Организованная образовательная деятельность по восприятию искусства на тему «Осенняя пора» подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Алимова Светлана Владимировна

Организованная образовательная деятельность по восприятию искусства на тему «Осенняя пора»

подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alimova2_konspekt.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность по восприятию искусства на тему «Осенняя пора»

подготовительная группа

заместитель заведующего по ВМР Дубцова Марина Вениаминовна

воспитатель Алимова Светлана Владимировна

Цель: Знакомство детей с жанром пейзажа и видами искусства.

Задачи:

1) «Художественно - эстетическое развитие».

- Развитие эстетического эмоционально - личностного отношения к явлениям природы и искусству на примере жанра живописи – пейзаж.

- Развитие наблюдательности, познавательной и творческой активности: развитие желания внимательно рассматривать пейзаж, любоваться окружающей нас красотой, дать представления о том, какие предметы изображаются в пейзаже.

-Развивать представления об изобразительном искусстве. Стимулировать эстетические оценки и суждения.

2) «Познавательное развитие».

- Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.

- Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.

-Обогащать опыт восприятия дошкольниками живописных произведений, в которых представлена осенняя природа.

- Активизировать интерес к разным видам искусства (музыка, поэзия, живопись, декоративно - прикладное искусство).

3) «Речевое развитие».

- Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.

- Поощрять высказывание детьми собственных предпочтений, ассоциаций.

- Активизировать использование слов и словосочетаний: пейзаж, натюрморт, настроение картины, краски осени, золотая осень, поздняя осень.

Методы и приемы

- практические: Игра «Подбери краски», игра - превращение «Оживление картины», сравнение, коллективное восприятие;

- наглядные: рассматривание картин; изображений природы в произведениях мастеров народных промыслов;

- словесные: рассказ воспитателя, чтение стихотворения  «Осень, осыпается » А. Толстого, «Унылая пора» А.С. Пушкина, беседа об осени, её красках, о том, какая бывает осень, вопросы.

Материалы и оборудование: репродукции картин И. Остроухова «Золотая осень», Ф. Васильева «Перед дождём», И. Михайлова «Овощи и фрукты», В. Дюжаева Поднос «Рябина с птицей». Палитра, краски гуашевые, кисти, бумага. Выставка картин «Обитель» Антонова В.Н., «Золотая осень» Антонова В.Н., «Берег Волги» Антонова В.Н., «Горный кряж»  Антонова В.Н.

Музыкальный ряд: произведение П.И. Чайковского из цикла «Времена года» №10 - «Октябрь. Осенняя песня».

Литературный ряд: «Осень, осыпается » А. Толстой, «Унылая пора» А.С. Пушкин.

Предварительная работа: экскурсия в картинную галерею, чтение стихотворений «Осень» А. Плещеева, «Осень (отрывок)» А. Пушкина, «Шуточка про Шурочку» А. Барто, «Листопад» И. Бунина, рассматривание репродукций, фотографий с изображением пейзажа, беседа об осени. Выставка детского творчества  «Осень золотая», фотовыставка «Осень на дворе». Развивающие игры «Осенняя пора», «Краски осени».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Двигательная пауза - игра – превращение «Оживление картины»

Познавательно-исследовательская

Рассматривание пейзажных изображений И. Остроухова «Золотая осень», Ф. Васильева «Перед дождём»; изображений природы в произведениях мастеров народных промыслов  В. Дюжаева Поднос «Рябина с птицей», натюрморта И. Михайлова «Овощи и фрукты».

Коммуникативная

Беседы, рассказывание, обсуждение, чтение стихотворения, игра «Угадай – ка».

Изобразительная

Игра «Подбери краски» - подбор цвета, используя теплые и холодные тона.

Элементарный бытовой труд

Поручения (индивидуальные и подгрупповые), совместные (коллективные) действия.


Логика образовательной деятельности

1 этап по восприятию искусства

Этап занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Вводная часть

Восприятие картин и произведений различных видов искусства, в которых создан образ осени.

 Воспитатель обращает внимание детей на выставку картин и произведений различных видов искусства, в которых создан образ осени.

Читает поэтические строки о золотой осени.

Внимательно слушают воспитателя.

Рассматривают картины и произведения различных видов искусства, в которых создан образ осени.

Деятельностный

Основная часть. Знакомство с жанром – пейзаж.

Игра «Угадай – ка»

У детей складывается общее представление, что пейзаж изображает художник, чтобы порадовать зрителей, обращают внимание на красоту окружающего мира.

Усвоение детьми, что изобразительное искусство даёт целую группу искусств, которые создают зрительные художественные образы.

Усвоение детьми представление о новом виде искусства пейзаж. Пейзаж  - это изображение природы в любое время года.

Воспитатель показывает на экране слайды  

картин:

И.Остроухова «Золотая осень»,

Ф.Васильева «Перед дождём»,

И.Михайлова «Овощи и фрукты»,

В. Дюжаева Поднос «Рябина с птицей».

Спрашивает детей:

-Кто догадался,  какое время года изображено во всех произведениях искусства?

-Можно ли отнести эти произведения к одному виду искусства?

- Эти произведения относятся к трем основным видам искусства: литература, музыка и изобразительное искусство.

- Каждое произведение, это целый мир, который может рассказать о многом.

О чем могут рассказать эти произведение?

- Чем отличаются виды искусства друг от друга? (показ на экране репродукций картин, слушание музыки, стихотворения)

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Угадай – ка!».

- Я называю выразительное средство, а вы отгадываете вид искусства.

Если образ осени создан с помощью:

- слова -…,

- звука - …,

- изображения - ….

-Как называется изображение, выполненное красками, в цвете?

- Сегодня мы будем рассматривать произведения, на которых изображена природа. Как можно назвать эти картины одним словом? (показ на экране пейзажных произведений).

Рассматривают репродукции картин. Отвечают на вопросы, высказывают предположения.

Осени

нет

О красоте дерева, о настроение природы, волшебстве золотой листвы, о чувствах автора.

Изобразительное искусство - смотрим глазами, музыку – слушаем,  литературное произведение – читаем, слушаем поэтические строки.

- Литература.

-  Музыка.

-Изображение.

- Живопись (повторение хором и индивидуально).

Рассматривание пейзажных произведений, изображенных на экране.

- Пейзаж (повторение индивидуально и хором).

И. Остроухов «Золотая осень».

Ознакомление с репродукцией картины И. Остроухова «Золотая осень».

Первый опыт коллективного восприятия и усвоение выразительных средств этого произведения.

Воспитатель показывает пейзаж И. Остроухова «Золотая осень».

Рассматривание картины с детьми. Вопросы:

- Чем красива осенняя природа?

Какие приметы осени вы знаете?  

Всегда ли осень бывает одинаковая?

Кто или что главный герой этого пейзажа? (клён).

Почему художник назвал свою осень золотой?

- Какой цвет является главным?

- Перечислите цвета, характерные для этого времени года.

- Какое настроение вызывает у вас эта картина

 Почему вам радостно (грустно), когда вы смотрите на картину?

- Можно ли встретить осенние краски в окружающих нас вещах?

Рассматривают репродукцию картины И. Остроухова «Золотая осень».

-Цветом, настроением,

Перечисляют приметы осени.

-Нет.

-Цвета в картине желтые, красные, коричневые, золотистые.

-Золотой.

- Теплые, холодные, желтые, красные,…)

– Радостное.

-Картина яркая, теплая, уютная.

-Да.

Ф. Васильев «Перед дождём».

ИГРА - ПРЕВРАЩЕНИЕ «Оживление картины»

Ознакомление с картиной

Ф. Васильева «Перед дождём».

Умение подбирать наиболее подходящие слова характеризующие картину (средства, смысл, настроение).

Умение определять характер картины.

Создавать образ и настроение героев  через пластику и мимику.

Воспитатель показывает картину Ф. Васильева «Перед дождём». 

Рассматривание пейзажа. Вопросы:

- О чем рассказывает эта картина?

- Какое настроение стремится передать автор?

- От чего зависит настроение природы? (солнце, дождь, тепло, холодно, красиво, мрачно…)

- Какое настроение у вас вызывает эта картина?

ИГРА - ПРЕВРАЩЕНИЕ «Оживление картины» Детям показывают картину Ф. Васильева «Перед дождём». После рассмотрения картины воспитатель предлагает детям оживить картину. Дети сами выбирают себе роли для оживления. Двое детей мальчик и девочка встают на атрибут (скамейку), трое детей встают за скамейкой в роли деревьев с поднятыми руками в направлении ветра. Один ребенок вживляться в роль гуся, двое детей в роли ворон.

Дети должны представить себя в ролях выбранных ими самими, для оживления картины и подобрать максимальное количество слов для описания своих ощущений.

Рассматривают картину Ф. Васильева «Перед дождём».

Дети подбираю слова, наиболее подходящие для этой картины.

Отвечают на поставленные вопросы воспитателя.

Вместе с педагогом ищут варианты образного описания той или иной характеристики пейзажа,  подбирают прилагательные, определения, примеры,  характеристики из личного опыта.

 Рассматривают репродукцию картины  Ф. Васильева «Перед дождём».

Дети подбирают максимальное количество слов для описания своих ощущений.

Сравнение картин Ф. Васильева «Перед дождём» и И. Остроухова «Золотая осень».

Игра «Подбери краски».

Задание по подбору цвета, которые использовали художники в этих картинах.

Приобретают умение подбирать правильно цвет с помощью смешения красок на палитре и цветных полосках.

Воспитатель показывает картины Ф. Васильева «Перед дождём» и И. Остроухова «Золотая осень». Сравнивает их с детьми.

Вопросы воспитатель:

-Картины похожи между собой?

-Чем отличаться эти картины?

-Какие чувства вызывает у вас репродукция картины Ф. Васильева «Перед дождём»?

-Какие чувства вызывает у вас репродукция картины И. Остроухова «Золотая осень»?

Воспитатель  предлагает подобрать цвет с помощью смешения красок на палитре, для этого приготовлены чистый лист бумаги, гуашевые краски, кисти. Первый ребенок наносит на лист толстым слоем краски, соответствующие картине Ф. Васильева «Перед дождём», а второй ребенок наносит   краски, соответствующие картине  И. Остроухова «Золотая осень». После нанесения красок ребята показывают  свою работу.

Воспитатель задает вопрос:

-Ребята, так какие у нас картины по отношению друг к другу?

Рассматривают репродукцию картин Ф. Васильева «Перед дождём» и  И. Остроухова «Золотая осень».

Нет, они разные

Настроением, цветом

Тревожное, мрачное.

Радостное, теплое, яркое.

На чистом листе бумаги подбирают цвет с помощью смешения красок на палитре.

Дети приходят к выводу, что они контрастные – противоположные! (по цвету, по настроению, по поведению деревьев).

В Дюжаев Поднос «Рябина с птицей»

Ознакомление с народно – прикладным искусством В. Дюжаева Поднос «Рябина с птицей» Умение отличить народное прикладное искусство от пейзажа или натюрморта

Воспитатель показывает Поднос «Рябина с птицей» В Дюжаева.  Просит внимательно рассмотреть его.

Вопросы:

- Какое отношение имеет этот поднос к нашей теме? (верно, здесь тоже изображены дары осени – художники всегда стремились запечатлеть их в картинах, а народные умельцы украшали ими предметы быта, посуду)

- Вам нравиться изображение?

- Чем?

- Чем отличается это произведение от картины - пейзажа?

- Чем красивы произведения народных промыслов?

 Несколько минут дети рассматривают картину.

-На нем изображены дары осени.

-Да.

- Оно яркое, сочное, нарядное.

Это предмет народного искусства, (поднос это предмет быта – посуда, но она нарядная, красивая).

- Они нарядные, яркие, интересные.

И. Михайлов «Овощи и фрукты».

Дети знакомятся с репродукцией И. Михайлова «Овощи и фрукты».

Упражняются в умении отличать натюрморт от пейзажа.

Воспитатель показывает репродукцию И. Михайлова «Овощи и фрукты». Задает вопросы:

- А это пейзаж?

- А почему?

-Какое отношение имеет эта картина к нашей теме?

Рассматривают репродукцию И. Михайлова «Овощи и фрукты».

- Нет. Это натюрморт

- На картине изображены овощи и фрукты, положенные человеком для написания картины.

- На ней изображены дары осени.

Заключительный

Итог. Задание на дом «Игра-поиск»

Воспитатель дает детям задание самостоятельно отыскать пейзаж (среди открыток, репродукций или в зале музея), которые могут быть определенной или разной тематики.

Дети самостоятельно находят пейзаж (среди открыток, репродукций или в зале музея).

ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в форме игровых ситуаций Тема: «Волшебница Вода» (подготовительная группа)

Конспект организованной образовательной деятельности в форме игровых ситуацийТема: «Волшебница Вода» (подготовительная группа)Задачи:1.     Познавательные: -...

Конспект организованной образовательной деятельности тренировочного вида по физическому развитию с детьми подготовительной группы комбинированной направленности на тему «Школа мяча».

Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, в метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, бе...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы на тему «Ты мой друг и я твой друг»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию целостной картины мирадля детей подготовительной группына тему «Ты мой друг и я твой друг»...

Организованная образовательная деятельность по восприятию искусства на тему «Братья наши меньшие». старшая группа

воспитатель Вдовенко Виктория Викторовна. Цель: знакомство старших дошкольников с анималистическим жанром и скульптурой.Задачи:1) «Художественно - эстетическое развитие»- Развитие эст...

Конспект организованной образовательной деятельности По развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе. Тема « Осень»

Дети учатся пересказывать текст с наглядной опорой, отображающих последовательность событий. Закрепляют навыки преобразования символов мнемодорожки в слова и предложения....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Осень золотая» для детей второй младшей группы

Конспект организованной образовательной деятельности  по познавательному развитию на тему «Осень золотая» для детей второй младшей группы...