"Сказка о Матрешке"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок используются карты Проппа. Так как В. Я. Пропп был фольклорист, то он рекомендовал работать с волшебными народными сказками. Прежде, чем приступить к сочинению сказок по картам, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых, ребята познакомятся, и освоят все сказочные функции. В этом и помогут карты Проппа, своеобразные схемы, по которым дети узнают те события и эпизоды сказки, которые символиически изображены на этих картах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_konspekt_zanyatiya_karty_proppa.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект комплексного занятия:

«Сказка о Матрешке».

Старшая  группа

Образовательная область и направление: речевое развитие.

Цель: развитие творческого рассказывания.

Задачи:

1. Систематизировать знания детей о матрешке, как о виде русской народной

игрушки.

2. Совершенствовать умение придумывать продолжение сказки с помощью

карт Проппа.

3. Развивать связную речь в процессе фантазирования сказки.

4. Развивать творческую активность детей в процессе изобразительной

деятельности и речевого фантазирования.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость, способность к эмпатии,

сопоставлению себя с героем сочиняемой сказки.

6. Развивать умение передавать художественный образ, через изобразительное искусство.

7. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками в процессе

коллективного решения поставленной задачи.

8. Воспитывать любовь к народной культуре своей страны, через восприятие себя, как части этой культуры.

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное

развитие, речевое развитие.

Предварительная работа:

1. Проведение игр на ознакомление с основными сказочными функциями:

а) «Чудеса в решете» - как и с помощью чего осуществляются превращения

и волшебство;

б) «Кто на свете всех злее?» - выявление злых и коварных сказочных героев;

в) «Волшебные имена» - выяснение причин, почему дали именно такое имя герою.

2. Работа с картами Проппа:

а) пересказ по картам Проппа новых сказок;

б) рассказывание знакомых сказок с выделением сказочных функций.

3. Знакомство с Матрешкой:

а) история создания игрушки;

б) изготовление;

в) разнообразие расписных Матрешек.

Оборудование: карты Проппа, магнитная доска, большая Матрешка, цветастый платок, магнитофон, песня «Приходи сказка» Ю. Ким, песня «Веселые Матрешки» музыка Ю. Слонова, слова Л. Некрасовой.

Индивидуальная работа: активизировать пассивных, застенчивых детей, вовлекая их процесс создания сказки, предлагать им повторить или уточнить какой - то момент, спрашивать их мнение о событии или персонаже. Наиболее активным детям предлагать изобразить, что сделали персонажи сказки, показать мимику героя сказки.

План.

I. Звучит песня«Приходи сказка». Дети рассаживаются на стулья полукругом напротив стола и магнитной доски.

-доброе утро, детки.

- Сейчас прозвучала волшебная музыка, она перенесла нас в другой мир.

-как вы думаете, Куда мы попали? (В сказку).

- А что такое - сказка(Чудеса, волшебство, превращения, то чего не бывает.)

-Посмотрите на столе что – то спрятано под платком.

- .... Помоги мне убрать платок.

-Под платком Матрешка.

- Как вы думаете, ребята, почему Матрешка оказалась в нашей сказке(Потерялась, пришла в гости.)

- Я знаю, почему Матрешка здесь. Уже много лет Матрешка радует детей и взрослых России.  

-А вы знаете сказку о Матрёшке? (Нет.) 

-Как вы думаете, Матрешке обидно?(да)

 -А Мы можем ей помочь?

-Как мы можем порадовать Матрешку(Сочиним про неё сказку).

-Ребята, Я уже сочинила свою сказку и хочу рассказать.

Читаю сказку.

Жили были Дед и баба и была у них курочка Ряба.(1)

 Однажды она встретила Матрешку и сказала ей ко-ко-ко, что обозначала давай дружить. Стали они дружить. (2)

Бабушка с дедушкой, курочку Рябу, на рынок послали, та с собой Матрешку взяла. (3)

По дороге Матрешка пропала. Злодей ее украл, Кощей бессмертный, хотел ей конфетку дать в девицу-красавицу превратить и жениться, но матрешка не согласилась. (4)

Курочка Ряба пошла матрешку выручать. (5)

Нашла волшебное яйцо, разбила его, достала из яйца иглу- смерть Кощея, сломала иголку, тут злодей и умер. (6)

А курочка Ряба и матрешка домой вернулись. (7)

Устроили праздник. Из матрешки все ее подружки: матрешки, матрешечки повыскакивали, в хоровод встали вместе с курочкой Рябой. Песни пели и плясали. вои т и сказке конец, а кто слушал молодец.(8)

II. Воспитатель выкладывает на стол карта Проппа.

А сказку сочинить, помогли мне волшебные карты.  Сейчас, Я Вам расскажу, что означает каждая карта.( показываю и кладу на стол): 

«Жили - были»( Жили были Дед и баба и была у них курочка Ряба)

«Особое обстоятельство»( Однажды она встретила Матрешку и сказала ей ко-ко-ко, что обозначала давай дружить. Стали они дружить),

 «Герой покидает дом»( Бабушка с дедушкой, курочку Рябу, на рынок послали, та с собой Матрешку взяла),

  «Враг начинает действовать»( По дороге Матрешка пропала. Злодей ее украл, Кощей бессмертный, хотел ей конфетку дать в девицу-красавицу превратить и жениться, но матрешка не согласилась), 

«Появление друга-помощника»( Курочка Ряба пошла матрешку выручать)

 «Герой вступает в битву с врагом»( Нашла волшебное яйцо, разбила его, достала из яйца иглу- смерть Кощея, сломала иголку, тут злодей и умер)

«Враг оказывается поверженным»( А курочка Ряба и матрешка домой вернулись),

 «Счастливый конец»( Устроили праздник. Из матрешки все ее подружки: матрешки, матрешечки повыскакивали, в хоровод встали вместе с курочкой Рябой. Песни пели и плясали. вои т и сказке конец, а кто слушал молодец).

-Понравилась вам моя сказка?(да)

 -а теперь Давайте выложим карты по порядку.

-Кто из вас был самый внимательный и помнит значение карт? Расскажите Матрешке. Остальные могут помогать, но не нужно выкрикивать

(Один ребенок выкладывает карты, называя их значение своими словами, а остальные помогают выложить их в правильном порядке.(на магнитной доске)

-Давайте немного отдохнем и поиграем.

Физкультминутка:

Все нарядные сестрички,

На ногах есть черевички,

Любим петь и танцевать

И с ребятами играть

Хлопают в ладоши

Выставляют поочередно ноги

Присесть, встать, руки на поясе

Прыжки во круг себя.

- Мою сказку вы послушали, а теперь будем вместе создавать вашу сказку, а я вам буду записывать ваши сказки и  помогать, с помощью своих волшебных карт. .

Давайте будем Внимательно слушать своих товарищей. Но помните, как правило, в сказке счастливый конец.

(Начинается создание сказки. По возможности выслушать все предложенные варианты и выбрать совместно с детьми тот, который вписывается в общий сюжет и нравится большинству. Интересные слова и выражения записываются, чтобы их можно было потом правильно воспроизвести.  (Помогаю по картам) 

-Молодцы, какая волшебная и интересная сказка у нас получилась.

-А теперь давайте все вместе  придумаем название сказки.

-Ребята, давайте присоединимся к героям сказки и вместе отпразднуем победу. --Все встаем со своих стульчиков и  становимся в хоровод и немного потанцуем.

III. -Садимся на свои стульчики.

- Ребята, у вас получилась замечательная сказка о Матрешке.

- Вам понравилось создавать сказку? (да)

-Что было самым трудным в создании сказки?

-А что самым веселым?  

-С помощью чего, ребята мы сочиняли сказку  (с помощью волшебных карт). (Необходимо выделить наиболее интересные детские высказывания, придуманные слова и выражения, использование традиционных для русских народных сказок персонажей и сюжетов).

 -Детки,  Подумайте, где так бывает так, что сказка нарисована и рассказана(Мультики.)

А что вы смотрите по телевизору? (мультики) а они нарисованные? правильно все мультики нарисованные

 -Ребятки, Можно сделать мультик и по нашей сказке!

-Я уже приготовила мультик про нашу матрешку, сейчас я вам его покажу.

-Я вижу, что нашей Матрешке она тоже очень понравилось и она приготовила вам подарки.

Список литературы:

1. Белобрыкина О. «Речь и общение». Ярославль. Академия развития. 1998

2. Диппель Н. «Карты Проппа как средство обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию».

3. Кашина А. «Конструктор сказок».

4. Пропп В. «Исторические корни Волшебной сказки». Библиотека Гумер.

5. Пропп В. «Морфология «волшебной» сказки».Москва. Лабиринт. 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кукла матрешка. История возникновения матрешки»

Презентация к проекту«Кукла матрешка.История возникновения матрешки»...

Консультация для родителей Матрешки по русским народным сказкам («Репка»). 1 младшая группа

Матрешки по русским народным сказкам («Репка»)1 младшая группаУважаемые родители! Предлагаем вам познакомиться с играми с матрешками по русским народным сказкам.Матрешка – уникальная развивающая игруш...

Матрешка с овощами Сказка "Репка"

Развлечение с родителями...

Конспект НОД по речевому развитию детей в младшей группе «Сказка о матрешках»

Конспект НОД по речевому развитию детейв младшей группе«Сказка о матрешках» 1 Образовательная область: речевое развитие, изобразительная деятельность.2. Цель: приобщение детей к восприя...

«Сказка о матрешках».

Цели:- Учить детей сравнивать предметы по величине  (большой, маленький, используя в речи соответственные прилагательные.- Развивать речь детей.- Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.Все ...

«Сказка о матрешках». Конспект занятия по развитию речи в младшей группе

Цели:- Учить детей сравнивать предметы по величине  (большой, маленький, используя в речи соответственные прилагательные.- Развивать речь детей.- Воспитывать отзывчивость, доброжелательность....