Конспект занятия "Звук и буква С. Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Алена Валерьевна Чегодаева

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по лексической теме "Зима", знакомство со звуком С, буквой С.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Звук и буква С. Зима.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

- формировать и расширять у детей «семантическое поле» слов-глаголов;

Коррекционно-развивающие:

- автоматизировать у детей звук С в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля;

- развивать дыхание и голос;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- уточнять и расширять слова через формирование семантического поля слова «снег» и развитие валентности слов;

- развивать навыки словоизменения;

Коррекционно- воспитательная:

- обучать детей правильному поведению на ледяной горке.

Оборудование: таблица акустико-артикуляционного образа звука [С], цветные фишки, искусственная ёлочка; ёлочные шары из бумаги с предметными картинками, пластиковые снежинки.

Ход занятия

  1. Организационный момент

- К какому времени года относятся слова: снег, санки, снежинки, снеговик? (Зима)

II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

  1. Общее расслабление.

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем…

  1. Развитие общей моторики. Выполнение действий по  тексту.

Рано утром на полянке

Веселятся две снежинки

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

  1. Развитие мелкой моторики. «Снежок»

Раз, два, три, четыре

Загибают пальчики начиная с большого.

Мы с тобой снежок слепили.

Лепят, меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий.

Показывает круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий.

Грозят пальчиком.

  1. Развитие мимических мышц.

Найдите  «Мы умеем улыбаться. Мы умеем удивляться. Мы умеем сердиться. Мы умеем огорчаться».

  1. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:

- для челюсти: «Улыбочка»;

- для языка: «Почистим нижние зубки», «Сердитая киска»;

- для губ: высунули язык «лопаточкой» и сдули снежинки со своего стола.

  1. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
  1. Объявление темы занятия.

Сегодня мы поговорим о снеге, о словах-родственниках к слову «снег» и при этом будем правильно произносить звук С.

  1. Акустико-артикуляционный образ звука.

- Проверьте, как у вас работают губы и язык:

- губы улыбаются;

- кончик языка находится за нижними зубами;

- язык, как «сердитая киска» (боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам; передняя часть спинки языка поднимается к верхним бугорочкам и образует с ним щель;

- по середине языка идёт сильная, холодная, воздушная струя;

- горлышко молчит.

- Звук «С» - согласный, твердый, глухой, свистящий.

  1. Развитие фонематического слуха.

Перед детьми выставляется макет ёлочки. Дети украшают ёлочку картинками, в которых встречается звук «С» в начале слова.

- Разделим слова на слоги. Каким способом?

Картинки: сани, совок, сом, сова, самокат.

Ребенок называет слово, украшает этой картинкой ёлочку и делит слово на слоги.

  1. Соотношение звука с буквой.

«С» - как серп рисуем с вами.

«С» - свернулся сом с усами.

На снегу подковы след.

«С» - сверкает силуэт.

5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях.

- Ребята, посмотрите у нас под ёлкой лежит «снежный» ком. Поиграем с ним?

- Я буду называть первый слог, а кому я кину «снежный ком» - второй слог.

- Добавь слог СА: ли…(са), ро…(са), плак…(са), о…(са).

- Добавь слог СЫ: бу…(сы), ко…(сы), у…(сы), ве…(сы), ча…(сы).

- Молодцы! Присаживайтесь за столы. Проанализируем звуки в слогах СА, СЫ.

                       Составление схем слогов:

- Ребята, у слова «снег» есть слова-родственники, которые образовались от слова снег:

- Маленькая частичка снега? (Снежинка).

- Снег, слепленный в ком, как называется? (Снежный).

- Как называется явление природы, когда снег сыплется с неба большими хлопьями и быстро? (Снегопад).

- Как называется фигура, слепленная из снега? (Снеговик).

- Как называется девочка из сказки, которую слепили Дед и Баба из снега? (Снегурочка).

- Как называется птица, которая прилетает с первым снегом? (Снегирь).

- Составим предложения с этими словами.

                Дети слепили снеговика.

                На березе сидит снегирь.

                С неба падают снежинки.

  1. Физкультминутка «Снежинка».

Снежинки пуховые,

Веселые, живые!

Взмахи руками.

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном

Кружиться.

И землю устилаете

Блестящим серебром.

Присесть.

  1. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

- Игра: «А что вчера».

                Сегодня снег блестит, а вчера …

                Сегодня снег падает, а вчера…

                Сегодня снег сверкает, а вчера …

                Сегодня снег тает, а вчера …

                Сегодня снег хрустит, а вчера …

                Сегодня снег идёт, а вчера …

- А сейчас вспомните слова действия, которые выполнял снег в игре: «А что вчера». Украсьте ёлочку снежинками при назывании каждого слова.

- Со снежинками ёлочке будет тепло зимой.

  1. Итог занятия и оценка деятельности детей.

- Какой звук мы учились говорить правильно?

- О каком времени года мы сегодня говорили? Вспомните действия, которые относятся к слову снег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Идет зима аукает" для детей среднего возраста в рамках тематической недели "Проводы зимы"

Цель: Закрепить знания детей о зиме, ее явлениях, изменениях в природе, узнавать эти изменения в природе, узнавать их в музыке, загадках. Определять настроение музыки, характеры передаваемых образов. ...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"

конспект  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...

Звуки [В], [Вь]. Буква В. Зимующие птицы

Знакомство со звуками В и Вь, расширение словаря по теме "Зимующие птицы"...