повтори

Взрослый шепотом за экраном произносит слова по теме, а ребенок вслух повторяет их.

«Телефон»

Взрослый тихо говорит ребенку название трех деревьев (животных), а он шепчет эти названия на ухо следующему и т. д.

Какое слово отличается от других?

Осень, осень, носим, осень.

Хлопни, как я

Взрослый производит по 3, 4, 5 хлопков с разным набором пауз, а ребенок повторяет за ним.

Делай, как скажу, а не как покажу

Взрослый говорит одно, а делает другое. Ребенок выполняет то, что говорит ему взрослый.

Будь внимателен

Взрослый дает ребенку 2-3 поручения (например, «Возьми игрушку, положи ее в коробку, а из коробки достань мишку и зайку. Мишку поставь на стол, а зайку - под стол». При выполнении этих заданий внимание ребенка обращается на употребление предлогов.

Послушай, и сделай

Ребенок слушает только инструкции взрослого (без демонстрации движений) и выполняет физические упражнения.

«Дятел»

Взрослый отстукивает разные ритмы (.   …   ., … . .. и т. д.), а ребенок повторяет за ним. Затем они меняются ролями.

Взрослый отстукивает разные ритмы в быстром темпе (.   …   ., … . .. и т. д.), а ребенок повторяет за ним.

Взрослый отстукивает разные ритмы, чередуя тихие и громкие удары. Ребенок должен повторить за ним.

Кто сказал?

Ребенок закрывает глаза, а кто-нибудь из детей называет одного из детенышей домашних животных. Ребенок должен угадать, кто говорил.

Какое слово отличается от других?

Цыпленок, цыпленок, утенок, цыпленок.

Поземка, поземка, повозка, поземка.

Шубка, шубка, шубка, ступка, шубка.

Каток, платок, каток, каток.

Рука, рука, щека, рука.

Самолет, самолет, самосвал, самолет.

Колесо, колосок, колесо, колесо.

Молоток, потолок, молоток, молоток.

Солдат, солдат, комбат, солдат, солдат,

Бабушка, бабочка, бабушка, бабушка, бабушка.

Весна, весна, волна, весна, весна.

Подснежник, валежник, подснежник, подснежник.

Гусеница, лиственница, гусеница, гусеница.

Колесо, колесо, колосок, колесо.

Какое слово не подходит?

Мороз, морозный, моросит, заморозил.

Будь внимателен

Шепотом за экраном взрослый произносит фразы типа: «Подойди к Вите и дотронься до его левой ноги», «Подойди к Кате и дотронься до ее правого уха».

Определи на слух самое короткое слово

Строитель, каменщик, дом, стекольщик.

Сосулька, оттепель, май, проталина.

Доченька, дочурка, дочь, дочка.

Роза, подснежник, мак, ландыш.

Определи на слух, какое слово самое длинное

Дом, груз, винт, экскаватор, кран, склад.

Бомба, пуля, граната, мина.

Какое слово длиннее?

Медвежонок, ежонок.

Какие пары слов похожи по звучанию

Дом – изба, весна – десна, лопата – грабли, посадка – насадка.

Определи на слух

Взрослый называет слова, а ребенок поднимает руку только тогда, когда услышит названия животных: жираф, граф, проходил, крокодил, зебра, швабра, папаха, черепаха, газель, попугай, каравай.

Подскажи словечко

В сказках жили в теремах;

Мы теперь живем в домах.

Любим пить по воскресеньям

Чай с малиновым … (вареньем).

И в столовой, и на кухне, в ресторане – и везде:

Если варят – то в кастрюле, жарят – на … (сковороде).

В деревянные дворцы

Возвращаются … (скворцы).

Ночью светит нам она,

Белолицая … (луна).

Утром выглянем в оконце –

Нам навстречу светит … (солнце).

Нам подскажут вес весы,

А который час - … (часы).

Быть мне нужно очень колкой:

Как иначе шить … (иголкой).

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет

Винтокрылый … (вертолет).

Закурлыкали вдали, улетая…(журавли).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития слухового внимания у детей

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста. С помощью этих простых игр Вы сможете сделать Ваших детей более внимательными и собранными, научите их слушать устную инструкцию, расширите словарны...

Игры и упражнения на развитие слухового внимания. Для детей старшего дошкольного возраста.

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. Поэтому в детском саду большое внимание уделяет...

Упражнения на развитие слухового внимания у детей 2-4 лет

Предлагаю следующие упражнения на развитие слухового внимания:1. Обращайте внимание на "домашние звуки". Спрашивайте: "Что там шумит?" (миксер, холодильник, стиральная машина...).2. Привлекайте вниман...

Упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха

Подборка упражнений для работы с дошкольниками...

Родительская копилка.Комплекс упражнений по развитию слухового внимания,слуховой памяти и фонематического слуха детей (от 1 до 3 лет)

Данный буклет способствует повышению  компетентности родителей в речевом развитии детей.Удобен в применении (родительский уголок,родительское собрание и т.д.), содержит ряд доступных упражнений в...

Упражнения для развития слухового внимания,слухового восприятия и слуховой памяти.

Создание психологической готовности к вызыванию звука речи как части подготовительного этапа....