НОД по развитию речи «Составление рассказа по интеллектуальной карте «Осень».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Паршина Светлана Анатольевна
«Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… - начните показывать картинки, и они заговорят свободно, непринужденно…»
 
                                          К. Д. Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_sostavlenie_rasskaza_ob_oseni.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи

Тема: «Составление рассказа по интеллектуальной

               карте «Осень».

 Познавательная область: систематизировать знания об осенних месяцах, явлениях, приметах и поговорках; упражнять в умении работать по интеллектуальной карте; расширять знания детей о названиях осенних месяцев; основных приметах осени; изменения, происходящие осенью в растительном и животном мире; чем занимаются осенью люди, как одеваются; отличительные особенности ранней и поздней осени; воспитывать любовь к зимним видам спорта.

Речевая область: продолжать умение рассказывать по карте, используя разнообразные виды предложения, употребляя предлоги, наречия; формировать умение слушать и оценивать ответы своих сверстников.

Социально – коммуникативная область: развивать навыки общения и самоконтроля, доброжелательно относится к своим сверстникам; при помощи карточек эмоций (радость и грусть) определять свое настроение по окончании выполнения различных заданий.

Художественно – эстетическая область: воспитывать эстетические навыки соприкосновения с природой, к красоте осенних явлений; красиво и пластично двигаться под музыку.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, заучивание стихотворений и примет, поговорок, пословиц об осени; рассматривание альбомов и иллюстраций по теме; художественное рисование по теме, включить воображение, память для создания образов по теме, уметь выразительно с помощью пантомимики и речи показывать образы; выразительно читать стихи, ритмично выполнять движения; проявлять творческую индивидуальность; эмоционально окрашивать свое отношение к происходящему; активно использовать знания об осенних явлениях, полученные ранее.

Материал: картинки по теме «Осень», указка, буквы СОН, осенняя веточка, осенние листочки на каждого ребенка, карточки эмоций (радость и грусть) на каждого ребенка; мяч, музыкальный центр,  диск.

Ход НОД: 

Дети стоят полукругом около воспитателя.

Воспитатель: Доброе утро говорю я вам!

Дети: Доброе утро ответим мы вам!

Вместе: Как две ниточки протянем Доброту и Теплоту друг другу.

Звучит классическая музыка П.И. Чайковского «Времена года. Осень».

 Дети слушают «Времена года. Осень», затем рассказывают, что они представляют под музыку. Осень в музыке: Уметь внимательно слушать музыкальный фрагмент; включать воображение, вспоминать образы, связанные с осенью, описывать их, используя образные выражения.

Воспитатель: Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Внимательно послушайте и отгадайте загадку. 

Плащ золотистый она надевает,

Теплое лето она провожает,

Птиц отправляет в дальние страны,

Нам оставляет дожди и туманы. (осень)

Воспитатель: Правильно, в загадке говорится об осени. И мелодию, которую мы слушали, называется «Осень». 

Сегодня мы с вами будем составлять рассказ о времени года по карте, которая состоит из нескольких картинок. Мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. Думаю, вам есть, что рассказать.

Воспитатель: Сейчас надо будет передавать друг другу вот эту осеннюю веточку,  и называть приметы, поговорки, пословицы, явления про красавицу осень.

- Вы готовы?

-  Начинаем!

Дети садятся на стульчики.

Приметы – сентябрь, октябрь, ноябрь.

Ребенок 1: В лесу много рябины – осень будет дождливая, если ж мало – сухая. Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.

Ребенок 2: Большие муравьиные кучи с острыми крышами – на суровую зиму.

 Ребенок 3: В какую сторону ложатся животные, с той и жди ветра.

Ребенок 4: Гром в сентябре предвещает теплую осень и снежную зиму.

Ребенок 5: Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают» - будет стоять хорошая осень.

 Ребенок 6: Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.

Ребенок 7: Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, снизу – поздняя.

Ребенок 8: Замечали: чем суше и теплее сентябрь, тем позднее приходит зима.

Ребенок 9: Сентябрь пахнет яблоком, а октябрь – капустой.

 Ребенок 10: Холодней батюшка октябрь, а ноябрь еще холодней.

Ребенок 11: В ноябре зима с осенью борется.

Ребенок 12: Ноябрьские ночи до снега темны.

Ребенок 13: Ноябрь – «полузимник»: с утра – дождь, а к вечеру снег сугробами лежит.

Ребенок 14: В ноябре снега надует – хлеба прибудет.

Пословицы. 

Ребенок 1: Сентябрь без плодов не бывает.

Ребенок 2: В сентябре и лист на дереве не держится.

Ребенок 3: В сентябре одна ягода, да и та – горькая рябина.

Ребенок 4: Холоден сентябрь, да сыт.

Ребенок 5: Плачет октябрь холодными слезами.

Ребенок 6: Осень говорит: «Озолочу», а зима: «Как я захочу!».

Ребенок 7: В октябре на одном часу – и дождь, и снег.

Ребенок 8: Ноябрь – ворота зимы. Ноябрь – сумерки года.

Ребенок 9: Ноябрьские ночи до снега темны.

Ребенок 10: В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

Явления. 

Воспитатель: Назовите признаки осени в неживой природе. Подробнее расскажите, каким становится день.

Дети: Осенью день становится короче, а ночь – длиннее.

Воспитатель: Почему погода становится прохладной?

Дети: Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной.

Воспитатель: Какие осадки характерны для осени?

Дети: Чаще идут дожди, поздней осенью даже выпадает снег.

Воспитатель: У каждого времени года есть три сына. Что это за сыновья?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, месяцы.

Вы знаете названия зимних месяцев?

А весенних?

А летних?

А как зовут сыновей Осени? ( сентябрь, октябрь, ноябрь) 

Братья месяцы хотят вам рассказать о себе. 

Ребенок 1: В сентябре тепло, как летом, И цветы кругом цветут. Школьники идут учиться. Их уроки в школе ждут.

Ребенок 2: В октябре желтеют листья,

                    И багряные леса,

                    Листопад украсит землю.

                    Ах, какая красота!

Ребенок 3: В ноябре дождливо, сыро, Небо тучами закрыто, Лужи, грязь, завяли травы, И тепло уже забыто.

Воспитатель: Знаете, ребята, я обнаружила кое – что очень интересное. Давайте выпишем рядышком первые буквы осенних месяцев.

Первый месяц – сентябрь. (воспитатель произносит названия месяцев, выделяя первые звуки «с-сентябрь», «о-октябрь», «н-ноябрь»).

Выписываем букву С, вторую О, третью Н.

Давайте прочитаем, что у нас получилось: СОН.

Вот это слово и будет нашим «осенним» словом.

- Что в нем обозначает буква С? Буква О? буква Н?

- Я думаю, что неслучайно у нас получилось такое «осеннее» слово.

- Как вы считаете? (заслушиваются ответы детей, затем воспитатель обобщает их).

Воспитатель: Осенью вся природа готовится ко сну, к отдыху: растения будут спать под снежным одеялом, некоторые животные впадут в спячку, а другие будут вести уже не такой активный образ жизни, как летом.

- А вы знаете, ребята, в старину месяцы года и, в частности, осенние месяцы назывались совсем по-другому. Их названия до сих пор говорят нам о многом.

   У сентября в народном календаре есть несколько имен - рябинник, хмурень, листопадник.

- Как вы думаете, почему его так называли? (воспитатель сначала выслушивает ответы детей, только потом делает свой вывод).

 Октябрь в народном календаре – это листовой, грязник, свадебник.

 Ноябрь – это подзимник.

- Ребята, а вся ли осень одинаковая? (ранняя, поздняя).

Сейчас девочки прочитают два стихотворения, а вам надо будет назвать как можно больше признаков осени.

Ребенок 1: Паутинки, как тюль,

                    Принакрыли кусты.

                    И тепло, словно летом,

                    Солнце землю спасет.

                   Астры ярко цветут,

                   Хризантемы – принцессы

                   Свои чудо – цветки

                   Под лучи подставляют.

Ребенок 2: Насекомые исчезли,

                    И замерзли водоемы.

                    Осень поздняя настала

                    Холод принесла с собою.

                    Потянулись птицы к югу –

                    Нечем стало им питаться.

                    До весны с родимым краем

                    Им придется распрощаться.

Воспитатель: Сейчас надо будет передавать друг другу мяч и назвать как можно больше осенних слов.

- О каком времени года мы сегодня говорим?

-  Вспомните, какая бывает осень?

- Назовите  осенние месяцы.

Но, чтобы рассказ был полным, надо вспомнить, что мы относим к неживой природе? (явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода).

 Теперь проведем гимнастику. Пальчиковая гимнастика «Поздняя осень». Ветер северный подул, (подуть на пальцы) С-С-С

Все листочки с липы сдул, (с-с-с)

Полетели, закружились и на землю опустились, (ладони зигзагами плавно опустить на стол) 

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап (постучать пальцем по столу) 

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил. (постучать пальцем по столу) 

Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил, (плавные движения вперед- назад кистями)

Одеялом их накрыл. (ладони крепко к столу). 

Воспитатель: О чем теперь будем говорить?

 Мы будем говорить о растениях. 

- Что мы относим к растительному миру? (деревья, кустарники, травы, цветы, грибы).

- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (осенью опадают листья с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его недостаточно; листья меняют цвет и начинается листопад).

- Что же изменяется в жизни трав и цветов? (трава засохла, потому что стало холодно, и не хватает солнечного света).

Физическая минутка «Осень» (изображают деревья в осеннем парке, по стихотворению М. Садовского). 

Березы косы расплели, (наклоны головы к плечам, при этом спина прямая, ноги на ширине плеч)

Руками клены хлопали, (поднимаем руки в стороны до уровня плеч, затем руки опускаем, хлопаем по ногам)

Ветра холодные пришли, (мах руками над головой из стороны в сторону, изображаем раскачивание деревьев)

И тополи затопали. (одновременно топаем ногами)

Поникли нивы у пруда, (наклон вперед, спина округлена, свободные, расслабленные руки касаются пола)

Осины задрожали, (трясем кистями)

Дубы, огромные всегда (потянулись вверх, встаем на цыпочки)

Как будто меньше стали. (присели на носочках, подняв пятки, колени вместе, руки на коленях)

Все присмирело. (в приседе округлили спину, пригнули голову к коленям, руками обхватили)

Съежилось, поникло, пожелтело. Лишь елочка пригожая К зиме похорошела. (выпрямились, упражнения для позвоночника, совершая вращения туловища вокруг вертикальной оси, спина прямая, руки двигаются свободно вслед за туловищем).

Воспитатель: Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного.

- Кого мы относим к животному миру? (зверей, птиц, насекомых, земноводных).

- Что же происходит в жизни зверей с приходом осени?

- Что меняется в жизни птиц?

- Чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые?

- Какие работы выполняются в садах? (нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай). 

- Какие еще работы выполняются в саду? (собирают урожай: яблоки, груши, копают картоыель и морковь и т.д.). 

- А как трудятся в деревне, на полях? ( в селах убирают оставшийся хлеб, свеклу, лук). 

Убранные поля удобряют и вспахивают. На поля высеивают семена озимой ржи, пшеницы, в огородах сеют морковь, петрушку, укроп.

Подумайте и скажите обо всем мы рассказали, что задумывали?

- Ничего не упустили?

- Чьи ответы понравились больше всего?

- У кого из ребят они были самыми полными и правильными?

Динамическая пауза. 

Воспитатель: Дети! Сейчас мы отправимся с вами на осеннюю полянку, на которой много красивых листочков. Возьмите по одному листочку и проходите на полянку. (звучит музыка)

Воспитатель: Мы с вами листочки, которые росли на деревьях. Но, вдруг налетел ветер, и все листочки закружились в воздухе. Они все такие красивые, легкие. Упали на полянку и стали танцевать свой танец. Сначала покружились и полетели вперед – назад. Покружились. Молодцы! Но тут подул легкий ветерок, и все листочки разлетелись кто куда. Ветер успокоился, все листочки набегались и сели на поляну, образуя красивый «ковер», и уснули! Молодцы! А теперь нам пора возвращаться в группу. Опять закройте глаза. Раз-два- три глаза открыть. Мы снова превратились в ребят, проходите и займите свои места.

После динамической паузы дети составляют рассказ.

Итог.

Воспитатель: Мы сегодня выполняли много заданий и играми.

У вас под стульчиком лежат карточки, на которых изображены эмоции.

- Какие эмоции изображены на карточках? (радость и грусть).

Покажите карточку своей эмоции: радости или грусти и расскажите, что вы чувствуете и почему?

Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи.Составление рассказа на тему"Осень".

Задачи:Учить детей составлять рассказ об осени при помощи мнемотаблицы. Развивать связную речь, умение аргументировать.Воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе....

Развитие речи «Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице» в средней группе

Развитие речи «Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице» в средней группе.Цель: обобщить знания детей об осени, характерных признаках осени, выучить ст...

Конспект занятий по развитию речи составление рассказов на тему "Осень наступила"

Задачи:Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;продолжать учить детей отвечать на во...

Конспект по развитию речи "Составление рассказов на тему "Осень"

Работа направлена на детей с нарушением речи....