Статья О вопросе развития речи детей раннего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора
статья по развитию речи на тему

Дегтярева Елена Викторовна

В данной статье рассказывается о проблеме развития звуковой культуре речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_degtyareva_e.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Дегтярева Е.В.,

Научный руководитель - канд. пед. наук, доц. М.В.Папина («Алтайский государственный гуманитарно-педагогический

университет имени В.М. Шукшина») К вопросу о развитии звуковой культуры речи у детей раннего возраста посредством малых жанров фольклора

В раннем дошкольном возрасте у детей улучшается подвижность артикуляционного аппарата (мышцы языка, губ, нижней челюсти), совершенствуется речевой слух, работа голосового аппарата. Дети усваивают многие звуки, учатся говорить, но в этом возрасте ярко выражено и несовершенство звуковой стороны речи, что является одной из важных проблем в работе с малышами.

Актуальность исследования заключается в том, что дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых, но современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых в силу их занятости, редко слышит рассказы, сказки и потешки из уст своих родителей. Проявляющийся интерес и эмоциональный отклик малышей на потешки, сказки, загадки помогают «разговорить» детей. Это обусловлено возрастными особенностями детей младшего дошкольного возраста, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью концентрировать внимание лишь на короткий период времени.

Исследования Л.Н. Павловой доказали роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства, в них отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка, т.к. содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей.

О значимой роли художественного слова - детской литературы и фольклора - в процессе развития речи детей младшего дошкольного возраста писала А.П. Усова. Художественное слово народного поэтического творчества - припевки, потешки, маленькие народные песенки - дети слышат с самого раннего возраста. Такие процессы как одевание, прием пищи и др., требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо.

Теоретический анализ научно-педагогической литературы показал, что именно фольклорные произведения, будь то потешки, колыбельные песенки или сказки характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. Именно, народные песенки, колыбельные, потешки, сказки при систематическом их рассказывании, способствуют развитию у ребенка слуховой сосредоточенности, навыки слушания и повторения речи взрослого. Художественная литература - это волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития.

С целью выявления эффективности использования малых жанров фольклора в развитии звуковой культуры речи у детей раннего возраста в 2016/2017 учебном году на базе МБДОУ «Детский сад №69» г. Бийска была проведена опытно- экспериментальная работа.

Изучение процесса усвоения звуковой стороны речи у детей раннего дошкольного возраста проводилось в соответствии с диагностикой, предложенной О.С. Ушаковой и Е. М. Струниной [4] по следующим параметрам: уровень развития слухового восприятия, состояния артикуляционной моторики, фонематического слуха, звукопроизношения и общего звучания речи у детей.

На констатирующем этапе в экспериментальной и в контрольной группе детей с низким уровнем развития звуковой культуры речи составило 36% и 35% (по 8 человек). Детей со средним уровнем - в экспериментальной - 55%, в контрольной группе - 52%. Высокий уровень развития звуковой культуры речи имеют 9% детей в экспериментальной группе, и в контрольной - 13%.

На формирующем этапе эксперимента был реализован разработанный комплекс образовательных мероприятий, который включает в себя два этапа: подготовительный и основной.

Подготовительный этап работы включал в себя следующие мероприятия: анализ предметной среды группы, сбор информации, материала для реализации основного этапа, формулирование цели и задач мероприятий, организация игрового взаимодействия с детьми, выставка книг с различными жанрами фольклора. В период подготовительного этапа уже включались в проведение режимных моментов различные потешки, приговорки.

На основном этапе работы продолжали использовать малые формы фольклора в режимных моментах, проводился подбор материала для проведения занятий в соответствии с тематическим планированием. Работа по развитию звуковой культуры речи у детей раннего возраста с использованием малых жанров фольклора интегрировалась с занятиями по рисованию и лепке. Новым стало в образовательном процессе данной группы проведение интегрированных занятий.

Во внезанятийной совместной деятельности с детьми выполнялись аппликации и рисунки по фольклорным произведениям, проводился показ театров с использованием русских народных персонажей. В группе постоянно пополняли развивающую игровую среду на основе фольклорных произведений: книги, иллюстрации - в книжном уголке, самодельные куклы - в игровом уголке для игр-драматизаций.

Наиболее понравившиеся фольклорные произведения заучивались с детьми. На музыкальных занятиях прослушивались колыбельные песни.

По окончании реализации комплекса мероприятий наблюдения в ходе данной деятельности с детьми показывают результат работы:

- дети проявляют интерес к малым жанрам фольклора, с интересом рассматривают рисунки в книге, называя знакомые предметы, самостоятельно задают вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?»;

  • научились внимательно слушать народные песенки, сказки и др. произведения, воспринимать интонацию, темп и ритм речи;
  • при чтении воспитателем знакомых произведений договаривают слова, фразы; стараются правильно произносить звуки и интонационно показывать настроение в общении, в беседе;
  • читают наизусть потешки, песенки, заклички, пробуют рассказывать тексты сказок целиком (иногда с помощью взрослого),
  • с помощью взрослых играют в знакомую сказку.

Сравнительный анализ результатов изучения уровня развития звуковой культуры речи у детей раннего дошкольного возраста на контрольном и констатирующем этапе исследования показал следующее. В экспериментальной группе и в контрольной группе детей с низким уровнем развития звуковой культуры речи стало меньше - на 22% и 4% соответственно; со средним уровнем - в экспериментальной группе стало на 8% больше, в контрольной группе - осталось то же количество детей - 52%; с высоким уровнем развития звуковой культуры речи детей стало больше - в экспериментальной группе на 15%, в контрольной - 4%.

Таким образом, на контрольном этапе эксперимента выявлена положительная динамика развития звуковой культуры речи у детей раннего возраста в экспериментальной группе. В контрольной группе, где опытная работа не велась, показатели изменились незначительно. Можно констатировать, что работа по развитию звуковой культуры речи у детей раннего возраста будет более эффективна, если использовать малые жанры фольклора.

Литература

  1. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2009. - 560 с.
  2. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 64 с.
  1. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора

Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.Правильная речь является одним...

Программа развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

Курс программы дошкольного образования предполагает организацию педагогического процесса вне организованной образовательной деятельности с учетом речевой подготовки и возможностей детей старшего дошко...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора.

Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста....

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...

Родительское собрание "Воспитание КГН у детей младшего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора"

Цель: дать родителям знания о значении культурно-гигиенических навыков у детей.План собрания:Рассказ воспитателя о необходимости формировании КГН у детей.Использование фольклора при формировании ...

Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через малые формы фольклора

laquo;Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через малые формы фольклора». Проблема развития речи на сегодняшний день очень актуальна.При обследовании детей, посту...