Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Гаврилина Елена Михайловна

 Данная работа посвящена коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста, в частности  формирования произносительной системы родного языка  вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (фонетико - фонематическое недоразвитие   речи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_narusheniya_rechi.docx52.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                              Е.М. Гаврилина

                                                          воспитатель НДОУ – детский сад №149 ОАО РЖД

Коррекция  нарушений  фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста.

     Нарушения звуковой стороны речи у дошкольников являются самыми распространенными расстройствами речи и проявляются преимущественно в дефектах звукопроизношения и искажениях звукослоговой структуры слова.

Нарушения фонетической стороны речи у детей обусловлены целым комплексом факторов: несформированностью речеслухового восприятия, недостаточностью речевой моторики, несовершенством моторного программирования речевого акта, особенностями аналитико-синтетической деятельности этих детей.

 Учитывая особенности симптоматики и механизмов нарушений звукопроизношения у дошкольников можно выделить следующие стадии коррекционной работы:

Первая стадия (предварительная).  Цель:  подготовить слуховую, моторную и зрительную систему к последующей работе над звуками.

Вторая        стадия. Цель: уточнение артикуляторного и акустического образа, выделение из речевого потока правильно произносимых звуков.

Третья стадия.  Цель: коррекция нарушенных звуков речи (автоматизация, дифференциация)

   На предварительной стадии коррекционная работа проводится по следующим направлениям:

  1. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти;

    Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение.

Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов коррекционной работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, в повседневной жизнедеятельности.

Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).

Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

В процессе занятий ребенок должен, прежде всего, приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе  сравнения собственной речи с речью окружающих.

Всю систему коррекционной работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

Первый  этап - узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

На первых занятиях предлагается  детям послушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Автомашина.) Кто кричит? (Мальчик.) и т. д.

Затем детям дается задание внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из помещения соседней группы, из кухни, зала и т.д.

Далее   проводятся   игры:  

1.        Воспитатель назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Потом прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т. д.) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется - тихо.

Эту игру целесообразно повторять на многих занятиях. Чтобы поддерживать у детей интерес, можно варьировать звуки, направляющие поиски ребенка, например, ударять в бубен, звенеть колокольчиком, хлопать в ладоши, стучать молоточком по столу и т. п. Необходимо, чтобы сила звука менялась плавно: от сильного к среднему и тихому.

  1. Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

3. Педагог расставляет на столе несколько предметов (или озвученных
игрушек). Манипулируя с предметами (стучит карандашом о стакан, гремит
коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно слушать и запоминать, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети отгадывают, что звенит или гремит.

Эту игру можно варьировать, увеличивая количество предметов (игрушек), заменяя их  новыми,   постепенно усложняя для детей  задачу определения  звуков.

Последние варианты этой игры должны быть такие: в ряд ставят несколько игрушек или предметов. Слева направо каждый последующий предмет должен все больше быть похож по звучанию на предыдущий. Например, стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая, деревянный бочонок. Количество звучащих предметов надо постепенно увеличивать от двух до пяти.

5. Воспитатель  знакомит детей со звуками, которые издают различные предметы: мяч, ударяясь о пол; шарик, перекатываясь в стеклянной банке, керамической кружке; газета, если ее разрывать, и т. д. Затем эти же действия, но в другой последовательности он производит за напольной ширмой. Дети должны,  полнее и точнее рассказывать, что они слышат каждый раз.

Второй        этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале
одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр:

1.        Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его звал.

Последний вариант усложнения этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится.

2.         Воспитатель показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как - когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок.

Затем дети мяукают по сигналу воспитателя: «близко» или «далеко».

Дальнейшее усложнение игры должно состоять в том, что дети будут различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего.Педагог объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Каждый ребенок по очереди мяукает, изображая страх, а водящий отгадывает.

  1. Педагог выставляет перед детьми трех медведей (игрушки или картинки): большого, среднего, маленького. Затем рассказывает сказку «Три медведя» (в сокращенном варианте), произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Дети угадывают медведей.
  2. Детям раздают картинки с изображениями домашних животных - взрослых и детенышей: коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и др. Воспитатель произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом («Му-у», «Бе-е», «Хрю-хрю» и т.д.). Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.

Третий этап - различение слов, близких по звуковому составу.

На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Вначале проводится такая игра:

Взрослый показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом» и т.д. Затем  воспитатель показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага - пумага - тумага – пумака - бумака» и т.д. Услышав неверно сказанное педагогом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

Усложнение этих игр-упражнений может также состоять в том, что дети будут реагировать на неверно сказанное слово не хлопками, а подниманием кружка из цветного картона. Сначала воспитатель предлагает детям, услышав неверное слово, поднимать красный кружок, в дальнейшем - красный, если заметят ошибку, и зеленый, если слово произнесено верно. Последний вариант игры в большей степени способствует развитию у детей внимания.

   2. Педагог выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т. д. Затем он называет 3-4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке  (в одну линию или в столбик - в зависимости от инструкции).

Четвёртый этап — дифференциация слогов.

На данном этапе детей учат различать слоги.

Педагог произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на-но-на;  ка-ка-га-ка;  па-ба-па-па  и т. п.

Пятый этап - дифференциация фонем.

На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например с такой игры: педагог  раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.

Затем игра усложняется. Варианты игры:

  1. Педагог произносит звуки кратко;
  1. детям раздают вместо картинок кружки трех цветов, объясняют, что красный кружок соответствует,  например, звуку а,  желтый -  звуку и, зеленый - звуку у;
  2. в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например о, ы, э, на которые дети не должны реагировать.

Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

Шестой этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
   Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трехсложные слова. Педагог должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова   разной  сложности,   как  выделять  при  этом  ударный  слог.

Далее проводится анализ гласных звуков.

  1.  Детям раздают по нескольку одноцветных кружков. Педагог произносит один, два или три гласных звука, например а, ау, иоу и т. п. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес педагог.
  2.   У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например красного, желтого, зеленого. Педагог  уславливается с детьми, что красный кружок обозначает звук а, желтый - звук у, зеленый - звук и. Затем он произносит сочетания из этих звуков — сначала по два звука: ау, уи, уа, аи, затем по три: ауи, аиу, уиа, уаи, иуа, илу. Дети раскладывают на столах кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке.

Примерно так же проводится анализ всех остальных гласных звуков.

Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук. (Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.) Для этой цели проводится такое упражнение:

Дети по одному выходят к столу воспитателя и вынимают из конверта картинки (подобраны воспитателем заранее), громко, четко называют их, выделяя последний звук. Затем ребенок повторяет этот звук отдельно.

На взрывные согласные могут быть следующие картинки: кнут, кот, паук,

каток, танк, мак, жук, лук, веник, паук и т. д.

Это упражнение можно варьировать, постепенно усложняя задания, например:

  1. дети раскладывают картинки на наборном полотне так, чтобы в одной стороне оказались предметы, названия которых оканчиваются на звук т, а в другой - на звук к;
  2. воспитатель показывает детям картинки (по одной) и называет их, опуская последний звук, например: «Тан., пау., вени.» и т. д. Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил педагог.

2.  Развитие  речевой моторики;

На первой стадии развитие речевой моторики проводится по следующим направлениям: развитие мимических движений, развитие движений нижней челюсти, языка, губ.

Развитие движений мышц лица:

Необходимость развития этих движений обусловлена тем, что у детей особенно при стертой форме дизартрии, наблюдается слабый тонус лицевых мышц, невыразительная мимика, что приводит к нечеткости и смазанности речи.

Примерные упражнения: закрывание глаз, зажмуривание обоих глаз, зажмуривание правого, левого глаза, оскаливание зубов, надувание щек, задувание свечи и др.

С целью развития лицевых мышц рекомендуется имитация мимических движений с использованием картинок.

Вначале детям предлагается рассмотреть картинку. Педагог описывает ситуацию, изображенную на картинке, сопровождая описание мимическими движениями:

  1. Дети загорают. День солнечный и теплый. Дети лежат на песке с закрытыми глазами, им приятно и тепло. Представьте себя на пляже. Спокойно закройте глаза. Щеки, лоб, губы расслаблены. Вам приятно.
  2. Мама подарила дочке куклу. Девочка очень довольна, она улыбается. Улыбнемся вместе с девочкой.
  3. Люди едут в автобусе. Мы видим на картинке, что мальчик сидит, а бабушка стоит. Это очень плохо, нам это не нравится. Мы нахмурились, опустили брови.
  4. Девочка ест кислый лимон, она морщится. Сделаем так, как будто и мы едим кислый лимон.
  5. В зоопарке мальчик впервые увидел жирафа. Он очень удивился, что у жирафа такая длинная шея. Удивимся и мы: поднимем брови, раскроем глаза.

Гимнастика для губ и щек:

  1. Надувание обеих щек одновременно.
  2. Надувание щек попеременно.
  3. Втягивание щек в ротовую полость.
  4. Сомкнутые губы вытягиваются вперед трубочкой (хоботком), а затем возвращаются в нормальное положение.
  5. Оскал: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.
  6. Чередование: оскал-хоботок (улыбка-трубочка).
  7. Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.

Гимнастика для челюстей:

  1. Опускание и поднимание нижней челюсти.
  2. Движение нижней челюсти вправо.
  3. Движение нижней челюсти влево.
  4. Попеременное движение нижней челюсти вправо

и влево.

Гимнастика для  языка:

  1. Высовывание широкого языка «лопатой», своими боковыми краями язык касается углов рта. Если широкий язык не получается, то предлагается похлопать по спинке языка шпателем, «пожевать» язык (можно произносить при этом пя-пя-пя, мя-мя-мя), сильно подуть на высунутый язык, протяжно произнести звук и или улыбнуться.
  2. Высовывание языка жалом. Если это движение не сразу удается, предлагают просунуть кончик языка между сжатыми и вытянутыми губами, потянуть язык за отодвигаемым пальцем или карандашом, двигать кончик языка вправо и влево.

3.        Поочередное высовывание языка то «лопатой», то

«жалом».

  1. Высунуть язык, сделать язык сначала «лопатой», а затем «жалом».
  2. Сильное высовывание языка изо рта, а затем наиболее возможное глубокое втягивание его вглубь  ротовой полости так, чтобы кончик языка стал незаметным.
  3. Движения высунутого языка вправо и влево (маятник).
  1. Круговое облизывание губ кончиком языка (слизать варенье с губ).

8.        Облизывание зубов под верхней и нижней губой (почистить зубки).

9.        Поднимание и опускание широкого кончика языка на верхнюю, на нижнюю губу.

  1. Упереть кончик языка да правую, а затем в левую щеку, надавить на бугорок (пощелкать орешки).
  2. Посчитать зубки с внутренней стороны.

3. Развитие ручной моторики

Важность развития ручной моторики у детей с нарушениями речи обусловлена тесным взаимодействием в развитии ручной и речевой моторики. Исследования М. М. Кольцовой показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых зон коры головного мозга осуществляется под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. В связи с этим, совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и в целом развитию речевой функции.

Развитие ручной моторики у дошкольников имеет большое значение и для подготовки этих детей к овладению письмом.

Упражнения на статическое воспроизведение положений пальцев рук, воспроизведение образов предметов с помощью пальцев:

«Крыша дома»        

Ладони соприкасаются кончиками пальцев, образуя угол. Большие пальцы соединены внизу, образуя горизонтальную линию.

«Флажок»

Четыре пальца руки (кроме большого) соединены вместе. Ладонь расположена вертикально, мизинец вверху, большой палец опущен вниз перпендикулярно остальным пальцам.

«Лодочка»

Ладони прижаты друг к другу со стороны мизинцев. Кончики пальцев соприкасаются. Сверху ладони раскрыты. Большие пальцы расположены горизонтально.

«Пароходик»

В отличие от предыдущего упражнения, большие пальцы подняты вверх.

 «Коза»

Вытянуть указательный палец и мизинец левой руки. То же движение выполняется пальцами правой руки, далее -  пальцами обеих рук.

«Очки»

Образовать два кружка большим и указательным пальцами обеих рук, а затем соединить их.

«Стол»

Левая рука согнута в кулак, а правая рука лежит на ней горизонтально.

«Птичка пьет  водичку»

Пальцы левой руки слегка согнуты в кулак. Указательный палец левой руки опускается в отверстие.

«Цветок»

Ладони находятся в вертикальном положении, нижние части ладоней прижимаются друг к другу, пальцы раскрыты и слегка округлены.

«Улитка»

Правая рука лежит на столе вниз, указательный и средний пальцы вытягиваются вперед, остальные пальцы сгибаются.

«Солнечные лучи»

Руки скрещиваются перед грудью, пальцы расставлены.

«Елка»

Ладони прижимаются тыльной стороной друг к другу, пальцы скрещиваются.

«Кошка»

Средний и безымянный пальцы смыкаются с большим. Указательный палец и мизинец подняты вверх.

 «Курочка»

Ладонь расположена горизонтально. Большой и указательный пальцы соединены. Остальные пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом состоянии.

Упражнения на координацию и динамическую организацию движений:

 «Пальчики  здороваются»

Кончик большого пальца левой руки «здоровается», поочередно касаясь кончиков указательного, среднего и безымянного пальцев этой же руки.

То же упражнение выполняется пальцами правой руки.

То же упражнение выполняется одновременно пальцами правой и левой руки.

Пальцы левой руки поочередно «здороваются» с пальцами правой руки (большой с большим, указательный с указательным и т. д.)

«Оса»

Поднять правую руку, сжатую в кулак, а затем выпрямить указательный палец и вращать им.

То же упражнение проводится указательным пальцем левой руки.

Затем совершаются одновременные движения указательными пальцами обеих рук (осы).

«Дети  бегут»

Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

То же упражнение проводится пальцами левой руки.

То же упражнение проводится одновременно пальцами обеих рук.

«Игра на рояле»

Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола.

Одним пальцем: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1.

Двумя пальцами: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2, 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.

 «Поочередное  сгибание  пальцев»

Последовательно сгибать пальцы правой руки начиная с большого пальца.

То же упражнение, только сгибать пальцы начиная с мизинца.

То же упражнение пальцами левой руки.

«Поочередное  разгибание  пальцев»

Согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их начиная с большого пальца.

То же упражнение, только разгибать пальцы начиная с мизинца.

Те же упражнения выполняются пальцами левой руки.

Согнуть пальцы правой и левой руки в кулак, и одновременно последовательно выпрямлять пальцы, начиная с большого пальца.

Выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца.

«Лесенка» (индийская игра)

К кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца левой руки. Затем кончик указательного пальца левой руки соединяется с кончиком большого пальца правой руки. Далее все движения повторяются. Движения начинаются на уровне груди, а затем руки поднимаются все выше и выше.

Игру можно проводить также большими и средними пальцами, большими и указательными пальцами.

Каждое из приведенных выше упражнений может быть использовано также и для развития кинестетических ощущений. С этой целью детям предлагается выполнить упражнение с закрытыми глазами. Рекомендуются задания на воспроизведение положений пальцев, первоначально заданное педагогом. Ребенок закрывает глаза, логопед ставит его пальцы в определенное положение. Затем ребенок воспроизводит это положение другой рукой или той же рукой после определенной паузы.

С целью развития ручной моторики используются также
упражнения, сопровождающиеся стихотворениями, известные народные пальчиковые игры.

Пальчиковые игры:  «Апельсин», «Моя семья», «Пять малышей», «Котята», «Засолка капусты», и т.д. (см. в приложении)

Кроме описанных выше приемов, для развития ручной моторики используются следующие:

- раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамидок, чашечек, кубиков и др.);

- составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на 2 части, потом на 3, на 4. Первоначально картинки складываются по образцу, в дальнейшем - по памяти;

 - обведение контуров предметных изображений;

- раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами;

- вырезание цветных полосок, фигурок по контурам;

- расстегивание пуговиц, шнурование;

- работа с мозаикой;

- работа с пластилином.

4. Развитие дыхания

В начальный период предварительного этапа проводится работа, прежде всего, над развитием длительного выдоха без участия речи. Необходимо следить за тем, чтобы при выполнении дыхательных упражнений дети не поднимали плечи, не напрягали излишне мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. Воспитывается нижнереберное, диафрагмальное дыхание.

Можно использовать следующие игровые упражнения.

«Пилка дров»

Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.

«Погреться на морозе»

Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Надуй игрушку»

Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через рот и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.

«Листья  шелестят»

Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу: «Подул ветерок» - дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонялись и шелестели.

«Бабочки»

Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены нитками к «полянке». Логопед предупреждает, что продвинуть бабочку можно только на одном выдохе. По сигналу: «Красная бабочка полетела» - дети дуют на бабочек красного цвета и т. д.

«Снежинки  летят»

На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из легкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу: «Снежинки полетели».

 «Задуть свечу»

Логопед зажигает свечу и по очереди подносит к детям. По сигналу: «Тихий ветерок» — дети медленно и длительно выдыхают, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу: «Сильный ветерок» - дети стараются на одном выдохе задуть свечу.

«Покатать  карандаш»

Детям предлагают вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш.

«Костер»

Логопед кладет перед детьми картинку (или макет) костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать «угасающий костер», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

«Чайник  закипел»

У каждого ребенка пузырек с узким горлышком диаметром 1-1,5 см. По сигналу: «У Саши чайник закипел» — один из детей (Саша) дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.

В дальнейшем проводится развитие речевого дыхания: сначала на гласных (развитие голоса), а затем на длительном выдохе вводится речь.

Развитие речевого дыхания и голоса.

После того как у детей сформировался плавный длительный выход, вводятся голосовые упражнения. "Необходимо обращать внимание детей на различную силу, высоту и тембр голоса. С этой целью можно рекомендовать такие, например, игровые упражнения.

«Эхо»

Детей распределяют на две группы. Одна из групп - «эхо». Первая группа детей громко произносит гласные звуки - а, о, у или сочетания гласных: ау, у а, оа, ао, уи. Вторая группа «эхо» - тихо повторяет. Затем группы меняются ролями.

«Вьюга»

Перед детьми сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу: «Вьюга начинается» - дети тихо гудят: «У-у-у...» По сигналу: «Сильная вьюга» -дети громко произносят: «У-у-у...» По сигналу: «Вьюга затихает» - дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу: «Вьюга кончилась» - замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать (или заменить) движениями руки: горизонтальное движение руки - дети говорят тихо, движение руки вверх - усиление голоса, движение руки вниз - уменьшение силы голоса.

«Дует ветер»

Дети водят хоровод. Педагог сопровождает движения рассказом: «Утром дети идут в детский сад. Светит солнце. Дует тихий ветерок: «В-в-в...». Произносится тихо. - «Как дует тихий ветерок?» Дети останавливаются и повторяют тихо: «В-в-в...». Дети идут домой. Подошли к дому, и вдруг подул сильный ветер: «В-в-в...». Произносится громко. - «Как дует сильный ветерок?» Дети громко повторяют.

Вызывают интерес у детей и игры со звукоподражанием.

«Лесенка»

Перед детьми на доске - картинка с нарисованной лесенкой. По ходу игры педагог ставит на каждую перекладину фигурку определенного животного. Дети воспроизводят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса. «На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнюю ступеньку прыгнула большая собака и залаяла». Дети произносят низким и громким голосом: «Ав-ав-ав». «На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала». Дети произносят более тихим и высоким голосом: «Мяу-мяу». «На третью ступеньку вскочил петух и громко запел». Дети произносят громким и высоким голосом: «Ку-ка-ре-ку». «На четвертую ступеньку прилетел жук, сел и зажужжал». Дети произносят низким и тихим голосом: «Ж-ж-ж». «На пятую ступеньку села пчела и запела песенку: «З-з-з». Дети произносят тихим и высоким голосом: «З-з-з».

«Корова и телята»

Детям предлагается сюжетная картинка «На лугу ». Дети распределяются на две группы. Воспитатель обращается к первой группе: «На лугу пасутся коровы. Они зовут своих телят. Как они зовут их?» Дети первой группы произносят низким голосом: «Му-му». «Коровам отвечают телята. Как они отвечают?» Воспитатель обращается к детям второй группы. Дети отвечают высоким голосом: «Му-му». Затем группы меняются ролями.

Аналогично проводятся игры на звукоподражания другим животным: «Кошка и котята», «Курица и цыплята» и т. д.

«Кто как кричит?»

У детей картинки с изображением домашних животных. Педагог обращается к детям: «Поселились в домике животные», - затем подходит к одному из детей, стучит около его картинки и спрашивает: «Тук-тук, кто в домике живет?» Если у ребенка кошка, он отвечает: «Мяу-мяу». «Кто это?» - спрашивает педагог. Дети отвечают: «Кошка» - и т. д.

Закрепление речевого дыхания в процессе речи 

В процессе развития речевого дыхания на длительном плавном выдохе вводятся речевые упражнения.

«Цветы»

Педагог ставит в вазу букет знакомых детям цветов (живых или бумажных с запахом). Дети называют их. Затем по очереди вынимают какой-либо цветок, нюхают его и на одном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно увеличиваются. Например: «Хорошо пахнет. Роза хорошо пахнет. Роза очень хорошо пахнет».

«Добавление  фразы»

Воспитатель проводит беседу по сюжетной картинке. Произносит короткую фразу. Дети должны повторить фразу, дополняя ее одним словом. Предлагается произносить фразу на одном выдохе. Например: «Девочка катает (коляску). Мальчики играют (в мяч). Мама несет (сумку). Папа переходит (дорогу)».

Для развития и закрепления правильного речевого выдоха используются короткие стихотворения. Дети заучивают стихотворение, а затем по очереди на одном выдохе произносят по одной строчке стихотворения.

Примерные стихотворения:

Вот какой у нас арбуз -                          Замечательный на вкус!              

Даже нос и щеки                        

Все в арбузном соке.

Рекомендуется использовать инсценировки по известным сказкам: «Репка», «Три медведя», «Колобок», «Теремок» и др.

На второй стадии коррекционная работа проводится по следующим направлениям:

1. Развитие артикуляторной моторики

На второй стадии продолжается развитие кинестетических ощущений, уточнение движений языка, губ. При этом совершенствуется выполнение артикуляторных упражнений первого этапа, а также вводятся в работу более сложные артикуляторные упражнения.

Дополнительные артикуляторные упражнения для губ

  1. Поднимание только верхней губы - обнажаются только верхние зубы.
  2. Оттягивание вниз нижней губы - обнажаются нижние зубы.
  3. Показать зубки (одновременно поднимается вверх верхняя губа и опускается вниз нижняя губа).
  4. Имитация полоскания зубов.
  5. Закусить нижнюю губу верхними зубами.
  6. Закусить верхнюю губу нижними зубами.
  7. Чередование двух предыдущих движений.
  8. Вибрация губ (фырканье лошади).
  9. При выдохе удерживать губами карандаш или стеклянную (пластмассовую) трубочку.

Дополнительные артикуляторные упражнения для губ

  1. Поднимание и опускание спинки языка при широко открытом рте.
  2. Присасывание к небу спинки языка.
  3. Поднимание и опускание широкого кончика языка внутри ротовой полости: к верхней десне, к нижней десне.
  4. Загибание узкого кончика языка вверх и вниз: к носу и подбородку, далее - на верхнюю и нижнюю губу, затем - на верхние и нижние зубы.
  5. Поочередное загибание узкого кончика языка внутри ротовой полости к альвеолам верхних и нижних зубов.
  6. Желобок внутри ротовой полости.

2. Развитие фонематического анализа и синтеза

Коррекционная работа по формированию фонематического анализа и синтеза проводится с учетом сложности различных форм звукового анализа и синтеза в следующей последовательности.

1.        Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.        

  1. Выделение гласных из ряда звуков.
  2. Узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.
  3. Узнавание гласных на фоне многосложных слов.
  4. Выделение согласных из ряда других звуков.
  5. Узнавание согласных на фоне многосложных слов.

2.        Выделение первого и последнего звука в слове, определение места   звука (начало, середина, конец).

  1. Выделение первого ударного гласного из двусложных слов.
  2. Выделение последнего ударного гласного из слова.
  3. Определение места ударного гласного в слове (начало, середина, конец).
  4. Выделение первого согласного звука из слога и односложных слов.
  5. Выделение первого согласного звука из многосложных слов.
  6. Выделение последнего согласного звука из односложных и многосложных слов.
  7. Определение места согласного звука (начало, середина, конец).

3.        Определение последовательности звуков.

  1. В ряду гласных: ау, уа;
  2. В обратном слоге: ам, ап, ах;
  3. В прямом открытом слоге: му, ха, да;
  4. В закрытом слоге типа: мак.

     На третьей стадии коррекционная работа проводится по следующим направлениям:

 В соответствии с традиционной методикой коррекции нарушений звукопроизношения на этой стадии ставятся задачи постановки звука (занимается этим логопед), автоматизации и дифференциации звуков речи.

     1. Развитие восприятия речи, уточнение акустического и произносительного образа звука

   Развитие восприятия речи проводится с использованием заданий на имитацию слогов. Предлагаются слоги с правильно произносимыми звуками, со стечением и без стечения согласных: тух, кан, кван, к лень, двон и др.

Уточняется, прежде всего, слуховой образ звука. Звук соотносится с неречевыми звуками (с - как течет вода из крана, з - как звенит комар, ш - как шелестит листва, ж - как жужжит жук и т. д.).

2. Формирование фонематического анализа и синтеза

Развитие фонематического анализа и синтеза предполагает формирование умения выделять отрабатываемый звук в слове, определять его место, дифференцировать от других звуков, прежде всего, далеких по звучанию и артикуляции. Например, можно дать следующие задания: поднять флажки, если в слове слышится звук с; отобрать картинки, в названии которых имеется звук с; определить место звука с (начало, середина, конец) в словах: сом, лес, осы, сад, нос, усы. С учетом уровня сформированности звукового анализа и синтеза у детей, их возраста  в работу можно включить и задания по развитию сложных форм фонематического анализа. Например, детям предлагается определить, каким по счету звук с является в словах усы, нос, носок, миска и др., нарисовать графическую схему слова и отметить на ней место звука с. При этом необходимо помнить, что на этом этапе фонематический анализ осуществляется детьми только на основе слухового восприятия, без произнесения слова.

3. Артикуляторная моторика

Развитие артикуляторной моторики проводится в виде артикуляторной гимнастики. Артикуляторная гимнастика представляет собой определенный комплекс упражнений для губ, языка, подготавливающих правильное произнесение звука. Целью артикуляторной гимнастики является отработка каждого элемента артикуляции звука. Например, для звука с - губы в улыбке, язык широкий, боковые края приподняты, кончик языка за нижними резцами, язык горбом, посередине языка желобок (углубление).

     Упражнения подбирают в соответствии с дефектом речи ребенка. Для неговорящих детей и детей с большим количеством дефектных звуков подойдет основной комплекс артикуляционной гимнастики.

При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность - идти от простых упражнений к более сложным.

Например, такие как: «Окошко», «Лягушка», «Хоботок», «Лопаточка», «Трубочка», «Часики» и т.д. (см. в приложении)

4. Автоматизация звука

Автоматизация звука, с точки зрения физиологической, представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Новые условно рефлекторные связи еще очень хрупкие и без подкрепления быстро разрушаются. Автоматизировать звук - это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т. д. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения,

способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляторного уклада. Она осуществляется по принципу «от легкого к трудному», «от простого к сложному».

В системе занятий по автоматизации звуков предусматривается постепенное усложнение заданий и речевого материала.

Например, на этапе автоматизации звука с в слогах и словах предусматривается следующая тематика занятий.

  1. Автоматизация звука с в открытых слогах: са, сы, сэ, со, су.
  2. Автоматизация звука с в обратных слогах: ас, ос, ыс, ус, ис и др.
  3. Автоматизация звука с в закрытых слогах (звук в начале слога): со л, сот, сак и др.
  4. Автоматизация звука с в закрытых слогах (звук в конце слога): лос, тос, кас и др.
  5. Автоматизация звука с в слогах со стечением согласных: ста, ска, ост, уск, иск и др.
  6. Автоматизация звука с в простых односложных словах (звук в начале слова): сад, сыр, сок, сук, сух и др.
  7. Автоматизация звука с в простых односложных словах (звук в конце слова): лес, лис, вес, нос.
  8. Автоматизация звука с в односложных словах со стечением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.
  9. Автоматизация звука с в простых двусложных словах (звук в начале слова): сани, сыро, сухо и др.

  1. Автоматизация звука с в простых двусложных словах (звук в середине, конце слова): оса, косы, весы, овес и др.
  2. Автоматизация звука с в двусложных словах со стечением согласных (звук в начале слова): сумка, свекла, стакан, стайка и др.
  3. Автоматизация звука с в трехсложных словах без стечения согласных: сапоги, сухари, самолет и др.
  4. Автоматизация звука с в трехсложных словах со стечением согласных: скамейка, ступени, капуста и др.

Аналогичным образом проводится автоматизация звука с в четырехсложных словах.

На следующем этапе проводится автоматизация звука в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, связной речи. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.

5. Дифференциация звуков

Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения у детей.

Коррекционная работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, которые чаще всего нарушаются у детей. Определена следующая последовательность дифференциации звуков: б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш, с-ш, з-ж, ц-с, ч-ть, ч-щ.

В процессе развития дифференциации звуков предлагаются задания на имитацию слогов. Например, при дифференциации с-з, са-за-са, за-са-за и т.д Эффективным методом работы является определение фонетической правильности слова. Детям предлагаются слова отличающиеся фонетически сходными звуками: кольцо - кольсо, ласточка - ластощка и т. д. Дается задание определить, правильно ли названо слово.

       При проведении подобной коррекционной работы важное значение придается наиболее адекватному взаимодействию «взрослый - ребенок». Чем более тяжелое нарушение имеется у ребенка, тем детальнее разрабатывается для него программа с подробной разбивкой каждого задания на отдельные фрагменты, т.е. учитель «шаг за шагом», ведет ребенка к намеченной цели.

   Важным является принцип систематичности и последовательности в обучении. Согласно этому принципу, изложение учебного материала должно соответствовать внутренней логике изучаемого материала, а также возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, с  учетом ведущего нарушения развития, времени его возникновения, причины и механизма, а также сохранных функций, общего состояния здоровья ребенка и компенсаторных возможностей его центральной нервной системы.

Список использованной литературы:

1.Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Т.Б.Епифанцева.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 576 с.

2. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Энциклопедия логопедических игр/ О.Г.Ивановская, Л.Я.Гадасина. – СПб.: КАРО, 2004.-176 с.

3. Краузе Е.Н. Логопедия/ Е.Н.Краузе.-2 изд., испр. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНАпринт, 2003.- 208 с.

4. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.В.Кузнецова. -   М.: Академия, 2002.-480с. 

5. Кузнецова Я.В. Рабочая тетрадь логопеда и воспитателя коррекционных групп/ Я.В.Кузнецова.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 160 с.

6.Медведева И.В., Моторина Т.Г. Логоигры / И.В. Медведева, Т.Г.Моторина. – СПб.: КАРО, 2003. – 208 с.

7. Назарова Н.М. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / Н.М.Назаровой. - М.: Академия, 2000.-400с.

8.Неретина Т.Г. Педагогика для особых детей: учеб. пособие по спец. педагогике  / Т.Г.Неретина. -  Магнитогорск: МаГУ, 2001.-112с

специалистов: монография / М.А.Поваляева. -  Ростов н./Д: Феникс, 2002.-352с.

9.Филичева Т.Б. Основы логопедии: учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"

Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речевой деятельности у детей с ОНР достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, по фор...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Тема "Зима"Формирование семантического поля слова "Зима", развитие валентности слов и совершенствование функций словоизменения....

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПУТЕМ РАЗВИТИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАВЫКА

данная статья посвящена проблеме выявления и коррекции общего недоразвития речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Недоразвитие лексической стороны речи является одним и...

Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ

Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...