Музыкально-литературная гостиная "Весеннее настроение"
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Автор материала: Чугина Елена Александровна, учитель-логопед, высшая категория

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx28.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно- музыкальная гостиная «Весеннее настроение»

Интегрированный досуг для детей старшего дошкольного возраста

Цель: продолжать знакомить детей с прекрасным миром классической музыки, творчеством русских поэтов – классиков, художников через синтез искусств (музыка, поэзия, художественное искусство).

Задачи:

- развивать музыкальные и художественно - творческие способности детей;

- учить детей эмоционально откликаться на содержание произведений;

- развивать двигательные качества и умения, передавая характер музыкальных произведений через движение;

- прививать любовь к русскому художественному слову через его нравственное и

духовное восприятие;

- постигать красоту музыки и живописи через лучшие произведения русских и зарубежных классиков;

- совершенствовать интонационную выразительность речи, её завершённость;

Центральная стена музыкального зала украшена весенней композицией. Проектор.

Музыкальный центр. Диски с записями классической музыки по программе «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой. Портреты композиторов: Антонио Вивальди, Петра Ильича Чайковского; поэтов - классиков: С. Есенина, А. Пушкина, А. Блока, Н. Некрасова. Репродукции картин.

Предварительная работа

Беседы о весне, ее характерных признаках и приметах, подбор и разучивание песен

и стихов о весне. Знакомство с творчеством композиторов, художников и поэтов, писавших произведения о весне. Слушание произведений П. И. Чайковского «Март. Песнь жаворонка», «Апрель. Подснежник», «Май. Белые ночи» из альбома «Времена года»; Антонио Вивальди концерт «Времена года» «Весна». Беседы о характере прослушанной музыки, о ее выразительных средствах. Постановка и разучивание музыкально – ритмических композиций.

Под звуки  «Вальса» Свиридова, дети заходят в музыкальный зал, рассаживаются на стулья.

Ведущий 1.

Добрый день! Снова распахнула свои двери наша литературно- музыкальная  гостиная. И так радостно и светло от того, что мы с вами, наши маленькие друзья, снова собрались здесь,
чтобы поговорить о чудесном времени года весне.
(Слайд 1)

Ведущий 2

Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. Вдруг населилась земля, проснулись леса, луга. Прошли морозы, отзвенела капель. Природа проснулась. Появились первые цветы. Наступила весна – утро года!

(Слайд 2)

Ребенок 1.

Ф. Тютчев

Весенние воды

Ребенок 2

А. Плещеев

Весна

Ведущий 2.

На полянках травка зелена,

Во дворах мы слышим птичьи голоса.

В хоровод зову я вас,

Мы устроим перепляс.

«Трепак» музыка П. И. Чайковского

Ведущий 1. Ребята, назовите месяцы весны.  Конечно, март - первый месяц весны. Еще лежит кругом снег, но солнышко пригревает всё теплей и ласковей. (Слайд 3)

Ребёнок 3.

А. Весенний

Светлее небо, тает снег.

Ребенок 4

И. Пивоварова «Картина ясна – пришла весна»

Ведущий 1.Наступила весна, которую все с таким нетерпением ждали. Солнце теперь встает раньше, а заходит позже, и с каждым днём греет всё сильнее и сильнее. Птицы, которых так давно не было слышно, поют громче.

Ведущий 2. Ребята, послушайте, как звучит утро в музыкальном произведении известного композитора.

Звучит «Утро» Э. Григ

Ведущий 2.

Вы узнали это произведение? Молодцы. Утро… пробуждение. После долгого зимнего сна начинает пробуждаться природа. Воздух прозрачен и чист. Что за звонкие птичьи трели слышатся высоко в небе? Кто так радостно щебечет и купается в теплых лучах весеннего солнышка? (Слайд 4)

Ребенок 5.

Ф.Тютчев

Зима недаром злится.

Ведущий 1. Под солнце самое взвился незримый жаворонок мой.

И в яркой светлой вышине поёт и кружится с весной. (Слайд 5)

Дети исполняют песню А. Филиппенко «Тает снег»
Ведущий 2. Ребята, послушайте, какая прекрасная музыка прозвучит сейчас! Может быть, кто-то из вас  узнает ее, и вспомнит  название?

Звучит фонограмма пьесы П. И. Чайковского «Жаворонок»

Ведущий  2. Композитор очень любил природу и изобразил в музыке каждый месяц. Этот цикл он назвал: «Времена года». Кто покажет портрет П. И Чайковского? (Слайд 6)

Ведущий 1. Весна радостно продолжает своё шествие по земле. И вот уже апрель - второй месяц весны, весны воды, вступил в свои права.

Ребенок 6.

С. Есенин

Черёмуха

Ребенок 7.

С. Маршак
«Апрель! Апрель!»

(Слайд 7)
Ведущий 1. Расскажите, что в народе про апрель говорят.

Дети называют пословицы.

Вода с гор потекла — весну принесла!

Апрельские ручьи всех будят.

Апрель всех напоит.

Ведущий 2. Ребята, предлагаю вам послушать, как музыка, передает звучание бегущих ручьев в пьесе «Ручеек» музыка Эдвард Грига.

Ведущий 1. Есть у меня  загадка для вас. Послушайте.

Наступило в лесу утро раннее.

Что за песенка звенит на проталине?

Чей-то нежный голосок еле- еле слышен-

Кто, расправив лепестки, из – под снега вышел? (Слайд 8)

Ребенок 8.

А. Рязанцев

Под покровом леса снежного
Ребенок 9.

С Маршак

Снег теперь уже не тот

Ведущий 1. Веселые солнечные лучи искрятся в шумливых ручейках. Тревожно и
радостно тянется навстречу солнышку первый весенний цветок – подснежник. (Слайд 9)

Солнечные зайчики радостно скачут между просыпающимися от зимнего сна деревьями.

А на проталинах уже появляются первые весенние цветы. Это подснежники. Подснежники появляются на полянах так дружно, что кажется, будто на земле лежит кусочек голубого весеннего неба. Не хочется срывать такие цветы, ими можно только любоваться.

(П. Чайковский «Апрель. Подснежник.» из фортепианного цикла «Времена года»).

Ведущий 2. Ребята, послушайте еще одно музыкальное произведение. Вместе с музыкой хорошей к нам приходит волшебство. Осторожней, осторожней! Не спугнуть бы нам его. Вы знаете, сейчас у нас есть возможность увидеть танец маленьких нежных цветов.

Музыкально – ритмическая композиция танец с шарфами.

(П. Чайковский «Апрель. Подснежник.» из фортепианного цикла «Времена года»).

Ведущий 1.В апреле дни становятся длиннее и теплее. Пробуждается природа.

Прольются первые весенние дожди. Солнышко ласкает всех своими лучами. (Слайд 10)

Ведущий 2. А у какого композитора есть цикл «Времена года»?

Сейчас мы услышим фрагмент хорошо знакомого вам концерта «Весна».

Звучит фрагмент «Времена года. Весна» Вивальди

Ведущий 2. Что вы услышали в этом произведении?

А я услышала в этой музыке птичьи трели. Как прекрасно, что все перелетные птицы вернулись. Вы рады им?

Ребенок 10

А. Плещеев

Сельская песня

Ребенок 11

Г. Горбовский

Капель

Ведущий 1. А сейчас, ребята, я  предлагаю проверить ваши знания в викторине «Знатоки весенней природы».

В о п р о с ы   в и к т о р и н ы:

– Крашеное коромысло над лугом повисло. (Радуга.)

– Меня ждут-не дождутся, как увидят – разбегутся. (Дождь.)

– Был тугим он кулачком, а разжался – стал цветком. (Бутон.)

– Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)

– Какое дерево поит нас сладким соком? (Береза.)

– Какое дерево – самый лучший медонос? (Липа.)

– Какие цветы расцветают ранней весной? (Мать-и-мачеха, ландыш, одуванчик, подснежник.)

– Какой цветок облетает

От ветра, словно он тает? (Одуванчик.)

Ведущий 1. Май — третий месяц весны, весны зеленой травы. Все вокруг зеленеет, на деревьях распускаются листочки. В мае гремят первые грозы.
Зеленеет все вокруг,

Птичьих трелей слышен звук,

В зелень наш оделся край

Нас теплом встречает… май

Ребенок 12

C. Маршак

Сосулька

Ведущий 1. А сейчас я предлагаю окунуться в мир балета и посмотреть фрагмент из балета П. И. Чайковского «Золушка», «Танец цветов»

Показ фрагмента.

Ведущий 2.

Ребята, приглашаю вас послушать ансамбль музыкальных инструментов «Капелька». Они исполнят произведение   на треугольниках.

Игра на треугольниках  на фоне слайда  «Пробуждение весны»

Ведущий 2.

Вот такая многогранная наша весна! Сегодня мы с вами ещё раз могли

убедиться в том, что музыка прекрасно может сочетаться со стихами. И всё это связано

между собой. Выражает один образ, образ нашей русской красавицы — Весны.

Приглашаю вас поиграть в разную весну.

Игра «Разная Весна»

Ведущий 1.

Мои юные друзья, благодарю всех, кто пришел сегодня и разделил со всеми радость встречи  Красавицы  - Весны! Всем желаю добра и весеннего настроения! Предлагаю вам в группе    нарисовать свои впечатления об этой встрече. И показать выставку вашим друзьям. До свидания!

Приложение

Ф. Тютчев

Весенние воды

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!

Весна идёт, весна идёт,

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!..»

 

А. Плещеев

Весна

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

А. Весенний

 Светлее небо, тает снег.

 Светлее небо, тает снег,

Мы вам расскажем о весне:

Как птицы с юга к нам летят,

Как ручейки бегут, звенят.

И хочется, конечно, нам

Пустить кораблик по волнам.

И. Пивоварова «Картина ясна – пришла весна»

Что такое? В чем же дело?

Небо вдруг заголубело,

И умчались злые стужи…

На дворе капель - да лужи…

Кто же в этом виноват?

Ну, конечно, месяц март!

Ф. Тютчев

Зима недаром злится.

Зима недаром злится,

Прошла её пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё нудит Зиму вон —

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

С. Есенин

Черёмуха

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

С. Маршак
«Апрель! Апрель!»

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи,
После зимней стужи.
Пробирается медведь,
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь,
И, расцвел подснежник.
 

А. Рязанцев

Под покровом леса снежного.

Под покровом леса снежного
Он вырос, невысок,
Ласкает солнце нежное
Теплом своим цветок.
Он, словно небо ясное,
Такой же голубой,
Его весна прекрасная,
К нам принесла с собой!

С Маршак

Снег теперь уже не тот

Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром,
Светятся серёжки.

 А. Плещеев

Сельская песня

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей.

Дам тебе я зёрен,

А ты песню спой,

Что из стран далёких

Принесла с собой…

Г. Горбовский

Капель

Висела капля на носу у злого филина в лесу,

Другая капля в высоте у самолета на хвосте,

А третья - хвать за лучик, вот-вот сорвется с тучи.

А что там светится в глазах у девочки на лыжах?

Конечно, это не слеза, а просто - капля с крыши.

C. Маршак

Сосулька

Каплями забулькав,

Плакала сосулька:

- Я хотела сесть повыше,

Я хотела влезть на крышу.

Я ступила на карниз -

И боюсь свалиться вниз!

Кап!

Кап!

Кап!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-методическая разработка "Пушкинская лира". Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А.С. Пушкина

Знакомство с творчеством поэта А.С.Пушкина: стихи и сказки. В сценарии используются материалы следующих произведений: стихотворение, посвященное Арине Родионовне, "Сказка о царе Салтане, о его славном...

Конспект музыкально-литературного вечера в 10 классе. Тема: "Музыкальный Чехов"

Конспект музыкально-литературного вечера в 10 классе к ВКР "Музыкальные страницы рассказов А. П. Чехова на уроках литературы в школе"....

Музыкальная гостиная "Природа и музыка". Связь традиций древней Руси и современности. (музыкально-литературная композиция (стихи автора)

Формирование  навыков коллективной творческой деятельности педагогов, развитие интереса к  классической музыке, создание условий для творческого общения....

Музыкально-литературный вечер посвященный циклу музыкальных произведений композитора П.И.Чайковского " Времена года"

Цикл произведений П.И. Чайковского "Времена года" и стихи писателей , прсвященные тому или иному месяцу. Кнаткое содержание музыки каждого месяца, его характера....

Музыкально-литературная гостиная "Осеннее настроение"

Музыкально-литературная гостиная в рамках проекта "У природы нет плохой погоды"...

Сценарий Осенней музыкально-литературной гостиной "Осеннее настроение"

Сценарий Осенней музыкально-литературной гостиной "Осеннее настроение". Подходит для детей старшего и подготовительного возраста. Предполагается активное участие родителей....